СЦЕНАРИЙ тематического дня ЯКУТИИ – праздника Ысыах.
Утро начинается с информации о празднике. В конце дня по данной информации проводится викторина, начисляются баллы и у участников появляются дополнительные бонусы в личной копилке.
У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов — делить год на две половины, а сам ысыах являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.
Ысыах - якутский праздник лета.
Слово Ысыах означает «изобилие». Якутский Ысыах — самый главный праздник в Якутии, он связан с культом солнечных божеств, плодородия. Между 10 июня и 25 июня (дата каждый год утверждается специальным указом) в столице республики Якутия городе Якутске отмечают приход тепла и возрождение природы — праздник «Ысыах»( в честь Бога Айыы), сопровождается обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми, конными скачками, соревнованиями сильных и ловких.
Всеобщее единение людей символизирует хоровод осоухай, означающий жизненный круг.
Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям.
В хороводе присутствует ведущий (осуохайдьыт), в чьи обязанности входит исполнение песен, посвященных окружающей реальности и возводящих хвалы происходящему вокруг. Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали осуохай в течение трёх дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год.
Кульминация праздника — обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока — кумысом. Ритуал символизирует рождение вселенной и человека.
В ысыах принято говорить фразу: „Уруй-айхал, Ийэ дойдуга! Слава родине!".
Игры Дыгына на празднике Ысыах
Народ саха помнит исторические времена, когда предводитель народа саха — Дыгын поставил перед собой задачу объединить свой народ. Он проводил ысыах, на который созывал из улусов самых достойных, сильных, ловких, сметливых. Дыгын устраивал состязания для богатырей-боотуров. Самые сильные и ловкие удостаивались высоких почестей.
Ребята разбиваются на команды и дают названия, созвучные реальным названиям улусов ( районов ) - Оленёкский улус, Оймяконский улус, Нерюнгринский улус, Олёкминский улус и т.п.
Задания:
1) «прыжки по клетке» (кириэс тэбии) – играющие прыгают по клетке на одной ноге, считаем сколько кругов сделает каждый участник.
2) «перетягивание пальцами» (кулуустээьии) – двое участника становятся друг против друга на прочерченной линии, сцепившись пальцами, перетягивая соперника на свою сторону.
3) «Петушиный бой» (ботууктэьии) – с каждой команды поочередно подходите и становитесь друг против друга. Руки на уровне груди, складываем крест на крест. Прыгая, на одной ноге толкаете, стараясь заставить соперника потерять равновесие и стать на обе ноги.
4) «Групповое перетягивание палки» – садимся на пол гуськом одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг о друга ступнями ног, остальные в каждой группе берут друг друга за талию, сцепляются пальцами.
3. Конкурс национальной одежды. В нем участвуют девочки с длинными волосами. На сцене девочки со своими командами представляют элементы якутского национального костюма. И измеряют длину косы с помощью кулака. Раньше якуты измеряли меру длины кулаками и пальцами. Называется он “Тутум”. Сколько кулаков столько и “тутума”.
4. Конкурс сказителей — олонхосутов на празднике Ысыах
Олонхо — древний героический эпос народа саха, величайший памятник устного народного творчества, в яркой художественной форме отражающий образ жизни, нравственные принципы, обычаи, историю и мировоззрение древнего народа — саха, выражающее торжество добра, гуманизма, гармонии Духа, Человека, Природы. Олонхо передавалось из уст в уста, его хранителями и носителями были сказители — олонхосуты, они были особо почитаемыми и уважаемыми людьми.
Моментальная сказка - ребята по командам представляют русские народные сказки сказки в стиле сказителей олонхо.
5. День завершился шаманским обрядом около костра, для вызволения солнышка, а также мы загадали желания по якутской традиции, принеся их в жертву благостному сизому дыму.
Осуохай – традиционный хороводный круговой танец якутов( обрядовый танец должен состоять из девяти кругов, символизирующих Солнце). Во время него танцующие, взяв друг друга за руки перемежаются с ноги на ногу двигаясь в неторопливом темпе. Темп движения непостоянный, регулируется ведущим и ускоряется на припеве. В хороводе присутствует ведущий (осуохайдьыт), в чьи обязанности входит исполнение песен и регулирование темпа движения хоровода.
Поздравляем вас с днем ысыаха, с праздником долгожданного северного лета!
Пусть Сизый дым широко разнесет злобные мысли!
Сизый дым стянет добрые мысли!
Пусть солнце будет полным!
Пусть радость будет светлой!
Пусть льется изобилье,
Пусть мир и согласие царят на нашей земле!
Уруй – Айхал!