Сценарий концерта ко Дню славянской письменности и культуры
День славянской письменности и культуры, посвященный памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, отмечается в нашей стране 24 мая. К нему приурочены различные мероприятия в учебных заведениях. Предлагаем один из вариантов проведения школьного мероприятия, приуроченного ко Дню славянской письменности и культуры.
Участники: Учащиеся 7–11-х классов.
Цель: Формировать духовно-нравственные ценности.
Задачи: Приобщить к культуре славянских народов, формировать уважение к культуре других народов. Развить творческие способности.
Материалы: Электронная презентация, минусовки песен
Примерное время: 60 минут.
Ход мероприятия
Ведущий 1: Россия – это океан земель, размахнувшихся на одну шестую часть света и держащих в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.
Ведущий 2: Россия – это семь синих морей. Горы, увенчанные белыми льдами. Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.
Ведущий 1: Россия – страна неслыханных богатейших сокровищ, которые таятся в ее глухих недрах. Россия – это многовековая дружба славянских народов-братьев.
Ведущий 2: Жили предки наши хорошо и привольно. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить. Умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали. И явились на Русь братья мудрые – Кирилл с Мефодием.
Ведущий 1: Вот они (показывает на экран). Справа Кирилл, в миру Константин. А слева Мефодий – в миру Михаил. Родом они из города Солуни, который находится в Греции. Это просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники.
Ведущий 2: Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию.
Ведущий 1: Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.
Ведущий 2: В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учрежден праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже боле ста лет.
Ведущий 1: И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию.
Ведущий 2: А что такое Болгария? Это Золотые Пески. Лавандовые поля. Долина персиков. Ореховые рощи. Долина Роз. Это не страна – солнечная радуга!
Ведущий 1: Маленькую экскурсию в Болгарию нам устроят (называет имена и фамилии участников) из (называет класс). Они прочитают стихи на болгарском языке – «Аз съм българе» (аз сым былгарче) и «Една българска роза» (эдна былгарска роза).
Группа учащихся читает стихи на болгарском языке.
Ведущий 1: В 1863 году в России было принято постановление о праздновании памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая – 24 мая по новому стилю.
Ведущий 2: Так что с датой мы не сильно опоздали…
Ведущий 1: Ну, или не очень поторопились (улыбается).
Ведущий 2: И кстати, я совсем забыл(а)… Чещч!
Ведущий 1: Зачем прощаться? Праздник только начался!
Ведущий 2: Польское слово «чещч» означает одновременно и «пока», и «привет». Поэтому не удивляйтесь, когда с вами начнут прощаться, хотя вы только пришли.
Ведущий 1: Я думаю, что иногда все же оно означает «пока». Люди иногда приходят так не вовремя.
Ведущий 2: О да! Я думаю, что об этом нам как никто другой могут поведать учащиеся (называет класс). Они покажут инсценировку рассказа «О визитах» польского писателя Юлиана Тувима.
Учащиеся показывают инсценировку на польском языке.
Ведущий 1: Спасибо участникам инсценировки. Иногда действительно хочется выставить всех гостей.
Ведущий 2: Особенно когда готовишься к контрольной или к экзаменам. Ведь невозможно делать десять дел одновременно. Не каждый же Юлий Цезарь.
Ведущий 1: Да! Зато я знаю страну, которая взрастила шестнадцать римских императоров! Вот так идут на рекорд (пауза).
Ведущий 2: Ну хватит эффектных пауз. Мы говорим о Сербии! Именно оттуда родом следующий номер, а вернее песня «Молитва», которую исполнит (имя, фамилия, класс).
Звучит песня «Молитва» Марии Шерифович, сербской певицы, которая с этой песней победила на Евровидении-2007.
Ведущий 1: Как красиво, аж мурашки по коже. А ведь совсем недавно был еще один великий праздник – День Победы.
Ведущий 2: Семьдесят три года прошло. Но каждый помнит великий подвиг советского народа. На войне не было национальностей. На войне были люди, готовые сражаться за мир до последней капли крови.
Ведущий 1: Кто-то умирал, а кто-то… Страшное слово – плен. Стихотворение «Письмо из плена» польского поэта Константы Галчинского прочитает (имя, фамилия, класс).
Звучит стихотворение на польском языке под музыкальное сопровождение – прелюдия Дмитрия Шостаковича.
Ведущий 2: Это все было. Великой ценой тогда достался мир. Главное – помнить!
Ведущий 1: И не допустить повторения.
Ведущий 2:
Я прислушиваюсь к словам:
Открывается в них Россия,
Жизнь и счастье дающая сила –
Легендарная быль славян.
Звучит отрывок с инсценировкой из песни «Небо славян» под гитару.
Ученики 10-х и 11-х классов.
Ведущий 1: Кстати о былях. Однажды в Полтаве испекли 160-килограммовый каравай для Сорочинской ярмарки Миргородского района. Это был рекорд Гиннеса. Хлеб-герой весил на десять килограммов больше, чем его предшественник. А размер каравая составлял два метра в ширину и три метра в длину.
Ведущий 2: А до этого был еще один рекорд – галушка весом в десять килограмм!
Ведущий 1: Сейчас учащиеся (называет класс) исполнят танец-импровизацию «По стопам предков».
Группа учащихся исполняет «Гопак».
Ведущий 2: Славяне – самая большая семья родственных народов в современной Европе. Их численность более трехсот миллионов человек.
Ведущий 1: Мир и дружбу между славянскими странами воспевают как единство великих народов-братьев – вольное, равное и нерушимое!
Ведущий 2: Сегодня из далекого Татарстана к нам приехал необычный подарок. (Имя, фамилия, класс) исполнит зажигательный татарский народный танец.
Участница исполняет татарский народный танец.
Ведущий 1: Наш праздник подходит к финалу. А в конце принято возвращаться к началу.
Ведущий 2:
Вот азбука – начало всех начал,
Открыл букварь, и детством так и дунуло!
А Константин-философ по ночам
Не спал – наверно, буковки выдумывал.
Ведущий 1:
Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего написанного слова,
Великого, как Тихий океан.
Ведущий 2:
Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно-строгие строки,
Литая славянская вязь.
Так вот где, так вот где впервые
Обрел у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную крепость глагол.
Ведущий 1:
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
«Аз есмь!» – заявила Вселенной,
«Аз есмь!» – заявила векам.
Ведущий 2: На это теплой ноте позвольте пригласить учащихся (класс), которые исполнят песню на польском языке.
Звучит песня на польском языке «Хей, соколы»
Ведущий 1: Спасибо всем участникам концерта за старание и интересные номера!. До встречи в следующем году на празднике славянской письменности и культуры!