Сценарий драматической постановки «Трудный выбор»
(по пьесе Гульнары Искалиевой «Трудный экзамен)
Автор-составитель
педагог дополнительного образования
МБОУ г. Керчи РК СШ. №1 им. В. Дубинина
Бодрова Татьяна Владимировна
Действующие лица:
Руслан, школьник – Сева
Александр, отец Руслана – Антон
Элеонора, Мама Руслана – Надя
Учитель – Тимофей
Психолог - Саша
Логико-математический интеллект (ЛМИ) – Ксюша
Философский интеллект (ФИ) – Диана
Лингвистический интеллект (ЛИ) - Марина
Образный интеллект (ОИ)- София
Межличностный интеллект (МИ) – Петя
Натуралистический интеллект (НИ) – Рома
Музыкально-артистический (МАИ) – Артём
Телесный интеллект (ТИ) – Ваник
ПСИХОЛОГ: Все очень просто. Каждый из нас — герой. Главный герой… большого и удивительного фильма. Этот фильм не покажут в кино. Он снимается, монтируется и проецируется в реальном времени в нашей голове, в нашем сознании. Вот тут. Еще недавно никто не мог посмотреть этот фильм… но мы достаточно далеко продвинулись в исследовании подсознания. И сегодня мы проводим эксперимент! Можно ли сдать экзамен, если перед тобой стоит трудный выбор? Какой, спросите вы? Никогда не догадаетесь!
Сцена I
УЧИТЕЛЬ: Опять опоздал!
РУСЛАН: Я со звонком.
УЧИТЕЛЬ: Садись! Сегодня пробный экзамен по физике. Если ты хочешь поступить на физфак, это очень важно. Списывать не дам! Замечу с телефоном — на выход. Время пошло!
(Звучит метроном. Интеллекты выходят и становятся сзади Руслана, внушают ему разные мысли)
РУСЛАН: Ну что ж, приступим. Первый вопрос: что такое система отсчета? Так, система отсчёта - это… Это, это, ну же, Руслан! пам-парам-пампам. Нет, не помню! Так, что дальше? Как читается первый закон Ньютона? Как же он читается? Вспоминай скорее, Руслан! В смысле читается? Это что, книга? Не понимаю… Так, соберись! Ты все знаешь. Ничего сложного. Расслабься. Как там тебя учили? Глубокий вдох! Выыыыыдох. Вдох, выдох… Так, я спокоен! Следующий вопрос: в чем проявляется относительность движения? Разве движение относительно? Все относительно… Хм, допустим, так… Почему утконоса назвали утконосом, а не уткоклювом? А действительно, почему? А кто включает свет, когда открывается холодильник? Да что за странные мысли лезут мне в голову? Тихо, вы же ему мешаете! Хм, зануда! Зануда, зануда! Так, последний вопрос. В чём заключается сила? Да, в чём сила, брат? В чём сила? В чём сила? Сила в правде! Аааааааа…. (Звенит звонок, Руслан хватается за голову)
УЧИТЕЛЬ: Экзамен закончен! Работу! Чистый лист? Руслан! Руслан! Что же делать? Так, нужно срочно звонить родителям!
(Телефонный звонок)
УЧИТЕЛЬ: Ало, Александр? Добрый день. Это учитель Руслана. Сегодня мы писали пробный экзамен по физике. И вы знаете, он сдал мне пустой лист! Я заметил, что в последнее время с Русланом творятся странные вещи. Мне кажется, он не может сосредоточиться на чём-то одном, и это мешает ему учиться. Если через неделю он не пересдаст, то, боюсь, о поступлении на физфак придётся забыть!
ОТЕЦ: Так, я понял! Но что же делать?
Учитель: Думаю, я могу вам помочь. Вам нужна консультация специалиста. Мой старый знакомый - экспериментальный психолог. У него хорошие клинические результаты. Кстати, в особых случаях он выезжает на дом.
ОТЕЦ: На дом? Отлично, ждём!
Ну, Руслан, получишь ты у меня!!!
(появление Руслана)
Сцена II
РУСЛАН: Пап, я должен тебе сказать...
ОТЕЦ: Что ты завалил пробный экзамен по физике?
РУСЛАН: Я не специально.
ОТЕЦ: У тебя все не специально. А на физфак поступать тоже не специально будешь? РУСЛАН: Пап, я все объясню.
ОТЕЦ: Объяснять маме будешь. Ты меня подвел. Я тебе доверял…А оказывается, что ты элементарный двоечник. Ну ничего… сейчас я тебе все винтики на место поставлю.
МАМА: Все винтики на месте.
(Руслан прячется за мамой)
ОТЕЦ: Не стыдно? Такой большой, а все за маминой спиной прячешься.
РУСЛАН: Я не прячусь. Я страхуюсь!
МАМА: В моем присутствии никакого насилия над ребенком.
ОТЕЦ: Да вы с ума сошли! Какое насилие? Я просто… поговорить хотел…
МАМА: Вербальное насилие — это тоже насилие.16 годиков пацану. А ты опомнился? Напомню, в этом доме все вопросы решаются в
режиме диалога.
ОТЕЦ: Да понял я, понял…
МАМА: А ты что спрятался? За поступки, между прочим, надо отвечать. Особенно за провалы. Все, обсуждайте, в пределах звуковой нормы, мне нужна тишина. Я медитирую…
(Мама уходит)
СЦЕНА III
ПСИХОЛОГ: Здравствуйте, психолога вызывали? Простите, у вас открыто!
ОТЕЦ: А, психолог, здравствуйте! Вот скажите, почему мой сын не знает физику, а?
ПСИХОЛОГ: Я не знаю
ОТЕЦ: Как не знаете? Почему не знаете? Вы же психолог?
ПСИХОЛОГ: Психолог!
ОТЕЦ : Ну, тогда мне интересно…
ПСИХОЛОГ: Я понимаю ваш интерес. На самом деле, мозг человека ещё не до конца изучен. Тем не менее, уже имеющиеся исследования сейчас активно используются в медицине и в психологии.
ОТЕЦ: Короче, Склифосовский, помочь сможешь?
ПСИХОЛОГ: Помочь смогу! Но для начала проведём небольшой тест! Так, клиент готов?
ОТЕЦ: Клиент готов!
ПСИХОЛОГ: Итак, молодой человек, приступим! Перед Вами картинка. Внимательно посмотрите и скажите нам: что Вы на ней видите?
(Психолог показывает картинку)
РУСЛАН: Неприятная картина. Смотреть на неё долго не хочется. Кажется…
ПСИХОЛОГ: Что кажется?
РУСЛАН: Сначала кажется, что два остроносых человека, предположительно мужчины, несут большой котёл. Между ними летает бабочка и мешает им. Потом я увидел крупным планом лицо клоуна, довольно страшного. Бабочка стала носом, котёл – ртом, головы - глазами, красная краска на висках. Ой!
ПСИХОЛОГ : Интересно, интересно!
ОТЕЦ : Мне тоже очень интересно! Что у моего сына в голове творится?
ПСИХОЛОГ: В голову лезть надо! Вот Вы знаете, как работает мозг?
А я могу Вам объяснить!
ОТЕЦ : Да, да! Прошу в мой кабинет!
(Уходят)
СЦЕНА IV
РУСЛАН: Мда…. весёлый был денёк…(надевает наушники,
на сцене появляются интеллекты)
РУСЛАН Простите, а вы кто?
Мы – это ты!
Вернее, часть тебя…
Каждый из нас – один из твоих интеллектов
Обычно у человека развиты 2-3 интеллекта, а у тебя…
А у тебя целых 8!!!
И все мы здесь!
РУСЛАН: Кажется, я схожу с ума!!!
Логико-математический интеллект: Вам кажется, что всё, что с Вами сейчас происходит, – это сумасшествие? Видите ли, у всякого сумасшествия есть своя логика. Поэтому я тут. Я ваш логико-математический интеллект! Дважды два - равно четыре. А пятью-пять - … 25 И все в таком духе. Ну, вы поняли, Руслан!
РУСЛАН Я понял, вернее, ничего не понял… А вы кто?
Философский: Я — философский интеллект. Помнишь, как тогда, ты сидел под звездным небом и думал: зачем это все? Личное счастье или общественное? Труд или наслаждение? Отвечай на вопросы, и тогда ты познаешь себя. Со мной ты станешь мыслителем с большой буквы. Глыбой! Ориентиром для поколений. Только в пути ты найдешь счастье свое. Оммммм.
Лингвистический интеллект: Границы языка — границы мира. Я пишу, записываю, сочиняю. Писатель и журналист. Лингвистический интеллект! Я появился в тебе, когда ты сочинял стихи о своей первой любви. Помнишь? Я точно знаю, что правильно поставленная запятая спасает жизни. Казнить нельзя, помиловать…
Образный : Картинка стоит тысячи слов. Образный интеллект— это я. Я вижу образы в пространстве и времени, в объёме и плоскости, в цвете и в чёрно-белом. Помнишь, как мы с тобой рисовали волшебные замки на Юпитере в детском саду? Этим можно заниматься всю жизнь…
Натуралистический В каждом из нас, мой друг, есть немного флоры и немного фауны. Я — натуралистический интеллект. Я биолог. Вспомни, как мы с тобой ухаживали за собакой и ориентировались в лесу. Разве это было не прекрасно? Природа - это прекрасно.
Межличностный К каждому человеку нужен подход. Даже если это твой папа. Межличностный интеллект— это у меня. Я помогаю устанавливать социальные связи. Знаю шесть способов расположить к себе человека. Вспомни тот Новогодний вечер в школе. Ты придумал сценарий, распределил роли и обязанности между всеми, и в итоге у нас получился отличный праздник…
Музыкально-артистический. Роза пахнет розой! Хоть розой назови ее, хоть нет. А я танцую и пою. Я музыкально-артистический интеллект. Я не могу жить без ритма. Музыка и сцена - это все. Кстати, только я знаю, что ты до сих пор танцуешь перед зеркалом, когда никто не видит.
Телесный Твоё тело – это храм и чудо! Главное выкладываться на 200%. Нет, на 300%. Я телесный интеллект. Я забиваю, как дышу. Дышу, как забиваю! Помнишь, как ты забил свой первый гол? А ведь это была твоя первая победа!
Руслан: Да, это была моя первая победа!(Кричит) Победа!
Все: Ура! Победа!!! Победа!!!
СЦЕНА V
(входят отец, психолог, мама)
ОТЕЦ: Кто кричал? Что здесь происходит?
МАМА: Что за шум? Я же просила… Кто все эти люди?
РУСЛАН: Пап…мам…кажется, это разные стороны моей личности.
ПСИХОЛОГ: Кажется, теперь я всё понимаю! Проблема очевидна! Это разные виды интеллекта. Их у него слишком много. И Руслан до сих пор не выбрал, какой ему следует развивать. Что ж, молодой человек, надо определиться! Иначе… Вы так и не сможете выбрать свою дорогу, свою профессию, своё будущее, наконец!
РУСЛАН: Но я так не могу… Они все кажутся мне слишком родными. Моими. Понимаете?
ПСИХОЛОГ: Да, я вас хорошо понимаю, выбор трудный, но сделать его необходимо!
РУСЛАН: Но это же всё - я!
ВСЕ: Всё — ты!
ОТЕЦ: Так, минуточку! А что — он состоит только из набора интеллектов? А как же честь? Совесть?
МАМА: Принципы, наконец!?
ФИ: Интеллект вашего сына действует заодно с душой, долгом, честью, совестью, нравственностью! Это же очевидно.
ЛМИ: Все это уже заложено в каждом из нас с детства — средой, воспитанием, родными! Без них мы не смогли бы ничего добиться! Ломоносов не стал бы великим ученым!
ЛИ: А Пушкин всемирно известным писателем.
МИ: Кутузов не победил бы Наполеона!
ФИ: Циолковский не положил бы начало покорению космоса.
ОИ: А Шишкин не смог бы так писать русские пейзажи.
РУСЛАН: Да понимаю я! Понимаю! Понимаю! Но что же выбрать?
ОТЕЦ: Давай уже что-то решать!
ПСИХОЛОГ: Я бы посоветовал сузить мечты и желания, решить, что интереснее всего и работать в этом направлении. Уверен, вы справитесь! Успехов!
СЦЕНА VI
РУСЛАН: Пап, мам, что же делать?
ОТЕЦ: Ты же понимаешь, сын: мы надеемся, что ты успешно сдашь экзамен! Это твой долг! Твоя честь!
РУСЛАН: Папа, мы не в 19 веке!
МАМА: А что 21 век отменил долг и честь? Ты задумывался, каково твоему учителю видеть, что ты проваливаешь экзамен? Значит, дело твоей чести - не оскорбить его двойкой!
РУСЛАН: Получается, что долг — это когда через “не хочу” и “не могу” - ради тех, кого любишь? (обнимает родителей)
МАМА: Так, так…Вижу, консультация психолога принесла свои плоды!
РУСЛАН: Видишь , мама! Оказалось, что я очень разносторонний человек и просто не могу определиться, кем стать, но я, кажется, уже знаю направление… Сейчас главное – сдать экзамен!
МАМА: Трудный экзамен!
РУСЛАН: Нет, самое трудное – не экзамен, самое трудное – это выбор, и кажется, я его сделал!
(звонок на экзамен)
ИНТЕЛЛЕКТЫ: Не мешайте, идет экзамен!
МАМА: Пойдем, пойдем, не будем мешать…
(Интеллекты уводят отца и мать со сцены. Возвращение в ситуацию первого экзамена)
ИНТЕЛЛЕКТЫ (Руслану) Не отвлекайся!(Помогают ему, подсказывают,
Руслан записывает... Звенит звонок)
УЧИТЕЛЬ: Экзамен закончен. Успел?
РУСЛАН: Успел.
ВСЕ Урааааааа!!!
ПСИХОЛОГ: Прошу внимания! Вот и закончился наш эксперимент! И он удался! Руслан всем нам доказал, что можно сделать трудный выбор и сдать наконец экзамен! Поэтому я всех поздравляю!
УЧИТЕЛЬ: Минуточку! Но если Руслан, как Вы говорите, сделал выбор, то почему же тогда все его интеллекты здесь? И ни от одного из них он не отказался? А?
ПСИХОЛОГ: Ну… Вы понимаете… Мозг человека – это такая сложная штука…
УЧИТЕЛЬ: Понимаю. Но я также понимаю и то, что Руслан не просто успешно сдал экзамен, он одержал главную победу – победу над собой. Над своими страхами и сомнениями. И помогли ему в этом как раз-таки все его интеллекты.
ОТЕЦ:…пусть все его способности остаются при нем!
МАМА: А что? Поддерживаю! Может быть, он станет новым Леонардо да Винчи или Ломоносовым?
УЧИТЕЛЬ: И откроет Новую эпоху! Эпоху талантливых, деятельных и достойных людей! Достойных своего прекрасного Отечества!
ВСЕ: Урааааа!!!