СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий экологической игры" Друзья леса"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий экологической игры" Друзья леса"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий экологической игры" Друзья леса"»

Сценарий экологической игры "Друзья леса"



Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа


Пояснительная записка.


Цель: Вовлечь учащихся в эколого-просветительную деятельность.


Задачи:

Закрепить знания о значении леса

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному Краю.

Прививать навыки по охране и восстановлению природных объектов.


Форма занятия: экологическая игра.


Оборудование:

костюмы лесовичка, мухомора,

жетоны в виде шишек ели, грибков,

1 /4 ватмана,

фломастеры (для конкурса краски, кисточки),

карточки с надписями: Дерево - жук - дрозд - лиса. Жёлудь-мышь-гадюка. Ель - клёст - ель (для составления пищевых цепей),

сладкие призы по количеству участников.


Подготовка: зал оформлен изображениями деревьев, кустарников, трав, птиц, животных, цветов, насекомых, 2 столика для команд.


На стене плакат: "Войди надёжным другом в лес, И он тебе откроет тайну больших и маленьких чудес".


Ведущий одет в костюм лесовичка:


- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поиграем в экологическую игру, призывом которой стали слова:


"Войди надёжным другом в лес,

И он тебе откроет тайну больших и маленьких чудес"


Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете о лесе. Он, как никогда, сегодня нуждается в защите, заботе и любви. Ребята, я вас прошу быть внимательными. В игре победит тот, кто действительно хорошо знает жизнь леса, умеет правильно вести себя в природе и оберегать её. Представляем наше жюри.


Итак, мы начинаем игру. На 2 команды я хочу вас разделить, так легче будет игру нам проводить. Справа от меня команда "Кедр", слева "Берёза".


И первое задание: "Назовите правила поведения в лесу" (Например, нельзя шуметь в лесу ит.д.) За каждый правильный ответ команда получит жетон в виде еловой шишечки.


На втором этапе вопросы будут задавать каждому участнику отдельно, совещаться нельзя.


Конкурс: "Растения леса "

Книга "Русский лес" удостоена Ленинской премии. Назовите фамилию автора(Л.М.Леонов) .

Назовите пословицы и поговорки о лесе.(Лес зимой согревает, летом прохладу даёт; осенью накормит", "Много леса -не губи, нет леса -посади" , и т. д.).

Назовите 6 лесных растений, плоды которых используются как лекарственное сырьё. (шиповник, черника, земляника, облепиха, боярышник, костяника)

Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? ( На срубе чётко видны годовые кольца. Сколько колец, столько ему лет)

Какие хвойные деревья растут в нашем лесу?

Что за трава, которую и слепой узнает? (крапива)

Из какого дерева делают лыжи? (из берёзы)

Из какого дерева делают спички? (из осины)

Как отличить сосновые и еловые шишки? (еловая продолговатая со светло-коричневыми чешуйками. Сосновая - широкая, короче еловой, бурая.)

Что можно изготовить из хвои сосны? (Искусственную шерсть, витамины, экстракты)


Лесовичок хвалит участников за правильные ответы, раздаёт жетоны. И предлагает следующий конкурс: "Лесные жители".

Как называют в Сибири гнездо белки? (гайно)

Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)

Какая птица подбрасывает свои яйца в другие гнёзда? (кукушка)

Перед какой погодой птицы перестают петь? (перед дождливой)

Что теряет лось каждую зиму? (рога)

Каких зайцев называют листопадничками? (которые родятся в листопад)

Какие животные спят зимой? (медведь, ёж)

Какой хищный зверь любит малину? (медведь)

Кто меняет шубу 2 раза в год? (лиса, белка, заяц)

Животное наших лесов, похожее на кошку. (рысь)


Слышен стук в дверь, появляется ребёнок, одетый в костюм мухомора. Предлагаю грибные загадки: "Если знаете ответ - хлопок, а не знаете - молчок! Договорились? За верный ответ жетончик-гриб.


Итак, внимание:


Он в лесу стоял, никто его не брал.

В красной шапке модной,

Никому не годный. (мухомор )


Этот гриб растёт под ёлкой,

Он звонче всех хрустит в засолке. (груздь)


А этот гриб волнуется и ясно почему:

ах как бы не испортили на шляпке бахрому. (волнушка)


Дружной семейкой и пышным букетом

Эти грибочки стоят на пеньке.

Знаю я точно ,найдётся мне место,

Почётное место в моём кузовке. (опята)


Скользкой, маслянистой шляпкой

Отличаются эти грибы.

Потрогайте.

И сами почувствуете вы. (маслята)


А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он в красной шляпке,

На шляпке горошки. (мухомор)


Мухомор: "Угадали это я!"


Что ж, загадки вы отгадали. Молодцы! Хорошо знаете о моих братьях грибах.


(Хвалит ребят и, уходит), идёт подсчёт жетонов.


Лесовичок: Следующее задание: составить пищевые цепи.

Дерево - жук - дрозд - лиса.

Жёлудь-мышь-гадюка.

Ель - клёст - ель


Лесовичок:


Молодцы, составили. За каждую правильно составленную цепь ,команда получит по одному жетону.


Предлагаю следующий конкурс: "Экологическая культура".


Каждая команда получает лист, на котором описывается конкретная ситуация, поведение в природе, которую необходимо обсудить. Команда по порядку рассуждает, каждая по поводу своей ситуации. За каждый правильный ответ команда получает жетон.


Ситуация 1. "Пожар в лесу"

Ты заметил пожар в лесу. Твои действия. По какому телефону будешь звонить в Осетровское лесничество?


Ситуация 2 "Гнездо"

Ты заметил в кустах гнездо. Что сделаешь?


Ситуация 3 "Букет первоцветов"

Девочка нарвала букет подснежников. Ваши действия.


Ситуация 4 "Грибник"

Грибник, собирая грибы, вырывает их с корнем. Что сделать?


Ситуация 5 "Птенец на траве".

Ты идёшь по лесу, и вдруг видишь, сидит птенец. Что сделаешь?


Ситуация 6 "Шум в лесу".

Ты любишь слушать музыку. И взял с собой приёмник. Идёшь, по лесу и музыка гремит рядом с тобой. Хорошо ли?


Работа жюри. Подсчёт жетонов.


Лесовичок: Переходим к следующему конкурсу.


"Конкурс художников".


Команда придумывает и рисует знак "Охрана леса". Оценка работ. Участники получают жетоны. (Идёт подсчёт жетонов. Жюри подводит итоги).


Лесовичок: Победила дружба! Надеюсь, что вы ещё больше будете любить наш лес, проявлять интерес к жителям страны лесной и оберегать её. Игра показала, что вы много знаете о лесе. Спасибо за участие!




О теме: Бережное отношение к родному лесу, любовь к родной природе, уважение к дарам природы. Размышления на тему "как воспитать в себе бережное и уважительное отношение к лесу".


Берегите родную природу. Берегите лес.


Каждый из нас является неотъемлемой частью природы. Нам нравиться наблюдать за первой капелью, предвещающей начало весны; за первым снегом, превращающим город в белую сказку; за осенним листопадом, устилающим землю золотым ковром. Однако все чаще мы забываем, что вся эта красота очень зависит от нас, от того, как мы к ней относимся. Ведь всего этого не будет, если люди не перестанут превращать нашу планету в большую мусорную свалку.


Да, мы ждем весны, но ведь весной тает снег, выставляя напоказ все то, что люди кидали в него, думая, что это не страшно, этого никто не увидит. Но мы видим. Это видят все, когда снег уже сошел, а первая зелень не в состоянии скрыть весь этот мусор. Мы должны относиться к окружающей природе, так, как относимся к собственному дому, но ведь дома мы не бросаем ненужные вещи на пол.


Важно беречь природу, ведь нам предстоит передать этот мир нашим детям, которые должны увидеть его таким, каким видим его мы. Для них мир должен быть чистым. В нем не должно быть мусорных пакетов, валяющихся вдоль дорог. Они не должны видеть пивных бутылок, стоящих на каждом углу. Наши дети должны учиться у нас сохранять этот мир, перенимая у нас полезную привычку – не мусорить. Если они этому научаться, то в свою очередь постараются передать уже их детям тот мир, который им показали мы.


С уважением нужно относиться не только к городской природе, но и к лесам. Отправляясь на отдых в соседний лес, мы вряд ли обрадуемся, увидев там вместо чудесных цветов ужасные пластиковые бутылки, выброшенные нерадивыми туристами. Тем более пластик, как всем известно, остается в земле долгие годы и не гниет. Леса должны радовать нас могучими деревьями, благоухающими растениями, чистой водой журчащих ручьев, а не огорчать горами мусора, оставленного там людьми. Давайте беречь природу, ведь она так от нас зависит!

Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца. Поэтому охранять природу - и значит беречь не только животных, но и её растительность!



“ Лес полон чудес”


устный журнал


Цель: Подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять это - богатство нашей Родины;

Учить детей видеть красоту леса и радоваться ею;

Воспитывать бережное отношение к природе леса и стремление принять активное участие в его охране.

Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

Развить познавательный интерес, кругозор учащихся, речь, мышление (посредством разгадывания загадок, ответов на проблемные вопросы, анализа ситуаций)


Оборудование: презентация Красная книга, слайды с правилами, с лекарственными растениями, картины природы, кроссворд, кассета с музыкой природы.


Ход занятия: Воспитатель: (видео – лес, на фоне птичьих голосов).


Я люблю побродить по зелёной стране.

Здесь друзей заводить очень нравится мне.

На сюрпризы горазд молчаливый народ.


И за то, что отдаст, ничего не берёт.

В той стране – благодать, удивительный свет.


Вот бы нам разгадать, в чём тут главный секрет.

Загляни-ка со мной в эту славную жизнь,

И с зелёной страной навсегда подружись.


Ученик: Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом -

Чудеса увидишь в нем. (Лес.)


Ребята, о чем сейчас шла речь? Правильно, о лесе. Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие в лесное царство. Итак, отправляемся в путь. А девизом нашего мероприятия будут слова:


«Наблюдай и восхищайся! Изучай и береги!».


Вот и пришли мы, ребята, в гости к нашему зеленому другу. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с жизнью дерева, птицы, зверя. Без дерева жизнь просто немыслима. Однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется. Наша страна самая богатая лесная страна в мире. Лес - величайший источник здоровья. Ценность леса не только в красоте и необходимости его для здоровья человека.


Воспитатель: Давайте все вместе подумаем и ответим на вопрос: «Какое значение имеет лес для человека?»

Лес - наше богатство.

Лес - это зелёный наряд нашей земли.

Там, где лес - всегда чистый воздух.

Лес - это дом для зверей и птиц.

Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Поглощение углекислого газа, выделение кислорода;

Лес очищает атмосферу от загрязнения;

Лес – поставщик древесины;

В лесу растут лекарственные травы, грибы, ягоды;

Лес – это местообитание животных;

Лес – это место отдыха людей.


Ученик.


Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

Вот стоит обычный стол. Это лес!

Или рама, двери, пол? Лес!

А пенал красивый наш? Лес!

Или этот карандаш? Лес!

Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!

А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!

Оглянись, все вокруг -

Это наш зелёный друг!


Ребята, сегодня наше мероприятие посвящено защите и охране природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает, а называется оно “ Лес полон чудес” и пройдет оно в форме устного журнала.


Ученик:


Воспитатель: Лес - это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в наших квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия.


Итак, я открываю первую страницу устного журнала. Она называется: «Что в лесу растёт, кто в лесу живёт»


Конкурс 1. « Загадочный»


(загадки о деревьях, кустарниках, травах.)


1. Белые овечки


Бегают по свечке (верба)


2.Что же это за девица:


Ни швея, ни мастерица,


Ничего сама не шьёт,


А в иголках круглый год? (ель)


3. С этих шариков пушистых


Полетят парашютисты (одуванчик )


4. Ни кто не пугает,


А вся дрожит (осина)


5. Разбежались по опушке


В белых платьицах подружки (берёза )


6. Самое сладкое дерево наших лесов (липа )


(картинки растений на слайдах)


Конкурс 2. Какой лес бывает?


Воспитатель:


А теперь мы поиграем все

В словесную игру «Подскажи словечко»

Кто скажет, кто знает,

Какой лес бывает?

Внимание, внимание,

Слушайте задание!


Любит подберезовик

Лес, какой? (Березовый)


Береза дает человеку много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока.


Дуб налево, дуб направо,

Это что у нас? (Дубрава)


Дуб достигает 40-50м высоты, 100-150см в диаметре. Живет 100-500 лет.


Любит подосиновик

Лес, какой? (Осиновый)


Осина цветет в апреле-мае до распускания листьев. Живет 80-100 лет


Ели словно на подбор,

C красной шапкой мухомор,

Спрятался бездельник,

В вечнозеленый (Ельник)


Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок.


Ель растет 150-200 лет.


Сосны вышли на бугор,

Лес такой – сосновый (Бор)


В благоприятных условиях сосна живет до 400 лет, достигая 48 метров высоты и 1 метра толщины.


Ребята, вы правильно назвали деревья и леса, послушайте внимательно и ответьте на вопросы: какую пользу человеку приносит лес:


Из какого дерева делают спички? (Из осины.)


Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.)


Какое дерево цветет первым, а какое – последним? (Ольха, липа.)


У каких деревьев листья красные? (У клена и рябины.)


Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)


Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.)


Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)


Конкурс 3. «Кто в лесу живёт».


Он любит забавы, любит мёд. (Медведь.)


Резвый, непоседливый зверёк, сушит грибы на зиму. Меняет шубку на зиму. (Белка.)


На овчарку он похож.


Что ни зуб – то острый нож!


Он бежит, оскалив пасть,


На овцу готов напасть. (Волк).


Лесной доктор. (Дятел).


Лесной санитар. (Муравей.)


Это, ребята, мы с вами назвали самых знакомых обитателей леса, а на самом деле в лесах живет большое количество зверей, птиц, насекомых, о которых мы будем говорить в старших классах.


Открывается вторая страница нашего журнала


« Дары леса».


Воспитатель: Лес – это скатерть самобранка. А на ней голубика, малина, ежевика, орехи, грибы.


Какие бывают грибы? А знаете ли вы, что грибы заменяют мясо?! Почему расскажите.


Сейчас мы с вами отгадаем загадки и узнаем, чем еще нас радует лес?


Задание 1 «Дары леса». Кроссворд.


По горизонтали:


2.Невысок и коренаст


Поглядеть решил на нас,


Приподняв с утра под ёлками


Лист с прилипшими иголками. (Гриб)


4. Растут на ветках группками,


Покрытые скорлупками. (Орехи)


5. Не балует дуб детей,


Одевает без затей: Все в его семейке


Носят тюбетейки. (Жёлуди)


6.Каждой весною


Лапы еловые


Старые лампы


Меняют на новые.(Шишки)


По вертикали:


1.Чем больше колец,


Тем старше жилец. (Дерево)


3.Ловит солнышко лучистое,


Зрея на опушке.


Покраснеет, душистая,


Попадает в кружки. (Земляника)


Перелистываем следующую страницу 3 , а называется она


« Лесная аптека».


Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на данной странице.


Да, в лесу своя аптека, которая помогает нам, людям, избавиться от многих болезней.


- Какие вы знаете лекарственные растения и чём они помогают? ( ответы детей )


Викторина


Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Подорожник).


Какой цветок лечит сердце? (Ландыш).


Из каких деревьев получают лекарство? (Берёза, сосна, ель, липа).


Какое ядовитое растение получило название «мяун-трава». (Валериана)


4 страница – « Красная книга».


- Проблемная ситуация. В лесу вы увидели березу, из ствола которой течет сок. Представьте, что она живая, что бы она нам сказала?

(Ответы учащихся).

Учитель:

-А наша березка вот что говорит.

Ученица изображает дерево-березку и говорит:

- Люди добрые! Пожалейте меня! Острыми ножами вы режете мой ствол, через эти капельки сока мои силы покидают меня.


- Что вы сделаете? Какой вариант ответа выберете?


Пройду мимо.

Закрою ранку глиной или пластилином.

Попью соку и пойду дальше.


Сценка «На лесной полянке». Е.Бондаренко


1 ученик.


По лесочку мы пошли


И полянку тут нашли.


2 ученик.


Но на солнечной полянке


Тут и там пустые банки


И, как будто всем назло,


Даже битое стекло.


3 ученик.


Знать злодеи здесь гуляли –


Все кусты пообломали.


Склянок, банок набросали.


4 ученик.


Мусор весь мы соберем


И полянку уберем


1 ученица. Ой, Катя, я кажется руку порезала.


2 ученик. Потерпи немного. Сейчас поищу где-нибудь подорожник. Приложим его к ране. Садись на пенек, отдохни.


3 ученик.


Много трав растет полезных


На земле страны родной,


Помогают от болезней


Подорожник, зверобой.


Из даров лесного царства


Люди делают лекарства.


4 ученик.


Мы растенья эти знаем


Бережем и охраняем.


В книгу Красную они


Уже давно занесены.


(Учитель показывает « Красную книгу».)


Учитель: Почему книга красная? ( Это сигнал опасности, обрати внимание.)


- В Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите! Эта книга с каждым годом становится всё толще.


- Каких вы знаете животных, занесённых в Красную книгу? (ответы детей )


Презентация «Красная книга»


Неужели наступит весна без пения птиц, лето - без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.


Открываем последнюю 5 страницу нашего журнала


«Как вести себя в лесу?»


Ученик: Чтобы река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились, и птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало.





Давайте еще раз вспомним и повторим правила поведения в природе. Ответы детей. Правила появляются на экране.

Чтобы в лесу было чисто, не оставляй там мусор. Всегда уноси его с собой. Из-за мусора природа станет непригодной для жизни животных.

Чтобы в лесу не было пожара, не оставляй там горящий костер. Пожар приведет к гибели всего живого.

Не шуми в лесу. Крики и громкая музыка пугают животных и птиц.

Будь другом животных. Не разоряй гнезда птиц, муравейники, норы зверей. Животные могут остаться без дома.

Чтобы в лесу и на лужайках было красиво, не вытаптывай траву, ходи по тропинкам.

Не ломай ветки деревьев и кустарников, не рви цветущих трав.


Воспитатель :


Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем. Не забывайте о том, что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 млн. га леса страдает от лесных пожаров. А из 100 пожаров 97 возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5-7 лет. Берегите лес, его обитателей, и вы сохраните красоту родного края. Ученики читают стихи


1.Чтобы быть Земле полезным,

Надо знать Устав железно:

Вовремя туши костер,

Ведь огонь как лис хитер.


2.С корнем куст не выдирай,

Мусор сразу убирай,

Муравейники не трогай,

А иди своей дорогой


3.Гнезда птиц не разоряй,

Водоем не засоряй


4.Много трав еще целебных,

Для здоровья нам полезных.

Лес – ведь наше достоянье,

И зверушек состоянье!


5.Если в лес пришёл гулять,


Свежим воздухом дышать,


Бегай, прыгай и играй,


Только, чур, не забывай,


Что в лесу нельзя шуметь,


Даже очень громко петь.


Испугаются зверюшки,


Убегут с лесной опушки.


6. Ветки дуба не ломай,


Никогда не забывай


Мусор с травки убирать,


Зря цветы не надо рвать!


Из рогатки не стрелять:


Ты пришёл не убивать!


Бабочки пускай летают,


Ну, кому они мешают?


7. Здесь не нужно всех ловить,


Топать, хлопать, палкой бить.


Ты в лесу – всего лишь гость.


Здесь хозяин – дуб и лось.


Их покой побереги,


Ведь они нам не враги!


Помоги лесным зверюшкам,


Приготовь для них кормушки.


8. И, тогда любой зверёк –


Будь то ласка иль хорёк,


Ёж лесной, речная рыба –


Скажет: « Ты – мой друг!


Спасибо!»


Звучит финальная песня. « Это называется природа»


Слова М. Пляцковского


Мы любим лес в любое время года,


Мы слышим речек медленную речь…


Все это называется природа,


Давайте же всегда ее беречь!


В лугах ромашки солнечного цвета,


Такие, что светлей на свете жить…


Природой называется все это,


Давайте же с природою дружить!


Летят, звеня, дождинки с небосвода,


Клубится на заре тумана дым…


Все это называется природа,


Давайте же сердца ей отдадим!


Прощальный вальс танцует с ветром лето,


Дрожит в окне вечерняя звезда…


Природой называется все это,


Давайте же любить ее всегда!


Воспитатель : Вот и закрыта последняя страница нашего журнала. Я думаю, каждый из вас понял, что природу надо беречь и помогать ей, как другу.


Воспитатель :Вам понравилась прогулка по лесу?


– Что интересного вы узнали о лесе?


– Какие деревья вам встретились в лесу?


– Какое самое главное слово нужно брать с собой в лес? (ОХРАНЯЙ)




Лес - легкие планеты

Когда-то, когда ещё не было не городов, не автомобилей, не даже книг - вся планета была в лесах. Но со временем человечество уничтожает леса. А ведь это лёгкие планеты. Если бы не было б лесов, не было б и людей, потому что с приходом цивилизации человек начал загрязнять ее, уничтожать…

Все ведь любят пойти в лес, отдохнуть там с компанией или с семей. Но не все помнят, что нельзя засорять леса, ломать ветки живых деревьев и что нужно тушить костры, когда уходишь. Много людей оставляют мусор в лесах, на местах отдыха, не понимая, что такой мусор как пластиковый стаканчик будет в земле более 20 лет…

Лес лечит людей, и те люди, которые живут возле леса или в самом лесе практически не болеют. Это факт, потому что встречаются и в наши времена люди, которые живут в лесах одни, а если быть точным, то не одни, а вместе с природой.

Уважайте лес, так как это легкие планеты.




Введение

Лес - особенное богатство любой страны. Это прекрасный, способный к восстановлению природный комплекс, на котором, зачастую, держится вся экосистема.


Термином «лесопользование», обычно обозначают использование всех ресурсов леса, всех видов лесных богатств.


Можно выделить несколько неблагоприятных последствий пагубно влияющих на лес. Первым неблагоприятным фактором, является переруб древесины. Обычно, перерубом принято называть момент когда вырубается больше деревьев, чем произрастает за год, но иногда, это является не самым важным фактором критического отношения к лесу. Дело в том, что в большинстве случаев, при перерубе, забирают хорошие, сильные деревья, оставляя больные, а это в свою очередь ведет к еще большему экологическому вреду. При рубках, отстающих по темпам прироста древесины, наблюдается второй неблагоприятный фактор - недоруб, который, с частности, приводит к старению леса, снижению его продуктивности, заболеваниям старых деревьев. Следовательно, как переруб, приводит к истощению лесных ресурсов так и недоруб – к недоиспользованию лесоразработок.


Пока на планете преобладает переруб лесов. Возникновение экологических проблем может быть связано не только с масштабами рубки лесов, но и со способами рубки. На сегодняшний день, выборочная рубка, является хоть и более затратной формой, но зато, отличается значительно меньшим экологическим ущербом. На возобновление лесных площадей должно отводится не менее 80-100 лет. Наряду с проблемами лесовосстановления, которые могут осуществляться путём самовосстановления лесопосадок и для ускорения – путём создания лесных плантаций, встаёт проблема бережного использования заготовленной древесины. Cведению лесов, должно противостоять стремление к полному использованию древесины, к применению щадящих методов рубки леса, а так же конструктивная деятельность – лесовосстановление.

Мировая экологическая катастрофа лесохозяйства

Состояние лесов в мире нельзя признать благополучным. Леса интенсивно вырубаются и далеко не всегда восстанавливаются. Ежегодный объём рубок составляет более 4,5 млрд. м3.


На сегодняшний день, деградировало около 160 млн. га тропических лесов, а из вырубаемых ежегодно 11 млн. га восстанавливается плантациями лишь десятая часть. Эти факты, очень тревожат мировое сообщество. Тропические леса покрывающие 7% земной поверхности в районах, близких к экватору, нередко именуются лёгкими нашей планеты. Их роль в обогащении атмосферы кислородом и поглощении углекислого газа исключительно велика. Тропические леса – это место обитания 3 – 4 млн. видов живых организмов. Здесь обитает 80% видов насекомых, произрастает 2/3 известных видов растений. Эти леса поставляют 1/4 запасов кислорода. Для рационального использования все леса подразделяются на три группы.


Перваягруппа. Леса, имеющие большое значение в водоохране и почвозащите, зелёные зоны курортов, городов и других населённых пунктов, заповедные леса, защитные полосы вдоль рек, шоссейных и железных дорог, степные колки, ленточные боры Западной Сибири, тундровые и субальпийские леса, памятники природы и некоторые другие.


Втораягруппа. Насаждения малолесистой зоны, расположенные в основном в центральных и западных районах страны, имеющие защитное и ограниченное эксплуатационное значение. Третья группа. Эксплуатационные леса многолесных зон страны – районы Европейского севера, Урала, Сибири, и Дальнего Востока.


Третьягруппа. К этой группе относят промышленный режим рубки. Она являются основной базой заготовки древесины.


Леса первой группы не используются, в них проводятся только рубки в санитарных целях, омоложения, ухода, осветления и т. д. Во второй группе режим рубок ограниченный, использование в размере прироста леса.

Важность леса в формировании биосферы

Обзор литературных данных и логические построения автора показывают, что в жизненном цикле отдельного дерева и их совокупности количество кислорода, которое выделяется их живой массой за счет фотосинтеза, точно соответствует количеству кислорода, которое потребляется растением на дыхание при жизни и на его гниение после смерти.


При полном уничтожении лесов планеты концентрация кислорода, в соответствии с представленными расчетами автора, снизится на 0,001%.


Кислород атмосферы – необходимое условие сохранения многих форм жизни на Земле, в частности человечества. Вместе с тем все возрастающие потоки топлива, вовлекаемые в процесс сжигания (нефть, газ, уголь, др.), повышают алармистские настроения определенной части населения планеты, подогреваемые эмоциональными публикациями средств массовой информации и некоторых специализированных изданий. Известна, например, точка зрения, согласно которой расход кислорода на порядок выше, чем его приход, составляя соответственно 1,16·1010 и 1,55·109 т/год.[1]


По мнению многих, тенденция снижения количества кислорода в атмосфере тем более опасна, что развивается на фоне сокращения лесистости планеты. Изначально она составляла 75% ее поверхности, однако в настоящее время упала до менее чем 27%. Особенно быстро уменьшается площадь тропических лесов, равная 0,95 млрд га, или 56% общей лесной площади. Из них ежегодно вырубается 11 млн, а восстанавливается только 1 млн га.


На этом основании делается вывод, что человечество ухудшает условия своего существования, так как растительность, и прежде всего громадная масса лесов, – мощный источник выработки кислорода по реакции фотосинтеза:


6 СО2 + 6 Н2О + 2822 кДж 6 С6Н12О6 + 6 О2 – хлорофиллсвет.


Поскольку положительная роль лесов в выработке О2 обычно не подвергается сомнению, то полагают при этом, что необходимы меры по стимулированию международным сообществом тех стран, на территории которых находятся «легкие» планеты. Одно из них – тропические леса бассейна р. Амазонки (Бразилия), другое – необозримые леса России, прежде всего сибирские. Количество статей на тему «Россия – легкие планеты» перечислить невозможно. Укажем лишь на две последние в одном из номеров журнала, претендующего на лидерство в экологии и природопользовании:


«Россия, на территории которой находятся большие лесные массивы, где диоксид углерода превращается в углерод клетчатки растений и свободный кислород, должна иметь льготные квоты на сокращение выбросов СО2»[2]; «представляется целесообразным, чтобы страны-производители кислорода получали за него плату и использовали эти средства на содержание лесных массивов»[3].


Отмечается, что в рамках ООН рассматриваются предложения «малолесных» стран (Германия и др.) по сохранению и увеличению российских лесов в интересах всей планеты. А относительно тропических лесов подобное соглашение принято в начале 90-х гг. Развитые северные страны обязались выплачивать развивающимся африканским странам своеобразную премию в 10 долларов за каждую тонну углекислого газа, переработанную в кислород. И такие выплаты начаты в 1996 г.[4] «Подсчитано, – продолжает В.М.Гарин с соавторами, – что один гектар леса за час поглощает около 8 л углекислого газа (такой же объем его выделяется при дыхании двухсот человек за то же время)»


Вместе с тем столь широко распространенные алармистские ожидания не находят подтверждения в данных фундаментальной науки.


Так, не обоснованы опасения о возможном уменьшении количества атмосферного кислорода вследствие увеличения сжигания ископаемого углерода. Подсчитано, что единовременное использование всех доступных человечеству залежей угля, нефти и природного газа уменьшит среднее содержание кислорода в воздухе с 20,95 до 20,80%. Сравнение с наиболее точными анализами 1910 г. показывает, что, в пределах погрешности измерения, изменения содержания кислорода в атмосфере к 1980 г. не произошло.[5]


Исчезновение кислорода в гидросфере даже при сбросе в нее большинства современных отходов также не грозит опасностью. Из расчетов Брокера следует, что при десятимиллиардном населении планеты (примерно в 1,7 раза больше, чем сейчас) ежегодный сброс в море по 100 кг сухих органических отходов в расчете на каждого жителя (значительно выше нынешней нормы) потребует порядка 2500 лет для израсходования всего запаса кислорода гидросферы. Это больше, чем продолжительность его возобновления.


Брокер заключает, что содержание О2 в атмосфере не ограничено в сравнении с человеческими потребностями в нем и что почти аналогичная картина наблюдается для гидросферы. Он пишет: «если существованию человеческого рода будет серьезно грозить опасность загрязнения окружающей среды, то он скорее погибнет по какой-либо другой причине, чем из-за недостатка кислорода» (цит. по [6]).


Роль лесов в облагораживании атмосферы (поглощение СО2 и выработка кислорода) также не столь однозначна, как представляется алармистам. Распространение эмоциональных точек зрения является следствием непрофессиональной оценки влияния лесных массивов на состояние окружающей среды. Отметим особенности проблемы, обычно в таких случаях намеренно или осознанно не замечаемые.


Да, действительно, реакция фотосинтеза бесспорна. Но бесспорна и обратная ей реакция, проявляющая себя в процессе дыхания живых организмов и при гниении (окислении) мортмассы (почвенное дыхание). Поэтому в настоящее время в природе существует устойчивое равновесие между количеством кислорода, образующегося в процессе фотосинтеза и поглощаемого при дыхании живых организмов и почвенном (гниении)


После гибели растения при гниении мортмассы весьма сложная структура органики превращается в простые соединения типа CO2, H2O, N2 и др. Источником окисления мортмассы является кислород, выработанный сверх необходимого для дыхания растений. На этой же стадии высвобождается и поступает в окружающую среду СО2, ранее связанный при фотосинтезе. Иными словами, после гибели организма весь его углерод вновь окисляется, связывая количество кислорода, являющееся разницей между его массой, выделенной при фотосинтезе и использованной на дыхание растений при их жизни.


Свободный кислород фотосинтеза, как отмечает С.И.Розанов, может накапливаться в атмосфере только при условии, что часть возникающего органического вещества не разлагается вновь, а откладывается, изолируется от взаимодействия с кислородом. Пример этого – огромные запасы ископаемых органических веществ – угля, жидких и газообразных углеводородов, накапливавшихся в осадочных породах в течение более чем 2 млрд лет [6]. Наблюдаемый при этом прирост содержания кислорода в атмосфере составляет пятнадцатимиллионную часть его количества. Однако и ее нельзя однозначно рассматривать как итог изоляции части мортмассы от контакта с кислородом. Более того. Фотосинтез растений – следствие, а не причина появления кислорода в атмосфере. Последний возник раньше, чем фо-тосинтез [7]. И хотя источники нефотосинтезированного кислорода еще недостаточно точно установлены современной наукой, однако некоторые из них вполне реальны. В частности, кислород мог выделяться из горных пород при формировании кристаллического ядра Земли. Кислород в молекулярной форме образуется также при диссоциации молекул воды и озона в верхних слоях атмосферы под воздействием ультрафиолетовой радиации.


Изложенные соображения позволяют выделить три, в общем, известных периода в развитии и гибели лесов и проявить их роль в балансе О2 и СО2 окружающей среды.


Первый период. Рост массы древесной растительности в экосистеме. Количества кислорода и связанной СО2 возрастают пропорционально приросту массы лесных насаждений. При этом попытки увеличить массу последних дают только кратковременный результат, так как поверхность суши ограничена. В итоге леса переходят во второй период.


Второй период. Постоянная масса лесов в экосистеме. Приход и расход кислорода и диоксида углерода в прямом и обратном процессах фотосинтеза равны. В этом случае лесные насаждения не оказывают влияния на кислородный баланс планеты.


Третий период. Снижение массы лесов, например при вырубке. Остающаяся часть спелых лесов находится по-прежнему во втором периоде. Лесоматериалы, вброшенные в народное хозяйство, гниют или сжигаются, отдавая в окружающую среду СО2 процесса фотосинтеза и потребляя при этом избыточный кислород первого периода.


Таким образом, непрерывное воспроизведение первого, второго и третьего периодов приводит к нулевому балансу выделившегося в лесной зоне кислорода и поглощенного ею диоксида углерода.


Изложенное позволяет точнее оценить значение амазонских и сибирских лесов в облагораживании атмосферы кислородом. Известно, что площадь амазонских лесов в результате неконтролируемых выработок снижается (третий период), масса сибирской тайги находится во втором периоде, так как такой тенденции не обнаруживается [8].


Отсюда следует, что высказывания о лесах Амазонки и Сибири как «легких» планеты – не более, чем звучные фразы. Претензии на льготы для стран, имеющих такие «легкие», не имеют объективных оснований.


Более того. В познавательном плане интересно то изменение содержания кислорода в атмосфере, которое состоится, если «легкие» планеты исчезнут, т.е. леса, например, будут истреблены человечеством.


Очевидно, что кислород потребуется на превращение мортмассы лесов в исходные продукты фотосинтеза (СО2, Н2О). Для оценки его количества примем следующие исходные данные:


-количество кислорода в атмосфере 5,16·1021 г, его объемное содержание в ней 21%;


-объем древесины в лесах России 81 млрд м3, или 22% мировых запасов. Последние при средней плотности древесины 0,6 т/м3 равны 220 млрд т;


-древесина на 100% представлена целлюлозой (С6Н5О5)n с содержанием угле-рода 46%, близкой к ней по составу гемицеллюлозой, а также лигнином с большей (61-64%), чем у целлюлозы, долей углерода.


Примем среднее содержание углерода в древесине равным 50%. Это отвечает соотношению масс целлюлозы и лигнина и составляет около 110 млрд т углерода в лесах планеты. Тогда, в соответствии с реакцией обратного фотосинтеза, на окисление этой массы углерода потребуется 294 млрд т кислорода (2,94·1017 г). По отношению к массе кислорода атмосферы это составит 2,94·1017/5,16·1021, или 0,57·10-4. Снижение содержания кислорода атмосферы в таком случае равно 21·0,57·10-4 %, или около 0,001%.


Можно полагать, что сокращения содержания кислорода в атмосфере на 0,001% не заметят и самые ревностные сторонники сохранения лесов как «генераторов» кислорода.


Однако, несмотря на несущественную роль лесов в биосферном балансе кислорода, их влияние на человека через ряд других экологических факторов, бесспорно, позитивно. Лесные массивы снижают пыле-, газо- и шумозагрязнение окружающей среды. Они, как и другая растительность, выделяют фитонциды – биологически активные, в том числе газообразные, вещества, убивающие микроорганизмы. Это оздоровляет окружающую среду. Леса увеличивают декоративное разнообразие форм, красок и фактуры окружающего нас мира. Они просто красивы и могучи. Их изведение существенно снизит биоразнообразие Земли, т.е. подорвет основополагающий принцип концепции устойчивого развития – альфы и омеги современной цивилизации.


Размышления о роли леса – это размышления о соразмерности Красоты и Рациональности в грядущей эпохе Ноосферы.

Заключение

На сегодняшний день, очень сложно удовлетворить растущий спрос не за счёт резкого увеличения вырубки, а путём более полного использования древесины. Основным направлением решения данной проблемы, может стать внедрение малоотходной и полностью безотходной технологии. Это, разумеется, даёт и дополнительный экологический выигрыш.


Главным фактором на наш взгляд, способствующем решению вопроса экологической катастрофы, станет реконструкция предприятий лесной индустрии. Необходимо искать новые пути решения проблем правильного лесопользования. Налаживать производство материалов из опилок, и других, так называемых отходов древесины. Следует вырубать убить меньше, а использовать его полнее, в будущем, это должно стать основной тенденцией в мировой индустрии.



Россия – крупнейшая лесная держава. Почти четверть лесов планеты расположено на территории России.


Значение леса, его природных ресурсов в жизни нашего общества, в развитии многих отраслей народного хозяйства трудно переоценить.


Леса в значительной степени содействуют очищению воздуха от пыли и копоти и препятствуют дальнейшему их распространению. Деревья способны притягивать из воздуха мельчайшие твердые частицы. Гектар елового леса осаждает 30 тонн пыли в год, сосновый бор – 37 тонн. Леса выполняют санитарно-гигиеническую роль, выделяя фитонциды, обладающие антимикробным стерилизующим действием на окружающую среду.


Все леса Московской области согласно лесному кодексу РФ, по целевому назначению относятся к защитным лесам. Они участвуют в накоплении органического вещества, обогащением атмосферы кислородом, регулирование стока воды, климатических условий, охране почв и водных источников.


Социально-экологическое значение Подмосковных лесов превышает их хозяйственную ценность. Кроме всего прочего, Подмосковные леса – это здоровье и отдых людей.


Эти леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми полезными функциями.


В Серпуховским регионе леса занимают 53,1 тыс. га, т.е. половину площади района. Основная площадь лесного фонда (48,2 га) находится в ведении филиала «Русский лес» ФГУ «Мособллес». 4945 га – это Приокско-Террасный заповедник. Сберечь, доставшиеся нам леса, наш долг перед будущими поколениями.


В соответствии с Положением филиал «Русский лес» организовывает охрану лесов от лесонарушителей и пожаров, осуществляет мониторинг (наблюдение) и контролирует работы по воспроизводству лесов, а также осуществляет государственный пожарных надзор в лесах и государственный лесной контроль и надзор. Осуществляя контроль за соблюдением лесного законодательства лесничими и государственными инспекторами филиала «Русский лес» выявлены отдельные незначительные случаи самовольной рубки деревьев в лесу. Это является грубым нарушением лесного законодательства и влечет за собой административную или уголовную ответственность в зависимости от суммы причиненного ущерба.


Филиал «Русский лес» информирует, что административная ответственность наступает при сумме нанесенного ущерба до пяти тыс. рублей и при этом налагается штраф на граждан в размере от трех до трех с половиной тыс. рублей, на должностных лиц от двадцати до тридцати тыс. рублей, на юридических лиц в размере от пятидесяти до ста тыс. рублей. Необходимо отметить, что если эти деяния совершены в значительном размере, который, согласно уголовному кодексу, установлен в размере пяти тысяч рублей, то данные деяния уже будут квалифицироваться как уголовное преступление. К примеру, срубив ель толщиной 12 см, нанесенный ущерб составит более шести тысяч рублей.


Нарушением лесного законодательства является крепление на деревьях различных рекламных щитов. За эти деяния также налагается штраф в размере от 3 до 100 тыс. рублей в зависимости от нарушителя – физическое это лицо, юридическое или должностное.


В летний период особую опасность для лесов представляют лесные пожары. Общеизвестно, что подавляющее большинство пожаров возникает из-за неосторожности человека в наиболее посещаемых участках лесного фонда. Поэтому, находясь в лесу, необходимо соблюдать элементарные правила предотвращения загораний в лесу:


- не бросать непотушенные папиросы, сигареты, окурки, спички;


- не разводить костры;


- не выбрасывать стеклянные бутылки.


Следует отметить, что за нарушение требований и правил пожарной безопасности в лесах виновные несут уголовную, административную и иную ответственность.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!