муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 156» городского округа Самара
Музей «Самарская горница»
«Ароматная история»
2019-2020 учебный год
Сценарий экскурсии
в этнографическом музее «Самарская горница»
из коллекции: «Символы ушедшей эпохи»
И запах чуден, и память дорога.
Тема экскурсии «Ароматная история»
Продолжительность экскурсии – 40 минут.
Возраст посетителей – 13 лет и старше
Цель: Познакомить посетителей с историей возникновения самых популярных парфюмерных ароматов и экспонатами из коллекции школьного музея.
Экспонаты: экспозиция «Парфюмерия», духи «Красная Москва», одеколон «Шипр» и «Тройной», иллюстрации по теме.
Содержание экскурсии: на экскурсии посетители узнают об истории создания самых известных советских женского и мужского ароматов, смогут увидеть музейные экспонаты, почувствовать запахи прошедшей эпохи, увидеть вещи, сопутствующие парфюму – пульверизаторы, флаконы, парфюмерные наборы для женщин и мужчин.
Предварительная работа.
-подготовить музейную экспозицию к приему гостей;
- оформить экспозицию «Парфюмерия»;
-на столе флаконы духов, пульверизаторы, ароматные палочки во флаконах, платочки с ароматами;
-иллюстрации
1. Вызывающая ностальгию, подборка советской парфюмерии. Духи и одеколоны, которыми пользовались наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Жгучие амбровые ноты и приторно-цветочные шлейфы, иногда непереносимые в закрытых помещениях, дизайн упаковок и флаконов, бросающийся из крайности в крайность – добро пожаловать в СССР!
2. Выбор парфюмерии у наших мам и бабушек был не таким обширным, как у нас. И тем не менее советские женщины были куда более страстными охотницами за ароматами. И это не удивительно, ведь духи не просто выбирали, а «доставали».
Духи «Красная Москва» – Легенда российской парфюмерии. Для одних эти духи – символ эпохи и тоска по былым временам, для других – признак консерватизма. По запаху духов «Красная Москва» можно было безошибочно определить русскую, более того, советскую женщину. Но создателем аромата был француз, и предназначались духи для императрицы.
3. 24-летний француз Анри Брокар, парфюмер по отцу и призванию, в 1861 году рискнул отправиться в Россию. Арендовал помещение полуразрушенных конюшен в Теплом переулке и нанял двух работников — мыловара Алексея и рабочего Герасима. В производственном процессе участвовала ступка, несколько кастрюль и плита на дровах. Ежедневно в среднем получалось 80 кусков мыла - «Детского», «Янтарного», «Медового».
4.Завоевать рынок было непросто. Богатые предпочитали французскую продукцию, бедным было не до мытья. Мудрая жена Шарлотта придумала фирменный трюк: на каждом кусочке дешевого детского мыла выдавливать букву алфавита. Ее же идеей было выпустить мыло «Народное» - по копейки за штуку. Дело пошло веселее.
5. В 1871 году скромная мыловаренная фабрика превратилась в Товарищество «Брокар и К°». Стал налаживаться выпуск духов, одеколонов, пудры, кремов. Открываются собственные магазины. Пиком славы стал выпуск одеколона «Цветочный». Для его рекламы в 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве построили фонтан, из которого били струи нового одеколона. Выстроилась очередь желающих подставить платки, накидки и даже пиджаки под пахнущие струи.
6.Дальше слово легенде. В 1873 году Москву посетила дочь Александра II, Великая княгиня Мария Александровна. На одном из приемов Генрих Афанасьевич был представлен ей и преподнес восковых цветов, столь искусно сделанных, что их трудно было отличить от живых роз, фиалок, ландышей, нарциссов. Каждый из этих цветов источал свой аромат, а вместе они составляли тот самый цветочный «букет», который стал духами «Букет императрицы».
7. Генрих Афанасьевич прожил в России 39 лет, и умер в 1900 году. Дело его продолжили вдова и дети. С приходом советской власти фабрики были национализированы и переименованы. Выпуск парфюмерии был поручен специальному тресту «Жиркость» и вскоре на флаконах парфюмерии стала появляться революционная символика и рельефное обозначение «ТЭЖЭ». Сокращенное название треста «ТЭЖЭ» звучало как-то по-французски и приманивало миллионы советских женщин, скупавших парфюмерию этого синдиката. Одной из самых известных была парфюмерная фабрика Брокара, переименованная после Октябрьской революции в «Государственный мыловаренный завод № 5» а в последствии в «Новая заря».
8. В ноябре 1922 года заработал государственный парфюмерно-мыловаренный завод «Новая Заря» сейчас фабрика «Новая заря». Парфюмером на ней стал Август Мишель, работавший до революции в товариществе «Брокар и К°». Он и предложил ввести в ассортимент духи с названием «Красная Москва» - тот самый брокаровский «Букет императрицы».
9. Информация, что в состав «Красной Москвы» входило 60 компонентов, скорее всего миф – даже в умелых руках это была бы какофония с потерей смысла половины компонентов. Основными нотами первой «Красной Москвы» были бергамот и цветы апельсина. К ним добавили жасмин, мускус и специи и получился терпкий цветочный аромат, который на долгое время стал №1 в советской парфюмерии.
10. Дизайн первого флакона придумал штатный художник «Новой зари» Андрей Евсеев: рельефный узор, фигурная этикетка, притертая пробка-луковка и коробочка с рисунком в дань модному авангардизму... Потом флакон будет меняться бесконечное число раз, вплоть до того, что по нему можно будет определить если не год, то хотя бы десятилетие выпуска. Появлялись флаконы для миниатюр и одеколонов, сувенирные флаконы, пластиковые крышки, винтовые крышки, нитки, банты, кисточки…
11.«Красная Москва» сразу стала популярной, но расцвет пришёлся на послевоенное время. Незадолго до Дня Победы фабрика объявила, что заработала парфюмерная линия, но желающие приобрести духи «Красная Москва» должны приносить свои флаконы. Многие женщины пронесли их через всю войну - они клали надушенный платок в карман гимнастерки, и этот аромат из мирного времени помогал им не отчаиваться на фронте… Жаркие, женственные и страстные духи были на пике популярности лет двадцать, причем, у женщин всех возрастов и социальных статусов!
12.Формулу духов старались не менять, но в 70-х ввели новые ГОСТы, и «Красная Москва» стала менее насыщенной. Вообще, это было последнее десятилетие её триумфа… Интерес к духам шел на спад, и в 80-х «Красная Москва» воспринималась уже как возрастной аромат.
13. В 90-е от партии к партии упрощался состав, удешевлялось сырье и до неузнаваемости менялся запах. Кроме того, «Красную Москву» начали выпускать фабрики, которые не имели к «Новой заре» никакого отношения… "Красная Москва" стала синонимом плохой парфюмерии и устаревших вкусов и интерес к этим духам был практически на нуле.
Знакомство с музейными экспонатами.
Если женщин советская парфюмерная промышленность все-таки баловала приятными сюрпризами, то ассортимент мужского парфюма был скромнее..
14. «Шипр», пожалуй, можно назвать первым советским унисекс-ароматом: им пользовались как мужчины, так и женщины. «Шипр» считался дорогим одеколоном , который по ГОСТу 1971 года входил в группу одеколонов «Экстра» класса с содержанием массовой доли этилового спирта не менее 70%.
15. Одеколон «Шипр» – создан известным французским парфюмером Франсуа Коти. Побывав на Кипре, Коти решил сохранить в памяти ароматы острова, создав легендарный одеколон «Chypre» или по-русски «Шипр». Советский вариант одеколона значительно отличался от парфюмерии Коти, но все же обладал сильным и стойким ароматом с нотами бергамота, сандалового дерева и дубового мха.
16. Особый аромат «Шипру» придавало настоящее сандаловое масло. В 50-х годах Индия подарила СССР несколько цистерн сандалового масла, которого хватило на несколько десятилетий. В 80-х годах «Шипр» производили уже без сандалового масла и одеколон подрастерял свой фирменный запах. В парикмахерских «Шипром» «освежали» клиентов, его использовали после бритья.
Знакомство с музейными экспонатами.
17. «Тройной одеколон» — еще один парфюмерный атрибут советской эпохи. Это мужской аромат. Изначально «Тройной» появился в Европе в конце 17 века под названием «Кельнская вода», которой приписывалось множество лечебных свойств. В 1810 году Наполеон издал декрет, требующий открыть рецепты всех лечебных средств. Для сохранения секрета «Кельнской воды», в нее были добавлены ароматические компоненты и объявили одеколоном. А благодаря трем составляющим маслянным компонентам: лимону, бергамоту и нероли, одеколон стал «Тройным».
18.В Россию «Тройной одеколон» попал во время войны 1812 года, и, не смотря на конкуренцию со стороны других парфюмерных изделий, он стал символом эпохи. Помимо прямого парфюмерного, ему нашли и другие применения. Советские женщины обрабатывали им ссадины и порезы, мужчины в основном принимали его внутрь, для поднятия настроения.
19. А Сталину поставляли «Тройной» в огромных флаконах в виде фляги: говорят, что это был единственный парфюм, не вызывавший у вождя аллергии. Во время Великой Отечественной Войны его отправляли в госпитали в десятилитровых баллонах.
Знакомство с музейными экспонатами.
20. В настоящее время перед нами огромный выбор парфюмерии и вообще тех вещей, которые делают нас неповторимыми и оригинальными. Вы можете выбрать дорогой и эксклюзивный парфюм, прикоснуться к волшебной магии. Чарующие ароматы всегда были в моде. И сегодня они доступны многим из нас.
21. Сейчас некоторые из ароматов 50-х – 90-х продолжают свою жизнь. Может быть, они существуют для тех, кто их помнит и старается сберечь свою утраченную юность, прикасаясь к этим ароматам…
Интересные факты
Наполеон Бонапарт использовал по два флакона «кельнской воды» в день. А императрица Жозефина любила духи настолько, что через полвека после ее смерти в королевском будуаре еще чувствовался аромат мускуса.
Советские духи «Красная Москва» − реплика парфюмерной композиции «Любимые духи императрицы», которую создал французский мастер Август Мишель в подарок Марии Федоровне Романовой.
Самые дорогие в истории мира духи − Clive Christian΄s Imperial Majesty. Они продаются во флаконе из горного хрусталя, инкрустированном золотом и бриллиантами. Стоимость − более 200 тысяч долларов.
Американский биолог Шереф Манси и австралийский парфюмер Люси МакРей разрабатывают новый вид духов: капсулы для приема внутрь. По утверждению авторов, тело человека вместе с потом будет выделять неповторимый аромат.
Существуют разделение духов на виды по количеству эфирных масел, содержащихся в продукте, чем больше, тем дороже и качественней аромат:
Духи – в них содержание эфирных масел не должно быть менее 22 процентов. Справедливо отметить, что хранятся настоящие духи максимум два года, после чего их структура начинает деформироваться.
Парфюмерная вода содержит от 15 до 22 процентов эфирных масел. Их стойкость не такая высокая, как у духов, но выше, чем у туалетной воды.
Туалетная вода – отличается содержанием эфирных масел от 8 до 15 процентов. Состав не меняется в течение 4-5 лет.
Одеколон включает 4 процента эфирных масел в свой состав.
Источники информации
https://poembook.ru/poem/1821863
https://www.livemaster.ru/
https://news.rambler.ru/other
Материалы музея
Фабрика Брокара
Август Мишель, фото Российского
Художник «Новой зари» Андрей Евсеев