СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий фольклорного развлечения "Сороки" для детей старшего дошкольного возраста.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий для знакомства детей с русскими народными праздниками, традициями, блюдами. Воспитывать интерес, любовь и уважение к своему народу.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий фольклорного развлечения "Сороки" для детей старшего дошкольного возраста.»



Сценарий фольклорного праздника

«СОРОКИ — ПРИЛЕТ ПТИЦ»


Музыкальный руководитель МКДОУ

детского сада № 14 г. Лузы Кировской области

Шувалова Римма Наильевна




Историческая справка:

22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.

Праздник Жаворонки стал называться еще и «Соро́ками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Были народные приметы в чести:

-Соро́ки тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет.

-Если же холодные Соро́ки – жди сорок холодных утренников.

По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

22 марта – день необычный, день прилета птиц. В народе так говорили об этом дне:

Когда вода разольется,

Когда лес зазеленеет,

Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

По народному календарю день 22 марта называли Сороки, считалось, что в этот день зима кончается, а весна начинается. У русских людей существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. Раньше говорили, что на зиму жаворонки не в теплые края улетали, а превращались в мышей, пережидая стужу в теплой мышиной норке. А как только пригревало землю солнышко, они принимали прежний образ и вылетали на свет Божий, приветствуя весну ликующим пением. По приметам именно с этого времени, «когда сорока начинает вить гнездо и кладет в него сорок палочек, а с юга возвращаются сорок разных пташек», наступает весна.


Цель: нашего праздника познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, с русским православными обычаями.

Задачи:

  • Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

  • Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания;

  • Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.

  • Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.

  • Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.

  • Учить понимать смысл пословиц и поговорок, побуждая желание исследовать их.

  • Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором;

  • Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.

  • Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств.


Как испечь Жаворонки:

Рецепт прост. Сухие дрожжи 1,5 чайной ложки муки пшеничной, 500 грамм соли, 1 чайная ложка сахара, 2-2,5 столовые ложки воды, 300 мл. теста. Тесто замесить плотное, дать подойти в два раза, обмять и на часик отправить в холодильник.

После того, как тесто подошло, сформируйте булочки, смажьте верх и выпекайте 30-35 минут при температуре 190 гр..


АТРИБУТЫ:

-сундук с вещами;

-платки для девочек

-карусель;

-темное и светлое ведерки;

-ветки вербы;

-выпечка «жаворонки» -заранее дети подготовительной к школе группы изготовляют «жаворонков»


Действующие лица:

Варвара- воспитатель группы

Авдотья – воспитатель группы

Хозяйка - музыкальный руководитель

Весна – старший воспитатель




Участники развлечения:

-дети старшей группы

-дети подготовительной к школе группы


ХОД ПРАЗДНИКА


***Дети заходят в зал, их встречают Варвара и Авдотья.


Варвара: Здравствуйте, милые ребятушки.


Хозяйка: Очень рады видеть вас у себя на русском народном празднике «СОРОКИ».


Варвара: Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.


Хозяйка: В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и на других посмотреть. 


Варвара: По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. И мы сегодня празднуем День встречи весны — “Сороки”.


Хозяйка: Становись скорей ручейком, ищите себе пару и стройте воротики.


***ИГРА «Ручеёк» под песню «К нам пришла Весна»



Варвара: Молодцы, ребята, присаживайтесь на места.

А кто же нам прочитает весеннюю закличку?


(выходит ребенок)

Ребенок: Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,

Со льном высоким,
С корнем глубоким,

С хлебом обильным,

С ливнем обильным.


Варвара: Давайте золотые ворота для Весны - красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть.


Хозяйка: Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.


***Игра «Золотые ворота»

Все дети говорят:

Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается, 
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!


С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Правила игры: Игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.


…………………………..садятся на места


***Звучит аудиозапись пения птиц

Заходит Авдотья - Плющиха.


Авдотья: Здравствуйте, милые ребятушки.

Я Авдотья - Плющиха. Зимой Земля-матушка спала, «замерла», «замкнута» была, нельзя её тревожить было. Но пришла я, Авдотья -Плющиха, снег сплющила, он осел, ручьями побежал. Пробуждаю я Землю-матушку от зимнего сна. Решаю: Весну пускать или не пускать. А ведь люди ждут Весну, кличут, зазывают. Снаряжаю я Весну - Красну, и поэтому ещё меня называют «Авдотья -Весновка». Мой праздник отмечают в марте.


Хозяйка: Если в этот день Авдотья красна, то и весна красна.
                На Авдотью солнышко – лето погожее.
                Если на Авдотью снег – будет урожай.


Варвара: Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.


Авдотья: Что ж посижу, и на всех погляжу (садится)


Хозяйка: Ребята! Горница у нас небольшая,

Да красивая какая!

На убранство поглядите.

Да про всё мне расскажите!


Варвара: В нашей горнице много интересных и не известных вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами будем говорить.


* загадка. Прячет бабушка в нём вещи,  

Сапоги, кафтан, сюртук.  

               Вы мне дружно все скажите,  

Этот шкаф зовут … (сундук)


Правильно ребятушки. Это сундук. Посмотрите сколько добра в сундуке, сколько много разных интересных вещей: рушники, сарафаны.


Хозяйка: Ребятушки, а отгадайте – ка, что у нас тут ещё есть.

* загадка. Мы в лесок шагаем с мамой.

Я как груздь надел панаму.  

А на маме как цветок

Яркий, расписной… (платок)


Правильно это платок. Молодцы детушки, посмотрите какие красивые платки в нём хранятся. Давайте - ка мы оденем на девочек платочки.


одевают под русскую народную музыку платки


Авдотья: Какие красавицы наши девочки в этих платочках.

Какие у меня вы хорошие, да пригожие.

А хотите поиграть в игру?


***Игра «Горелки с платочком»

Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.

Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.


Все хором: Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло. 
Посмотри на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!

Раз, два, три!
Последняя пара беги!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

……………………………………


Хозяйка: И у меня есть игра с платочками.


***ИГРА «Расписная дорожка»

2 команды, дорожки выкладывают из платков


Авдотья: Вот мы поиграли, повеселились. Энергией зарядились.


***Звучит «мяукание» кошки.


Ой, а  кто это к нам пришёл? (Котик)

Правильно, это котя- коток -  котя серенький лобок.

Вот только он где – то спрятался. Я вам дам подсказку. Где он может прятаться.

А вы попробуйте его найти:


Игра: «Горячо – холодно»


Ой молодцы, нашли котика, (берет игрушку) пришёл на вас таких нарядных посмотреть, да на печи погреться.

Хорошо сидит коток,

Котя маленький роток.

Дремлет котик на печи,  

Ждёт румяны калачи.


Хозяйка: Пусть котик греется на печи. А вы подумайте и скажите. Для чего в избе нужна печь? (тепло, готовили еду).

 

Варвара: В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она обогревала жилище, кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев.


Посмотрите, что же в печку ставили:


*загадка: Книзу узок, верх широк, не кастрюля … (чугунок).


Авдотья: Какие вы молодцы, все загадки отгадали, а можно ли вытащить чугунок руками из горячей печи (дети говорят, что нельзя, руки можно обжечь).


*загадка: Из русской печи кашу тащи,

Чугунок очень рад, что схватил его… (ухват)


Правильно, мои дорогие, из печи чугуны нужно доставать ухватом так удобно и не обожжёшь руки.


Варвара: 22 марта в православной России в честь сорока мучеников отмечает праздник «Соро́ки» или день весеннего равноденствия. Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок различных птиц. Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, которые несут на крыльях весну.


Авдотья: В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. 


дети пословицы:

-«Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!», 

-«Жаворонки все по дорожкам идут, перелётывают по проталинкам».

-«Будем весну встречать, Жаворонков завлекать!»


Ребенок: Жавороночек, прилети,
Студену зиму унеси!
Жавороночек, принеси
Весну-красну на своем хвосту!


Ребенок: Чувиль-виль-виль, жаворонушки!
Прилетите к нам, принесите нам
Лето тёплое, весну красную.
Нам зима надоела весь хлеб переела.
Весна-красна на чём пришла:
На кнутике, на хомутике
Чувиль виль виль, жаворонушки!


Авдотья: Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку, Жаворонка. Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».


Варвара: Люди пекли из теста жаворонков, выходили с ними на гулянья, зазывали, кликали весну.

Жаворонушки, перепелушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Весну красную да красно летеце .


Авдотья: А ну, ребятки, вставайте, с жаворонком поиграйте!


***Игра «Жаворонок».

Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве, 
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.


Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.

………………………………….


Варвара: Вышли мы погулять, Весну красную встречать

Авдотья: Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую.


***Песня-хоровод с каруселью «Ой, бежит ручьем вода»


1)Ой, бежит ручьём вода, нет ни снега, нет ни льда

Ой, вода, ой вода, нет ни снега, нет ни льда -2 р.


2)Прилетели журавли и соловушки малы

Журавли, журавли, и соловушки малы -2 р


3)Мы весняночку поём , весну красную зовём

Ой поём, ой поём весну красную зовём -2 р.

………………………………………….


Авдотья: Красны девицы да добры молодцы, в хоровод вставайте,

                  Вёснушку-весну зазывайте!

Дети произносят заклички.


Ребенок: Приди, Весна, Весна - красна,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.


Ребенок: Приди к нам, Весна, с радостью,
С великой милостью,
С рожью зернистой,
С пшеничкой золотистой.


***Звучит радостное щебетание птиц (фонограмма). 


*Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги.


Весна:  Я, Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!

— Я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла,
Ветку вербы принесла.


Авдотья:  Правильно говорят … (Просит детей назвать пословицы, поговорки.)


Дети:

— Без вербы не весна.
— Верба гонит лёд с реки.
— Если хорошо цветет верба, будет урожай.


Весна приглашает детей в хоровод. Раздает взрослым веточки вербы, которые делают воротца. Дети змейкой идут через воротца. Дети вместе со взрослыми говорят (немного припевая) слова:

Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая,
Не расти, вербочка, во ржи,
Расти верба на меже.

Дети садятся на стульчики. 

Весна проходит, дотрагиваясь до детей веточкой вербы.


Весна: Дай, вербочка, детушкам здоровья.

             Как вербочка растет, так и ты расти. 

             Верба бьет, да не до слез.

             Верба красна, бьет не напрасно.


Авдотья: Весна - красна, а что это у тебя за коромысло?


Весна: Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка?  В одном, тёмном, тёмная ночь живёт.  В другом, светлом, ясный день.


Варвара: Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?


Весна: Сейчас оба ведра по весу сравнялись.

             Ведь 22 марта день весеннего равноденствия, день равен ночи.

А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.


Варвара: Весна - красна, долго мы тебя ждали. А теперь давайте петь, плясать и веселиться!


Игра «Матушкка Весна»

Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг.

Описание: Выбирается Весна.  Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота. 


Все дети говорят: Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май -
Сколько хочешь гуляй!


Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

Правила: Не размыкать цепочку.

………………………………….


Весна: В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки.


**Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года.                        - Весна

**Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает , взглядом согревает!    - Солнце


Какие же молодцы. А теперь отгадайте птичку, которая поет песню


***ИГРА «Отгадай птичку по пению» + ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПТИЦ

……………………………….


Весна: Молодцы! А сейчас приглашаю всех на общий хоровод с Весной - Красной.


***Хоровод «Вот уж Зимушка проходит»


Хозяйка: Мы встретились с Весною,
О ней мы все узнали.
Хочу, чтоб о весне прекрасной
Родным вы дома рассказали!


Авдотья: Молодцы ребята. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.


Авдотья раздает угощение, приговаривая:

Жаворонки прилетели,
На головку деткам сели.
Хоть птицы к нам возвращаются,
А до тепла еще далеко –
40 мучеников,
40 утренников,
40 заморозков.

Автодья прощается. Уходит под музыку

Дети под музыку уходят в группу



















ДЕТИ СТАРШИХ ГРУПП ИДУТ, С ФОЛЬКЛОРНОЙ СЦЕНКОЙ, В МЛАДШИЕ ГРУППЫ


-СТАРШАЯ «а» - в среднюю группу

-СТАРШАЯ - в среднюю «А» группу

-ПОДГОТОВИТИЕЛЬНАЯ - во 2 младшую группу


Герои ДЕТИ:

Весна

Дети «птички» -

Ведущий –воспитатель группы


***дети заходят в группу к малышам с угощением «Жаворонками»


Весна: Здравствуйте, ребята!

– Я Весна-красна,
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугах ращу цветочки,
Прогоняю с речек лед,
Ранним делаю восход.
Всюду, в поле и в лесу,
Людям радость я несу.



Ребенок-1: Мы летим, летим, летим,

Крылышками машем.

Прилететь скорей хотим

К милым рощам нашим.


Ребенок-2: Мы летим из далека,

Утомились птички.

Посидим у ручейка

И попьем водички.


Ребенок-3: Вот он, вот он край родной,

Милая сторонка.

Прилетели мы домой

И запели звонко.


Все птицы: Весна пришла, красна пришла!


Весна: Снег да холод прогоню, тепло с юга принесу

Побегут кругом ручьи, брызнут солнышка лучи

Ярче вы лучи сияйте и земельку согревайте

В гости к детушкам пришла и в подарок принесла

Лучик солнца золотой, в поле цветик голубой

Песню звонкую ручья, в роще – трели соловья.

Принесла я для лугов покрывало из цветов.

Принесла для ёлки, новые иголки

Для осин и для берез, свежих листьев, целый воз.

Ребенок-4: Вот и кончилась зима!

Радуйтесь, пришла весна!

Первым солнышко проснулось,

Добрым людям улыбнулось!


Ребенок-1: Зазвенели ручейки,

Распускаются цветы.

Всюду птичьи голоса

Радуйтесь, пришла весна!


Ребенок-2: Дай нам солнца и тепла,

Чтобы яблонька цвела,

Чтобы травка зеленела,

Чтобы птичка звонко пела.


Ребенок-3: Жавороночек, прилети,
Студену зиму унеси!
Жавороночек, принеси
Весну-красну на своем хвосту!


Ребенок-4: Чувиль-виль-виль, жаворонушки!
Прилетите к нам, принесите нам
Лето тёплое, весну красную.
Нам зима надоела весь хлеб переела.
Весна-красна на чём пришла:
На кнутике, на хомутике
Чувиль виль виль, жаворонушки!



Все: Чтобы нам быстрей расти от весенней радости.


Воспитатель: Весной начинали возвращаться из теплых краев перелётные птицы, считалось, что именно они на своих крыльях и приносят весну.


Желая их поторопить, мы испекли из теста фигурки птичек с крылышками, глазками.

Жаворонки,

Мои матушки,

Прилетите ко мне,

Принесите ко мне

Весну, весну красную.


Угощайтесь, дорогие ребята!

До свидания!