СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий игры по истории "Что? Где? Когда?" по теме Россия в 1918 году

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие по истории "Россия в 1918 году" в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?" для обучающихся 10 - 11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий игры по истории "Что? Где? Когда?" по теме Россия в 1918 году»

Сценарий проведения интеллектуальной игры

«Что? Где? Когда?»

Тема игры: 1918 год


Для обучающихся 10 – 11 классов

по истории России начала ХХ века.


Цель игры:

- повышение интереса к изучению истории Отечества;

- углубление знаний по истории России начала ХХ века (события 1918 год).


Задачи формирования УУД

Познавательные УУД

  1. поиск и выделение необходимой информации по изучаемому историческому периоду с использованием учебной и дополнительной литературы, с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  2. определять стратегию поиска необходимой недостающей информации; применять различные методы информационного поиска;

  3. использовать полученную информацию в новой учебной ситуации; порождать новые решения в нестандартной ситуации;

  4. выстраивать логику рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД

  1. строить рассуждения, формулировать точку зрения, слушать товарища по команде;

  2. взаимодействовать в группе согласно условиям, сотрудничать в совместном решении проблемы, вопроса;

  3. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, представлять результат деятельности группы;

  4. согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общей проблемой.

Личностные УУД

  1. оценивать и осознавать свой вклад в общий результат команды, понимая личную ответственность за результат;

  2. готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  3. соблюдать дисциплину соревновательности, уважение соперников по игре;

  4. воспитывать любовь и уважение к истории Отечества, его языку, культуре.


Этапы подготовки и проведения интеллектуальной игры

  1. Объявление темы игры «История Отечества. 1918 год»;

  2. Подготовка обучающихся к игре по предложенному периоду на основе учебной и дополнительной литературы, информации сети Интернет;

  3. Проведение игры;

  4. Подведение итогов.

Победители: 1 место команда «Каменная СОШ»; 2 место команда «ДДТ «Новое поколение» гп. Приобье; 3 место команда обучающихся 10 классов МКОУ «Приобская СОШ».

Литературы для подготовки обучающихся

  1. В.Я. Хуторской «История России от Рюрика до Ельцина». - М.: «Новый век», любое издание.

  2. Н. Верт «История Советского государства».- М.: Инфра – М», 2008.

  3. История России. ХХ век. /Под ред. В.П. Дмитренко. - М.: АСТ, 1996.

  4. История России в 2 т. Т. 2: С начала ХIX в. до начала XIX века/А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова. – М.: АСТ, 2003.


Слайд 1

Ведущий объявляет тему игры. Представляет команды, разъясняет условия игры.


Вопрос 1. (слайд 2)

Почему в период с 1 по 13 февраля 1918 года в России не произошло ни одного события?


Правильный ответ (слайд 3)

Переход на григорианский календарь.

После 31 января сразу следовало 13 февраля 1918

В дореволюционной России летоисчисление осуществлялось на основе юлианского календаря, действовавшего во всех христианских странах до октября 1582 год.

Впервые вопрос о календарной реформе был поставлен на одном из первых заседаний Совнаркома 16 (29) ноября 1917 года. Были предложены два проекта.

Один из проектов предусматривал постепенный переход к григорианскому календарю, то есть предполагалось каждый год отбрасывать по 24 часа. Поскольку к тому моменту разница между календарями составляла уже 13 дней, то полный переход на новый стиль занял бы 13 лет. Второй вариант был жёстче и предусматривал одномоментный переход на новый стиль. Сторонником этого варианта был Ленин.


Вопрос 2

Звучит музыкальный отрывок, (слайд 4).

Творческий облик композитора часто определяют словами «самый русский композитор». Особая роль композитора в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества.

Этот композитор — современник русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»). Вместе с женой (урождённой Сатиной; из рода Рюриковичей) и двумя дочерьми Ириной и Татьяной в 1918 году покинул Россию. Прожил в эмиграции 25 лет.

(Слайд 5) Его родители, и даже дед – были пианистами-любителями, поэтому неудивительно, что уже в 4 года маленький ? исполнял на пианино далеко не детские произведения. Дальнейшее обучение шло без особых препятствий: проучившись сначала в Петербургской, а затем и в Московской консерватории, он встретился с настоящими мастерами музыки, среди которых был и Петр Ильич Чайковский. Тот уже не первый год наблюдал за успехами молодого пианиста и предсказывал ему великое будущее. Пианист, композитор и дирижер, создавший свою выпускную оперу "Алеко" всего за 17 дней

"Можно играть ? в Лондоне, в Нью-Йорке, где угодно. Но именно здесь (в России) он звучит совершенно по-особенному, потому что эта музыка рождалась здесь", - уверен современный пианист Лукас Генюшас.


Правильный ответ: С.В. Рахманинов (слайд 6)


Вопрос 3 (слайд 7)


Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич — российский революционер, большевик, советский партийный и государственный деятель, этнограф, публицист. Ближайший помощник и фактический секретарь В. И. Ленина. Доктор исторических наук.

«Что такое Москва? - провинциальный город с двухмиллионным населением, живущий своей жизнью, куда явятся тысячи пришельцев из Петрограда, чтобы править всей Россией» … В.Д. Бонч — Бруевич

12 марта 1918 года — перенос столицы в Москву (слайд 8)

  • Постановление IV Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов гласило: «В условиях того кризиса, который переживает русская революция в данный момент, положение Петрограда как столицы резко изменилось. Ввиду этого съезд постановляет, что впредь до изменения указанных условий столица Российской Советской Социалистической Республики временно переносится из Петрограда в Москву».

Вопрос: Какой город, в случае переноса столицы, мог по предложению В. Д. Бонч-Бруевича стать альтернативой Москве? (слайд 9)


Правильный ответ: Нижний Новгород (слайд 10)


Вопрос 4 (слайд 11)


Выставка «0,10» (1915 г.) Всего 39 картин – в отдельном зале помещения выставки. Вместо иконы в красном углу – «Черный квадрат» как концептуальный символ. (слайд 12)

Supremus – наивысший, обозначает превалирование важности цвета и его насыщенности над всеми остальными характеристиками жанра. О черном же квадрате, круге и кресте известно, что они символизировали вечные основные формы – от наиболее простой к усложненной (крест – пять четырехугольников). Допускаемые геометрические фигуры включают в себя, помимо квадрата с прямоугольником, круг и прямую линию, реже, в экспериментах – треугольник, эллипсоид; (слайд 13 – 14)

геометричность, не связанная с изображением конкретных вещей (беспредметность), обязательна;

асимметричность может уравновешиваться;

плоскостность, отсутствие объема; использование в основном черного, белого, красного и желтого цветов.


Какие работы Казимира Малевича вошли в триаду, написанную в 1918 году, наряду с «Черным квадратом»? (слайд 15)


Правильный ответ (слайд 16 - 17)

«Квадрат» являлся (и является) частью сразу двух триад, первая включает дополнительно «Черный круг» и «Черный крест», или вторая – «Красный квадрат» и «Белый квадрат» (последний написан в 1918-м году).Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений… чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие.



Вопрос 5. Обратимся к произведению М. Булгакова «Собачье сердце». (слайд 18)

Но сначала несколько исторических фактов.

Как пример послереволюционной разрухи можно привести предписание жителям Кремля от 14 октября 1918 года: «... домовые комитеты совершенно не выполняют возложенных на них законом обязанностей: грязь на дворах и площадях, в домах, на лестницах, в коридорах и квартирах ужасающая. Мусор от квартир не выносится неделями, стоит на лестницах, распространяя заразу. Лестницы не только не моются, но и не подметаются...»


Ряд булгаковедов считает, что «Собачье сердце» было политической сатирой на руководство советского государства. В частности, что Шариков-Чугункин — это ? (у обоих вторая «железная» фамилия), проф. Преображенский — это ? (преобразивший страну), его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым — это ?

Укажите этих политических деятелей советской России.


Правильный ответ: Ряд булгаковедов считает, что «Собачье сердце» было политической сатирой на советское руководство. В частности, что Шариков-Чугункин — это Сталин (у обоих «железная» вторая фамилия), проф. Преображенский — это Ленин (преобразивший страну), его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым — это Троцкий (Бронштейн). (слайд 19 – 20)


Вопрос 6: на 3 балла (слайд 21 - 22)

29 октября 1918 г. - создание комсомола (РКСМ)

Создатель и идеолог — В.И. Ленин

Основатель -Лазарь Шацкин

Сентябрь 1991 — объявлен самороспуск организации

1. Расшифруйте название ВЛКСМ

2. В каком возрасте можно было состоять в комсомольской организации?

3. Чьи рекомендации были необходимы для вступления в комсомол?

Правильный ответ: (слайд 23)

ВЛКСМ — Всесоюзый ленинский коммунистический союз молодежи (с 1926 г.)

2. Возраст 14 — 28 лет.

3. Необходима была рекомендация одного коммуниста или двух комсомольцев, имеющих комсомольский стаж не менее 10 месяцев.

Вопрос 7. Гражданская война и интервенция. Черный ящик (слайд 24 – 25)


Договор с советским правительством от 26 марта 1918 г.: эти 30 тыс. (по другим данным 45 тыс.) солдат должны передвигаться «не как боевое подразделение, а как группа граждан, располагающая оружием, чтобы отражать возможные нападения контрреволюционеров» для отправки во Францию

Передвижение военнопленных по Транссибирской магистрали через города Омск, Томск, Самара, Екатеринбург

Своими действиями перерезали связь европейской России с Сибирью, свергая Советскую власть

Законное средство платежа, выпущенное Сбербанком России в 2017 году, связанное с конечным пунктом назначения в России для данной группы граждан.

ЧТО В ЧЁРНОМ ЯЩИКЕ? (слайд 26)

Правильный ответ: Купюра в 2 000 рублей с изображением моста на о-в Русский во Владивостоке. Чехословацкий полк направлялся во Владивосток для отправки по морю во Францию для продолжения войны на стороне Антанты против сил Германии. (слайд 27)

Вопрос 8. О следующем историческом событии известно следующее. (слайды 28 – 29)

В.И. Ленин «волновался и был мертвенно бледен..., как никогда», власть его в тот день висела на волоске

В заседании участвовало 410 депутатов в Таврическом дворце из 707

Были убиты в тюрьме лидеры фракции кадетов Шингарёв и Кокошкин

Председателем избран эсер Виктор Чернов

Начальник караула А.Г. Железняков закрыл мероприятие словами «караул устал»

Запишите даты дней, о которых идёт речь.

Укажите название органа власти, о котором идёт речь

Правильный ответ: 5 — 6 января 1918, заседания Учредительного собрания (слайд 30)


Вопрос 9. Просмотр карикатур (слайды 31 – 34)

Запишите событие, которое объединяет эти карикатуры. (слайд 35)


Правильный ответ: 3 марта 1918 — подписание Брестского мира (слайд 36)

Потери Советской России

Территории, где проживало 56 миллионов человек (около трети населения европейской части Российской империи) и до 1917 года находилось: 27—33 % обрабатываемой сельскохозяйственной земли (37—48 % собираемого хлеба), 26 % всей железнодорожной сети, 33 % текстильной промышленности, выплавлялось 73 % железа и стали, добывалось 89 % каменного угля и изготовлялось 90 % сахара; располагались 918 текстильных фабрик, 574 пивоваренных завода, 133 табачные фабрики, 1685 винокуренных заводов, 244 химических предприятия, 615 целлюлозных фабрик, 1073 машиностроительных завода (в совокупности составлявших 32 % государственных доходов) и где проживало 40 % промышленных рабочих.


Вопрос 10 (слайды 37 – 38)

«Кто не работает, тот не ест!»

«Да здравствует переход всех фабрик и заводов в руки Советской власти!»

«Наша партия за Гражданскую войну! Гражданской войне нужен хлеб! Да здравствует гражданская война!» Л.Д. Троцкий

«Мир хижинам – война дворцам!»

«Что? Мира нет? И хлеба нет?

И мир и хлеб - все даст Совет!»

Какую государственную политику 1918 – 1921 гг. отражают лозунги большевиков?

Правильный ответ (слайд 39)

Политика «военного коммунизма»


Вопрос 11 (слайд 40 - 41)

Вставайте, крестьяне,

Идите на помощь

От голода стонет

Москва, Петроград,

Десятками мрут там

Несчастные дети,

Там гибнет рабочий

И красный солдат!

Но разве кулаков проймешь такими призывами! Обманом и ложью богатеи пытались, где только можно, скрыть свои запасы хлеба и продовольствия. Например, в бывшем Сезеновском монастыре кулачье спрятало 50 мешков ржи и пшеницы, конечно, не без ведома настоятеля монастыря.

Работать на заготовках сельскохозяйственных продуктов в деревнях было опасно. Каждый день заготовителям грозила пуля из кулацкого обреза. Сколько жертв пало в революционной борьбе за хлеб!

В каком органе власти работал автор вышеуказанных строк, ленинградский поэт Николай Маков?

Новые органы власти на селе были учреждены 11 июня 1918 года декретом ВЦИК и СНК

Правильный ответ: комитеты бедноты (слайд 42)

Новые органы власти на селе были учреждены 11 июня 1918 года декретом ВЦИК и СНК под названием «Об организации и снабжении деревенской бедноты»: комбеды создавались Советами крестьянских депутатов и подчинялись им;

в их задачи входил «розыск» запасов продовольствия, скрытых местными крестьянами от советской власти, а также — оказание содействия частям Рабоче-крестьянской красной армии (РККА), Красной гвардии, отрядам Продармии и ВЧК при закупке ими зерна по государственным (фиксированным) ценам и при реквизиции «излишков» хлеба.

Впоследствии на комбеды также были возложены обязанности по набору добровольцев и проведение мобилизации в ряды РККА.

Вопрос 12 (слайды 43 – 44)

Все к оружию. Все на защиту революции. Поголовная мобилизация для рытья окопов и высылка окопных отрядов поручается советам с назначением ответственных комиссаров с неограниченными полномочиями для каждого отряда. Настоящий приказ рассылается в качестве инструкции во все советы по всем городам.

Укажите дату подписания воззвания СНК и праздник, отмечаемый с 1922 года в России, Белоруссии, Таджикистане и Киргизии до сегодняшнего дня.


Правильный ответ: 23 февраля 1918 — День Защитника Отечества (слайд 45).

ОТВЕТЫ ДЛЯ ЖЮРИ


Вопрос 1.

Почему в период с 1 по 13 февраля 1918 года в России не произошло ни одного события?


Правильный ответ: Переход на григорианский календарь.

После 31 января сразу следовало 13 февраля 1918


Вопрос 2. Этот композитор — современник русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света». Вместе с женой (урождённой Сатиной; из рода Рюриковичей) и двумя дочерьми Ириной и Татьяной в 1918 году покинул Россию. Прожил в эмиграции 25 лет.

Правильный ответ: С.В. Рахманинов

Вопрос 3. Какой город, в случае переноса столицы, мог по предложению В. Д. Бонч-Бруевича стать альтернативой Москве?


Правильный ответ: Нижний Новгород


Вопрос 4. Какие работы Казимира Малевича вошли в триаду, написанную в 1918 году, наряду с «Черным квадратом»?


Правильный ответ

«Черный круг» и «Черный крест»,

или вторая – «Красный квадрат» и «Белый квадрат» (последний написан в 1918-м году).


Вопрос 5.

Укажите этих политических деятелей советской России.


Правильный ответ: Шариков-Чугункин — это Сталин (у обоих «железная» вторая фамилия), проф. Преображенский — это Ленин (преобразивший страну), его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым — это Троцкий (Бронштейн).


Вопрос 6: на 3 балла


1. Расшифруйте название ВЛКСМ

2. В каком возрасте можно было состоять в комсомольской организации?

3. Чьи рекомендации были необходимы для вступления в комсомол?

Правильный ответ:

ВЛКСМ — Всесоюзый ленинский коммунистический союз молодежи (с 1926 г.)

2. Возраст 14 — 28 лет.

3. Необходима была рекомендация одного коммуниста или двух комсомольцев, имеющих комсомольский стаж не менее 10 месяцев.

Вопрос 7. Черный ящик

Законное средство платежа, выпущенное Сбербанком России в 2017 году, связанное с конечным пунктом назначения в России для данной группы граждан.

Правильный ответ: Купюра в 2 000 рублей с изображением моста на о-в Русский во Владивостоке.

Вопрос 8.

Запишите даты дней, о которых идёт речь.

Укажите название органа власти, о котором идёт речь

Правильный ответ: 5 — 6 января 1918, заседания Учредительного собрания


Вопрос 9. Просмотр карикатур

Запишите событие, которое объединяет эти карикатуры.


Правильный ответ: 3 марта 1918 — подписание Брестского мира


Вопрос 10

Какую государственную политику 1918 – 1921 гг. отражают лозунги большевиков?

Правильный ответ

Политика «военного коммунизма»


Вопрос 11


В каком органе власти работал автор вышеуказанных строк, ленинградский поэт Николай Маков?

Правильный ответ: комитеты бедноты


Вопрос 12

Укажите дату подписания воззвания СНК и праздник, отмечаемый с 1922 года в России, Белоруссии, Таджикистане и Киргизии до сегодняшнего дня.


Правильный ответ: 23 февраля 1918 — День Защитника Отечест


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!