Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 сельского поселения «Село Троицкое»
Нанайского района, Хабаровского края
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ
Тема: "Декада правовой грамотности. Путешествие по сказкам"
Составила: Докучаева Екатерина Васильевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 сельского поселения «Село Троицкое»
Нанайского муниципального района Хабаровского края
Провёл: Казаков Владислав Евгеньевич,
студент КГБ ПОУ ХПК, группы ПНК-33
Дата проведения 14.11.2024
село Троицкое, 2024
Класс: 1 «Б»
Игра на тему: " Декада правовой грамотности. Путешествие по сказкам "
Цель: актуализировать знания учащихся об основах правовой грамотности.
Задачи:
Задачи:
Дидактические:
Расширить представления учащихся об основных правах и обязанностях ребёнка.
Вспомнить, что такое права и обязанности, чем различаются и какие права есть у нас.
Способствовать формированию норм нравственного поведения и основ правовой культуры.
Развивающие:
Формировать у младших школьников понятия и представления, связанные с правовой грамотностью.
Развивать волевые качества обучающихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания
Воспитательные:
Воспитывать представление о добре и зле, справедливости и ответственности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, листы бумаги, ручки.
Форма проведения: деловая игра, игра - викторина
На доске: иллюстрации к сказкам и правовые знаки.
Категория: учащиеся 1-х классов.
Предварительная работа: чтение сказок: “Золотой ключик или приключение Буратино”, “Красная шапочка”, “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Снегурочка”; инсценировка по сказкам “Заюшкина избушка” и “Маша и медведь”; подготовка необходимого дидактического материала (карточек с пиктограммами, иллюстраций по сказкам).
ХОД ИГРЫ
Декада правовой грамотности. Игра 1 класс
-Здравствуйте, ребята! К нам пришел герой – Правознайка. А знаете ли вы, о чем нам может рассказать Правознайка? (высказывают свои предположения)
-Ребята, Правознайка знает всё и даже больше о ваших правах. Сегодня он хочет, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать - какими правами может воспользоваться каждый ребенок. А поэтому он предлагает вам прогуляться по страницам детских сказок для нас с вами знакомых всем, но сначала вспомним ваши права отгадав загадки.
***
Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все, кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на … (отдых)
***
Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё … (имя)
***
Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на … (образование)
***
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только … (врач)
***
Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на … (жильё)
***
Оно каждому дано
Оно каждому важно.
Много их на свете есть
Всех на пальцах и не счесть (право)
***
Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду. (право на образование)
***
Вот, к примеру, право.
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
И она нам всем нужна. (право на жизнь)
-Отлично! Свои права вы вспомнили, а теперь отправимся в путешествие по сказкам. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. А если герои веселы, счастливы - то их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать? (Звучит музыка “В гостях у сказки”) Тогда отправляемся.
На экране грустная картинка Красной шапочки. Вы узнали эту сказку? Это сказка “Красная Шапочка”, которую написал Ш. Перро. Слайд 1
-Скажите ребята, какое сейчас настроение у Красной Шапочки? (Грустное)
А теперь вспомним с вами фрагмент из сказки. Кто помнит, что происходило? (Высказывают свои предположения, вспоминают сказку)
-Послушайте внимательно отрывок из сказки №1, а потом скажите какие права нарушены у сказочных героев?
Отрывок из сказки «Красная шапочка» Ш. Перро
Проходя лесом, Красная-шапочка встретила волка, которому захотелось съесть эту девочку, но он не смел сделать этого, потому что в лесу были дровосеки.
Волк спросил у Красной-шапочки: «Куда ты идёшь?». Она, не зная того, что опасно останавливаться с волком, сказала ему: «Иду навестить мою бабушку, и несу ей лепёшечку и горшочек масла, от моей маменьки».
— Далеко ли живёт твоя бабушка? — спросил волк.
— Далеко, отвечала Красная-шапочка; вон, вон там, за мельницей, в первой избушке.
— Ну, — сказал волк — я также хочу навестить твою бабушку. Я пойду к ней по этой дороге, а ты ступай вот по той, и мы посмотрим, кто прежде придёт туда.
Волк изо всей силы пустился бежать прямо, а девочка пошла по дальней дороге, и стала забавляться сбором орехов, ловлею бабочек и связыванием пучков цветов.
-Права каких героев сказки нарушены и кем? (Девочки, бабушки)
Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.
А какое право нарушил волк? (Право на жизнь). Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.
Ребенок прикрепляет на доску значок с правом на жизнь
-Послушайте внимательно отрывок из сказки №2, а потом скажите какие права нарушены у сказочных героев?
- ... Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.
“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье...”
- Ребята, что это за сказка? («Золотой ключик» или «Приключение Буратино»)
- Какое настроение у героев сказки в этом отрывке? (Высказывают свои предположения)
Значит, что мы может сказать о правах героев? Они здесь не нарушены.
О каком праве мы можем здесь говорить? (Право на имя)
- Да, каждый ребенок имеет право на имя.
А знаете, что, когда дети рождаются, то они очень маленькие и похожи друг на друга. Как вы думаете, может быть, необязательно давать детям имена, а просто называть их числами? (Размышления детей)
А вот еще одно наблюдение. Как вы думаете, может быть все должны обращаться друг к другу по прозвищам? (Ответы детей)
- Бывает обидно и неприятно. Ребенок прикрепляет на доску значок с правом на имя.
- Ребята, а к нам спешат гости. Посмотрите на экран. Слайд 2.
Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.
Заяц. (Ильницкая Нелли) Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.
Лиса. (Шадрин Антон) А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.
Заяц. (Ильницкая Нелли) Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).
Лиса. (Шадрин Антон) Я в лесу хозяйка, на все имею право!
Владислав Евгеньевич: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)
Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.
Ребёнок прикрепляет значок на доску с правом на неприкосновенность жилища.
- Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома.
Ребята, послушайте внимательно четверостишье:
Три братца дружно строят дом,
Тепло, уютно будет в нём.
В работе братцы знают толк,
Не сможет в дом пробраться волк.
- Вы догадались, о каких братцах идет речь? (Три поросёнка)
А теперь Правознайка предлагает поиграть в игру “Три поросенка”.
- Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку? Из желающих остаётся один при помощи считалки.
Проводится подвижная игра “Три поросенка”.
Звучит музыка из мультфильма “Три поросенка”.
Дети ходят у доски по кругу (3 человека)
Владислав Евгеньевич: вдруг выходит волк, он зубами щелк!
Условие игры: когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.
Под музыку поросята ходят по полянке (30 сек). Волк пытается разрушить домики (стереть мел). Все поросята должны занять свои домики. (Выбрать любые места у доски и показать) – белым мелом можно начертить 3 круга у доски
- Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк? Ответы детей. (Право на неприкосновенность жилища).
-Отлично! Молодцы!
- И снова внимание. -Послушайте внимательно отрывок из сказки №2, а потом скажите какие права нарушены у сказочных героев?
...Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.
- Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)
- Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)
- У Снегурочки появилась семья.
- О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Право на воспитании в семейном окружении или право иметь семью)
Ребёнок прикрепляет значок на доску с правом на воспитании в семейном окружении или право иметь семью.
- Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем. Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей).
Хорошо, а вы помогаете своим родителям, заботитесь о них? (Ответы детей).
А как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера и целый день смотреть телевизор, кормит манной кашей? А почему? (Ответы детей).
- А сейчас я предлагаю вам послушать и отгадать загадку.
Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится -
Выручит его сестрица.
- О какой сказке идет речь в загадке? (Гуси-лебеди)
- Посмотрите на иллюстрацию, Слайд 3 как вы думаете, какое настроение у главных героев сказки? (Ответы детей)
- Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Право не разлучаться с родителями)
Ребёнок прикрепляет значок на доску с правом не разлучаться с родителями
- К нам снова спешат сказочные герои.
Сценка «Маша и медведь»
Маша (Шаповалова Ангелина). Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне, пожалуйста.
Правознайка (Владислав Евгеньевич). А что случилось?
Медведь (Малый Дима). Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить да в избе прибирать – вот и все.
Маша (Шаповалова Ангелина). Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его кашей кормила. А если убегу, то он поймает меня и съест.
Правознайка (Владислав Евгеньевич). Давайте ребята поможем героем сказки разобраться, кто прав, а кто нет. (Ответы детей)
-Какое право нарушено? (Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии) Ребёнок крепит значок на доску с правом.
-Так кто же из ребят чьи права нарушил? (Миша нарушил права Маши).
-Отлично, молодцы! Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие! Будьте добры и справедливы, и тогда сказочные герои будут с вами! ОБЩЕЕ ФОТО !!!