СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий интегрированного урока по теме "Романтическое изображение природы в лирике Лермонтова . Пейзаж.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

интегрированный урок по теме "Романтическое изображение природы в лирике Лермонтова. Пейзаж" Предметы литература, музыка, изо.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий интегрированного урока по теме "Романтическое изображение природы в лирике Лермонтова . Пейзаж.»

Интегрированный урок литературы , музыки и изо

с использование средств ИКТ. 

Класс: 8. 
Тема урока: «Романтическое изображение природы в лирике Лермонтова.Пейзаж» 

Тип урока: изучение нового материала. 

Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова . 

Задачи: 

1. Предметные

-дать первоначальные сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова; 

-познакомить со стихотворениями автора; 

-учить учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста, наблюдать за развитием чувств и переживаний лирического героя, наблюдать за словом, его многозначностью; 

-формировать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения;

- показать взаимосвязь литературы и искусства

2. Метапредметные
-способствовать развитию у учащихся художественной речи, логического и образного мышления, памяти, внимания, воображения, творческих способностей, эмоциональной сферы; 

-расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас, прививать интерес к литературе; 

-развивать умение строить монологические аргументированные высказывания по теме, сравнивать произведения живописи , музыки и литературы.



3. Личностные
-воспитывать культуру чтения, слушания, речи, общения друг с другом, с книгой; 

-учить видеть красоту окружающей природы и бережно относиться к ней; 
- формировать эстетические потребности, ценности и чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.


Оборудование: электронная презентация Power Point, толковый словарь Даля, карточки для словарной работы, листья из цветной бумаги, музыкальное сопровождение: романсы А. Варламова «Горные вершины», «На севере диком» А. С. Даргомыжского.

Ход урока 




1. Организационный момент.

1 слайд - Мы рады приветствовать всех гостей на уроке литературы и искусства. Сегодня у нас необычный урок, мы будем работать вместе с учителем музыки и ИЗО.

- Ребята, зависит ли ваше настроение от погоды?от состояния души?

У вас на парте лежат листочки разных цветов, где зелёный – отличное настроение, жёлтый – нейтральное, красный – плохое. Возьмите листок, который соответствует вашему настроению сегодня на уроке и прикрепите к дереву на доске.


2. Предъявление темы урока: 
2 слайд На экране появляется портрет Лермонтова 


- Ребята, кто это?

- Как вы считаете какая цель нашего урока?

Вспомнить

Узнать

Научиться


3 слайд Что вы помните из биографии Лермонтова?

4 слайд Юрий Петрович Лермонтов был бедным военным, поэтому мать Марии Михайловны Арсеньевой была против этого союза. Но несмотря на запрет дочь вышла замуж.

5 слайд 3 октября 1814 года родился Михаил Юрьевич Лермонтов. Когда мальчику исполнилось 3 года его мать умерла.

6 слайд Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева решительно отказала Юрию Петровичу в желании оставить сына у него, ссылаясь на бедность армейского капитана. Она увезла внука в своё имение Тарханы в Пензенской губернии.

7 слайд Мальчик рос болезненный, поэтому бабушка возила его на лечение на Кавказ, да и служить ему пришлось там же. Этот человек талантлив во всем. Лермонтов владел французским, немецким, английским языками, на Кавказе изучал азербайджанский.

Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи.

Немного рождалось поэтов, которые бы так слышали мир и видели бы его так – динамично, объёмно, красочно. В этом ему помогал его глаз художника.

Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование.


Лермонтову было двадцать лет, когда он окончил военную школу. Ему предстояла жизнь блестящего гвардейского офицера. Это был сильный, храбрый военный человек, но чувствительный, ранимый и очень одинокий. Почти всю сознательную жизнь Лермонтов провёл на Кавказе, естественно, он нашел отражение в его творчестве. Лермонтов восхищался горами Кавказы, свои чувства он передал в стихотворении «Горные вершины».


8 слайд - Стихотворение «Горные вершины» написал немецкий поэт ГЁТЕ, а М.Ю. Лермонтов его перевёл.

Сейчас предлагаю вам прослушать его в оригинале.

Чтение стихотворения Гете на немецком языке:

Uber allen Gipfeln
Isi Ruh,
In allen Wipfeln
Spurest du
Kaum einen Hauch;
Die Vogelein schweigen im Walde.
Warte nur, balde
Ruhest du auch.

Перевод Лермонтова:

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины полны светлой мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.


У вас на партах перевод Лермонтова.Самостоятельно прочтите стихотворение и подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении?

(«Горные вершины» - первичное жужжащее чтение).


- Каковы ваши впечатления от прочитанного?


-Какое настроение возникает при чиении стихотворения?

(мне стало хорошо, спокойно)

- Ребята, что необходимо, чтобы вы прочитали стихотворение ещё выразительнее? (представить картины)

  • слайд 9-12

Я-Посмотрите на слайд-вы видите картины, которые нарисовал Михаил Юрьевич. Одновременно с сочинением стихотворения он создавал и картины. До наших дней дошли картины Лермонтова. Это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков.


- Если это стихотворение, что здесь должно быть? (рифма, ритм)


- Найдите рифмующие слова.


Я-- Стихи М. Ю. Лермонтова очень музыкальные. Многие из них стали романсами . Кто знает, что такое романс? Найдите значение этого слова в музыкальном словаре. (тетрадь).

-На стихотворение М.Ю.Лермонтова «Горные вершины» композитор Александр Варламов написал романс «Горные вершины». Давайте его послушаем.

Слушание романса

  • РОМАНС «Горные вершины» 13 слайд


14 слайд -Итак, какой темп мы выберем при чтении? (медленный) Почему?


-Какие приёмы и средства выразительности используют поэты в стихотворении? (метафоры, эпитеты, олицетворение)


-Найдите олицетворение (спят вершины)


- Кто может найти эпитеты?


-Для чего их использует поэт?


- А теперь давайте ещё раз прочитаем стихотворение с той интонацией, которую мы все вместе определили.


- Ребята, как вы понимаете слово «одинокий» и «одиночество»? 


- Пока вы думаете, Дима и Андрей найдут определения в словаре, (уточнить, на какую букву начинаются слова «одинокий», «одиночество», заслушать ответы).


- Итак, как вы понимаете слово «одиночество»?

(выслушать ответы, что такое одиночество). 


- Скажите, может ли быть одиноким великий человек? (ответы учеников)

Сегодня мы должны ответить на этот вопрос, Лермонтов был ли одинок, а помогут нам в этом его стихи.


15 слайд У вас на партах текст следующего стихотворения.
- Перейдем ко второму стихотворению «На севере диком…»


- Послушаем стихотворение  и постараемся представить картину, описанную автором.


- Какое настроение поэта вы почувствовали? (грустное, печальное, лирическое)


-Какие чувства у вас возникли? (чувство грусти, печаль, одиночество, жалость)


Лирические стихи отражают не события, а душевные переживания поэта, его настроение.


- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения?


-Может быть, вас что-то заставит задуматься, что-то удивит или заставит переживать.


-А сейчас постарайтесь прочитать так, как бы прочитал стихотворение сам Лермонтов.

(каждый читает стих-е)


-Что представилось вам в первых двух строках и какие строчки вам помогли представить картину? (в холодном пустынном месте стоит одна сосна, возле неё ничего нет, север дикий одиноко)


-Что дальше говорит автор о сосне? (сосна дремлет, качаясь, а снег на ней как богатая одежда)

- Что происходит с сосной? (ей снится сон, что она далеко, в пустыне долёкой)


-Как вы думаете, может ли сосне снится сон? (нет, сны снятся людям)


-Как называется такой приём в стихотворении, когда неживые существа наделены качествами живых (олицетворение)


-Как автор называет пустыню? (в том крае, где солнца восход)


- О чём говориться в последних строчках? (что пальма в пустыне тоже одна и ей грустно)


М.Ю. Лермонтов «На севере диком …»


Ответы учащихся

Непонятные слова



Эпитеты


Метафоры


Сравнение


Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?




Словарная работа

-Найдите непонятные слова

-Уточните значение этих слов в учебнике.

Риза- верхняя одежда священника, богато украшенная, надеваемая во время богослужения.

Утёс – высокая скала

Метафоры – «… сосна и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета», «и снится ей», «грустна… пальма растет».

Эпитеты – «стоит одиноко», «голая вершина», «пустыня далекая», «прекрасная пальма».

Сравнение – «одета, как ризой».

-Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение? (чтобы передать свою печаль, одиночество, грусть, мечту о родной душе).

  • 16 слайд

Я-Рассмотрите репродукцию с картины Ивана Шишкина. Почему же так совпало – стихотворение Лермонтова и картина Шишкина?

Дело в том, что к 50-летию смерти М. Ю. Лермонтова в петербургском издательстве готовилось иллюстрированное собрание сочинений великого поэта. Для создания иллюстраций издатель пригласил несколько художников: Врубеля, Серова, Васнецова, Поленова, Шишкина.

И. И. Шишкин оформлял стихотворение «На севере диком…» . Эта работа настолько заинтересовала художника, что он решил создать картину, где была бы изображена одинокая зимняя сосна. Картина так и называется « На севере диком…»

У художника нет слов, но есть другие средства выразительности,

Какие?(краски)

17 слайд

Посмотрите на репродукцию картины и скажите, как художник передает одиночество сосны? Голые камни, вокруг никого нет, не видно земли, т. к сосна растет очень высоко, кругом только темное небо.

Как художник передал, что сосна «ризой одета» , что она дремлет? (Ветки покрыты снегом, макушка и ветки наклонены, ствол склонился в сторону)

Сосна и пальма - деревья. Случаен ли выбор героев? Почему автор выбрал в качестве героев стихотворения именно деревья? (Деревья вросли корнями в землю и не могут прийти друг к другу?

А когда они могут объединиться и встретиться? (Только во сне)

В этом их трагедия: деревья не могут сократить расстояние, которое их разделяет. Сосна на севере испытывает одиночество, тоже происходит с пальмой на юге . Только этих героев объединяет одиночество? Нет, оно объединяет весь мир: от одиночества страдают на юге и на севере, и наверное, где-нибудь на земле есть такая же страдающая от одиночества душа, которая тоже не может ничего изменить в своем положении.

Итак, в чем же главная идея стихотворения? (Одиночество двух людей. Невозможность преодоления этого одиночества.)

-Как вы думаете , можно ли сочинить романс? (да)


-Проникновенность и лиризм стихотворения привели к тому, что вдохновили на создание музыки к нему более 100 композиторов, среди которых А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков,С. В. Рахманинов и мн.др.


Давайте послушаем романс «На севере диком» композитора Александра Сергеевича Даргомыжского и мысленно пропоём его.

Слушание романса.

  • РОМАНС «На севере диком» 18 слайд


- Совпадает ли романс и картина по настроению с этим стихотворением?


Какое настроение было у вас, когда вы читали?


Чувствовали вы, что сосна одинока?


А совпадают ли по настроению, стихи, картины и романсы ? -Да


-Какая основная мысль этих произведений? Одиночество.


Итог урока. 

Сегодня мы говорили о жизни русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.


Каким же был великий поэт?

(Как вы поняли из произведений, поэт был одинок.)


-С кем сравнивал себя поэт? (с утесом, сосной). 


-Почему он был одинок? 


-Человек чувствует себя одиноким, когда близкие уезжают, покидают нас, умирают. Одиночество – самое большое несчастье, но его можно и нужно преодолевать.


-Произведения Лермонтова читали наши деды и прадеды, читаем их и мы. Каждое новое поколение читает их по-новому, но всех одинаково волнуют и судьба Лермонтова и его стихи, всегда прекрасны, всегда проникнуты непримиримой ненавистью к насилию, страстной любовью к родине, к родному народу. 

- А теперь поделитесь своим впечатлением от урока.

Рефлексия

- С каким настроением вы уйдете с урока?

Отметьте своё настроение с помощью цветных листочков. (Эмоциональная рефлексия)


-  Захотелось ли вам познакомиться с другими произведениями Лермонтова?

19слайд (Д\З)

Домашнее задание


  • Выбрать из творчества М.Ю. Лермонтова стихотворение, описывающее природу, и найти художников и композиторов, обратившихся именно к этому стихотворению.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!