СЦЕНАРИЙ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ
«ВОДА, ВОДА, КРУГОМ ВОДА …»
Цели:
– используя межпредметные связи математики, физики, химии, биологии и географии, в увлекательной форме расширить знания о воде, полученные на уроках.
Задачи:
– образовательные: формирование потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями; предоставление участникам возможности получения на мероприятии дополнительной информации не только по математике, но и по другим предметам (интеграция);
– развивающие: развитие познавательной деятельности, активности обучающихся, их логического мышления, памяти, внимания, настойчивости в достижении цели;
– воспитательные: воспитание бережного и экономичного отношения к воде.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор.
На сцену под музыку «Вода, вода, кругом вода …» выходят мальчик и девочка, идущие в школу с зонтами.
Мальчик. Несколько дней то дождь, то снег.
Девочка. Смотри, снежинки падают и превращаются в воду.
Мальчик. В школу неохота. Сегодня опять физика, химия, биология, география и каждый день эта математика.
Девочка (наступает в лужу). Ой, ноги промочила! Смотри, там кто–то есть!
На сцену выходят Снежинка и Капелька.
Снежинка. А что ты знаешь о воде?
Мальчик. Вода и есть вода!
Капелька. Предлагаю вам и вашим друзьям посетить лаборатории естественно – математических наук, показать свои знания о воде и узнать новое о ней.
Ведущий. «Вода!.. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь... Ты самое большое богатство на свете…» (Антуан де Сент–Экзюпери).
На сцену выходят две команды, девочки и мальчики, и занимают свои места.
Капелька. Лаборатория географии.
1–й географ. Если на карту земли посмотреть –
Земли на земле 1/3.
Но странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться «Вода»?
2–й географ. Воды на земле, как кажется на первый взгляд, довольно много, но 97% – это солёная вода морей и океанов, а лишь 3% – пресная. Из них около ¾ – ледники Арктики и Антарктики. Это – мировой резерв пресной воды.
Снежинка. Географы подготовили для команд задания. За правильный ответ снежинка.
1.Самый большой океан? (Тихий).
2.Самая глубокая впадина мирового океана? (Марианская).
3.Самое глубокое озеро мира? (Байкал).
4.Самая полноводная река мира? (Амазонка).
5.Самая длинная река мира? (Нил).
6.Самый маленький океан? (Северный Ледовитый).
7.Самое солёное море Мирового океана? (Красное).
8.Материк, на котором содержится 80% пресной воды нашей планеты? (Антарктида).
1–й географ. Начертить диаграмму соотношения пресной и солёной воды, если пресная вода составляет 3% всей воды на Земле. За правильное решение 3 снежинки.
Капелька. А пока ребята выполняют задание, отгадайте загадки.
1.Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. (Болото)
2.С высоты большой срываясь,
Грозно он ревет
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт. (Водопад)
3.Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зелёная. (Озеро)
4.Чист, ясен, как алмаз,
но дорог не бывает,
от матери рожден
и сам её рождает. (Лёд)
5.Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется
Потому что невкусна.
И горька, и солена. (Море)
6.Рассыпался горох
На семьдесят дорог;
Никто его не подберет:
Ни царь, ни царица
Ни красная девица. (Град)
Географы проверяют задачу.
Капелька. Лаборатория физики.
1–й физик. Физические свойства воды необычны. Это единственное вещество, которое при обычных условиях существует в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном.
2–й физик. Вода обладает рядом необычных особенностей: при таянии льда его плотность увеличивается, почти у всех остальных веществ при плавлении плотность уменьшается.
1–й физик. Вода – это источник разнообразной энергии на нашей планете. Первый вид энергии, поставляемый водой, это тепловая энергия подземных вод гейзеров и горячих источников.
Капелька. Уважаемые физики продемонстрируют для каждой команды опыт, который нужно объяснить. За правильный ответ 3 капельки.
Звучит мелодия из телевизионной игры «Что? Где? Когда?»
Опыт 1. Возьмем две литровые стеклянные банки и одну из них наполним чистой водой, а во вторую банку нальем крепкого раствора поваренной соли. Опустим яйцо в каждую банку. В первой банке яйцо утонуло, во второй – всплыло. Для опыта нам нужна еще третья банка, двухлитровая. Положим в нее яйцо и будем по очереди наливать воду из обеих литровых банок. Яйцо будет держаться посреди раствора, как подвешенное! Почему?
Опыт 2. Накрываем стакан с водой картоном, придерживая картон рукой, переворачиваем стакан, после чего руку убираем. Вода из стакана не выливается. Почему?
2–й физик. Предлагаю командам ответить на вопросы задачи, за каждый правильный ответ капелька.
Задача. На рисунке показано, как со временем изменяется температура при нагревании и охлаждении воды.
А) Какому состоянию воды соответствуют участки графика АВ, ВС? (нагревание, кипение).
Б) Через сколько минут вода нагрелась до 60°C? (4 мин).
В) Насколько градусов изменилась температура воды за первые 4 минуты? (40°C).
Г) На сколько градусов остыла вода за последние 5 минут наблюдения? (40 °C).
Ученица исполняет песню «Живи родник, живи».
Снежинка. Лаборатория биологии.
1–й биолог. Взрослый человек на 70% (по массе) состоит из воды, ребёнок – на 85%, в крови – 73% – 80%, в костях – 22%.
2–й биолог. Организм человека не только потребляет воду, но ещё и выводит. В сутки человек теряет 2 – 2,5 литров воды. Только при дыхании человек теряет в среднем более 300 грамм воды. Человек очень остро ощущает изменение содержания воды в своём организме.
1–й биолог. Командам нужно решить 2 задачи, за правильное решение каждой задачи 3 снежинки.
Задача 1. Ежедневно человек должен выпивать 4% от своего веса воды. Сколько в день воды должен выпить человек, весом 66 кг? Ответ округлите до десятых. (2,6 кг)
Задача 2. Организм человека на 70% состоит из воды. Найти вес человека, если в его организме 50,4 кг воды? (72 кг).
Капелька. Лаборатория математики.
1–й математик. В мире в наши дни одна из самых острых проблем – нехватка чистой воды.
2–й математик. Айсберги – это крупные обломки ледников, спускающихся с суши к морю. Это своеобразное хранилище пресной воды.
1–й математик. Вычислим потребность воды на 1 человека в сутки, если айсберг объемом 7200000 м3 содержит в себе столько пресной воды, сколько бы хватило жителям Курской области с населением 1200000 человек на целый месяц, если плотность воды ρ =1000 кг/м3?
Математики решают задачу.
Задача 1. Один мужчина выпивает бочку воды за 14 дней, а вместе с женой выпивает такую же бочку воды за 10 дней. Нужно узнать, за сколько дней жена одна выпивает бочку воды.
Задача 2. Можно ли, имея два сосуда емкостью 3 и 5 л, набрать из водопроводного крана 4 л воды?
Математики проверяют решение задач.
Снежинка. Химия – это наука о веществах и их превращениях.
Инсценировка. Экологическая сказка о рождении воды.
Ведущий. Повстречались однажды водород с кислородом.
Водород. Давай с тобой соединимся, будет легче.
Кислород. Нет, не буду я с тобой соединяться. Я такой большой, а ты такой маленький.
Ведущий. Кислород гордый, активный, богатый. Он имеет большие владения – 21% по объёму от атмосферы воздуха.
Водород. Давай соединимся, я отдам два атома, а ты один и увидишь, какое получится чудесное вещество.
Кислород. Ну что же, давай попробуем.
Ведущий. И пошла молва трезвонить,
Вещества все беспокоить.
Появилась здесь царица,
А прозванье ей – водица!
Шествует, как королева,
Гордо, важно, очень смело.
Сильная она всегда.
Помни, звать её вода.
Ведущий. Прослышали соли, что появилось красивое, чудесное вещество, заволновались, особенно поваренная. Соль считала себя первой красавицей.
Соль. Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех красивей и белее?
Ведущий. И ей зеркальце в ответ:
Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет,
Но водица всё ж милее,
Всех прозрачней и важнее.
Соль. Ну что в ней хорошего? И без цвета она, и без запаха и даже без вкуса.
Вода. Ты знаешь, соль, если я чистая, то мой цвет неповторим в природе, он просто необыкновенный. Я образую реки, озёра, моря, океаны, ледники. Я хороший растворитель.
Снежинка. Лаборатория химии.
1–й химик. Все живые существа на Земле содержат воду в большем или меньшем количествах.
2–й химик. А теперь мы вам покажем интересные опыты с водой.
Опыт 1. Наливаем в пустой стакан 50 г раствора марганцовки (ярко–малиновый цвет). Добавляем в него 1 ч.л. уксуса (прозрачный цвет). Жидкость окраски не поменяла – все такая же ярко–малиновая. А теперь добавим в нее пол чайной ложки перекиси. Прямо у вас на глазах жидкость начинает светлеть! И уже буквально через минуту в стакане будет кристально–прозрачная вода!
Опыт 2. Возьмем чистую емкость и нальём в нее сначала на 1/3 подкрашенной воды. А сверху осторожно дольем столько же растительного масла. Что произошло? Эти жидкости не перемешались, граница у них не размыта, а видна совершенно четко.
2–й химик. А теперь ребята, мы предлагаем вам решить задачу. За правильное решение 3 снежинки.
Сколько граммов воды надо добавить к 180 г сиропа, концентрация сахара в котором 25%, чтобы получить сироп с концентрацией сахара 20%?
Химики проверяют решение задачи.
Снежинка. Команды, посчитайте количество снежинок и капелек. Победителем станет команда, набравшая большее их количество.
Все участники игры исполняют Гимн воде (на мотив «Мы желаем счастья вам»).