Интегрированное занятие в старшей группе
«Путешествие по дорожкам Зимушки — зимы!»
Цель: Активизировать и обогащать знания о зиме, сезонных изменениях в природе, развивать образное мышление и воображение, эмоциональную атмосферу детей посредством интеграции образовательных областей.
Задачи:
Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы, развивать интерес и навыки к экспериментированию;
Обогащать и активизировать словарь детей образными словами и выражениями (снежинка: красивая, белая, необыкновенная, хрупкая, пушистая, искристая, волшебная, прозрачная, загадочная), вовлекать детей в речевое взаимодействие, упражнять детей в составлении простого предложения, развивать умение давать развернутые ответы.
Формировать чувство сплоченности, положительного эмоционального настроя внутри,
Развивать чувство прекрасного через зимний пейзаж, музыкальное сопровождение
Обеспечение занятия:
Компьютер, проектор, электронная презентация (слайды) по теме «Зима» и «Зимние явления», запись со звуками природы, мнемотаблица, 3 конверта с разрезанными пазлами, материал для экспериментирования –3 подноса, манка и 3 стаканчика с трубочками для коктейля.
Ход занятия.
На экране слайд 1 – времена года
1. Организаторский момент (дети собираются на ковре)
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Воспитатель: я вам улыбнулась, улыбнулись мы друг другу, чтоб у нас весь день было хорошее настроение.
Слайд 2 (зимний пейзаж)
Воспитатель: Сегодня утром, мне передали посылку (показывает коробку)
Хотите узнать, что внутри? (воспитатель открывает коробку, а внутри сидит обезьянка)
Воспитатель: Ребята, кто это? (ответы детей)
Откуда она? (из жаркой страны)
Воспитатель: Зачем ты забралась в коробку?
Она мне шепчет, что слышала, что какие вы веселые, любознательные и находчивые. Ей очень хочется узнать у нас о замечательном времени года, о котором она и ее друзья ничего не знают. А вот о каком времени года идет речь, Вы попробуйте сейчас угадать:
Я тепла не потерплю,
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я … (Зима)
Слайд 3 (зимний пейзаж)
Воспитатель: Конечно! Теперь вы догадались, о чем хочет узнать наша гостья? (о зиме) Там, где она и ее друзья живут, никогда нет зимы, все время жарко, светит солнце. Вот поэтому она приехала к нам, чтобы мы ей рассказали о зиме, о том, за что мы ее любим, какое это замечательно время года!
Тем более мы знаем с вами хорошую пословицу:
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
А нашей гостье ведь нужно будет рассказать о зиме своим друзьям.
Поэтому я вас всех приглашаю попутешествовать по волшебным дорожкам Зимушки - зимы.
А на чем отправимся, вы должны угадать.
Есть лекарство от тоски,
Надеваю две доски,
В руки я беру две палки,
С ветерком играю в салки!
Что же это?
Говорите…
Хором: Ну, конечно это лыжи!
И отправимся мы в лес (в центре проводится игра)
Физкультминутка по стихотворению «Не боюсь мороза»
Палки острые взлетают –
(Зажимаем кулачки – «держим в руках палки», поднимаем одновременно две руки вверх и опускаем их вниз – так несколько раз)
мчусь я лихо по лыжне.
(К движениям рук добавляем интенсивные приседания – изображаем лихую езду по лыжне)
(Останавливаемся)
Зря мороз меня пугает:
он совсем не страшен мне!
(Сильно обхватываем себя руками за плечи и активно растираем руками спину – показываем, что мы мороза не боимся и сможем согреться)
Знаю: он меня не тронет –
(Взрослый становится «морозом» и начинает прикасаться к малышу, пытаясь его «заморозить». Ребёнок должен увернуться от «мороза» и не дать дотронуться до себя)
потому что не догонит!
Слайд 4 (зимние пейзажи леса)
Воспитатель: Вот мы с вами и очутились в лесу.
Какое у нас сейчас время года?
Значит в каком лесу мы оказались? (в зимнем)
А какой он, опишите его.
(снежный, красивый, заколдованный, зимний, таинственный, морозный).
Посмотрите вокруг. (Какая красота.)
А деревья какие они? (задумчивые, в снежных шапках, снежных одеждах)
А снег необходим деревьям или нет? (Снег укрывает корни деревьев, поэтому они зимой не замерзают.)
Какое у вас настроение?
Что вокруг?
Вся земля и деревья укрыты … белоснежным ковром. (Деревья стоят задумчивые)
Снежные шапки лежат на деревьях.
Как вы думаете, какой воздух в зимнем лесу? (свежий, чистый, морозный)
Что про небо можно сказать?
А для чего люди ходят в лес зимой? (гулять, кататься на лыжах)
Глядя на эту картину вокруг как можно красиво назвать зимушку? (Гостья - зима, зимушка-зима, матушка-зима, красавица- зима, волшебница-зима, чародейка зима)
А сейчас мы проверим, какие вы внимательные.
Каждый поделится своими наблюдениями и впечатлениями
Слайд 5 (Зимний пейзаж)
Разделимся на две команды:
1ая-команда поделится своими наблюдениями и впечатлениями
какой может быть снег?
Игра «Снег какой?» (легкий,чистый,мягкий,хрупкий,пушистый,светлый,беленький,скрипучий,колючий, холодный, блестящий, искрящийся…)
2-ая команда назовет слова, которые обозначают действие снега
Игра «Снег что делает?» (кружится, ложится, летит, падает, порхает, валит, сверкает, белеет, блестит, сыплется…)
А с чем можно сравнить снег? (с пуховым платком, с белоснежной ватой, пушистым ковром, белым одеялом)
Воспитатель: Очень красива зима в своем белоснежном убранстве.
А сейчас давайте расскажем нашей гостьи, по каким признакам можно узнать зиму
Слайд 6 (работа по таблице-схеме)
Воспитатель: Какие признаки зимы вы знаете?
А какие зимние явления природы вы знаете. (Вьюга, метель, гололед, снегопад)
Скажите, а какой сейчас месяц на календаре? (февраль)
А вы знаете, что в народе это месяц называют «снеговеем».
Почему?
-Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.
А хотите услышать как завывает вьюга с метелью в лесу?
Слайд 7 — Вьюга и метель (слушаем звуки природы)
Воспитатель: обезьянка мне шепчет, что замерзла.
Давайте погреемся и нашу гостью научим делать согревающий массаж
Массаж
На дворе опять мороз
Чтобы носик не замёрз
Мы его сейчас потрём
И погладим, и помнём.
Растираем наши щёчки,
Пусть алеют как цветочки.
Проведём по бровкам, глазкам,
Будут глазки словно в сказке.
А теперь погреем ушки,
Вот какие непослушки.
Хлопнем, хлопнем, хлопнем снова,
Будем мы всегда здоровы.
Воспитатель: А нам пора возвращаться. А поможет нам волшебный колокольчик.
Колокольчик мой звени,
нас обратно ты верни!
(Дети, по сигналу колокольчика закрывают глаза и кружатся)
Воспитатель:
Вот мы с вами говорили и знаем такие явления – как метель, вьюга, гололедица.
А что можем сказать про зимний ветер?
Он какой? (тихий, сильный, резкий, порывистый)
Сейчас мы с вами проведем один эксперимент.
Вы пойдете и сейчас за столы
Я насыплю на ваши подносы, воображаемые снежинки (манка)
Вы возьмете волшебные трубочки и, слушая мои команды, будете выполнять определенные действия:
Дует тихий ветер (тихонько дуем в трубочку)
Что мы наблюдаем?
Ветер разыгрался и стал дуть сильнее (сильно дуем).
Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Белые снежинки
В воздухе играют
Что теперь мы наблюдаем?
Вот такие волшебства может делать ветер.
Ветер поднимает снежинки, снежные хлопья, он играет с ними, он клонит ветви деревьев
А скажите, сейчас есть на улице ветер?
Как определили?
Молодцы. Понравился вам эксперимент?
Игра «Собери картину»
А сейчас вы получите волшебные конверты, в которых лежат кусочки картинок. Ваша задача дружно собрать картинку и составить предложения, чтоб наша гостья поняла, о чем идет речь.
Слайд 8 Песня «Зима-красавица»
(дети собирают картинки по зимним забавам и озвучивают предложениями)
-дети лепят снеговика
- дети катаются на санках
- катаются на лыжах
- кормят птиц
Слайд 9- картинки, которые получились.
Воспитатель: А о птицах нужно заботиться? Почему?
Как мы заботимся о птицах? (делаем кормушки, устраиваем птичьи столовые)
Подведем итог:
Почему зиму называют волшебницей? (ответы детей)
Зима – настоящая волшебница, она околдовывает всех, кто подвластен ее белоснежным чарам. Каждый год, принося с собой морозы и снежные метели, зима погружает землю в зимнюю сказку и хранит в себе множество тайн и секретов. Зима у нас бывает разная. И студеная и с оттепелью и со снегом скрипучим. Каждый по - разному, видит зиму, но любим мы ее одинаково все. Я уверена, что наша гостья с удовольствием расскажет своим друзьям о нашем путешествии.