СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий к юбилею М.Цветаевой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трагическая судьба талантливой поэтессы.Любовь к мужу,разлука с ним,воспитание детей - всё легло тяжёлым бременем на хрупкие плечи женщины 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий к юбилею М.Цветаевой»

Сценарий литературного вечера, посвященного 120-летию со дня рождения М.И. Цветаевой


На занавесе название вечера: “Моим стихам…настанет свой черед…”.

На сцене журнальный столик, покрытый кружевной скатертью, подсвечник с зажженными свечами, портрет М. Цветаевой.

В зале размещается выставка книг о М. Цветаевой и ее творчестве.


Ход вечера


1 ведущая.


Читает стихотворение “Красною кистью рябина зажглась…”


Так писала сама Марина Цветаева о своем появлении на свет. Она родилась 10 октября (по новому стилю) 1892 г. в Москве, в семье профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева и известной пианистки Марии Александровны Мейн, которая была любимой ученицей композитора А. Рубинштейна. Отец Марины был директором Румянцевского музея и основателем Музея изобразительных искусств (теперь это Музей им. А.С.Пушкина). У Марины Цветаевой очень рано проявились поэтические и музыкальные способности.


Ученица прочтёт стихотворение


“Кто создан из камня, кто создан из глины…”

2 ведущий

Это еще одно автобиографическое стихотворение, где Цветаева объясняет значение своего имени: Марина означает “морская”. А раз она морская волна, Значит – изменчивая, гордая и своевольная. Такой она и была с самого раннего детства. Писать стихи начинает Цветаева с шести лет, причем – сразу по-русски, по-немецки и по-французски. Этому способствовала, конечно, атмосфера семьи Цветаевых и старинного особняка в Трехпрудном переулке, где на шкафах стояли бюсты античных богов и героев, а на книжных полках размещалась большая домашняя библиотека.

(Звучит стихотворение из цикла “Стихи к Пушкину”) в исполнении ученика 11 кл.

1 ведущая.


Всю свою жизнь, начиная с самого раннего детства. Марина Цветаева преклонялась перед гением русской поэзии – Александром Сергеевичем Пушкиным, которому она посвятила цикл стихотворений “Стихи к Пушкину” и эссе “Мой Пушкин”. Поэт стремительно и властно вошел в жизнь маленькой Марины и стал духовной опорой будущей поэтессы Цветаевой. Об этом говорят ее записи в личных дневниках, в творческих тетрадях, в лирической прозе и письмах. Она пишет 26 января 1937 года: “Стихи к Пушкину”…совершенно не представляю себе, чтобы кто-нибудь осмелился читать, кроме меня. Опасные стихи… Они внутренно-революционны, внутренно-мятежные…”


2 ведущая




Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и многими другими талантливейшими людьми конца XIX – начала XX веков. Им она посвящала свои стихи, со многими общалась, с некоторыми дружила. Но настоящим кумиром в поэзии для Цветаевой был Александр Блок, с которым она не была даже знакома.


Только дважды посчастливилось поэтессе видеть его в мае 1920 года в Москве во время выступлений. По мнению Цветаевой, “святое сердце Александра Блока” вобрало в себя все беды и страдания, все тревоги и печали человечества. Своему кумиру Марина Цветаева посвящает цикл “Стихи к Блоку”.


(Звучит стихотворение из цикла “Имя твое-птица в руке…”- читает ученица 9 кл.


1 ведущая.


1906 год, Коктебель…Марина в гостях у друга семьи – Максимилиана Волошина. Здесь она знакомится с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. Все было, как в сказке: на пустынном берегу Марина ищет красивые камни. Высокий, тонкий незнакомец с огромными серо - голубыми глазами просит разрешения ей помочь. Марина соглашается и загадывает (в шутку или всерьез?): если молодой человек найдет и подарит ей любимый генуэзский сердолик, то она выйдет за него замуж. Через полгода Марина и Сергей поженились. Ему, любимому, другу, мужу, будут посвящены самые лучшие, самые проникновенные стихи о любви; о нем она напишет такие восхищенные строки: “Сережу я люблю бесконечно и навеки…Я постоянно дрожу над ним…Мы никогда не расстанемся. Наша встреча – чудо…Он мой родной на всю жизнь.”


(Звучит стихотворение “Вчера ещё в глаза глядел…”), читает 11кл.


2 ведущая.


К сожалению, семейное счастье Марины было недолгим. Началась Первая мировая война, революция, гражданская война… Сергей Эфрон, муж Цветаевой, выбирает путь воина-белогвардейца: в 1915 году поступает братом милосердия в санитарный поезд, потом с остатками Добровольческой армии эмигрировал за границу. Несколько лет от него не было никаких известий. Невероятные трудности выпали в это время на долю Цветаевой: она жена белого офицера в красной Москве; у нее на руках две дочери – Ариадна и Ирина, которая умрет в приюте от голода, холода и болезней. Марина ждет хоть каких-нибудь известий о муже и надеется на то, что он жив…В этот тяжелый для нее период Цветаева записывает в дневнике: “Если Бог сделает это чудо – оставит вас в живых – я буду ходить за вами, как собака”. В период ожидания вестей от мужа стихи Марины Цветаевой печальны и грустны…


(Звучит стихитворение “Мы с тобою лишь два отголоска…”, читает ученица 10 кл.

На стихи «Мне нравится, что вы больны не мной» юноша и девушка 9 и 10 кл.исполнят вальс

Одно из лучших стихотворений посвящено дугу – поэту Пастернаку «Рас-стояние, :вёрсты, мили», прочтёт ученица 10 кл


1 ведущая.


Наконец, свершилось чудо! В июле 1921 года Марина получила “благую весть” о том, что Сергей жив. Не раздумывая, она тотчас выезжает за границу вместе с дочерью Ариадной. Казалось, счастью не было конца: семья, наконец-то, воссоединилась, и в эмиграции родился долгожданный сын-Георгий. Марина Цветаева вместе с семьей 13 лет из 17 проживет в Праге, столице Чехии. Она страшно тоскует по Родине.

Стихотворение «Родина» прочтёт ученица 11 кл.


Быстрее всех ощутил трагедию изгнания в эмиграции Сергей Эфрон, который уже стал к этому времени советским разведчиком. Он хочет вернуться на Родину, хлопочет о советском паспорте, и в 1937 года уезжает вместе с Ариадной в Москву, не зная еще о том, что им придется испытать вскоре после возвращения. В 1939 году Цветаева с сыном тоже возвращается на Родину.

Стихотворение «В лоб целовать…» читает ученик 9 кл..


2 ведущая.


Мы подошли к самой трагической странице жизни Марины Цветаевой. Началась Великая Отечественная война… Рядом нет друзей, нет жилья, работы, нет семьи. Муж Сергей Эфрон был арестован, а потом расстрелян в октябре 1941г. Дочь Ариадна провела в лагерях 16 лет и будет реабилитирована только в феврале 1955 г. Марина Цветаева едет с сыном в эвакуацию в Елабугу, где остается один на один с одиночеством, с неразрешимыми проблемами, с неизвестностью о судьбе мужа и дочери. Доведенная до полного отчаяния, покинутая всеми и убежавшая ото всех, Марина Цветаева сводит счеты с жизнью 31 августа 1941 г. Ей не было еще и пятидесяти лет…


В память о поэтессе исполняется танцевальная композиция на музыкальную тему песни “Я тебя отвоюю…” певицы Ирины Аллегровой на слова М.Цветаевой.



Стихотворение «В раю» читает читает ученица 11 кл..

1 ведущая.


Место захоронения Марины Ивановны Цветаевой точно неизвестно, так как в Елабуге с ней был только сын Георгий, который в 1942 г. погибнет на фронте. Много лет спустя младшая сестра Цветаевой Анастасия поставила указатель на Елабужском кладбище, на котором написано: “К Марине Цветаевой”.

В стихотворении «Памяти Марины Цветаевой», Борис Пастернак напишет:

Перед домом яблоня в сугробе.

И город в снежной пелене-

Твоё огромное надгробье,

Как целый год казалось мне.

Лицом повёрнутая к богу,

Ты тянешься к нему с земли,

Как в дни, когда тебе итога

Ещё на ней не подвели.


2 ведущий Вашему вниманию предлагаем послушать стихи в исполнении уч – ся 6 класса:

«Русской ржи от меня поклон», «Стихи растут, как звёзды и как розы», «Если душа родилась крылатой»


Ученица 10 кл. читает стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…»

Итог. «Чтение истинного поэта – всегда труд души и мысли. Цветаеву нужно научиться читать и понимать глубже. И если это случается, она начинает отдавать много больше, чем мы способны взять при первом прикосновении…» (С.Бучкин).


(Звучат романсы и песни на слова М.Цветаевой): «Под маской плюшевого пледа», «Генералам 12 года», « Я тебя отвоюю», «Мне нравится, что вы больны не мной» и др.


Гасятся свечи и вечер закрывается.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!