СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий к празднику "День народного единства"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это мероприятие напрвлено на закрепление знаний учащихся о событиях Смутного времени начала 17 века.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий к празднику "День народного единства"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с.Гвардейское Красноармейского

района Саратовской области»











День народного единства





Провела : учитель истории и

обществознания

Султанова К.А.













День народного единства

Задачи:

  • пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в Российской Федерации;

воспитание учащихся в духе патриотизма с опорой на героическую историю

Закрепить знания учащихся о событиях Смутного времени начала XVII века.
Нравственное и патриотическое воспитание учащихся на примерах героев Народного ополчения 1611-1612 гг.


Оформление: презентация, музыкальное сопровождение (песня «Моя Россия»).

Зал празднично украшен, на центральной стене герб и флаг России
Звучит песня о Родине.
Выходят двое старшеклассников.

Ведущий 1:
На концерт всех приглашаем. С праздником вас поздравляем!

Ведущий 2:
Праздник этот самый главный, государственный и славный.

Ведущий 1:
Нынче каждый из ребят с праздником поздравить рад.

Ведущий 2:
Что ж, ребята, запевайте, с праздником всех поздравляйте!

Выходят с шариками дети начальной школы и поют песню на мелодию песни "Золотая свадьба" муз. Р. Паулса.
-Праздник, праздник празднует страна,
Папа, мама и, конечно, я.
День России - родины моей,
Каждый год, как славный юбилей.
В школе все мальчики, девочки,
Дружно поют эту песню.
Песню о празднике Родины
Петь надо звонко и вместе!



Учитель


(слайд 1)
4 ноября — день Казанской иконы Божией Матери — с 2005 года отмечается как День народного единства.
16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства — и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. В настоящее время 7 ноября отмечается День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование Великой Октябрьской Социалистической революции
(слайд 2)

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».
Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.
Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

(слайд 3)


Ученик:

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

Учитель

(слайд 4)
Родина и единство…Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды. Когда страна слабела, на неё набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания. Но страна снова и снова вставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам. (слайды 5, 6)

Выступление учащихся

Летом 1609 г. Польский король Сигизмунд III пошел войной на Русь. Он осадил Смоленск, но защитники города около двух лет сдерживали неприятельскую армию. Часть её под командованием гетмана Жолкевского продолжала путь на Москву и 17 августа 1610 г. подошла к её стенам.

(слайды7,8)

В русской столице в то время верховная власть находилась в руках кучки бояр. За спиной народных масс бояре сговорились с интервентами о передаче московского престола польскому королевичу Владиславу. Под покровом ночи 8 тысяч вражеских солдат тайно заняли Кремль.

(слайд 9)

Войска польской шляхты хозяйничали на русской земле. Не отставали от них и шведские интервенты. Они захватили Новгород и ближние к нему города и сёла. Английские дельцы готовились отторгнуть северную часть России. Дым пожарищ стлался по русской земле, заброшенные поля заросли сорняком. Спасаясь от насилия, крестьяне бежали в леса. Под угрозой находилось само существование независимой России

"Мир православный!
Страдает Родина святая,
Повсюду горе, вопли, стон,
Ручьями льется кровь людская,
Иноплеменники гурьбой
Отчизну нашу разоряют,
Владеют русскою землей
И нас себе порабощают.
Тиранят жен и дочерей
Враги пред нашими глазами,
И ставят в храмы лошадей,
Смеясь над верой и над нами.
Москва в плену, в стенах Кремля
Враги скопляются толпами,
Страдает Русь, ее земля
Кишит враждебными войсками.

Учащийся 2.

Царя на русском троне нет,
Москвою враг повелевает,
И весь народ в годину бед
Врагу невольно присягает,
Один бесстрашный Гермоген
В священном сане патриарха
Не признает позорный плен
И иноземного монарха.
Соборам русским и церквам
Он посылает повеленья:
Не отдавайте Русь врагам,
К Москве ведите ополченья!
Мир православный! Иль у нас
Нет чувств и вялы мы сердцами?
Восстанем, дорог каждый час!
Восстанем, все пойдут за нами!
Все отдадим, вождя найдем,
Освободим страну родную,
Или за родину святую
Все до единого умрем!
Велик ты русский наш народ!
Когда ты Родину спасаешь-
Ты богатырь, от всех забот
Для ней себя освобождаешь!
Ты слаб, пока отвага спит,
Но если духом ты проснешься,
То бурей в битву понесешься,
Тебя никто не победит!"

слайд 10) Зрели уже силы народные. Собирали свои ополчения Рязань, Суздаль, Кострома, Нижний Новгород и другие русские города. Народная рать двинулась на освобождение Москвы.

Узнав об этом, москвичи воспрянули духом. 19 марта 1611 года в городе вспыхнуло восстание. Два дня шли кровопролитные бои. В самых опасных местах сражались ратники зарайского воеводы Дмитрия Пожарского.

(слайд 11)

Укрывшись в каменном Кремле, враги подожгли Москву. Деревянный город запылал, как гигантский костёр. Восстание было потоплено в огне, крови и слезах. Слишком поздно подошли к Москве ополченцы, не поспели. Горестно взирал на пепелище нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Четыре месяца ополчение безуспешно осаждало Москву. Оно оказалось бессильным против интервентов, потому что не было в нем ни согласия, ни единого руководства.

(слайд 12)

Вскоре после возвращения в Нижний Кузьма Минин был избран посадским старостой. Земляки уважали его за недюжинный ум, прямодушие и патриотизм.

(слайд 13)

1 октября 1611 года на базарной площади по призыву старосты Минина собрались тысячи нижегородцев и жителей окрестных сел. Он зовёт их в новое ополчение: «Встанем же единомысленно всем миром и навалимся громадой на врагов!» Увлечённые его речью, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду. Здесь же, на площади, избрали воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского. Помощником его стал «выборный от всей земли человек» - Кузьма Минин. Минин и Пожарский обратились с грамотами ко всем городам русским. Они призывали объединиться в борьбе за освобождение родной земли от чужеземцев.

(слайд 14)

Под знамена ополчения шли тысячи крестьян и посадских людей, дворяне, казаки, дети боярские. Дружно откликнулись на призыв и поволжские народы.

Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля 1612 года. По дороге в него вливались новые отряды. В Ярославле задержались почти на четыре месяца, чтобы накопить силы. Отсюда Минин и Пожарский продолжали звать русских на борьбу, отсюда ходили освобождать от захватчиков русские города и села.

(слайд 15)

Чтобы остановить на время шведскую интервенцию, Пожарский начал затяжные переговоры со шведами. Ему удалось восстановить против Польши не только Швецию, но и германского императора.

На помощь засевшим в Кремле отрядам Сигизмунд III послал двенадцатитысячное войско во главе с прославленным полководцем гетманом Ходкевичем. Медлить дольше было опасно. Ополчение выступило в поход и подошло к Москве раньше неприятеля. В жестоком бою 24 августа была разгромлена отборная армия польского короля.

Осажденные в Кремле отряды врага долго тянули с переговорами и только 26 октября подписали капитуляцию.

(слайд 16)

1 ноября 1612 года народное ополчение торжественно, под звон колоколов, вступило в кремль. Впереди на конях ехали вдохновители и организаторы ополчения Минин и Пожарский, за ними шли отряды бойцов с развевающимися знамёнами. Ликующие толпы приветствовали победителей. Наш народ спас свою родину, спас веру и государственность.

Учитель:



Ополчение Минина и Пожарского единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его.

  • Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?

Даже те, кто не бывал в Москве, знают этот памятник



Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной.
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.

(слайд 17)

(рассказ учениц) (слайд)

Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, "на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан", а установку приурочить к 200-летию памятных событий.

(слайд18)

Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения.

(слайд 19)

Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.

И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.

(слайд 20)

Интересно, что на памятнике есть и изображение автора монумента. Постамент памятника с двух сторон украшен бронзовыми рельефами. На одном из них - стилизованное изображение народного ополчения, изгоняющего поляков из Москвы, на другом - нижегородцы, приносящие пожертвования для организации ополчения. На последнем барельефе крайняя фигура слева (мужчина, отправляющий в народное ополчение своих сынов) - Мартос с сыновьями.

Учитель:

  • Вы помните, ребята, что 4 ноября празднуется как день Казанской иконы Божией Матери.

(слайд21)

Рассказ ученика

Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен в 20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками. Деревянный Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого князя Пожарского, который принес чтимую икону Казанской Божией матери из Введенской церкви, где она хранилась до возведения Казанского собора. Казанский собор в нынешнем виде (деревянный храм серьезно пострадал во время пожара) был построен зодчими Глебовым и Петровым в 1635-1637 годах по повелению царя Михаила Федоровича.

(слайд22)

Рассказ ученицы:

Чтимая икона была обретена 21 июля (по новому стилю) 1579 года в Казани. Сохранилась легенда о том, что девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.

По своему типу она относится к иконам Одигитрия - Путеводительница, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери. В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие, В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М. И. Кутузов.

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.

(слайд23)

Учитель:

День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени.

Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась конкретным банкротом.


(слайд 24)

Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя –  его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии.

  • Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.

(слайд25)

Ученица:

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
(слайд26)
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
(слайд27)
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Учитель:

  • Сегодня мы должны были ответить на вопрос «Что такое 4 ноября для России?»(слайд28)

Что такое 4 Ноября? 

 

4 ноября – это день единства всех российских народов, а не повод для нацистских настроений
 
4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила
 
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей, а не просто замена 7 ноября
 
4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей .













Исполняется песня "С чего начинается Родина?" сл. М. Матусовского

1 ученик:
С чего начинается Родина?
С порога у школьных дверей,
С хороших верных товарищей,
И строгих учителей.
А может она начинается
Со звоном Кремлевских часов,
С березок, ради которых ты
На подвиг великий готов.

С чего начинается Родина?

Звучит песня о Великой Отечественной войне.
Выходят 4 ученика (средне звено школы)

1 ученик:
Что такое Родина?
Скажите мне сейчас,
Чтоб послушала вся школа
И любимый класс.

2 ученик:
Родина - мои друзья,
Верю им, люблю их я.
Вместе учимся, играем,
Гол в ворота забиваем.
Делим радость и беду,
Где таких еще найду?

3 ученик:
Родина - родные, близкие, семья,
Мама, папа, бабушка и, конечно, я!
Хорошо нам вместе в одном доме жить,
Обо всем делиться, трудиться и любить!

4 ученик:
Я со словом "Родина"
Карту вспоминаю,
Вот тут реки, города,
Те, которых знаю.
Вот равнины, море, горы,
И огромные просторы.
Это Родина моя -
Покажу на карте я!

1 ученик:
Вы, друзья, конечно, правы!
Но совсем не для забавы
Вопрос вам этот задаю.
Я о будущем волнуюсь,
Я ее, как вы, люблю.
Что нам сделать, чтоб держава процветала,
крепла слава, богатела, здоровела,
радовалась, песни пела,
Чтобы сильный был народ,
Недругам ответить мог?

2 ученик:
Делать добрые дела,
Чтоб Россия расцветала!

3 ученик:
Надо армию Российскую укреплять.
Всем отважно, лихо, смело
На страже Родины стоять!

4 ученик:
Честно каждому трудиться,
В школе хорошо учиться,
И еще всем в мире жить…

Все:
Крепко - накрепко дружить!

Звучит песня о дружбе (любая)
Выходят старшеклассники.

1 ученик:
По плечу нам молодым
Укреплять единства строй.

2 ученик:
Коль в России ты родился,
Значит нам ты не чужой.

3 ученик:
Русские и белорусы,
Чукчи, ненцы и индусы,
Украинцы и армяне - нам друзья!
Все россияне!

4 ученик:
Честь России бережете?
Коль в России вы живете!

5 ученик:
Мощь державы укрепляйте,
Вы Россию прославляйте!

6 ученик:
Чтоб о нас повсюду знали,
Во всем мире уважали!

Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Всё стареет, Родина – не старится,
Не пускает старость на порог.
Мы прошли столетия с Россией
От сохи до звёздного крыла.
А взгляни – всё то же небо синее,
И над Волгой та же тень орла.
И ещё не мало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины.
Людям никогда не обрести.
С этим чувством человек рождается,
С ним живёт и умирает с ним.
Всё пройдёт, а Родина – останется,
Если мы то чувство сохраним.



Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок
Россия – из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.
Мы вместе: калмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва.
Опорой единственной нашей
Всегда остаётся Москва.
Земля и вода – неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.
У радуги – нет половинок.
И если волна – то волна,
И нету полуросинок,
Вот так и Россия – одна.


-Ромашка на поле росла
и колокольчик к себе позвала.
Он ландыш нежный пригласил
И василечек не забыл…
Цветок к цветку и к стебельку,
Окрепли вместе на лугу.
Букет расцвел назло ветрам,
Вот поучиться бы и нам.
Так крепнуть и так процветать,
Все лучшее на ус мотать.
Всем нам в единстве, в дружбе жить,
В Россию верить и любить!


Коли будем вместе,
Коли в доме лад,
Будет наша Родина
Настоящий клад.
Клад любви, согласья,
Мыслей и идей.
И не будет краше
Родины моей!

3 ученик:
Родины любимой,
Той, что лучше нет,
В дружбе наша сила,
Вот вам наш совет