Афган – «спрятанная война»
(сценарий урока литературы в 11 классе для семинара)
Учащиеся 11 класса сейчас представят фрагмент интегрированного урока истории и литературы «Афган – спрятанная война» с использованием ресурсов школьного музея «Память».
Цель урока: рассказать об истории нашего государства в период правления Л.И.Брежнева и о том, как отразились исторические события в современной литературе на примере произведений С.Алексиевич, А.Твардовского, Е.Евтушенко. А также вызвать чувство сострадания, милосердия к пострадавшим, неприятие войны и кровопролития.
Игнатян Артем:
Мы живем в переломное время. Это время прозрения от слепоты, когда вечные истины оборачиваются для нас новой стороной. Мы узнаем о белых пятнах в истории нашего государства. Одной из трагических страниц истории нашей страны стала «спрятанная война» в Афганистане.
Это было время «застоя», время правления Л.И.Брежнева. Брежнев, отвечая корреспонденту газеты «Правда» о причине ввода советских войск в Афганистан в январе 1980 года, сказал: «Непрекращающиеся вооруженные интервенции, далеко зашедший заговор внешних сил реакции создали реальную угрозу утраты Афганистаном своей независимости, превращения его в империалистический военный плацдарм на южных границах нашей страны. Иными словами, настал момент, когда мы уже не могли не откликнуться на просьбу правительства дружественного нам Афганистана. Поступить иначе – означало бы отдать Афганистан на растерзание империализму». Официальной версией ввода наших войск в Афганистан стала помощь дружественному афганскому народу и защита южных рубежей нашей Родины. В декабре 1979 года ограниченный контингент советских войск был введен в Афганистан.
звучит марш «Прощание славянки»
(на постепенно затихающем фоне музыки начитает говорить ученик)
Бирюков Андрей (одет в маскировочный пятнистый костюм):
«Призвали меня в восемьдесят первом. Война шла уже два года, но на «гражданке» о ней знали мало и говорили мало. В нашей семье считалось: раз правительство послало туда войска, значит, надо. Так рассуждал мой отец, соседи. Не помню, чтобы кто-нибудь имел другое мнение. Даже женщины не плакали, все это было еще далеко и не страшно. Война и не война, если война, то какая-то странная, без убитых и пленных. Еще никто не видел цинковых гробов. Это потом мы узнали, что гробы уже в город привозили, но хоронили тайком, ночью, на могильных плитах писали «умер», а не «погиб». Но никто не задавался вопросом: с чего это вдруг у нас стали умирать девятнадцатилетние парни? От водки или от гриппа, а может, апельсинами объелись. Плакали их близкие, а остальные жили, как жили, если их не коснулось. В газетах писали, что наши солдаты строят мосты, сажают аллеи дружбы, а наши врачи лечат афганских женщин и детей…»
Ермаков Святослав:
Что же такое Афган?
Афган – это спрятанная война. Зачем и кто её спрятал? И от кого? Наверное, от нас с вами. Что мы знаем об Афганистане? Красивые дубленки, несносная жара, туман над ущелиями гор? Но мы не знаем о коллекциях засушенных ушей, об обгоревшей коже, которая сворачивается в трубочку, точно лопнувший капроновый чулок, о солдате в целлофановом мешке… - отдельно голова, отдельно руки, ноги, сдернутая кожа. Может, поэтому мы называем ее спрятанной?
О чем говорили мы тогда? О воинском долге, об интернационализме, о державных интересах и южных рубежах нашей Родины?
Но глухо ходили слухи о похоронах в панельных домах, о цинковых гробах.
Мамедова Айтакин:
«Не думала, что буду еще писать о войне. Когда окончила «У войны не женское лицо», долго не могла видеть, как от обыкновенного ушиба из носа ребенка идет кровь. Меня сводил с ума вой подбитой машиной кошки, отворачивалась от раздавленного дождевого червяка. Мой запас боли был израсходован.
И вдруг!
На автобусной станции офицер, рядом с ним худой мальчишка копал столовой вилкой в ящике с засохшим фикусом. Офицер сопровождал домой солдата, сошедшего с ума. Первый раз я увидела зрачки величиной с глаз. Может, с этого начался «мой Афганистан»? А может, ещё раньше. Когда на кладбище молодая мать стояла на коленях перед свежей могилой и кричала. Так кричат, наверное, только раненые звери.
Мальчишек вырывали из обыкновенной жизни: училище, школа, танцплощадка, музыка – и бросали в ад, грязь. Восемнадцатилетних мальчиков, десятиклассников, которым можно было внушить все. Это потом к ним придет: «Хотел стать героем, а теперь не знаю, кого из меня сделали». Прозрение придет, но придет не скоро и не ко всем.
О войне, которая оказалась в два раза длиннее Великой Отечественной, мы знаем ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть, не испугаться.
И тогда я взяла магнитофон и пошла к солдатским матерям, к двадцатилетним вдовам, к девятнадцатилетним калекам-пенсионерам».
Агеев Андрей (одет в маскировочный пятнистый костюм):
«Я сам просился в Афганистан, мечтал попасть на эту войну. Я думал, там все дружат. Увидеть войну было интересно, изучить себя, испытать, на что ты способен.
Первый раз действуешь как во сне. Через две-три недели от тебя прежнего ничего не остается, только твое имя. Ты – это уже не ты, а другой человек. И этот человек при виде убитого уже не пугается, а спокойно думает о том, как будет стаскивать со скалы и тянуть его на себе несколько километров. Этот человек уже знает, как пахнут на жаре вывернутые внутренности, как не выстирывается запах человеческой крови. Как в грязной луже расплавленного металла скалятся обгоревшие черепа – будто несколько часов тут не кричали, а смеялись, умирая.
Мы стреляли, куда нам прикажут. Стрелял, не жалея никого. Ведь с нами там воевали все: женщины, дети, старики. Пацан лет десяти ножом в спину убил солдата-водителя. Из мальчишки решето сделали. К чужой смерти я привык, а собственной боялся. Видел, как от человека в одну секунду ничего не остается, словно его совсем не было. И в пустом гробу отправляли на родину парадную форму. Чужой земли насыпят, чтобы нужный вес был».
звучит песня А.Розенбаума «В горах Афгани…»
«Ах, какого дружка потерял я в бою…»
Зарипова Настя (ученица одета в черное платье, с черным шарфом на голове):
«Он у меня маленького роста был. Родился маленький, как девочка, два килограмма, рос маленький. Обниму: - Моё ты солнышко.
Ничего не боялся, только паука. Приходит с улицы… Мы ему новое пальто купили… Это ему исполнилось четыре года… Повесила я это пальто на вешалку и слышу из кухни: шлеп-шлеп, шлеп-шлеп… Выбегаю: полная прихожая лягушек, они из карманов его пальто выскакивают… Он их собирает:
- Мамочка, ты не бойся. Они добрые. – И назад в карман запихивает. – Мое ты солнышко.
Игрушки любил военные. Дари ему танк, автомат, пистолет. Нацепит на себя и марширует по дому. – Я солдат… Я солдат…
- Мое ты солнышко… Поиграй во что-нибудь мирное.
- Я – солдат… Я – солдат…
Идти в первый класс. Не можем нигде купить костюм, какой ни купи – он в нем тонет.
- Мое ты солнышко.
Забрали в армию. Я молила не о том, чтобы не убили, а чтобы не били. Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький. Рассказывал, что и туалет зубной щеткой могут заставить чистить, и трусы чужие стирать. Я этого боялась. Попросил: «Пришлите все свои фото: мама, папа, сестренка. Я уезжаю…»
Куда уезжает, не написал. Через два месяца пришло письмо из Афганистана: «Ты, мама, не плачь, наша броня надежная».
- Мое ты солнышко… Наша броня надежная… Уже домой ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку… Сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть… Поглядеть на сыночка, дотронуться… Нашли ли они ему форму по росту? В чем он там лежит?
Первым пришел капитан из военкомата:
- Крепись, мать…
- Где мой сын?
- Здесь, в Минске. Сейчас привезут. Я осела на пол:
- Мое ты солнышко!!. – Поднялась и набросилась с кулаками на капитана:
- Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой здоровый, такой сильный… А он маленький… Ты – мужчина, а он – мальчик… Почему ты живой?!
Привезли гроб, я стучалась в гроб:
- Мое ты солнышко! Мое ты солнышко… А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду, на камни, обниму:
- Мое ты солнышко!..»
Игнатян Артем:
Спрятанная война страшна и тем, что не только матери, но и девочки, девочки в семнадцать лет стали невенчанными вдовами.
звучит песня в исполнении Ирины Шведовой «Белый вальс»
(музыка начинает тихо звучать на последних словах ученика)
Под звуки вальса появляется девочка в белом платье. Она вальсирует, движется по залу и невольно останавливается перед траурной фигурой матери. Замирает, глядя на неё. Девушка в черном платье накидывает на нее свой черный шарф. Печально и скорбно уходит девочка в белом платье с черным шарфом на голове. Девочки уходят в разные стороны.
Ермаков Святослав читает стихотворение Е.Евтушенко «Афганский муравей».
Русский парень лежит на афганской земле.
Муравей-мусульманин ползет по скуле.
Очень трудно ползти…Мертвый слишком небрит,
И тихонько ему муравей говорит:
«Ты не знаешь, где точно скончался от ран,
Знаешь только одно – где-то рядом Иран.
Почему ты явился с оружием к нам,
Здесь впервые услышавши слово «ислам»?
Что ты дашь нашей родине – нищей, босой?
Если в собственной – очередь за колбасой.
Разве мало убитых вам, чтобы опять
К двадцати миллионам ещё прибавлять?
Русский парень лежит на афганской земле.
Муравей-мусульманин ползет по скуле…
Игнатян Артем:
Главные книги об этой войне еще не написаны. Заговорят скоро те, кто на ней был. Сегодня мы не ставили цели найти правых и виноватых. Это дело историков, военных специалистов. Мы познакомили вас только с некоторыми страницами книги. Будем милосердны к тем, кто заплатил за прозрение больше нас. Плата была дорогой: платили кровью, отрезанными и оторванными ногами и руками…
Такое не должно повториться с нашим поколением, чтобы не стали горьким признанием слова:
Бирюков Андрей читает стихотворение А.Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…».
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…
звучит «Реквием» Моцарта.
На фоне музыки идет бегущая строка на слайде:
15 февраля 1989 года наша страна вывела советские войска с афганской территории. Комитет Верховного Совета СССР осудил действия бывшего руководства страны, приведшие к втягиванию Советского Союза в афганскую войну, и посчитал необходимым заявить, что это ни в коей мере не бросает тень на солдат и офицеров, направлявшихся в Афганистан. Верные присяге, убежденные в том, что защищают интересы родины и оказывают дружественную помощь соседнему народу, они лишь выполняли свой воинский долг. Советский народ потерял в Афганистане тысячи своих сынов. Наша святая обязанность – хранить память о них как о верных сынах Отчизны.
Данные уроки способствуют неформальному восприятию произведений художественной литературы о войне, уроки-композиции создают необходимый эмоциональный настрой для восприятия трагических событий, когда происходит полное погружение учащихся в предлагаемые обстоятельства. Это помогает вызвать чувство душевного неспокойствия, ответственности за то, что происходит с нами, и в то же время дать фактический материал, осветить исторические события.
15-ого февраля ровно 30 лет как наша страна вывела советские войска с афганской территории. И наши ученики разработали и представили проект памятника нашим афганцам, как когда-то ученики нашей школы разработали и представили проект памятника нашим ученикам, погибшим на фронтах ВОВ.