ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска
Классный час
"Азбука общения"
Подготовила: учитель
русского языка и литературы
Слободянюк Елена Игоревна
2016
Пояснительная записка
«Если я не такой, как ты,
то я этим не оскорбляю тебя,
а одариваю».
Антуан де Сент-Экзюпери
Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности.
Благоприятные межличностные отношения школьников положительно влияют не только на их психическое состояние, успеваемость, познавательную деятельность, физическую активность, но и на сплоченность класса в целом. Новые реалии социума приводят к тому, что подрастающее поколение большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с виртуальной действительностью. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении, растёт конфликтность, агрессивность, непринятие школьниками друг друга.
Целью классного часа «Азбука общения» стало формирование у обучающихся 5а класса коммуникативных навыков, навыков позитивного общения, умения понимать себя и других. Ребята искали ответы на вопросы, что такое общение, зачем мы общаемся, что понимают под толерантным общением, по каким правилам общались друг с другом наши предки? Найти объединяющие признаки и выявить положительные качества у сверстников, научиться ставить себя на место другого человека ребята смогли во время игры-путешествия «Тайна третьей планеты».
Данный классный час поможет школьникам:
задуматься о проблеме общения в глобальном масштабе и в рамках конкретного коллектива;
найти положительные качества в одноклассниках, относиться добрее друг к другу;
понять, какие качества нужно развивать в себе, чтобы находить общий язык с людьми было легче.
Тема: «Азбука общения»
Цель - формирование у детей коммуникативных навыков, навыков позитивного общения, умения понимать себя и других.
Образовательные задачи:
-познакомить с основными правилами общения;
-формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других;
-познакомить с понятием «толерантность»;
-сформировать правильное представление о толерантном поведении.
Развивающие задачи:
-развивать умение слушать, понимать, сопереживать;
-продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.
Воспитательные задачи:
-воспитывать уважение друг к другу, терпимость к различиям между людьми;
-воспитывать культуру общения и взаимопонимание.
Форма: игра-путешествие с элементами беседы.
Оборудование: интерактивная доска.
Оформление кабинета: плакаты «Черты толерантной личности», «Толерантность», путевые листы, карточки с заданиями, космическая музыка, музыка для приветствий, песня «Дороги добра», презентация.
Сценарий классного часа
1. Мотивационный этап
Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Чтобы начать наш классный час, мне потребуется ваша помощь. Мы будем приветствовать друг друга, как это делают представители разных народов. Прошу желающих выходить по одному в центр класса, а все могут угадывать, где здороваются таким образом:
- приложить руку к сердцу (Индия);
- сложить руки в молитве и поклониться (Япония);
- пожать руку самому себе (Китай);
- слабо пожать руку друг другу, стоя на большом расстоянии (Великобритания);
- сильно пожать руку друг другу, стоя на близком расстоянии (Германия);
- крепкие объятия (славянский обычай);
- левой рукой взяться за ухо, правой снимаем шляпу и показываем язык (Тибет);
- и, наконец, поприветствуем наших гостей, радушно махая рукой, как это делают во всем мире.
Ребята, а для чего люди здороваются? (Правильно, для того чтобы пожелать друг другу здоровья, а значит, благополучия, радости и счастья.)
Какой вывод можно сделать из этой игры? (Все мы разные, но рады друг другу.) Попробуйте предположить, о чем мы сегодня будем говорить?
2. Беседа на тему «Общение»
Ребята, наш сегодняшний классный час будет посвящен общению. Как вы считаете, можем ли мы прожить, не общаясь с другими людьми? Примерные ответы детей. (Дома мы общаемся с членами своей семьи. Мы ходим в школу, общаемся с одноклассниками, учителями. Потом мы будем работать, будем общаться с людьми на работе. Даже старые люди, которые уже не ходят на работу, ходят в магазин, на рынок, вызывают врача, общаются с работниками ЖЭКов. Даже если мы окажемся в кабине космического корабля, МЫ будем общаться по радио с Центром управления полетом.)
Да, вы правы, человек не может прожить без общения с другими людьми. Но общаться можно по-разному. Ссора, драка, ругань - это ведь тоже общение. Нравится ли вам такое общение? Дети отвечают.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор и ругани. А что же для этого нужно, ребята? Дети отвечают. Правильно: уважение и терпение друг к другу, полноценное и равноправное общение, оказание помощи, внимательное отношение к трудностям окружающих. Одна из главных ценностей человеческого существования - гармония с миром природы и общества. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.
Как вы понимаете слова «деликатность», «тактичность»? Хотели бы вы, чтобы с вами обращались деликатно, тактично? Дети дают ответы, классный руководитель комментирует, уточняет понятия (тактичность и деликатность - это душевная тонкость, нежность, вежливость).
Слово «толерантность» имеет почти одинаковый смысл в различных языках (плакат на доске):
- в английском – готовность быть терпимым;
- во французском – терпение и уважение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
- в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
- в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
- в русском – умение принять другого человека таким, какой он есть.
Толерантность – это качество личности, оно проявляется, когда взаимодействуют два и более человека, и эти люди чем-то отличаются друг от друга: взглядами, поведением, вкусами. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. Давайте рассмотрим плакат «Черты толерантной личности»
1.Терпение.
2. Доверие.
3.Умение не осуждать других.
4. Умение слушать.
5. Способность к сочувствию.
6. Чувство юмора.
7. Умение владеть собой.
8. Доброжелательность.
Как вы понимаете каждое из этих качеств? Вы можете себя назвать толерантной личностью?
3. Мини-лекция «Золотые правила общения»
Действительно, ребята, тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учебе, работе, наше здоровье и даже сама жизнь. Поэтому человеку обязательно нужно научиться общению. Мы живем в России. Это страна тысячелетней христианской традиции. По каким правилам общались друг с другом наши предки?
Этих правил всего 2. И вытекают они из Евангелия. Правило первое: «Возлюби ближнего как самого себя». Что значит, по-вашему, «возлюбить ближнего»? Примерные ответы детей. (Принять его таким, какой он есть. Найти в нем что-то хорошее. Простить ему какие-то недостатки. Пожалеть его. Сочувствовать ему.)
Правило второе: «Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобою». Легко ли выполнить эти правила? Это мы узнаем во время нашей игры «Тайна третьей планеты».
4. Игра «Тайна третьей планеты»
Цель: найти объединяющие признаки и выявить положительные качества у сверстников; научиться ставить себя на место другого человека.
«Экипаж». Формирование групп
Представьте себе, что вас включили в отряд космонавтов. Вы должны выбрать себе экипаж. Для этого нужно вытянуть из коробки разноцветные детали из бумаги. Те, у кого оказались детали одного цвета, будут в одном экипаже. И таких экипажей у нас окажется 2 (белый, синий). Все дети выходят к доске, вытягивают детали из бумаги.
А теперь вам дается 1-2 минуты, чтобы найти членов своего экипажа и занять места в космическом корабле. Дети объединяются по цвету бумажных деталей и занимают столы.
Да, кого-то мы не хотели бы видеть в своей команде, но ради дела придется находить общий язык со всеми. Ну, вот, все двигатели запущены, и наши космические корабли несутся по просторам Вселенной.
Планета «Содружество». Поиск общих признаков
Внимание, вот и первая планета - Планета «Содружество». Она ставит перед экипажами первую задачу - найти что-то общее для всех 4 членов команды. На каждом столе лежит листок бумаги. Это путевой лист вашего экипажа. Напишите на нем не меньше 5 признаков, которые вас объединяют (внешность, характер, интересы, способности, вкусы). Если экипаж не смог найти объединяющих признаков, он не сможет продолжить полет. Ведь в космическом путешествии возможны встречи с разумной жизнью. И если мы не можем договориться друг с другом, мы не сможем установить контакт и с представителями других миров.
Дети записывают объединяющие их признаки: граждане России, жители одного города, ученики одной школы, одного класса, всем по 11 лет, у всех есть домашние животные, все играют в футбол, болеют за «Динамо», все любят Глюкозу и т. п.
Ну что ж, ребята, какой экипаж не смог найти 5 признаков, которые объединяют его членов? Нет таких? А кто нашел больше 5 таких признаков?
Дети поднимают руки, отвечают. По ходу ответов выясняется, у кого наибольшее количество объединяющих признаков.
Чем больше общего члены экипажа нашли между собой, тем более успешной будет их работа. Им можно поручить сложные, ответственные задания. Все экипажи из нашего класса прошли испытание, и наше путешествие продолжается.
Планета «Открытие». Поиск положительных качеств
А вот и вторая планета - Планета открытий. Чтобы ступить на эту планету, нужно сделать открытие. Нужно открыть что-то хорошее в других людях. На доске записаны качества, которые украшают человека. Может быть, вы обнаружите какие-то из них в членах вашей команды? Или откроете что-то свое? Итак, начинаем выполнять задание этой планеты.
На вашем путевом листке есть табличка. В первом столбике вы пишите имена и фамилии членов экипажа. Это будет его личная колонка. Ваша задача - найти у каждого члена своего экипажа его главное хорошее качество и записать его в следующий столбик напортив имени. Чтобы найти хорошие качества, нужно провести обсуждение, добиться согласия всех членов экипажа. Задание понятно? Можете начинать. В течение 3-5 минут дети выполняют задание.
А теперь мы передадим свои листочки другому экипажу. Посовещавшись, они найдут у своих товарищей еще что-то хорошее и допишут в каждую колонку еще по 1 положительному качеству. Включается музыка. Дети совещаются, заполняют листочки. На каждом листочке каждый экипаж дописывает по одному хорошему качеству под фамилией участника. Решение о том, что писать, дети принимают совместно, в процессе обсуждения.
Ну вот, все листочки вернулись к экипажам, и все с удивлением обнаружили, какие прекрасные люди учатся в нашем классе! А между тем мы неумолимо приближаемся к загадочной планете «Бумеранг»
Планета «Бумеранг». Поставить себя на место другого
Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил. Но причем здесь планета? Почему она носит такое название? Эту загадку нам предстоит разгадать.
На этой планете, мы нашли дневник древнего ученика. Отдельные фразы в этом дневнике стерлись от времени. Нам нужно восстановить эти фразы, и тогда, может быть, мы и разгадаем секрет этой планеты. Послушайте обрывки этих фраз и попробуйте угадать их окончания, которые поглотило неумолимое время. На обсуждение и формулировку ответа вам дается 1 минута.
Фраза для первого экипажа: «Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил...» Что же вспомнил этот древний ученик? Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже приклеивал жвачку куда попало, не думая о других людях.
Второй экипаж, слушайте вашу фразу: «Приехал на речку, а весь берег усыпан консервными банками и грязной бумагой. И вдруг я вспомнил...» Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже бросал мусор, не думая о других людях.
Третий экипаж, ваша фраза: «Забыл ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил...»Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже жадничал и не хотел делиться с другими.
Четвертый экипаж, послушайте вашу фразу: «На перемене кто-то подставил подножку, я упал, а все смеялись. Было больно и обидно. И вдруг я вспомнил...» Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже ставил подножки ребятам и смеялся, когда они падали.
А теперь фраза для пятого экипажа: «Забыл выучить правило и получил двойку. Все надо много смеялись. И вдруг я вспомнил...» Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже радовался чужим неудачам.
Шестому экипажу достается такая фраза: «Ночью у бабушки сильно болела голова, ей нужно было уснуть, а за окном ребята включили магнитофон на полную громкость. И вдруг я вспомнил...» Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже громко кричал во дворе, не думая о других людях.
Фраза для седьмого экипажа: «В столовой кто-то вылил чай в мою тарелку с кашей, и я остался голодным. И вдруг я вспомнил...» Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже портил еду в столовой, не думая о том, что кто-то останется голодным.
Восьмой экипаж, угадайте окончание такой фразы: «Кто-то спрятал мой портфель, и я весь урок его искал, за это получил замечание в дневнике. И вдруг я вспомнил...» Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже для смеха прятал чужие вещи.
Девятый экипаж, ваша фраза: «Мы убирали на школьном участке, и мне одному пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнил...» Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже часто отлынивал от генеральной уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие.
Мне кажется, что вам удалось угадать смысл этих стертых фраз. Мы слишком задержались на этой планете, и нам пора возвращаться домой. Но для того чтобы вернуться. нужно разгадать тайну этой планеты. Итак, последнее задание - Дать ответ, почему эта планета называется «Бумеранг»? И какое золотое правило нарушил этот древний ученик?
Примерные ответы детей. (На этой планете к человеку бумерангом возвращаются все его плохие поступки. Все, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей. Этот ученик нарушил главное правило общения: нужно всегда поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.)
Вот мы и разгадали тайну третьей планеты, и нам пора возвращаться на Землю. А чтобы мы никого здесь не оставили, нужно встать и всем взяться за руки. Дети встают за партами, берутся за руки, смыкая цепь.
5. Подведение итогов (рефлексия)
Мы и прибыли на Землю. Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие? Что вам запомнилось?
Примерные ответы детей. (Мне очень понравилось находить хорошее в людях. Мне понравилось находить общее у нас, таких разных. Мне запомнилось, как мы вспоминали свои плохие поступки, разгадывая стертые фразы. Мне кажется, теперь я буду смотреть на людей другими глазами. Мне кажется, мы стали немножко добрее друг к другу.)
Сравнительный анализ желаемой модели класса и действительной.
Люди рождаются на свет разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты мог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
Нашу планету освещает и согревает солнышко. Это символ тепла, богатства, радости и света. Давайте создадим наше солнышко толерантности. Возьмите каждый по лучику и напишите, каким, по-вашему, качеством должен обладать каждый из нас, чтобы наш класс стал пространством доброты и толерантности (ученики пишут), а внутри солнышка напишите, каким, по-вашему, качеством вы уже обладаете, чтобы наш класс стал пространством доброты и толерантности.
(Под фонограмму песни "Дороги добра" учащиеся прикрепляют лучики к солнышку, делается вывод, что, в действительности, ребятам еще многому нужно учиться и работать над собой).
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – это основы человеческого счастья. Но человека, который ни с кем не ссорился, встретишь редко, ведь в жизни всякое бывает. Надо уметь прощать!
И в заключение хочется подарить всем тепло и доброту нашего солнышка. Улыбайтесь чаще, радуйтесь каждому дню, берегите, уважайте и цените людей, с которыми вас сводит жизнь! До свидания, до новых встреч!
Используемая литература:
Битянова М., Вачков И. «Радужный камень», газета «Искусство» №18 16-30 сентября 2002, издательский дом «Первое сентября»
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М. «ВАКО»,2002
Казанцева В. А. Возможные трудности межличностного общения детей в младшем школьном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 9. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95024.htm.
Калейдоскоп родительских собраний: Методические рекомендации. Выпуск 2/Под ред.Н.А.Алексеевой. – М. ТЦ Сфера, 2003
Лопатина А., Скребцова М., Вершины мудрости. 50 уроков о смысле жизни: пособие для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста. – М.: Локус, 2003
Монина Г.Б. «Учимся дружить и понимать друг друга», газета «Первое сентября» №6, 2006
Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. – М., Владос,2001
Фопель К., Сплоченность и толерантность в группе: психологические игры и упражнения. – М.,: Генезис, 2005
Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993
Щеколдина С. Тренинг толерантности. – М.: Ось-89, 2004
Интернет-ресурсы:
festival.1 september.ru
www.ychitel.com
П
утевой лист экипажа
«____________________________________»
Планета Содружество»
1
2
3
4
5
Планета «Открытие»
ФИ членов экипажа | Положительные черты характера |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
Планета «Бумеранг»
10