Сценарий классного часа “Я рос, а за окном была война!
Заранее ученикам предлагается найти биографию детей, которые совершили подвиг во время Великой Отечественной войны и от их лица рассказать о всех тяготах детства в военное время. Подобрать соответствующую одежду, в руках держать портрет своего героя/можно вывести портреты на проектор или закрепить на доске.
Примерный список детей-героев:
Валя Котик
Петр Клыпа
Вилор Чекмак
Аркадий Каманин
Леня Голиков
Володя Дубинин
Саша Бородулин
Марат Казей
Зина Портнова
Можно также рассказать историю Тани Савичевой.
Ведущий: Есть память — Бессмертья Архивы,
Хранящие Правду Войны.
В ней живы, по-прежнему живы,
Герои, Отчизны Сыны,
Девчонки, мальчишки — солдаты,
Познавшие пламень боёв,
Вписавшие в хроники даты,
Отдавшие детство и кровь.
И в праздник, и в траурной тризне
Огонь Вечной Славы горит,
А память, как Летопись Жизни,
Всех помнит и свято хранит.
В. Старостин
Ведущий: Война! Что это такое? Какое страшное и непонятное слово! Лето 1941 года началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах. Но все изменила война. Она длилась 4 страшных года,1418 дней и ночей. Война принесла нашей стране много горя, бед, несчастий. Она разорила десятки тысяч городов и сел. Война лишила сотни тысяч ребят отцов и матерей, дедов, старших братьев. Унесла более 27 млн. человеческих жизней. Это убитые в бою и умершие от ран, пропавшие без вести….
Ведущий: Каждый ребенок достоин счастливого детства. Счастливое детство оно какое? (ответы детей).
Ведущий: Война… Это страшное слово никогда не изгладится из людской памяти. Война… Это грозное время особенно тяжело переживали дети.
Ведущий: В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово «война».
Выходят “дети-герои” один из них читает стихотворение:
Наше детство убила война!
Всюду были голод, разруха,
Но у нас не сломила она
Чувство гордости, силу духа!
Герои начинают рассказ о себе.
Пример повествования от лица Зины Портнова.
Когда началась война мне было 15. Казалось, что в жизни всё только начинается. Я очень любила свой родной Ленинград, с его величием и историей. В июне 41 года родители на каникулы отправили меня в гости к бабушке, в небольшую Белорусскую деревню. Это были счастливые три недели лета. Но началась война. Деревню заняли фашисты и я впервые поняла, что на самом деле означает “оккупация”. Быть безучастной я не могла. Поэтому стала помогать подпольщикам. Я стала членом подпольной организации «Юные мстители». В подполье была принята в Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи. Моей задачей было распространение листовок среди населения, участвовала в диверсиях. Я устроилась на работу в столовую курсов переподготовки немецких офицеров. Мне удалось отравить суп и с моей легкой девичьей руки погибло более ста немецких захватчиков. Фашисты не могли оставить это безнаказанным и всех работников столовой начали тщательно проверять. Меня даже насильно накормили этим самым отправленным супом. Не помню как я добралась до крылечка бабушкиного дома. Бабушке удалось отпоить меня травяными отварами и молочной сывороткой. Рано мне было умирать,я чудом осталась жива. Однако, после произошедшего оставаться в деревне мне было смертельно опасно, и меня переправили в партизанский отряд. Так с августа 1943 я стала разведчицей партизанского отряда имени К. Е. Ворошилова. А в декабре 1943 меня схватили. На одном из допросов в гестапо деревни Горяны, следователь угрожал мне пистолетом, в котором был «один» патрон. Я молчала, я сразу решила, что молчать буду до конца. А там пускай делают со мной всё, что хотят. Вдруг во двор въехали машины и следователь отвлёкся. Тогда я в секунду метнулась к столу, и схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев. Я пыталась бежать, я неслась быстрее ветра, но около реки меня схватили. Меня пытали больше месяца. Но я молчала. Молчала. Утром 10 января 1944 года меня расстреляли.
Ведущий:
Спокойный взгляд, открытое лицо…
Могла бы стать заботливою мамой
И любящей женой, а не бойцом,
Шагающим ночной тропой упрямо.
Прошлась твоя тернистая стезя
Через страны израненное сердце.
Когда судьбой начертано: нельзя
Мечтать ни о семье, ни о младенце.
Рассказ продолжают другие герои. Важно, чтобы дети самостоятельно проанализировали доступные источники информации и составили рассказ со своими эмоциями. Дети - “герои” могут выбрать себя одноклассника в пару, который после монолога прочитает подходящее стихотворение. В этом случае максимальное количество детей будет включено в процесс подготовки мероприятия.
Ведущий: До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее.
Ведущий: Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду. На море. В небе. В партизанском отряде, в Брестской крепости, в Керченских катакомбах, в подполье. И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Ведущий: Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
Ведущий: Давайте почтим светлую память всех тех, кого лишили детства, кто верил в Победу и приближал ее ценой собственной жизни, минутой молчания. (звучит метроном)