Классный час: «125 блокадных граммов хлеба ценою в жизнь»
Ведущие: Егор -1 , Андрей- 2, Маша- 3
Ведущий 1: - Петербург - один из красивейших городов мира, недаром его называют Северной Венецией. Но у этого города есть и другое имя – Ленинград, оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости и непокорённости.
Ведущий 2: - По плану Барбаросса город должны были полностью разрушить и уничтожить. Жители должны были погибнуть в самом городе. Немецким войскам надлежало сравнять с землей все уцелевшие строения.
Ведущий 3: - 22 июня 41 года в Ленинграде было объявлено военное положение, а 6 сентября на город упали первые фашистские бомбы. Город отправил сотни тысяч своих сынов в действующую армию, флот, народное ополчение, истребительные батальоны, грудью встал на пути фашисткой армии.
Ведущий 4: - Немцы, бешено штурмуя город, ежедневно на весь мир кричали о том, что с минуты на минуту Ленинград будет взят. Немецкие газеты печатали извещение о падении Ленинграда. Помещали, разумеется, смонтированные снимки эсэсовцев на посту у Гостиного двора.
Ведущий 1: - Немецкое командование громогласно назначало сроки торжественного парада на Дворцовой площади и офицерского банкета в ресторане Астория.
Ведущий 2: - Но их чудовищные планы остались невыполнимы. И потерпев неудачу захватить Ленинград штурмом, фашистская армия решила удушить население города голодом.
Ведущий 3: - В августе 41 года кольцо блокады вокруг Ленинграда сомкнулось, начались суровые 900 дней блокады. В кольце блокады Ленинграда оказалась 2 млн. 877 тыс. человек.
Ведущий 4: - Блокада Ленинграда – это тысячи тяжелых артиллерийских снарядов, тысячи фугасных бомб и десятки тысяч зажигательных бомб, сброшенных на город врагом.
Ведущий 1: - Блокада Ленинграда - это три тысячи сто семьдесят четыре здания, полностью разрушенных и сожжённых. Семь тысяч сто сорок три поврежденных здания. Треть жилья, ставшая полностью непригодна для проживания.
Ведущий 2: - Блокада Ленинграда – это отсутствие топлива и электричества зимой 41-42 годов. Это холод. В ночь на 31 декабря 1941 года было зафиксировано 52 градуса ниже нуля.
Ведущий 3: Блокада Ленинграда – это голод. «Сто двадцать пять блокадных грамм, с огнем и кровью пополам», писала поэтесса Ольга Берггольц, находясь в осаждённом городе. Просто выжить в Блокадном городе было уже подвигом.
Ведущий 4: Сегодня у нас каждый день есть на столе ломоть хлеба… Белый или черный, но все равно неповторимого аромата и вкуса. Немереный, несчитанный ломоть – доступный и обеденный. Но никогда не забудется 125 – блокадных грамм – драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло.
Ученик читает стихотворение Лидии Хемеляниной
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был - из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко - чистый просто.
Ведущий 1: Хлеб выдавали по специальным карточкам. Эти карточки давались на месяц. Норма выдачи хлеба рабочим- составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев. А потерять карточку – это остаться без хлеба, значит быть голодным.
Слайд №______(кусочек хлеба и хлебная карточка)
Ведущий 2: В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.
Слайды с кораблями и машинами(несколько слайдов)
Ведущий 2: Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить?
Ведущий 3: Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Шла она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев. (На таких машинах перевозили хлеб по льду озера)
Ведущий 4: Блокадный Ленинград – это Дорога жизни. Больше двух лет днем и ночью, шли Дорогой жизни корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Дорогой жизни шел к нам хлеб. Дорогой жизни многих к многим. Еще не знают на земле страшней и радостней дороги.
Ученик читает стихотворение:
…на Ленинград машины шли…
он жив еще. Он рядом где-то
На Ленинград! На Ленинград!
Там на 2 дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И дрогнут, и молчат и ждут.
Прислушиваются тревожно:
– К заре сказали привезут…
– Гражданочки, держаться можно…
И было так – на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
– Ну так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут, пустяк,–
Поломка эта не угроза,
Да рук не разогнуть ни как:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч Ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера
Вперед! Как ноют волдыри.
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре
– Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
…О, мы познали в декабре –
не зря «священным даром» назван
обычный хлеб, и тяжкий грех –
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.
Слайд №____ (памятник детям блокадного Ленинграда)
Ведущий 1: На втором километре Дорог жизни, у деревни Ковалёво, находится памятный комплекс, посвященный детям блокадного Ленинграда. На 14 метров уходит в высоту стебель «Цветка». С одной стороны тропы установлены каменные страницы. На них выбиты строки из дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой.
Ученицы 5 класса читают отрывки из стихотворения о Тане Савичевой
1 ученица: В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова:
Слайд №____:«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».
2 ученица: А в ночи пронзает небо
Острый свет прожекторов.
Дома нет ни крошки хлеба,
Не найдёшь полена дров.
От коптилки не согреться
Карандаш дрожит в руке,
Но выводит кровью сердце
В сокровенном дневнике:
Слайд №____«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».
3 ученица: Отшумела, отгремела
Орудийная гроза,
Только память то и дело
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянутся берёзки,
Пробивается трава,
А на скорбном Пискарёвском
Остановят вдруг слова:
Слайд № _____: «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.
Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».
Светлый день встречайте, люди,
Люди, вслушайтесь в дневник:
Он звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик:
Слайд № _____: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»
Ведущий 3: Не выжила и Таня. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. Дневник Тани Савичевой стал на Нюрнбергском процессе одним из обвинительных документов против фашистских преступников.
Ведущий 4: Трагедия семьи Тани Савичевой типична для блокады. Потому что блокадный Ленинград – это смерть. Более семисот тысяч человек погибли в городе, и только 3 процента погибли от бомбежек и артобстрелов. Остальные 97 процентов умерли от голода. За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и Соединенные Штаты за все время войны. (можно сделать слайд с этой информацией)
Ведущий 1: Дорога через Ладожское озеро сохраняла людям жизнь, поэтому и назвали её Дорогой жизни. По ней вывозили из осаждённого города слабых, обессиленных людей. Хлеб – в Ленинград, а детей – в тыл. Правда, не всех из них даже на Большой земле удавалось спасти.
Ведущий 2: К спасению детей блокадного Ленинграда наш посёлок тоже имеет самое непосредственное отношение. Об этом нам расскажет ученик 9 класса Денис Репин. С этой работой Денис участвовал во Всероссийском конкурсе юношеских научно-исследовательских работ «Юный архивист» и занял почетное 1 место.
Выступление Репина Дениса с проектом «______________________________________».
Ведущий 3: Блокадный Ленинград – это еще и вера в победу и желание жить.
Ведущий 4: Блокадный Ленинград – это сила духа и стойкость защитников города.
Ведущий 1: Блокадный Ленинград – это борьба жителей непокоренного города не только за свою, но и за нашу жизнь.
Ведущий 2: Блокадный Ленинград – это трудовой подвиг. Истощенные, слабые телом, но не духом ленинградские рабочие за 900 героических дней дали фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, десять миллионов снарядов и мин.
Ведущий 3: Блокадный Ленинград – это миллион пятьсот тысяч ленинградцев, награжденных медалью за оборону Ленинграда, из них 15249 детей. Ленинградцы выстояли и победили.
Слайд № ________ (какое-либо современное фото блокадников с наградами жителей блокадного Ленинграда).
Ведущий 4: 27 января 1944 года День великого ликования Ленинградцев и всего Советского народа. По радио объявили: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады»
Ведущий 1: В честь снятия Блокады над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
Слайд №_______ (Салют над городом)
Ученик Читает стихотворение:
Блокада…. Далеко как это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова –
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи мёрзли на путях,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
Слайд №_________ (современное фото Пискарёвского мемориального кладбища)
Ведущий 2: Почтим память тех, кто погиб в Блокадном Ленинграде с сентября 41 по январь 44. Кто погиб от голода и болезней. Погиб - отстаивая город, который фашисты решили стереть с лица земли.
Ведущий 3: Объявляется минута молчания. (Звук метронома)
Ведущий 4: Мы обязаны помнить о подвиге защитников города и страданиях, перенесенных его жителями.
Ведущий 1: 8 мая 1965 года городу присвоено почетное звание – Город Герой.
Ведущий 2: И пусть память о городе Герое Ленинграде, о его жителях и защитниках, навсегда останется в наших сердцах.
(Последний слайд –Вечный огонь).
Музыкальное сопровождение: песня В. Высоцкого «Я вырос в ленинградскую блокаду» или Б. Окуджавы «Ленинград, Ленинград, я ещё не хочу умирать» в исполнении автора или А. Пугачевой)
На выходе из зала за столом с хлебом стоят девочки, которые будут угощать желающих черным хлебом или хлебом, испеченным по примерному рецепту Блокадного хлеба.
Ведущий 3: Возьмите кусочек Блокадного хлеба, 125 грамм. Подумайте о тех, кто пережил эти страшные 900 дней, о тех, кто не дожил до 27 января 1944 года.
Предлагаю получить кусочек хлеба обменяв талон.
Ведущий 4: Дома разделите этот кусочек со своими родными и еще раз вспомните о Ленинградцах, о блокадниках, о тех, кто явил всему миру силу русского духа, несгибаемую волю к жизни, великую веру в победу, кто подарил нам сегодняшний мирный день. (музыка, хлеб)