СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа "Хлеб Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа "Хлеб Ленинграда"»

Классный час: «125 блокадных граммов хлеба ценою в жизнь»

Ведущие: Егор -1 , Андрей- 2, Маша- 3

Ведущий 1: - Петербург - один из красивейших городов мира, недаром его называют Северной Венецией. Но у этого города есть и другое имя – Ленинград, оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости и непокорённости.

Ведущий 2: - По плану Барбаросса город должны были полностью разрушить и уничтожить. Жители должны были погибнуть в самом городе. Немецким войскам надлежало сравнять с землей все уцелевшие строения.

Ведущий 3: - 22 июня 41 года в Ленинграде было объявлено военное положение, а 6 сентября на город упали первые фашистские бомбы. Город отправил сотни тысяч своих сынов в действующую армию, флот, народное ополчение, истребительные батальоны, грудью встал на пути фашисткой армии.

Ведущий 4: - Немцы, бешено штурмуя город, ежедневно на весь мир кричали о том, что с минуты на минуту Ленинград будет взят. Немецкие газеты печатали извещение о падении Ленинграда. Помещали, разумеется, смонтированные снимки эсэсовцев на посту у Гостиного двора.

Ведущий 1: - Немецкое командование громогласно назначало сроки торжественного парада на Дворцовой площади и офицерского банкета в ресторане Астория.

Ведущий 2: - Но их чудовищные планы остались невыполнимы. И потерпев неудачу захватить Ленинград штурмом, фашистская армия решила удушить население города голодом.

Ведущий 3: - В августе 41 года кольцо блокады вокруг Ленинграда сомкнулось, начались суровые 900 дней блокады. В кольце блокады Ленинграда оказалась 2 млн. 877 тыс. человек.


Ведущий 4: - Блокада Ленинграда – это тысячи тяжелых артиллерийских снарядов, тысячи фугасных бомб и десятки тысяч зажигательных бомб, сброшенных на город врагом.

Ведущий 1: - Блокада Ленинграда - это три тысячи сто семьдесят четыре здания, полностью разрушенных и сожжённых. Семь тысяч сто сорок три поврежденных здания. Треть жилья, ставшая полностью непригодна для проживания.

Ведущий 2: - Блокада Ленинграда – это отсутствие топлива и электричества зимой 41-42 годов. Это холод. В ночь на 31 декабря 1941 года было зафиксировано 52 градуса ниже нуля.

Ведущий 3: Блокада Ленинграда – это голод. «Сто двадцать пять блокадных грамм, с огнем и кровью пополам», писала поэтесса Ольга Берггольц, находясь в осаждённом городе. Просто выжить в Блокадном городе было уже подвигом.

Ведущий 4: Сегодня у нас каждый день есть на столе ломоть хлеба… Белый или черный, но все равно неповторимого аромата и вкуса. Немереный, несчитанный ломоть – доступный и обеденный. Но никогда не забудется 125 – блокадных грамм – драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло.


Ученик читает стихотворение Лидии Хемеляниной

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был - из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что режет десна.

Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,

На праздник, очень редко - чистый просто.

Ведущий 1: Хлеб выдавали по специальным карточкам. Эти карточки давались на месяц. Норма выдачи хлеба рабочим- составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев. А потерять карточку – это остаться без хлеба, значит быть голодным.

Слайд №______(кусочек хлеба и хлебная карточка)


Ведущий 2: В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.


Слайды с кораблями и машинами(несколько слайдов)

Ведущий 2: Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить?

Ведущий 3: Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Шла она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев. (На таких машинах перевозили хлеб по льду озера)

Ведущий 4: Блокадный Ленинград – это Дорога жизни. Больше двух лет днем и ночью, шли Дорогой жизни корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Дорогой жизни шел к нам хлеб. Дорогой жизни многих к многим. Еще не знают на земле страшней и радостней дороги.

Ученик читает стихотворение:
…на Ленинград машины шли…
он жив еще. Он рядом где-то
На Ленинград! На Ленинград!
Там на 2 дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И дрогнут, и молчат и ждут.
Прислушиваются тревожно:
– К заре сказали привезут…
– Гражданочки, держаться можно…
И было так – на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
– Ну так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут, пустяк,–
Поломка эта не угроза,
Да рук не разогнуть ни как:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч Ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера
Вперед! Как ноют волдыри.
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре
– Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.


…О, мы познали в декабре –

не зря «священным даром» назван

обычный хлеб, и тяжкий грех –

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.



Слайд №____ (памятник детям блокадного Ленинграда)

Ведущий 1: На втором километре Дорог жизни, у деревни Ковалёво, находится памятный комплекс, посвященный детям блокадного Ленинграда. На 14 метров уходит в высоту стебель «Цветка». С одной стороны тропы установлены каменные страницы. На них выбиты строки из дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой.
Ученицы 5 класса читают отрывки из стихотворения о Тане Савичевой

1 ученица: В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова:

Слайд №____:«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».

2 ученица: А в ночи пронзает небо
Острый свет прожекторов.
Дома нет ни крошки хлеба,
Не найдёшь полена дров.
От коптилки не согреться
Карандаш дрожит в руке,
Но выводит кровью сердце
В сокровенном дневнике:


Слайд №____«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».


3 ученица: Отшумела, отгремела
Орудийная гроза,
Только память то и дело
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянутся берёзки,
Пробивается трава,
А на скорбном Пискарёвском
Остановят вдруг слова:

Слайд № _____: «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

Светлый день встречайте, люди,
Люди, вслушайтесь в дневник:
Он звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик:

Слайд № _____: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»




Ведущий 3: Не выжила и Таня. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. Дневник Тани Савичевой стал на Нюрнбергском процессе одним из обвинительных документов против фашистских преступников.

Ведущий 4: Трагедия семьи Тани Савичевой типична для блокады. Потому что блокадный Ленинград – это смерть. Более семисот тысяч человек погибли в городе, и только 3 процента погибли от бомбежек и артобстрелов. Остальные 97 процентов умерли от голода. За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и Соединенные Штаты за все время войны. (можно сделать слайд с этой информацией)

Ведущий 1: Дорога через Ладожское озеро сохраняла людям жизнь, поэтому и назвали её Дорогой жизни. По ней вывозили из осаждённого города слабых, обессиленных людей. Хлеб – в Ленинград, а детей – в тыл. Правда, не всех из них даже на Большой земле удавалось спасти.

Ведущий 2: К спасению детей блокадного Ленинграда наш посёлок тоже имеет самое непосредственное отношение. Об этом нам расскажет ученик 9 класса Денис Репин. С этой работой Денис участвовал во Всероссийском конкурсе юношеских научно-исследовательских работ «Юный архивист» и занял почетное 1 место.

Выступление Репина Дениса с проектом «______________________________________».

Ведущий 3: Блокадный Ленинград – это еще и вера в победу и желание жить.

Ведущий 4: Блокадный Ленинград – это сила духа и стойкость защитников города.

Ведущий 1: Блокадный Ленинград – это борьба жителей непокоренного города не только за свою, но и за нашу жизнь.

Ведущий 2: Блокадный Ленинград – это трудовой подвиг. Истощенные, слабые телом, но не духом ленинградские рабочие за 900 героических дней дали фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, десять миллионов снарядов и мин.

Ведущий 3: Блокадный Ленинград – это миллион пятьсот тысяч ленинградцев, награжденных медалью за оборону Ленинграда, из них 15249 детей. Ленинградцы выстояли и победили.

Слайд № ________ (какое-либо современное фото блокадников с наградами жителей блокадного Ленинграда).

Ведущий 4: 27 января 1944 года День великого ликования Ленинградцев и всего Советского народа. По радио объявили: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады»

Ведущий 1: В честь снятия Блокады над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Слайд №_______ (Салют над городом)



Ученик Читает стихотворение:
Блокада…. Далеко как это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова –
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи мёрзли на путях,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.

Слайд №_________ (современное фото Пискарёвского мемориального кладбища)

Ведущий 2: Почтим память тех, кто погиб в Блокадном Ленинграде с сентября 41 по январь 44. Кто погиб от голода и болезней. Погиб - отстаивая город, который фашисты решили стереть с лица земли.

Ведущий 3: Объявляется минута молчания. (Звук метронома)

Ведущий 4: Мы обязаны помнить о подвиге защитников города и страданиях, перенесенных его жителями.

Ведущий 1: 8 мая 1965 года городу присвоено почетное звание – Город Герой.

Ведущий 2: И пусть память о городе Герое Ленинграде, о его жителях и защитниках, навсегда останется в наших сердцах.

(Последний слайд –Вечный огонь).

Музыкальное сопровождение: песня В. Высоцкого «Я вырос в ленинградскую блокаду» или Б. Окуджавы «Ленинград, Ленинград, я ещё не хочу умирать» в исполнении автора или А. Пугачевой)

На выходе из зала за столом с хлебом стоят девочки, которые будут угощать желающих черным хлебом или хлебом, испеченным по примерному рецепту Блокадного хлеба.

Ведущий 3: Возьмите кусочек Блокадного хлеба, 125 грамм. Подумайте о тех, кто пережил эти страшные 900 дней, о тех, кто не дожил до 27 января 1944 года.

Предлагаю получить кусочек хлеба обменяв талон.

Ведущий 4: Дома разделите этот кусочек со своими родными и еще раз вспомните о Ленинградцах, о блокадниках, о тех, кто явил всему миру силу русского духа, несгибаемую волю к жизни, великую веру в победу, кто подарил нам сегодняшний мирный день. (музыка, хлеб)