СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа "Малая Родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа "Малая Родина"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЬЯКОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ И. М. СТРЕЛЬЧЕНКО»







Мой край родной

(внеклассное мероприятие)



Подготовила и провела

Усыпенко Елена Александровна

классный руководитель 9 класса



2019 год

МОЙ КРАЙ РОДНОЙ

Цель: формирование представлений учащихся о малой родине; способствовать формированию у учащихся понимания  значения  выражения: малая родина;

воспитывать чувства уважения, гордости, патриотизма , формированию гражданской позиции, национально-нравственных устоев учащихся,  любви к своей стране и малой родине; развивать у детей речь, артистические умения и навыки, желание у детей больше узнавать о своем крае.

Ход урока

1 Чтения стихотворения    З. Александровой «Родина».

    Если скажут слово «родина»,

    Сразу в памяти встаёт

    Старый дом, в саду смородина,

    Толстый тополь у ворот.

                        У реки берёзка – скромница

                        И ромашковый бугор…

                        А другим, наверно, вспомнится

                        Свой родной до боли двор.

                     

«Родина»- мы произносим тихо,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается пшеница

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверное,

Чистая, прозрачная до дна,

И серёжки светятся на вербе,

И в траве тропинка не видна.

2 ученик

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле, от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.


  1. Учитель:У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо. Мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, городом…

Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это  великая страна с великой историей. Это первое и главное значение этого слова. Это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую Родину.

Село Дьяково располагается на реке Нагольной, к югу от села проходит граница Украины с Российской Федерацией, к западу от села проходит граница между Луганской и Донецкой областями. В черте села река Ореховая впадает в реку Юськину, а река Юськина впадает в реку Нагольную. Соседние населённые пункты: посёлок Нижний Нагольчик на северо-западе; сёла Егоровка (выше по течению Юськиной) на северо-востоке, Бобриково на востоке, Красный Октябрь на юге.

  В 1777 году это место становится частным наделом войскового дьяка (писаря) премьер-майора Ивана Исаева, который занял правый берег речки Нагольной и Степана Леонова — войскового базарного, который обосновался на правом берегу речки Юскиной. Позднее эти две части поселения слились в одну под именем Исаевка-Дьяково, а после — просто Дьяково. Потому как Исаев был дьяк. И таким образом в селе, в последствие, очень сплелись исторические судьбы малороссийского и великорусского племени.

тНакануне первой мировой войны Дьяково стало волостной слободой Таганрогского округа Области Войска Донского. В ней насчитывалось 4470 жителей. Большинство из них занималось земледелием. Три раза в году в слободе устраивались ярмарки.

Население Дьякова страдало от различных болезней, поскольку медицинское обслуживание было поставлено очень плохо. Только в начале 80-х годов XIX в. в селе открылся земский приемный покой на 5 коек.

Количество неграмотных в Дьякове в 1913 году превышало 80 проц.6. В слободе имелась церковноприходская школа, в трех классах которой обучалось всего 50—60 ребят, а основная масса детей посещать ее не могла. При школе была небольшая библиотечка с несколькими десятками книг религиозного содержания.

В годы первой мировой войны многие мужчины были мобилизованы в армию. Большинство крестьянских хозяйств вследствие нехватки рабочих рук и беспрерывных реквизиций лошадей и провианта для армии пришло в упадок. Резко сократились посевные площади. Сельская беднота голодала. Немало разорившихся крестьян уходило на шахты, переселялось в другие губернии. Так, в первый же год войны из Дьякова уехало 34 семьи. В 1915 году слободу оставили 73 семьи.

С упрочением Советской власти началась борьба за преодоление вековой отсталости, унаследованной от старого строя. Делались первые шаги в области здравоохранения, культурного строительства. Действовал фельдшерско-акушерский пункт.

Первая советская школа в Дьякове открылась в 1919 году. И хотя не хватало учебников, тетрадей, крестьянские дети настойчиво овладевали знаниями. В 1925 году в Дьякове уже имелись две начальные школы. Большая работа проводилась по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Кружками ликбеза руководили 30 культармейцев. Они же организовывали читки газет для неграмотных, лекции на антирелигиозные темы, доклады. Дружно взялись за культурно-просветительную работу комсомольцы. В 1922 году молодежь переоборудовала помещичий амбар под клуб, создала драматический кружок. Библиотека была пополнена книгами, газетами и журналами.

Важным событием в жизни села была организация в 1932 году Дьяковской машинно-тракторной станции. Она оказывала помощь колхозам не только в проведении полевых работ, но и в их организационно-экономическом укреплении. Политотдел МТС, созданный в 1933 году, объединял партийный и комсомольский актив в колхозах, помогал в подборе кадров.

Менялась жизнь тружеников колхозов, росло и благоустраивалось село. В Дьякове был организован врачебный пункт, где медицинскую помощь оказывали два врача и фельдшер, открылась аптека. В 1929 году на базе одной из начальных школ создана семилетка, преобразованная через шесть лет в среднюю школу. К 1936 году неграмотность в селе была ликвидирована. Колхозники Дьякова проводили свой досуг в сельском клубе и трех бригадных красных уголках. Здесь работали кружки художественной самодеятельности — хоровой, драматический, музыкальный.

Война, развязанная против СССР гитлеровской Германией, явилась тяжелым испытанием для дьяковчан. Сотни жителей села ушли на фронт защищать социалистические завоевания. Женщины, старики и подростки строили оборонительные сооружения. Тракторный парк МТС был эвакуирован на восток страны, а остальные сельскохозяйственные машины разобраны на части и спрятаны. Военные действия в непосредственной близости от Дьякова начались осенью 1941 года. Линия фронта проходила по окраине села и дальше по реке Миусу. Здесь в борьбе с врагом смертью храбрых пали тысячи советских воинов — представителей многих национальностей Советского Союза. Среди защитников Дьякова был и отважный сын адыгейского народа, поэт-коммунист Хусен Андрухаев.

В марте 1942 года Хусену Андрухаеву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза» 2. Той же осенью в районе Дьякова героический подвиг совершил красноармеец И. С. Федорок. Отделение, которым он командовал, беспрерывно атаковали фашисты. Один за другим падали его товарищи, но он продолжал сдерживать натиск врага. В течение дня И. С. Федорок уничтожил свыше 40 гитлеровцев. За мужество и отвагу, проявленные в этом бою, он удостоен звания Героя Советского Союза.

В ноябре 1941 года фашистам удалось ворваться в Дьяково, но уже в конце месяца они были отброшены за реку Миус.

23 июня 1942 года гитлеровцы вновь захватили Дьяково. Фашисты установили в селе режим кровавого террора. Но ни репрессии, ни казни не смогли сломить и запугать советских людей. Для борьбы с оккупантами в селе была образована комсомольско-молодежная подпольная группа. Руководил ею учитель средней школы комсомолец Н. Е. Чумаченко. По ночам подпольщики расклеивали на улицах листовки, сбрасываемые советскими самолетами, выводили из строя вражеские автомашины. Колхозницы Л. В. Сватикова, А. П. Кулаковская, А. Г. Стрельченко и другие прятали и лечили раненых бойцов Красной Армии, а затем указывали им дорогу к партизанам. В ноябре 1941 года, когда гитлеровцы на короткий срок захватили село, колхозница У. П. Медведюк и ее дети отравили несколько десятков лошадей врага

9 мая 1945 года вместе со всем советским народом жители Дьякова торжественно отпраздновали Победу над гитлеровской Германией. В эту Победу внесли свой вклад воины-дьяковчане и подпольщики. За мужество и отвагу, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу врага, около 370 уроженцев села награждены орденами и медалями, а одному из них — М. Г. Замуле — присвоено звание Героя Советского Союза. Комсомолец М. Г. Замула ушел на фронт ранней весной 1943 года. Вскоре он стал отличным воином, смелым разведчиком. Когда наши войска подошли к Днепру, Замуле уже присвоили звание лейтенанта. В ночь на 22 октября того же года его взвод с тремя пулеметами переправился на правый берег Днепра в районе Запорожской плотины и стремительным броском захватил стратегическую высоту. Целый день отважные воины отражали ожесточенные атаки врага, к вечеру в живых остались только М. Г. Замула и три тяжело раненных автоматчика. Переползая от одного пулемета к другому, лейтенант продолжал поливать свинцовым дождем беспрерывно атаковавшего противника. На подступах к высоте Замула и его товарищи уничтожили свыше 300 фашистских солдат и офицеров. Горстка отважных патриотов удержала высоту, что дало возможность нашим войскам расширить захваченный на правом берегу Днепра плацдарм. За этот подвиг лейтенант М. Г. Замула в 1943 году удостоен звания Героя Советского Союза.

Жители Дьякова свято хранят память о 375 погибших земляках, а также советских воинах, отдавших жизнь в жестоких боях за село. Над братской могилой, где похоронены 395 солдат и офицеров — сынов русского, украинского, белорусского, армянского, азербайджанского, казахского, грузинского, таджикского и других народов Советского Союза,— воздвигнут монумент. В 22-ю годовщину Победы СССР над фашистской Германией в селе открыт памятник славному сыну адыгейского народа Хусепу Андрухаеву.

После победоносного завершения Великой Отечественной войны в село возвращались демобилизованные воины, которые активно включились в восстановление колхозного хозяйства. При всесторонней помощи государства и братских союзных республик трудящиеся села к осени 1945 года довели посевные площади до довоенного уровня. К 1950 году урожайность зерновых культур и валовой сбор зерна в 1,3 раза превысили уровень 1940 года.

Вместе с восстановлением хозяйства возрождалось село. Отстраивались и ремонтировались дома колхозников. Открылся врачебный пункт. В сентябре 1943 года за парты сели учащиеся средней школы. В октябре при доме культуры начала работать стационарная киноустановка, организованы кружки художественной самодеятельности.

В 1955 году дьяковские сельскохозяйственные артели объединились в один колхоз, названный именем В. И. Ленина. В том же году село было подключено к государственной энергосистеме, что позволило широко внедрить электричество в быт и производство. Произошли коренные изменения в оснащении колхоза сельскохозяйственными машинами. В 1975 году на его полях работало 78 тракторов, 33 комбайна, 45 автомашин

Боевой коллектив сельских коммунистов воспитал много прекрасных организаторов и передовиков колхозного производства. Среди них — И. М. Стрельченко, который с 1958 года он возглавлял колхоз, Главный агроном коммунист И. П. Щербак, очень много сделал для повышения культуры земледелия и рентабельности животноводства. И. П. Щербаку и И. М. Стрельченко присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Жителям села пришлось пережить еще одно страшное испытание в 2014 году. Кто-то уехал в лучшие края, а многие продолжают жить на родной земле, растить хлеб, преумножать традиции. Дети ходят в школу, поют, танцуют, сочиняют стихи, участвуют в спортивных соревнованиях. Село живет и развивается.

Что представляет сегодня наше Дьяково мы предлагаем вашему вниманию созданную нами презентацию.

(Просмотр презентации)

Слышишь песенку ручья?

Это Родина моя!

Слышишь голос соловья?

Это Родина моя.

Школа, где мои друзья,

Это Родина моя!

(Просмотр презентации о школе)

Конкурс пословиц и поговорок о малой родине.

1. Всякому мила своя сторона.

2. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

3. Родина – мать, умей за нее постоять.

4. На чужой стороне и весна не красна.

5. Дома и стены помогают.

6. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

7. В гостях хорошо, а дома лучше.

8. Где родился, там и пригодился.

- В этих мудрых словах ясно показана преданность к родной земле, желание сделать ее лучше и краше.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!