СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа "Марафон"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа "Марафон"»









Сценарий классного часа

«Марафон любителей

русского языка

и

литературы»

















Пенза 2020 г.







Цель: способствовать возникновению интереса в изучении русского языка и литературы у детей школьного возраста; с помощью упражнений заставить задуматься о правильном употреблении слов; сформировать навык правильного произношения.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, плакат «Дерево мудрости», карточки с заданиями.

Ход классного часа

Ведущий1: День необычный сегодня у нас.

Мы искренне рады приветствовать Вас.

Для умной игры собралась детвора.

Её начинать нам настала пора!

Ведущий2: Здравствуйте, дорогие друзья, мы рады приветствовать вас на нашей игре, а вот как называется, попытайтесь угадать. Сегодня мы собрались на необычную игру ума, смекалки, находчивости и сообразительности. Сейчас вы должны вспомнить алфавит и по числам угадать название нашей игры. ( 14, 1, 18, 1, 22, 16,15) Молодцы!

Вед.1: Сейчас участники марафона продемонстрируют все свои способности. Итак, поприветствуем команды дружными аплодисментами!

Ведущий 2: Весело и с пользой игру нам провести. И в этом нам поможет прекрасное компетентное жюри.( представление жюри).


Вед.1: Главным оружием знания будут!

Победа сильнейшему – вот награда!

Вас ждут серьёзные испытания!

Скрытые таланты, вашу эрудицию, интеллект помогут выявить различные конкурсы.

1.Конкурс «Давайте познакомимся»

Задание для 1 команды- Чей это портрет? « Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.» Ответ : ( Емельян Пугачёв; А.С. Пушкин. «Капитанская дочка)

Задание для 2 команды - О каком русском барине идет речь?: «Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили обыкновенно новичка к двери этой комнаты. Нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. … Таковы были благородные увеселения русского барина!»
Ответ: (Кирилла Петрович Троекуров, герой романа А.С.Пушкина «Дубровский»)

Задание для 1 команды -Кто это такой? « Молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно.» Ответ : ( Хлестаков; Н.В. Гоголь. «Ревизор». ) 

Задание для 2 команды - О ком идет речь?: Из всей челяди барыни «самым замечательным лицом был дворник…, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев. И считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком».
Ответ: (Герасим, гл. герой повести И.С.Тургенева «Му-Му»)

Вед.2: А теперь следующий конкурс.

2 Конкурс. «Кто я?»
Словесный портрет 1: «Великий русский князь, потомок Игоря, воин, удачливый полководец. Его имя было подобно грому для кочевых племен, враждовавших с Русью, хотя обозначало «святой». (5 баллов)
«Его боялась даже могущественная Византия. Во время одного из походов этот полководец разгромил византийское войско и взял штурмом столицу, оставив свой знак на воротах города». (3 балла)
«Полководец этот был почти непобедим, но, несмотря на это, погиб весьма нелепой смертью – его укусила змея» (1 балл)
Ответ: Олег («Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкин)
Словесный портрет 2: «Знаменитый русский богатырь крестьянского происхождения, уроженец лесной зоны средней полосы России. Обладал огромной силой, имел богатырского коня, местонахождение которого было указано кудесниками». (5 баллов)
«В составе еще двух знаменитых богатырей изображен на известной картине русского художника. Стал одним из самых популярных героев былин». (3 балла)
«33 года был частично парализован. После лечения кудесниками по дороге в столицу совершил два великих подвига: разогнал рать под Черниговом и пленил Соловья-разбойника». (1 балл)
Ответ: Илья Муромец («Русские народные былины»)

Вед.1:Помните притчу, в которой говорится о зарытых талантах? Я вам сейчас ее напомню:

Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своем состоянии. Одному он дал пять талантов (серебряная монета, имевшая хождение в античную эпоху), другому – три, третьему – один. Двое хорошо потрудились и приумножили состояние хозяина. Третий раб, ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю… Трудолюбие первых двух, было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им заработанные таланты. А у нерадивого раба отобрал и последние. Так и появилось выражение «зарыть свой талант в землю

Ведущий 2. Крылатые слова: пословицы, поговорки…Их у русского сотни, тысячи. Мы их слышим с детства, с их помощью нам легче выражать свои мысли, чувства и переживания, проще общаться с окружающими. Благодаря им наш язык становится образнее, красочнее, ярче. А сами мы немножко мудрее.

3 Конкурс «Дерево мудрости». 
Задание: игрок берет листок с пословицей или поговоркой, объясняет её значение. Если отвечает верно, то прикрепляет лист на дерево. Правильный ответ – 1 балл. 

Большому кораблю – большое плавание.

(Напутствие человеку, стремящемуся к достижению высокой цели.Положение одаренному, талантливому человеку проявить себя на каком-либо благодарном поприще).

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

(Пояснить в новую компанию, общество, дом, надо приспосабливаться к их обычаям, а не отстаивать свои).

Дыма без огня не бывает.

(У каждого следствия есть причина, у каждой сплетни – достоверный источник).

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

(Друзья – это иная ценность, выходящая за рамки «купли-продажи». Друзья дороже денег и нужнее человеку. Это становится ощутимым в трудную минуту).

Чья бы корова мычала, а твоя молчала.

(Не осуждай других, когда самим водятся грехи. Сначала посмотри на себя, а потом делай замечания другим. Выражение чаще всего используется в отношении человека, нагрешившего гораздо больше тех, кого он упрекает).

Воздушные замки.

(Фантастические, невыполнимые планы, замыслы, несбыточные мечтания).

Камень преткновения.

(Выражение употребляется в значении: затруднения, на которое наталкивается кто-нибудь в каком-нибудь деле).

Кисейная барышня (девушка).

(Жеманная, изнеженная девушка с ограниченным кругозором).

Книга за семью печатями.

(Что-либо не понятное, скрытое, совершенно недоступное разумению).

Медвежья услуга.

(Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность).

На седьмом небе.

(Высшая степень радости, счастья, блаженства).

Рыльце в пуху.

(Быть причастным к чему-нибудь преступному, неблаговидному).

4Конкурс «Лингвистические задачи»

Вед.1 Задача 1. Какое слово может означать и предмет мебели, и учреждение?

Правильный ответ - стол, одно из значений которого соответствует предмету мебели (обеден­ный стол, письменный стол), а другое — учрежде­нию (стол находок). Другой возможный ответ бюро все же следует оценить как неправильный, по­скольку в толковых словарях русского языка эти два значения традиционно относятся к омонимам. Эти два значения слова бюро были заимствованы из французского языка независимо друг от друга.

Задача 2. Какое слово может означать и гриб, и сладкое? Ответ: трюфель.

Задача 3. Какое слово может означать и дорожную раз­метку, и животное?

Ответ: зебра. Зеброй называется разметка, обо­значающая пешеходный переход.

Задача 4. Какое слово может означать и часть одежды, и водный поток?

Ответ: рукав. Ср.: рукав пальто и рукав реки.

Задача 5. Какой глагол может означать и издание звука, и сообщение негативной информации?

Ответ: стучать. Второе значение (стучать на кого-либо) отмечают не все словари, но оно, безус­ловно, есть у этого глагола. Обычно оно описы­вается как «доносить на кого-либо» и помечается как «разговорное».

Задача 6. Какое слово может означать и одежду, и поме­щение?

Ответ: туалет. Ср.: надеть вечерний туалет и пойти в туалет. Допустим также ответ гардероб, хотя в этом случае речь идет о совокупности одеж­ды.

Вед2: Следующий 5 конкурс « Лирики» . Вам даны окончания стихотворных строк, написанных знаменитыми поэтами, а ваша задача – вспомнить и прочитать стихотворения, из которых взяты эти слова, и указать авторов и произведение.
Для 1команды - Одинокий, голубом, далёкой, родном (М.Ю. Лермонтов «Парус»)
- Кроет, крутя, завоет, дитя (А.С. Пушкин «Зимний вечер»)
- Сырой, молодой, крылом, под окном (А.С. Пушкин «Узник»)
Для 2 команды.- Странники, жемчужною, изгнанники, южную (Лермонтов «Тучи»)
- Не даром, пожаром, отдана (Лермонтов «Бородино»)
- Зелёный, том, ученый, кругом (Пушкин «Руслан и Людмила»)

Вед.1: 6 Конкурс «Знатоки.» (проводится письмен­но) Сейчас я раздам вам списки вопро­сов, задача команд — написать как можно больше ответов за 1 мину­ту.

Для команды 1

1.У Грина он был алым, а у М. Ю. Лермонтова и В. П. Катае­ва — белым. Что это? (Парус.)

2.«Откуда дровишки?» («Из лесу, вестимо». II. А. Некрасов.)

3.Как звали тещу Кисы Воробьянинова из романа «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова? (Клав­дия Ивановна Петухова.)

4.Сколько слов имела в оби­ходе Эллочка Людоедка из рома­на «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова? (30.)

5.Возлюбленную пушкинско­го Руслана звали... (Людмила.)

6.Кто собирался «отмстить неразумным хазарам»? (Олег, ге­рой стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».)

7.Какой сорт яблок воспел И. А. Бунин? (Антоновку.)

8.Что снилось городничему накануне приезда мнимого реви­зора в комедии Н. В. Гоголя «Ре­визор»? (Крыса.)

9.Какого родственника вспо­минает А. С. Пушкин в первых строках «Евгения Онегина», а М. Ю. Лермонтов в первых стро­ках поэмы «Бородино»? (Дядю.)

10.Назовите имя главного ге­роя повести Н. В. Гоголя «Ши­нель». (Акакий Акакиевич.)

11.Назовите фамилию пуш­кинского героя, который женился на девушке до того, как узнал и полюбил ее. (Бурмин из повести «Метель».)
Для команды 2

1.Кем был Митрофанушка Простаков из комедии Д. И. Фон­визина? (Недорослем.)

2.Назовите фамилию Петруши, героя повести А. С. Пушки­на «Капитанская дочка». (Гринев.)

3. Что подарил Гринев Пугаче­ву в повести А. С. Пушкина «Ка­питанская дочка»? (Тулуп.)

4. Назовите литературного героя, подковавшего блоху. (Лев­ша, герой одноименного рассказа Н. С. Лескова.)

5.Кого звали Федором Тимо­феевичем в рассказе А. П. Чехова «Каштанка». (Кота.)

6.Кто из литературных героев наряжался в крестьянское платье, когда шел на свидание? (Лиза Му­ромская, героиня повести А. С. Пуш­кина «Барышня-крестьянка».)

7 .Что было начертано на визит­ке Воланда из романа М. А. Булга­кова «Мастер и Маргарита»? (Консультант.)

8.Какому произведению пред­шествует эпиграф «Береги честь смолоду»? (Повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».)

9. Назовите фамилию, имя и отчество героя нашего времени.
(Печорин Григории Александрович, герой романа М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени».)

10. Что, согласно обычаю, о котором рассказывает Л. А. Кас­силь в повести «Кондуит и Швамбрания», должны были де­лать гимназисты в конце учебно­го года? (Жечь дневники.)

11. Как звали немого дворника из повести И. С. Тургенева «Му-му»? (Герасим.)

Ведущий 2. А пока наши участники готовятся для болельщиков игра , вот загадка, вот шарада!Знаете ли вы, что такое шарада?

Шарада – это загадка, в которой задуманное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Шарады нам нужны не только для развлечения, но и для учебы… Вам предстоит отгадать предложенные шарады.

1. Первый слог - мужское имя,
Буква гласная - второй.
Слово в целом - знак почтовый,
Угадайте вы, какой? (Марк-а)

2. Моё начало - буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое весной жужжит:

То сядет на цветок, то снова полетит.(ш-мель)

3. Мой первый слог- предлог,
Второй - сигнал беды.

А весь я иногда

Вам нужен для воды.(на-сос)

4. Две ноты и предлог,
Соединяясь, дадут гудок.(си-ре-на)

5. Прибавь к союзу место для судов -
И целое ищи среди плодов.(а-порт)

6. Предлог и стройматериал
Морской выдерживают вал.(у-тёс)

7. Восклицанье, утвержденье,
Всё - поэта сочиненье.(о-да)

8. Подряд три предлога возьмём,
Целое на дереве найдём.(с-у-к)

Работы отдаются членам жюри на проверку.

Вед.1: Дорогие друзья! Вот и подходит наша встреча к концу. Многие из вас показали блистательные знания, умения владеть удивительными законами русского языка, проявили любовь к литературе. Более того, вы, наверное, испытывали радость от того, что узнали что - то новое, ин­тересное. Слово нашему жюри. Вот они наши победители.

Вед.2Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Весёлой науки

И радостных глаз.

Учитесь без скуки –

Вперёд! В добрый час!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!