Сценарий классного часа «Поговорим о доброте». 1-2 класс
Оборудование: таблички с надписями: зависть, жадность, вежливость, ласковый, война, ложь, мир, грубость, правда, красота, радость, счастье, взаимопонимание, лист ватмана, аппликации, сделанные детьми, солнышко (по количеству детей), рисунок планеты Добра.
Ход занятия.
Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о таком человеческом качестве как доброта.
А эпиграфом к классному часу станут слова: «Жизнь дана на добрые дела».
Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:
З – «Земля», Л – «Люди», М – «Мысль», Д – «Добро».
Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро.
А что такое добро для вас? (Ответы детей)
Верно, это все хорошее, доброе, красивое. Весна, солнце, улыбка, мама, учитель.
Что же есть зло? Это нечто противоположное добру: это беда, несчастье, всё плохое.
Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
Ученик :Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.
Воспитатель: У слова «доброта» есть много родственных слов:
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
добродушный- добрый и мягкий по характеру, незлобный
доброжелательный- желающий добра
добропорядочный - приличный, достойный одобрения
добронравный- отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
добросовестный- честно выполняющий свои обязанности
А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие
Ученик: Писатель Виктор Розов так говорит о доброте: «Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид».
Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».
Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
Какого же человека можно назвать добрым? (Ответы детей).
Верно, добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми. Добрый человек любит природу и бережёт её.
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла –
Тот людям вовеки
Не делает зла.
- Ребята, В народе живет замечательная пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей).
Не случайно народ придумал множество пословиц и поговорок о добре.
Ученики
Доброе слово лечит, злое калечит
Злой не верит, что есть добрый
Добрая слава лежит, а худая бежит
Добрые вести прибавят чести.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Добрый человек в добре живет век.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Добрые умирают да дела их живут.
Красота до вечера, а доброта навеки.
Доброе братство лучше богатства.
Живи добрее, будешь всем милее.
Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова ещё называют «волшебными». Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
А какие добрые, «волшебные слова» звучат в нашей речи? Что они означают? (Ответы)
- Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом.)
- В добрый час! (Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.)
- В добрый путь! (Доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь.)
- Всего доброго! (Доброе пожелание в конце встречи, телефонного разговора.)
Знаете ли вы историю слова «ДОБРО»? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.
Слышали вы и такие выражения, как «Дать добро» и «Получить добро». А понятен ли смысл этих слов вам?
Дать добро – дать согласие, разрешение, согласие на что-либо, одобрение.
Получить добро – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.
Много теплых добрых слов в нашей речи, в наших приветствиях и пожеланиях. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? (Ответы детей).
Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе?
Ответы детей.
Как вы думаете, легко ли быть добрым? (Ответы детей).
Физкультминутка
Теперь давайте поиграем в игру «Хорошо или плохо». Я читаю вам советы, если они добрые и хорошие, то вы встаете и 3 раза хлопаете в ладоши, если плохие вы сидя топаете ногами, договорились. Начинаем.
Девчонок надо никогда нигде не пропускать
И не давать проходу им нигде и никогда.
Если ты сидишь в трамвае, и бабулька вдруг вошла,
Уступи ей смело место, нужно старшим уступать.
Всем надо ножки подставлять, пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они, чья опять взяла.
Маме нужно помогать сумки полные таскать.
Чтобы мама отдыхала, нужно пол, посуду мыть.
Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем и хватайся за живот.
Настоящий друг не любит огорчать своих друзей.
Он всегда во всем поможет, и поддержит, и поймет.
Ученик: Добрым быть совсем-совсем непросто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
А.Барто «Вовка – добрая душа»
- Ребята, все вы любите сказки. Что такое сказка? (Сказка – народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка, неправда, ложь,)
Одной из главных тем русских народных сказок всегда была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.
Как вы думаете, какого героя в сказках называют «добрым»? (Ответы детей)
Каких героев в сказках называют «злыми»? (Ответы детей)
Вспомним сказку «Двенадцать месяцев»
Скажите, доброй ли была Принцесса? А мачеха с её дочкой?
Кто победил в этой сказке? Почему?
Кто помогал в беде падчерице? Почему помогали?
Что в сказках побеждает «добро» или «зло»?
Чему учит эта сказка?
В жизни всегда добро побеждает зло? Почему?
Учитель.
- У нас в классе выросло дерево. Оно непростое, это «Дерево добра». Но на нем не хватает плодов. У вас на партах лежат яблочки, а на них записаны добрые пожелания людям. Возьмите эти яблочки и украсьте ими наше деревце. (Дети украшают деревце.)
А теперь проверим, хорошо ли вы умеете различать, что такое хорошо, а что такое плохо.
Поиграем в игру «Да и нет».
- Бабушке мальчик помогал,
Он, дети, добрый мальчик? (Да.)
- Теперь все скажите мне:
В ссоре жить хорошо? (Нет.)
-А когда нет драчунов,
Тогда всем прекрасно? (Да.)
- Как красиво поет мальчик!
А вам нравится? (Да.)
- А когда лица у всех грустные,
Мрачные, злые? Вам хорошо? (Нет.)
- Кричит, ломает все мальчишка,
Это тоже плохо, дети? (Да.)
- Тогда еще скажите мне:
Когда дети дерутся, хорошо? (Нет.)
- Когда вам лучше жить:
Когда смеются дети? (Да.)
Ученик.
Конечно, лучше в мире
Со всеми детьми дружить,
Чтобы все веселыми были,
В добре и согласии жить.
Игра: «Добрый - злой».
Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками. ( Иван–царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси–Лебеди, Баба–Яга, Золушка, Морозко, Мальвина, )
Сейчас мы будем изображать портрет доброты. «Точка, точка, запятая...». Нельзя сказать, что этот человечек приятный для окружающих. Давайте сделаем его добрым - нарисуем доброе лицо.
Игра: «Продолжи предложение».
А на какого героя вы хотели бы быть похожим?
Продолжите: «Хочу быть таким, как…..»
Игра: «Зло», «Доброта».
Как вы думаете, ребята, чего на земле все-таки больше: добра или зла?
Может быть, нам помогут это узнать слова, которые на доске? В первый столбик будем класть слова «зло», а во второй «доброта».
(Зависть, жадность, вежливость, ласковый, война, ложь, мир, грубость, правда, красота, радость, счастье, взаимопонимание и т.д.)
В каком столбике больше слов? Вот видите, ребята, как можно победить зло.
Так и в жизни: капелька добра, сливаясь, превращается в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек после себя оставляет добрый след.
Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.
Рефлексия: Наш классный час подходит к концу. Я хочу вам подарить солнышко. Это солнышко – доброта. Она очень нужна, и вам, и вашим мамам и папам, вашим бабушкам и дедушкам, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел, которые сделают нашу планету Земля еще прекрасней. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово!
Учитель:
Как выработать у себя доброе отношение к людям? Начните с малого.
Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
Уступи место в автобусе пожилым людям.
Чаще звони домой, родным и близким, когда уезжаешь.
Защищай девочек, маленьких детей, тех, кто слабее тебя.
Не допускай грубости.
Старайся во всем помочь друзьям.
Будь добрым и милосердным человеком!
Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.