Классный час в 5 классе «Родина моя - Россия»
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть патриотом», формировать нравственные качества учащихся. Воспитание чувства патриотизма, чувства долга перед родиной, ответственности за свои поступки
Задачи:
1.раскрыть значение слова «патриот»;
2. показать значение родины в жизни каждого человека.
3. развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, способность к определению собственной жизненной позиции. развивать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно делать
выводы, отстаивать свою точку зрения; учить учащихся умению ведения диспута, умениям исследовательской деятельности.
Ход классного часа.
Дети в группах (4 группы) по цвету жетонов
1.Что значит «Родина моя»? Ученик.
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
2. Прослущав стихотворение, скажите о чем мы с вами будем говорить на классном часе? ( О Родине)
3. На экране написано начало предложения: «Для меня Родина – это...» Каждый ученик из группы (по цепочке) говорит…
4. От какого слова произошло слово «Родина»?. У вас на столах находится набор слов, определите это слово. Правильно. Заглянем в этимологический словарь. Слово «родина» произошло от общеславянского слова род, исходное значение которого – семья, место рождения. (Выйти от группы по одному и прикрепить слова. Исключая те, которые есть.) Родители Род Родня Родина Народ Родник Родословная
5. Слайд Родина..
6. Жители любой страны гордятся своей родиной. Так устроен человек: ему
дорога земля, на которой он родился. Он любит то место, с которым связано его детство. Да и как можно не любить родные края, если они...просто родные, если все вокруг знакомо с детства? Ведь именно здесь человек впервые ощутил тепло и любовь самых родных людей: отца, матери, дедушек, бабушек, братьев, сестер, испытал чувство Родины. Ребята, а как вы можете объяснить это словосочетание – чувство родины?
- Давайте с вами отгадаем кроссворд и узнаем, как мы называем человека, который обладает чувством родины ( по вертикали 1)
7 Слайд Кроссворд
1. Великий русский поэт.
2. Родина-... - умей за нее постоять.
3. Русский император, «прорубивший окно"
4. Дерево – символ России.
5. Главная песня страны.
6. Столица нашей Родины.
7. Чувство глубокой тоски по родине. (Патриот)
8. В последнее время все чаще мы можем услышать слова «Родина», «ПАТРИОТ», «подвиг», «служение»... А как вы понимаете, кто такой патриот?
Работа с текстом. У вас на столах лежат тексты. Определите кто такой патриот, какими качествами он обладает. (Работа в группах 5 мин, выступление от группы) На листе написать.
9.Слайд Давайте сделаем вывод: Патриот – это человек, который гордится Родиной, переживает за нее; готов встать на защиту Родины; предан Родине и отстаивает ее интересы; любит Родину, Патриоту свойственны такие черты характера, как преданность, ответственность, справедливость, решительность и благодарность.
10. Ученик.
Быть патриотом… Что же это значит?
А это значит Родину любить.
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять.
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.
11. Патриот своей родины – это очень высокие слова. Редкий человек осмелится громко заявить о себе: «Я – патриот». Чаще говорят о другом человеке: «Он – настоящий патриот». Так обычно называют выдающихся людей, которые прославили себя исполнением патриотического долга перед Родиной. Военная история и современность полна такими примерами. Знаете ли вы таких людей? Обсудите в группах (Дети приводят примеры). Да, эти люди служили Родине.
Почему Дарью Севастопольскую и Николая Раевского считают патриотом России?
- А в чем каждый из вас видит свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины?
Физкультминутка
-Давайте рассмотрим некоторые ситуации.
Работа в группах (3 минуты)+выступление.
12. Ситуация 1. Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик?
Ситуация 2. В классе появилась новая девочка. Она приехала из Армении. Некоторые ребята в классе предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней, объясняя это тем, что девочка «нерусская». Как ты поступишь?
Ситуация 3. Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил(а) на их месте?
Ситуация 4. Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущаются тем, что учитель сделал им замечание. А как ты считаешь прав учитель или не прав?
Дети обсуждают проблемные задания и высказывают свою точку зрения.
Учитель: Ребята, давайте подведем итог нашего разговора и ответим на вопрос: Каков он – истинный патриот России?
Слайд - Выберите действия, которые, на ваш взгляд, характеризуют истинного патриота
. знает и любит культуру многонациональной России;
помогает престарелым и инвалидам;
постоянно подчеркивает свою заботу о Родине;
охраняет природу;
негативно высказывается о представителях других наций и народностей;
старается соблюдать законы;
дружелюбен к иностранцам и представителям других народов России;
применяет силу и грубость в отношении нарушителей закона и порядка;
толерантен по отношению к иным культурам и обычаям;
избегает службы в армии;
знает и уважает государственную символику России (Герб, Гимн, Флаг).
Учитель: Охарактеризуйте человека, совершающего действия, которые вы не включили в свой перечень.
“Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”
Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
Как пробудить в человеке чувство любви к Родине?
Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном.
Нельзя заставить любить Отечество.
Любовь надо воспитывать.
Подведение итогов классного часа.
- Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твои родители, где заводилась ваша родословная.
- Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие.
- Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям.
Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.
- Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.
- Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днем, тем меньше друзей и товарищей будут рядом с тобой.
Люди не любят людей все время чем-то недовольных.
- Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию и любознательность.
- Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живешь.
- Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы.
От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.
1. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.
2. Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!
Итоги можно рассматривать как некую памятку для ребят – по желанию ее можно распечатать и раздать учащимся.
Вывод. Патриотами не рождаются. Патриотами становятся. И сколько бы кто ни говорил о патриотизме, все это слова.
Учитель: Наш классный час подошёл к концу. Спасибо всем за внимание, и до новых встреч
Рефлексия