«Россия, Русь - ты Родина моя!»
(слайд1)
Цель: развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; воспитывать чувство гордости за Россию.
Оборудование:
компьютер + проектор
изображение машины времени, стульчики
презентация к уроку
аудиозапись «звездной» мелодии
презентация «Масленица»
блины
Ход классного часа.
Часть I. Что такое Родина?
(слайды 2 - 3)
Если скажешь слово Родина
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
(слайды 4 )
Что же такое для человека Родина?
Родина наша - это страна,
Очень и очень большая она.
Родина наша - это наш дом,
Где мы все вместе дружно живем.
Что человек считает своей Родиной: страну, в которой живет, дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили его предки? (ответы детей)
Как думаете вы, ребята? (ответы детей)
Как вы представляете свою Родину? (ответы детей)
Наверное, все это и есть Родина, то есть родное место.
(дети читают стихи)
(слайды 5-7)
Вижу чудное приволье,
Вижу - нивы и поля -
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы - исполины,
Вижу реки и моря -
Это русские картины,
Это Родина моя!
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья -
Это русская сторонка,
Это Родина моя!
(слайд 8-9)
Откуда же произошло слово Родина? (ответы детей) Произошло оно от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-нибудь древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.
Часть II. Путешествие в прошлое.
Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в путешествие на машине времени в далекое прошлое нашей родины.
Сядем в кресла, пристегнем ремни, крепко возьмемся за руки, закроем глаза, и перенесемся на много-много лет назад.
(звучит «звездная» музыка)
(слайд 10-13)
Давным-давно на месте городов и деревень находились непроходимые леса, полные хищных зверей. Много места занимали болота. Жить в таких условиях могли только сильные, выносливые и храбрые люди. Многие из них отличались необыкновенной физической силой. Главным занятием мужчин была охота, потому что нужно было чем-то кормить женщин и детей. А женщины собирали в лесу съедобные растения, готовили пищу, ухаживали за детьми, занимались хозяйством. Жили наши предки в то время все вместе племенем. Управляли племенем вожди. Это были самые храбрые воины племени. Людей этих племен называли тогда росами. Позже их стали называть руссами, а страну Русью.
(слайд 14-16)
В те очень далекие времена люди верили, что существуют боги - одни из них повелевали дождем, другие ветрами, третьи - солнцем, четвертые - животными и др.
Так же они верили, что существует какое-то верховное небесное божество - бог Род или бог Перун, посылающее и благодатный дождь, и грозную молнию. Люди изготавливали скульптуры богов - идолов и поклонялись им, просили защиты от всех несчастий. В честь всех этих богов люди устраивали праздники - пиры, на которых закалывали быков, баранов, всем племенем варили пиво, пекли пироги, в честь богов устраивались игрища, на которых водили хороводы, пелись песни.
(слайд 17)
Люди верили и в существование домового, следящего за хозяйством, лешего - хозяина леса, водяного - хозяина воды, русалок и многих других духов природы - добрых и злых.
Люди думали, что духов, как и богов, можно задобрить, если в их честь устраивать пиры и празднества. Поэтому в дни зимнего солнцестояния в конце декабря устраивались святки. Вечером по всем домам гасили огни и трением палочки о кусок сухого дерева добывали «живой огонь», от которого зажигали огонь в печи и свечи. В новогоднюю ночь гадали о будущем урожае и о своей судьбе.
(слайд 18)
Встретить хлебом - солью, напоить, накормить, а затем развеселить - вот главный принцип всех пиров. На Руси была и есть поговорка:
Есть да икоты,
Пить да перхоты,
Петь до надсаду,
Плясать до упаду.
Вот теперь бы в самый раз и нам, друзья, пустится в пляс.
Динамическая пауза
Баба шла-шла-шла,
Пирожок нашла,
Села,
Съела,
И опять пошла.
Встала баба на носок,
А потом на пятку,
Стала "русского" плясать,
А потом вприсядку.
(слайд 19)
Следующим был праздник весны, встречи солнца в день весеннего равноденствия 25 марта. Этот праздник назывался «Масленица» с ее блинами, похожими на солнце, с сожжением чучела зимы, огненными колесами, которые спускали с гор, катанием на санях и другим весельем.
С тех давних времен и до наших дней сохранился этот праздник. Только называть мы его стали по-другому «Проводы зимы».
Сейчас опять мы переходим в машину времени и перенесемся назад, в наше время.
Часть III. Масленица.
Масленица - замечательный русский праздник. И хотя он наступит только в марте, мы можем побывать на нем и узнать про масленичные праздники.
(Презентация «Масленица»)
Учитель: А какое кушанье было и остается главным на Масленицу? (ответы детей)
Блин! А почему он круглый? (ответы детей) Он похож на маленькое солнышко. Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей. Блин - обрядовое кушанье. И тесто на блины творили, как бы совершая таинство. Одни хозяйки готовили опару на своем дворе из снега при свете месяца. При этом приговаривали: " Месяц, ты, месяц, золотые рожки, взгляни в окошко, подуй на опару". Другие выходили вечером готовить опару на реку, озеро или к колодцу. Дело это считалось крайне ответственным и выполнялось втайне от домашних и посторонних. Каких только блинов не было: сметанные, скороспелые, боярские, крестьянские и даже царские. Блины постные и праздничные, блины из гречневой пшеничной муки.
А вы сами блины умеете стряпать? (ответы детей)
Ну, а кто знает, как заводят тесто для блинов? (ответы детей)
Часть IV. Экскурсия в музей.
Учитель: Сейчас мы потихонечку пройдем в наш школьный музей и посмотрим, какую посуду и другие инструменты и приспособления использовали раньше хозяйки, чтобы испечь блины.
Часть V. Заключение
Учитель: Вот и подошел к концу наш классный час о нашей Родине - России или Руси.
Что нового вы узнали? (выслушиваются ответы каждого ребенка)
Учитель читает стихотворение:
Берегите Россию - нет России другой.
Берегите ее тишину и покой.
Это небо и солнце, это хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой
Берегите Россию - нет России другой.
Е.Синицин.
А сейчас все приглашаются на блины.
Ученики и гости - учителя проходят в столовую, где накрыты для всех столы:
чай, блины с маслом, сметаной и вареньем.