СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа "Россия, Русь - ты Родина моя!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

сценарий классного часа сопровождается презентацией, способствует патриотическому воспитанию младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа "Россия, Русь - ты Родина моя!"»

«Россия, Русь - ты Родина моя!»

(слайд1)

Цель: развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; воспитывать чувство гордости за Россию.

Оборудование:

  1. компьютер + проектор

  2. изображение машины времени, стульчики

  3. презентация к уроку

  4. аудиозапись «звездной» мелодии

  5. презентация «Масленица»

  6. блины

Ход классного часа.

Часть I. Что такое Родина?

(слайды 2 - 3)

Если скажешь слово Родина

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Или степь от маков красная,

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

(слайды 4 )

Что же такое для человека Родина?

Родина наша - это страна,

Очень и очень большая она.

Родина наша - это наш дом,

Где мы все вместе дружно живем.

Что человек считает своей Родиной: страну, в которой живет, дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили его предки? (ответы детей)

Как думаете вы, ребята? (ответы детей)

Как вы представляете свою Родину? (ответы детей)

Наверное, все это и есть Родина, то есть родное место.

(дети читают стихи)

(слайды 5-7)

Вижу чудное приволье,

Вижу - нивы и поля -

Это русское раздолье,

Это русская земля!

Вижу горы - исполины,

Вижу реки и моря -

Это русские картины,

Это Родина моя!

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья -

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

(слайд 8-9)

Откуда же произошло слово Родина? (ответы детей) Произошло оно от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-нибудь древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.

Часть II. Путешествие в прошлое.

Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в путешествие на машине времени в далекое прошлое нашей родины.

Сядем в кресла, пристегнем ремни, крепко возьмемся за руки, закроем глаза, и перенесемся на много-много лет назад.

(звучит «звездная» музыка)

(слайд 10-13)

Давным-давно на месте городов и деревень находились непроходимые леса, полные хищных зверей. Много места занимали болота. Жить в таких условиях могли только сильные, выносливые и храбрые люди. Многие из них отличались необыкновенной физической силой. Главным занятием мужчин была охота, потому что нужно было чем-то кормить женщин и детей. А женщины собирали в лесу съедобные растения, готовили пищу, ухаживали за детьми, занимались хозяйством. Жили наши предки в то время все вместе племенем. Управляли племенем вожди. Это были самые храбрые воины племени. Людей этих племен называли тогда росами. Позже их стали называть руссами, а страну Русью.

(слайд 14-16)

В те очень далекие времена люди верили, что существуют боги - одни из них повелевали дождем, другие ветрами, третьи - солнцем, четвертые - животными и др.

Так же они верили, что существует какое-то верховное небесное божество - бог Род или бог Перун, посылающее и благодатный дождь, и грозную молнию. Люди изготавливали скульптуры богов - идолов и поклонялись им, просили защиты от всех несчастий. В честь всех этих богов люди устраивали праздники - пиры, на которых закалывали быков, баранов, всем племенем варили пиво, пекли пироги, в честь богов устраивались игрища, на которых водили хороводы, пелись песни.

(слайд 17)

Люди верили и в существование домового, следящего за хозяйством, лешего - хозяина леса, водяного - хозяина воды, русалок и многих других духов природы - добрых и злых.

Люди думали, что духов, как и богов, можно задобрить, если в их честь устраивать пиры и празднества. Поэтому в дни зимнего солнцестояния в конце декабря устраивались святки. Вечером по всем домам гасили огни и трением палочки о кусок сухого дерева добывали «живой огонь», от которого зажигали огонь в печи и свечи. В новогоднюю ночь гадали о будущем урожае и о своей судьбе.

(слайд 18)

Встретить хлебом - солью, напоить, накормить, а затем развеселить - вот главный принцип всех пиров. На Руси была и есть поговорка:

Есть да икоты, 
Пить да перхоты, 
Петь до надсаду, 
Плясать до упаду.

Вот теперь бы в самый раз и нам, друзья, пустится в пляс.

Динамическая пауза

Баба шла-шла-шла,
Пирожок нашла,
Села,
Съела,
И опять пошла.
Встала баба на носок,
А потом на пятку,
Стала "русского" плясать,
А потом вприсядку.



(слайд 19)

Следующим был праздник весны, встречи солнца в день весеннего равноденствия 25 марта. Этот праздник назывался «Масленица» с ее блинами, похожими на солнце, с сожжением чучела зимы, огненными колесами, которые спускали с гор, катанием на санях и другим весельем.

С тех давних времен и до наших дней сохранился этот праздник. Только называть мы его стали по-другому «Проводы зимы».

Сейчас опять мы переходим в машину времени и перенесемся назад, в наше время.

Часть III. Масленица.

Масленица - замечательный русский праздник. И хотя он наступит только в марте, мы можем побывать на нем и узнать про масленичные праздники.

(Презентация «Масленица»)

Учитель: А какое кушанье было и остается главным на Масленицу? (ответы детей)

Блин! А почему он круглый? (ответы детей) Он похож на маленькое солнышко. Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей. Блин - обрядовое кушанье. И тесто на блины творили, как бы совершая таинство. Одни хозяйки готовили опару на своем дворе из снега при свете месяца. При этом приговаривали: " Месяц, ты, месяц, золотые рожки, взгляни в окошко, подуй на опару". Другие выходили вечером готовить опару на реку, озеро или к колодцу. Дело это считалось крайне ответственным и выполнялось втайне от домашних и посторонних. Каких только блинов не было: сметанные, скороспелые, боярские, крестьянские и даже царские. Блины постные и праздничные, блины из гречневой пшеничной муки.

А вы сами блины умеете стряпать? (ответы детей)

Ну, а кто знает, как заводят тесто для блинов? (ответы детей)

Часть IV. Экскурсия в музей.

Учитель: Сейчас мы потихонечку пройдем в наш школьный музей и посмотрим, какую посуду и другие инструменты и приспособления использовали раньше хозяйки, чтобы испечь блины.

Часть V. Заключение

Учитель: Вот и подошел к концу наш классный час о нашей Родине - России или Руси.

Что нового вы узнали? (выслушиваются ответы каждого ребенка)

Учитель читает стихотворение:

Берегите Россию - нет России другой.

Берегите ее тишину и покой.

Это небо и солнце, это хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой

Берегите Россию - нет России другой.

Е.Синицин.

А сейчас все приглашаются на блины.

Ученики и гости - учителя проходят в столовую, где накрыты для всех столы:

чай, блины с маслом, сметаной и вареньем.