МОУ « СОШ имени Н.В.Грибанова с. Брыковка»
Конкурс знатоков русского языка.
Игра « Что? Где? Когда?»
Подготовила Жиркина Н.А.
учитель русского языка
МОУ « СОШ имени Н.В.Грибанова
с. Брыковка »
Цели: приобщение к искусству слова, пробуждение интереса к русскому языку;
Развитие художественного восприятия мира, интеллектуального и умственного потенциала учащихся, навыков работы в группах.
Форма проведения: игра «Что? Где? Когда?»
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, круглый стол, волчок, чёрный ящик, танцевальная музыка для музыкальной паузы, Наглядность : презентация ( приложение)
Ход мероприятия
Презентация. 2 чтеца:
1 слайд ( фанфары.« Перед вами громада – русский язык»
2 слайд. 1.Родному
2.Устаревшему
1.Современному
2.Совершенному
1.Красноречивому
2.Оригинальному
1.Музыкальному
2.Удивительному
1.Яркому
2.Запоминающемуся
1.вЫразительному
2.Красивому
1.Универсальному
Вместе: русскому языку посвящается…
3 слайд.2. Лучший из лучших – наш русский язык.
1. Не потеряй наследство предков –
русский язык.
4 слайд.2.Русский язык
1. красив,
2.певуч,
1.выразителен,
2.гибок,
1.послушен,
2.ловок,
1.вместителен
5 слайд.2.Язык наш славный и могучий,
С рожденья знаем мы его.
Язык наш русский - самый лучший,
Роднее нету ничего.
6 слайд 1.Люблю я свой язык родной –
Дружить нам неразлучно,
Не променяю на другой –
Он самый благозвучный.
2. Сегодня, в международный день родного языка, мы участвуем в межрегиональном конкурсе знатоков русского языка.
1. Мы играем в «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (слайд 7,муз. заставка)
2. А теперь о правилах нашей игры. Они просты: каждая команда играет до 6 очков. Помощник ведущего крутит барабан, озвучивает номер вопроса и команды по очереди за 1 минуту дают ответ. Если вдруг вы абсолютно уверены, что знаете ответ – можете сразу и ответить. В том случае, если ваша версия совпадает с правильным ответом, вы получите дополнительную минуту и сможете впоследствии использовать оную в любой момент игры. Но если ваш ответ окажется неверным, увы, вы теряете очко.
1. Внимание, зрители и болельщики! За подсказку команда наказывается – ей засчитывается поражение за данный вопрос. Но, уважаемые знатоки, во время игры вы можете отдохнуть во время музыкальной паузы или во время игры ведущего с болельщиками.
2. За игрой следит наблюдатель, правильный ответ озвучивает жюри.
1. Правила понятны? Тогда мы начинаем
Слово предоставляется капитанам команд.( представление )
1.Наша команда « Улыбка»
Наш девиз : «Жизнь без улыбки –ошибка,
Да здравствует смех и улыбка!»
2.Наша команда «Грамотеи»
Наш девиз: «Мы любим учиться, мы любим читать,
И будем мы к знаниям путь продолжать».
3.Наша команда «Наследники Победы»
Наш девиз: «Преодолеем все мы беды,
Ведь мы наследники Победы».
Начинаем первый раунд игры. ( слайд 8 муз заставка- крутится волчок.)
( 9 слайд)Вопрос …( помощник показывает номер вопроса, а ведущий открывает вопросы под этим номером для каждой из команд ( по очереди))
Вопросы знатокам
На Руси рождественско-новогодние праздники не обходились без этого обряда. Он заключался в том, что люди, нарядившись в необычные костюмы, обходили дома своих соседей с пением песен. В этих песнях славились хозяева дома, содержались пожелания богатого урожая, изобилия. Как назывался данный обряд? (Колядки)
.
2.Определите по картинке, о каком фразеологизме идёт речь. Дайте толкование этому фразеологизму.
Стреляный воробей (очень опытный человек, которого трудно обмануть).
3.Это слово пришло из французского языка, является производным от «кассэ», что значит «сковородка с ручкой». О каком слове идет речь? (Кастрюля)
4.Найдите «лишнее» слово, объясните свой выбор.
Лужок, кружок, носок, лесок.
(Носок, так как в данном слове ок входит в состав корня)
5. Почему дуэлянты держали левую руку поднятой вверх?
(Так как дуэли происходили, как правило, в сумерках, либо на рассвете, либо вечером, то в левой руке они держали фонарь)
6.Поход продолжался 22 суток. Можно ли прочитать выделенное сочетание числительного с существительным? Ведь собирательные числительные образуют только простую форму, а числительное 22 – составное числительное.
( Поход продолжался 22 дня. Либо:
Поход продолжался в течение двадцати двух суток.)
7.Уважаемые знатоки, у вас с другом отцы хорошо знакомы и в приятельских отношениях.
Задание: дополните фразу: Они друг с другом…
а) на равной ноге б) на короткой ноге в) на близкой ноге г) на одной ноге д) на двух ногах
(Они друг с другом на короткой ноге)
8.Почему, когда мы хотим что-то уточнить или довести до конца, говорим: «Расставим все точки над И? Зачем над И ставят точки?
( Точки ставят не над И, а над i. Ранее в русском алфавите, наряду с и, была также буква i (её называли и «и десятиричное» за то, что она могла когда-то обозначить и число 10). Вот над буквой i и положено было для порядка ставить точку. Отсюда выражение – ставить точки над и, т.е. «доводить всё до конца».)
9.Озвучьте свой заказ в кафе, если из предложенных в меню блюд вы выбрали:
Суп из щавеля;
Салат из свеклы;
Тефтели;
Блинчики с творогом и сливовым вареньем.
(Суп из щавЕля; салат из свЁклы; тЕфтели; блинчики с творогОм и слИвовым вареньем)
10.Окончился спектакль. Зал зааплодировал. Вдруг мой сосед стал кричать: «Бис!». Я ему объяснил, что так кричать нельзя. Почему?
(«Бис» — в переводе с фрацузского «повторить». Повторить спектакль нельзя.)
Черный ящик.
Выражение «пялить глаза» - значит упорно смотреть на что-либо. Если сообразите, на что именно упорно смотрели наши бабушки, выполняя чисто девичью работу, то назовете предмет, который находится в ящике.
(пяльцы)
Игра для каждой команды продолжается до 6 очков, после чего они становятся победителями или болельщиками.
Вопросы болельщикам( слайд 21-23) : ( сектор Б на барабане):
Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву (п, о, н, л)
Магические числа (3, 7, 100…)
Вспомните пословицы и поговорите, в которых встречаются эти числа.
4.Сколько фразеологизмов со словом «вода» в данном стихотворении В. Суслова?
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода»,
Вот был я мальчишкой, да детство прошло,
С тех пор уж немало « воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь трубы пройдет»!
А гуси и утки – сухие всегда,
Заметили люди «как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал ,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идет:
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай»
Работать впустую! Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
фразеологизмов)
5.Прочитайте русскую народную пословицу. Какое правило речевого этикета она выражает?
А А Г В О
Д Н О О Н
О З Т Л Р
В Я Ч С У
Я Р О Е Д
Ответ: Дурное слово, что грязная вода
(Читать снизу вверх от последнего столбца)
Вспомните ещё русские пословицы и поговорки, которые учат правилам речевого этикета.
Жюри подводят итоги.
Чтецы.
24 слайд. 1. Мы пронести должны через века,
Всё то, что нашей гордости основа:
Так сбережём богатство языка
И чистоту божественного слова!
25 слайд. 2. И будем мы язык родной хранить
По зову сердца, а не по приказу -
Поэтом можешь ты, мой друг, не быть,
А вот родной язык беречь обязан!
26слайд. 3. Ребята, слушайте наказ:
Чтоб грамотными стать людьми
Законом стать должно для нас:
вместе: Беречь язык родной земли!
27 слайд.
Все участники поют песню Б Окуджавы « Давай восклицать, друг другом восхищаться».
Список использованной литературы
Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой» – М: Просвещение, 2008.
2.Филипченко М.П. «Загадки-шарады. И не только» – Волгоград: Учитель, 2008.
Морозова М.М. Виды внеклассной работы по русскому языку. М, «Просвещение», 1968.
Интернет-ресурсы
Что? Где? Когда? http://r.foto.radikal.ru/0704/7f/716ae543a576.jpg.
Мелодии телепередач Советского Союза
http://netz.ru/music/9684-melodii-teleperedach-sovetskogo-soyuza.html
http://www.turgenev.org.ru/museum/orel.htm