СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий конкурса знатоков" Что? где? Когда?. приуроченный Дню родного языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассного мероприятия по предмету в форме игры «Что? Где? Когда?»

Просмотр содержимого документа
«Сценарий конкурса знатоков" Что? где? Когда?. приуроченный Дню родного языка»

МОУ « СОШ имени Н.В.Грибанова с. Брыковка»









Конкурс знатоков русского языка.

Игра « Что? Где? Когда?»





Подготовила Жиркина Н.А.
учитель русского языка

МОУ « СОШ имени Н.В.Грибанова

с. Брыковка »














Цели: приобщение к искусству слова, пробуждение интереса к русскому языку;

Развитие художественного восприятия мира, интеллектуального и умственного потенциала учащихся, навыков работы в группах.

Форма проведения: игра «Что? Где? Когда?»

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, круглый стол, волчок, чёрный ящик, танцевальная музыка для музыкальной паузы, Наглядность : презентация ( приложение)

Ход мероприятия

Презентация. 2 чтеца:

1 слайд ( фанфары.« Перед вами громада – русский язык»

2 слайд. 1.Родному

2.Устаревшему

1.Современному

2.Совершенному

1.Красноречивому

2.Оригинальному

1.Музыкальному

2.Удивительному

1.Яркому

2.Запоминающемуся

1.вЫразительному

2.Красивому

1.Универсальному

Вместе: русскому языку посвящается…


3 слайд.2. Лучший из лучших – наш русский язык.

1. Не потеряй наследство предков –

русский язык.

4 слайд.2.Русский язык

1. красив,

2.певуч,

1.выразителен,

2.гибок,

1.послушен,

2.ловок,

1.вместителен


5 слайд.2.Язык наш славный и могучий,
С рожденья знаем мы его.
Язык наш русский - самый лучший,
Роднее нету ничего.


6 слайд 1.Люблю я свой язык родной –
Дружить нам неразлучно,
Не променяю на другой –
Он самый благозвучный.


2. Сегодня, в международный день родного языка, мы участвуем в межрегиональном конкурсе знатоков русского языка.


1. Мы играем в «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (слайд 7,муз. заставка)


2. А теперь о правилах нашей игры. Они просты: каждая команда играет до 6 очков. Помощник ведущего крутит барабан, озвучивает номер вопроса и команды по очереди за 1 минуту дают ответ. Если вдруг вы абсолютно уверены, что знаете ответ – можете сразу и ответить. В том случае, если ваша версия совпадает с правильным ответом, вы получите дополнительную минуту и сможете впоследствии использовать оную в любой момент игры. Но если ваш ответ окажется неверным, увы, вы теряете очко.


1. Внимание, зрители и болельщики! За подсказку команда наказывается – ей засчитывается поражение за данный вопрос. Но, уважаемые знатоки, во время игры вы можете отдохнуть во время музыкальной паузы или во время игры ведущего с болельщиками.


2. За игрой следит наблюдатель, правильный ответ озвучивает жюри.


1. Правила понятны? Тогда мы начинаем

Слово предоставляется капитанам команд.( представление )

1.Наша команда « Улыбка»

Наш девиз : «Жизнь без улыбки –ошибка,

Да здравствует смех и улыбка!»


2.Наша команда «Грамотеи»

Наш девиз: «Мы любим учиться, мы любим читать,

И будем мы к знаниям путь продолжать».


3.Наша команда «Наследники Победы»

Наш девиз: «Преодолеем все мы беды,

Ведь мы наследники Победы».


Начинаем первый раунд игры. ( слайд 8 муз заставка- крутится волчок.)

  1. ( 9 слайд)Вопрос …( помощник показывает номер вопроса, а ведущий открывает вопросы под этим номером для каждой из команд ( по очереди))

Вопросы знатокам



  1. На Руси рождественско-новогодние праздники не обходились без этого обряда. Он заключался в том, что люди, нарядившись в необычные костюмы, обходили дома своих соседей с пением песен. В этих песнях славились хозяева дома, содержались пожелания богатого урожая, изобилия. Как назывался данный обряд? (Колядки)


.

2.Определите по картинке, о каком фразеологизме идёт речь. Дайте толкование этому фразеологизму.

Стреляный воробей (очень опытный человек, которого трудно обмануть).


3.Это слово пришло из французского языка, является производным от «кассэ», что значит «сковородка с ручкой». О каком слове идет речь? (Кастрюля)


4.Найдите «лишнее» слово, объясните свой выбор.

Лужок, кружок, носок, лесок.

(Носок, так как в данном слове ок входит в состав корня)



5. Почему дуэлянты держали левую руку поднятой вверх?

(Так как дуэли происходили, как правило, в сумерках, либо на рассвете, либо вечером, то в левой руке они держали фонарь)



6.Поход продолжался 22 суток. Можно ли прочитать выделенное сочетание числительного с существительным? Ведь собирательные числительные образуют только простую форму, а числительное 22 – составное числительное.

( Поход продолжался 22 дня. Либо:

Поход продолжался в течение двадцати двух суток.)


7.Уважаемые знатоки, у вас с другом отцы хорошо знакомы и в приятельских отношениях.

Задание: дополните фразу: Они друг с другом…

а) на равной ноге б) на короткой ноге в) на близкой ноге г) на одной ноге  д) на двух ногах

 

(Они друг с другом на короткой ноге)


8.Почему, когда мы хотим что-то уточнить или довести до конца, говорим: «Расставим все точки над И? Зачем над И ставят точки?

( Точки ставят не над И, а над i. Ранее в русском алфавите, наряду с и, была также буква i (её называли и «и десятиричное» за то, что она могла когда-то обозначить и число 10). Вот над буквой i и положено было для порядка ставить точку. Отсюда выражение – ставить точки над и, т.е. «доводить всё до конца».)


9.Озвучьте свой заказ в кафе, если из предложенных в меню блюд вы выбрали:

Суп из щавеля;

Салат из свеклы;

Тефтели;

Блинчики с творогом и сливовым вареньем.

(Суп из щавЕля; салат из свЁклы; тЕфтели; блинчики с творогОм и слИвовым вареньем)

10.Окончился спектакль. Зал зааплодировал. Вдруг мой сосед стал кричать: «Бис!». Я ему объяснил, что так кричать нельзя. Почему?

(«Бис» — в переводе с фрацузского «повторить». Повторить спектакль нельзя.)

Черный ящик.

Выражение «пялить глаза» - значит упорно смотреть на что-либо. Если сообразите, на что именно упорно смотрели наши бабушки, выполняя чисто девичью работу, то назовете предмет, который находится в ящике.

(пяльцы)


Игра для каждой команды продолжается до 6 очков, после чего они становятся победителями или болельщиками.


Вопросы болельщикам( слайд 21-23) : ( сектор Б на барабане):

  1. Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву (п, о, н, л)

  2. Магические числа (3, 7, 100…)

Вспомните пословицы и поговорите, в которых встречаются эти числа.

4.Сколько фразеологизмов со словом «вода» в данном стихотворении В. Суслова?

 

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода»,

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало « воды утекло»,

О смелом мы вправе сказать наперед:

Такой «сквозь огонь и сквозь трубы пройдет»!

А гуси и утки – сухие всегда,

Заметили люди «как с гуся вода».

Случилось с тобою: ты правил не знал ,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!

Лентяй отдыхает, а время идет:

«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай»

Работать впустую! Что скажут потом?

Не дело, мол, «воду носить решетом»!

  1. фразеологизмов)

5.Прочитайте русскую народную пословицу. Какое правило речевого этикета она выражает?


А А Г В О

Д Н О О Н

О З Т Л Р

В Я Ч С У

Я Р О Е Д


Ответ: Дурное слово, что грязная вода

(Читать снизу вверх от последнего столбца)

Вспомните ещё русские пословицы и поговорки, которые учат правилам речевого этикета.


Жюри подводят итоги.


Чтецы.


24 слайд. 1. Мы пронести должны через века,
Всё то, что нашей гордости основа:
Так сбережём богатство языка
И чистоту божественного слова!

25 слайд. 2. И будем мы язык родной хранить
По зову сердца, а не по приказу -
Поэтом можешь ты, мой друг, не быть,
А вот родной язык беречь обязан!


26слайд. 3. Ребята, слушайте наказ:
Чтоб грамотными стать людьми
Законом стать должно для нас:
вместе: Беречь язык родной земли!


27 слайд.

Все участники поют песню Б Окуджавы « Давай восклицать, друг другом восхищаться».


Список использованной литературы


  1. Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой» – М: Просвещение, 2008.

2.Филипченко М.П. «Загадки-шарады. И не только» – Волгоград: Учитель, 2008.

  1. Морозова М.М. Виды внеклассной работы по русскому языку. М, «Просвещение», 1968.





Интернет-ресурсы


Что? Где? Когда? http://r.foto.radikal.ru/0704/7f/716ae543a576.jpg.

Мелодии телепередач Советского Союза

http://netz.ru/music/9684-melodii-teleperedach-sovetskogo-soyuza.html 

http://www.turgenev.org.ru/museum/orel.htm



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!