Конспект - сценарий профориентационной игры
«Путешествие в мир профессий»
Цель: расширять знания о профессиях, развивать общий кругозор детей, ориентировать школьников в выборе той или иной профессии, подчёркивая важность каждой профессии, обращать внимание на то, что надо любить своё дело и выполнять свою работу честно, добросовестно.
Задачи:
способствовать приобретению подростками знаний о профессиях;
систематизировать знания учащихся о профессиях;развивать познавательные процессы, наглядно-образное мышление;
воспитывать уважение к труду и людям труда.
сплочение команды в процессе преодоления трудностей;
организация активного отдыха обучающихся.
В игре школьники получат новые знания о профессиях, приобретут коммуникативные навыки (эффективного общения в разных формах и условиях), умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.
Оборудование: раздаточный материал на каждую станцию (этап), маршрутные листы для каждой команды, мультимедийное оборудование.
В ходе квеста команды с 6 по 9 класс проходят испытания (этапы), согласно маршрутному листу. Время, которое отводится команде на выполнение задания, - 5 минут на каждой станции. Для каждой команды определена последовательность прохождения станций.
Ход мероприятия:
Ведущий (В): У меня растут года, будет и 17,
Где работать мне тогда, чем заниматься?
Здравствуйте, ребята! Этой известной строчкой из стихотворения, дорогие школьники, мы и начнем с вами путешествие в удивительный мир профессий. Пройдёт несколько лет и перед каждым из вас возникнет вопрос «Кем быть?». Для того чтобы кем-то работать, сначала надо обучиться этой профессии. А какие профессии вам уже хорошо знакомы? (ответы детей) вот видите, как много разных профессий вы знаете, и сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, где познакомимся с ними поподробней. Вы будете «путешествовать» по станциям и, участвуя в различных конкурсах, выполняя задания, узнавать много нового о мире профессий. А следить за ходом игры, определять уровень вашей осведомленности о мире профессий будут эксперты из числа студентов Байкаловского филиала СТАЭТ (представляем экспертов). Они являются также моими сегодняшними помощниками в игре. Ну что ж, члены жюри представлены, нам остается пожелать всем «ни пуха, ни пера».
В: Сейчас вы поделитесь на 4 команды по семь человек. И первое задание, придумать название своей команды, связанное с темой профессии и выбрать капитана (представляют капитанов команд, название, связанное с тематикой игры, девиз)
В: Мы отправляемся в путешествие, и наш поезд профессий прибыл на станцию «Загадочные профессии». Каждой команде будут поочерёдно загаданы загадки о профессиях, ваша задача угадать, о какой профессии идет речь. (1 балл получает команда за каждый правильный ответ) :
1.Суп сварить он поспешит,
Всех накормит от души,
Вкусно жарит, быстро варит,
Вас голодным не оставит. (Повар)
2.На железном коне он и ночью, и днем,
А узда у коня, зовется рулём,
Возит сено, зерно, пашет землю порой.
Угадайте скорей, кто же это такой? (Тракторист)
3.Всё в машинах понимает,
По частям их разбирает.
Знает толк в устройстве он,
В их ремонте он силен. (Автомеханик)
4.Красоту нам наведет,
Волосы нам приберёт,
В руки ножницы возьмет,
Чешет, бреет и стрижёт (Парикмахер)
5.Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать? (Учитель)
6.Серебристая игла
В небе ниточку вела.
Кто же смелый нитью белой
Небо шил,
Да поспешил –
Хвост у нитки распушил? (Лётчик)
7.Весёлая работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши! (Полицейский)
8.Он в сладком цехе день трудился,
Итог десертный получился –
Эклеры, кекс, «Наполеон».
Теперь подумай, кто же он? (Кондитер)
9. Закину палку, убью не галку,
Ощиплю не перья, съем не мясо. (Рыболов)
10. Вор, разбойник и карманник, берегитесь! Я - ... (Охранник.)
11.У меня одеться рад
И артист, и депутат.
Ловко шью своей иглой -
Ведь недаром я ... (Портной.)
12. Под оркестр поёт наш хор, впереди нас - ...(Дирижёр.)
Загадки для игры со зрителями:
Скажите, как можно сквозь стенку смотреть?
В очках и при свете и то не суметь.
А он между тем разглядел сквозь неё
Не только меня, но и сердце моё. (Рентгенолог)
На работе день-деньской
Он командует рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик)
Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер -
Мастер он по стенам! (Маляр)
В: Итак, члены жюри, подсчитайте-ка, сколько баллов заработала каждая команда. А мы продолжаем наше путешествие и следующая станция «Смешные профессии». Перед вами табличка, в первой колонке буквы из которых состоит название профессии, во второй колонке - пояснение, что это за профессия, а в третью колонку вы должны будете вписать правильное название профессии, выстроив буквы в нужном правильном порядке, за каждое слово вы получите 1 балл (ведущий раздаёт таблички командам ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
В: Проверим, что получилось у наших команд. Напоминаю, что за каждую правильно названную профессию команда получает 1 балл. Жюри, давайте подсчитаем баллы (слово жюри).
В: Оъявляется станция «Буквоешка». Сейчас каждая команда должна написать как можно больше профессий на заданную букву (4 команды - 4 буквы) П, А, С, Д (за каждую профессию по 1 баллу). Слушаем поочередно команды. Жюри заносит баллы в маршрутный лист.
Подсказка для ведущих:
А-агент торговый, аккумуляторщик, аппаратчик химводоочищения, арматурщик, аудитор, асфальтобетонщик, адвокат, администратор, агроном.
Д -декоратор, деловод, диспетчер, дипломат, дирижёр.
П-пекарь, парикмахер, печник, плодоовощевод, прессовщик, продавец, паркетчик, паяльщик, педагог, психолог, портье, провизор, птицевод, профконсультант, проводник пассажирского вагона.
С-садовод, сапер, секретарь, слесарь, социальный работник, столяр, следователь, стеклодув, социолог, стюардесса
В: Следующая станция, на которую прибывает поезд, везущий нас в Мир профессий называется станция Капитанов. Капитаны команд получают карточку, на которой указана профессия. Задание: пантомимой изобразить профессию. Остальные команды должны угадать, какая профессия загадана. (один балл получает тот, кто изобразил и один балл команда угадавших). А сейчас послушаем жюри.
В: Задание: найдите в ряду слов одно лишнее. Объясните, почему именно это слово лишнее.
Пример: выдержка, организованность, инициативность,
невнимательность, самостоятельность. Лишнее слово «невнимательность», потому что все другие слова характеризируют лучшие стороны личности.
Учитель, психолог, зоолог, экскурсовод, врач (работают с людьми)
Ботаник, биолог, фермер, программист, лесник (работают с растениями)
Художник, артист, писатель, композитор, автослесарь (творческие профессии)
Водитель, пилот, телефонист, машинист, капитан (связанное с вождением).
В: Следующая станция «Знаток профессий». Я говорю начало пословицы, задача команды продолжить ее (за правильное продолжение -1 балл)
Пословицы:
Дело мастера боится, а ……………….иной мастер дела боится.
не откладывай на завтра то, …………...что можешь сделать сегодня
Бездельничать любил…………………… — жизнь погубил.
Взялся за дело —………………………. выполняй его умело.
Кто ловок в труде —……………………… кует счастье себе.
Если инструмент тупой, то……………….. работник ты плохой.
Тот человек в почете, ……………………….чьи руки в работе.
Работай до поту…………………………………поешь в охоту
В: Следующая станция называется «Герб профессии», каждая команда получит по листочку. Ваша задача нарисовать символ, герб для профессий, своего рода рекламу профессии. (Повар, тракторист, парикмахер, продавец) - 1 балл за каждый герб получают команды. А пока наши участники работают над гербом, мы со зрителями поиграем в увлекательную игру.
Игра со зрителями:
В: Хлопните в ладоши один раз, когда услышите в ряде слов название профессии: озера, луга, поля, сантехник, гуси, горы, лебеди, лунатик, пилот, сад, огород, собака, фанатик, лошадь, садовник, бухгалтер, комбайнёр, война, рана, фельдшер, стилист, макияж, румяна, романтик, парикмахер, ласточка, учитель, школа, букварь, доска, продавец, официант, ресторан, меню, менеджер, турист, отдых, самолет, врач, гид, сафари, слон, Африка, жираф, водитель, телеведущий, новости, телевизор, телеантенна, телемастер, телефон, телеоператор, нумизмат, дизайнер, барашки, магнитофон, диск, пластинка, диджей, инженер, коллекционер, принтер, актёр.
В: Прошу участников продемонстрировать получившиеся символы профессий (представляют гербы профессий)
В: А сейчас вас ждёт конкурс «Отгадай профессию по описанию» (каждой команде по 1 описанию)
1.человек этой профессии работает в одну смену, обычно время чередуется: один день с 8:00 до 14:00, другой с 14:00 до 19:00, поскольку люди этой профессии меняют друг друга (утро, обед) Организует время препровождения детей: игры, прогулки, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Следит за безопасностью жизни ребёнка. (Воспитатель детского сада)
2.Что за профессия? Человек этой профессии должен на глаз и на ощупь определить качество и степень готовности изделий. Нужна хорошая память, чтобы помнить, какого цвета и формы должны быть изделия. Ему необходимо развитое обоняние и вкусовая чувствительность. Выполняет различные виды хлеба и полуфабрикаты для кондитерских изделий. (Пекарь)
3. К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (шахтер)
4.Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (криминалист)
В: Молодцы, ребята! Пока наше жюри подводит итоги, я предлагаю и участникам команд, и зрителям пройти небольшой блиц-опрос, за каждый правильный ответ вы получите жетон. Приз достаётся набравшему максимальное количество жетонов:
Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремесла?
а) Агния Барто;
б) Сергей Михалков;
в) Джанни Родари
Где работает брокер?
А) в банке;
б) на бирже;
в) на ипподроме.
За чем мужчина обращается к флористу?
А) за табаком;
б) за цветами;
в) за морепродуктами.
Представителями какой профессии в середине века успешно заменяли врачей?
А) кузнецы;
б) цирюльники;
в) алхимики.
Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?
А) культиватор;
б) культуролог;
в) культурист.
С представителями какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?
А) трубочист;
б) шахтер;
в) нефтяник.
Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?
А) физиотерапевт;
б)гипнотизер;
в) анестезиолог.
Как называется специалист по монтажу в кинематографии?
А) монтажер;
б) монтер;
в) монтажист.
Что делает визажист?
А) визы;
б) пластические операции;
в) макияж.
Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?
А) спикер;
б) конферансье;
в) диктор.
Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?
А) прокурор;
б) адвокат;
в) нотариус.
Кто осуществляет в суде защиту подсудимого?
А) прокурор;
б) адвокат;
в) следователь.
Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?
А) провизор;
б) прозектор;
в) проректор
В: Ну что ж все вы - молодцы, вы замечательно прошли опрос. А к каким выводам, ребята, вы пришли в ходе нашей игры, нашего путешествия? (ребята отвечают). Действительно, на свете очень много различных профессий, и все они важны и почётны, начиная с дворника и заканчивая учёным академиком. Представьте, что все дворники не вышли на работу. Что бы случилось бы с нашими улицами через неделю? К чему бы это привело?
(ответы детей)
В: Правильно. Наши улицы превратились бы в свалки. Без хлеборобов и пекарей мы бы остались без хлеба. Без учителей все были бы безграмотными.
Без учёных мир перестанет развиваться и прогрессировать, что привело бы к упадку всего человечества. Поэтому, ребята, уже сейчас вы должны задуматься над тем, каким видом труда вы хотели бы заниматься. Ведь выбор профессии — один из шагов к взрослению, поэтому, чем раньше вы начнете пробовать себя в разных отраслях, тем более обоснованно и самостоятельно выберете свое будущее. Нельзя вдруг повзрослеть и начать выбирать профессию. Иногда такая установка отражает стремление человека оттянуть момент принятия решения. Поэтому уже в вашем возрасте пора задуматься о своей будущей профессии, именно на это и была нацелена наша игра, в процессе которой мы вместе попытались расширить знания о мире профессионального труда. А сейчас слово жюри (жюри подводит итоги и награждает команды).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Зашифрованная профессия (для 6) | Пояснение | Правильное название профессии |
РВАЧ | Медицинский работник | |
ВАРОП | Человек, готовящий пищу | |
КАРТИСТТОР | Пахарь | |
ТЕРКА | Человек, играющий роли | |
Зашифрованная профессия (для 7 кл) | Пояснение | Правильное название профессии |
АВДОТКА | Юридическая профессия | |
ЯРДОКА | Женщина, работающая с молоком | |
СТАРИНА | Младший мед.работник | |
ЧИТЕУЛЬ | Человек, работающий с детьми | |
Зашифрованная профессия (для 8) | Пояснение | Правильное название профессии |
МАРЛЯ | Работающий с краской | |
ВОДОСТОК | Животноводческая профессия | |
РЁШОФ | Человек, работающий с автомобилем | |
ТЕРИНАВЕР | Человек, работающий с животными | |
Зашифрованная профессия (для 9) | Пояснение | Правильное название профессии |
СОПЛО | Дипломатический представитель для делегации в другие страны | |
КРЕДИТОР | Руководитель, начальник | |
ЦИФОНАТИ | Работник предприятия общественного питания | |
ЦИЛЕЙСКОПИЙ | Охраняющий граждан | |
12