Лекция – концерт "Сказка в музыке"
Добрый день, ребята!
Наверное, нет на свете человека, который не любил бы сказок. Их любят и взрослые, и дети. И не только за то, что в сказках происходят невероятные чудеса, сбываются самые смелые мечты, но и за то, что в них заключён глубокий жизненный смысл.
Открывает наш концерт старший хор
Руководитель Райкова Ирина
Концертмейстер Борисова Татьяна
«Санто» Аргентинская народная песня обр.Бандерсан
«Довоенный вальс» П. Аедоницкого и Ф. Лаубе впервые прозвучал на всю страну в одной из передач телевизионного конкурса «Песня-84». Та телевизионная премьера песни потрясла многих. Впечатление от встречи с новой песней усиливалось тем, что Кобзон исполнял ее в непривычно пустом Колонном зале Дома союзов, без публики, и не на сцене, а медленно проходя вдоль беломраморных колонн. ... Встретив Иосифа Кобзона, который тоже был в жюри конкурса, Аедоницкий протянул ему клавир «Довоенного вальса». Вскоре состоялась премьера. А на «Песне-84» Иосиф Кобзон спел ее, придумав ту самую мизансцену с пустующими креслами, которая всем так врезалась в память
Муз Аедоницкий, слова Лаубе «Довоенный вальс»
В Выйди в сад... Как погода ясна!
Как застенчиво август увял!
Распустила коралл бузина,
И янтарный боярышник - вял...
Эта ягода - яблочко-гном...
Как кудрявый кротекус красив.
Скоро осень окутает сном
Эти сказочные строки о природе родного края написал поэт серебряного века Игорь Северянин. Впоследствие на эти стихи появилось прекрасное хоровое произведение.
Муз. Сариева сл. Северянина «Акварель»
Что держит каждого человека в этой жизни, что не дает ему сломаться в тяжелых ситуациях? Наверное, это память детства. Все теплые чувства, вынесенные оттуда, и есть крепкие корни, которые держат человека в зыбучих песках жизни. Если в детстве была сладкая мечта, то ли сон, то ли сказка , то ли явь, если она до сих пор живет в сердце, значит, у человека есть будущность и надежда.
Пётр Ильич Чайковский – известный русский композитор. Его произведения популярны во всём мире. Чайковский написал немало пьес, концертов, опер и балетов. Но я хочу рассказать о его небольшой пьесе из «Детского альбома» - «Сладкая грёза». В чем секрет долголетия этого произведения, почему оно так популярно у исполнителей и слушателей? Это произведение очень эмоциональное, тихое, сладостное и мечтательное. Шедевр отражает прекрасное сновидение и пробуждение первого цветка.
Чайковский «Сладкая греза» исполняет Гуськова Мария
Русская народная песня «Вдоль по речке» исполняет Писаревский Амвросий
Концертмейстер Фроленко Жанна Анатольевна
Сегодня мы поговорим о сказках в музыке. Действительно, музыка нам о многом может рассказать: о чувствах, настроении и переживаниях человека, о природе и животных…Но, так же, очень ярко и образно, с помощью музыки можно рассказать любую сказку!
Гречанинова
Многие композиторы обращались к жанру сказки: писали музыку на самые различные сказочные сюжеты, создавали сказочных героев при помощи самых разнообразных средств музыкальной выразительности.
(2 слайд)
Особое место в музыкальной истории занимают сказки А. С. Пушкина — благодаря прекрасному русскому языку, ярким, запоминающимся образам, особой поэтичности и музыкальности языка. На сюжеты пушкинских сказок создали свои замечательные оперы такие выдающиеся русские композиторы, как М. И. Глинка, Н. А. Римский- Корсаков и др.
Со сказок А.С. Пушкина и музыки к ним мы начнем наше путешествие!
(3 слайд)
Ребята, внимание!
Есть одна игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Вы лишь строчку прибавляйте,
Да смотрите — не зевайте!
«У лукоморья дуб зелёный…»
Учащиеся продолжают стихотворение, каждый — по строчке.
Ребята, обратите внимание на слова про учёного кота:
«Идёт направо — …» (песнь заводит),
«Налево — …» (сказку говорит).
Песнь — это какой вид искусства? (Музыка).
А сказка? (Литература)
Этими словами А. С. Пушкин подчеркнул связь музыки (песни) с литературой (сказкой). Поэтичность и музыкальность сказок А. С. Пушкина хорошо чувствовали русские композиторы, создавая на эти сюжеты свои музыкальные произведения. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
Ветер по морю гуляет…
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Первая наша остановка — сказочное Лукоморье!
(4 слайд)
На экране — иллюстрация к сказке А. С. Пушкина, выполненная в виде чёрно-белого силуэта.
Из какой это сказки?
(5 слайд)
Из «Сказки о царе Салтане».
(6 слайд)
На сюжет этой сказки русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу, фрагменты из которой мы сейчас прослушаем. Кстати, опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» написана в 1899 году к столетию со дня рождения великого поэта.
Вспомним теперь вместе сказки Пушкина.
Где словечка не хватает,
Там загадка и бывает.
Самый грамотный ответ
В сказках Пушкина!
(7 слайд)
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете… (чудо)?»
Правильно, ребята! В опере перед второй картиной четвёртого действия в исполнении симфонического оркестра звучит музыка, которая называется «Три чуда». Сейчас мы будем с ней знакомиться. Каждое «чудо» открывается звуком фанфары (трубы). Так в старину на ярмарках скоморохи зазывали зрителей на свои представления.
(8 слайд)
Итак, первое чудо:
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Кто в этом доме живёт? (Белочка)
Что же она делает?
…белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе…
(«Во саду ли, в огороде»)
Прослушивание - Ансамбль скрипачей «Белка» (Щербакова Саша)
(9 слайд)
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя…
(Тридцать три богатыря).
Каков характер музыки? (Маршевый)
Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для создания образа богатырей? (Низкий регистр, быстрый темп, громкую динамику). Какая группа музыкальных инструментов исполняет эту тему? (Медные духовые)
(10 слайд)
За морем … есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Кто здесь описан? (Царевна Лебедь)
Прослушивание темы Царевны Лебедь
Какая группа музыкальных инструментов исполняет тему Царевны Лебедь? (Струнные)
Продолжаем наше путешествие по Пушкинскому Лукоморью.
Н.А. Римский – Корсаков написал ещё одну оперу на сюжет сказки А.С. Пушкина.
(11 слайд)
На экране — иллюстрация к сказке А. С. Пушкина, выполненная в виде чёрно-белого силуэта.
Из какой это сказки?
(12 слайд)
Из сказки «Золотой Петушок»
«Посади ты эту птицу,—
Молвил он царю,— на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно…»
Кто из героев сказки произносит эти строки? (Звездочёт)
Кто ещё изображён на этой иллюстрации? (Петушок, царь Додон)
Сейчас мы прослушаем увертюру к этой опере.
(13 слайд)
(Прослушивание Увертюры)
А мы продолжаем наше музыкальное путешествие по сказкам!
(14 слайд)
На экране — иллюстрация к сказке А. С. Пушкина, выполненная в виде чёрно-белого силуэта.
Из какой это сказки?
(15 слайд)
Из сказки «Руслан и Людмила»
….Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря.
(16 слайд)
Это не просто сказка. Эта юношеская поэма А.С. Пушкина легла в основу одноимённой оперы Михаила Ивановича Глинки.
О ком из героев эти строки?
(18 слайд)
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода. (Черномор)
(Прослушивание «Марша Черномора» и анализ музыки)
Это шествие Черномора со своей свитой, которая несёт его длинную бороду на подушках. Этот марш звучит ярко, красочно, он построен на чередовании двух музыкальных тем: 1-ая - с которой начинается шествие, звучит резко, дико, устрашающе, изображает уродливого карлика, его угловатую, подпрыгивающую походку. 2 - ая - это изображение несметных богатств, камней семицветных, драгоценностей, которые поблёскивают и переливаются под лучами света.
Исполнение «Марша Черномора» с использованием детских музыкальных инструментов: треугольника, бубнов, палочек, погремушек.
(19 слайд)
Сегодня мы вспомнили лишь некоторые сказки А. С. Пушкина, на основе которых великие русские композиторы создали замечательные оперы. Что же нас так привлекает в сказках А. С. Пушкина? (Ответы учащихся.)
В сказках Пушкина отражён богатый опыт и мудрость народа. Кроме того, эти сказки поражают разнообразием сюжетов, красочным миром народной фантазии, красотой народного языка. Какими словами А. С. Пушкин завершал свои сказки? (Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.)
Кого же еще можно встретить в произведениях композиторов? Конечно же - Бабу - Ягу, Кощея Бессмертного, Щелкунчика, русалку, лешего, колдуна, серого волка и т.д.
(20 слайд)
Обратимся конкретно к какому - нибудь образу, например - Бабе - Яге. Что вы знаете об этом сказочном существе? Это отрицательный, злой образ. Она жестока, бессердечна, уродлива. Когда она летит над высокими горами и лесами, её полёт сопровождается странным шумом, воем и свистом. Вихрем носится она по воздуху, нагоняя страх и ужас на людей и животных.
(20 слайд)
Её образ запечатлел Мусоргский в фортепианной пьесе, которая называется "Избушка на курьих ножках", эта пьеса входит в цикл фортепианных пьес имеющих общее заглавие "Картинки с выставки".
(21 слайд)
Написан этот цикл под впечатлением от посещения выставки художника и друга М.Гартмана. Картина Гартмана изображает старинные часы, сделанные в виде сказочной русской избушки на курьих ножках.
Пьеса написана в трёх частной форме. В крайних частях изображается, как Баба - Яга сердито стучит своей клюкой, потом садится в ступу и пролетает с шумом и свистом над лесом. В средней части изображается таинственный, сказочный лес, избушка Бабы - Яги, которая находится в глухой, непроходимой чаще. Солнце едва проникает сквозь густую, слабо колышущуюся листву, его лучи тускло освещают мрачные лесные дебри. А из избушки глухо доносится низкий, грубый голос Бабы - Яги.
(22 слайд)
(Прослушивание М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках»)
(23 слайд)
А теперь перенесёмся из таинственного леса, в пещеру горного короля, в далёкую страну Норвегию. Горный король - это сказочный властелин северных гор, ему подвластны все сказочные существа, населяющие горы, леса, озёра и реки Норвегии, он управляет троллями и гномами. Образ горного короля создаёт норвежский композитор Эдвард Григ в своей пьесе "В пещере горного короля", которая является частью его знаменитой музыки к драме норвежского писателя Хенрика Ибсена "Пер Гюнт". Когда мы будем слушать музыку этого произведения , нам будет казаться, будто перед нами проходит целая вереница существ, начиная с тяжёлых и неуклюжих троллей, страшных кобольдов, кончая быстрыми, забавными гномиками, которые стремительно проносятся с громким хохотом и гиканьем. Музыка этого фантастического шествия основана на одной неизменной теме, которая начинает звучать в начале пьесы сначала в низком регистре, медленно, тихо и постепенно переносится всё выше, ускоряется темп и увеличивается сила звука, кажется будто все сказочные обитатели завертелись в вихре буйного фантастического танца, который обрывается одним повелительным жестом пещерного владыки.
(24 слайд)
(Прослушивание Э.Григ «В пещере горного короля»)
(25 слайд)
Обратимся к тем произведениям композиторов, которые были написаны для детей или на сюжеты детских стихотворений. К такому жанру обращались многие композиторы. И один из них – русский композитор – П.И. Чайковский. Им написан Детский альбом для фортепиано, а так же цикл из 16 песенок, которые вошли в сборник, отличались простотой выражения ясностью музыкального языка, искренностью чувства. Чайковскому очень нравилось работать над детским альбомом. Об этом он писал фон Мекк и своему брату Модесту. Он старался сделать детские произведения легкими, образными, запоминающимися. Слова к песенкам выбирал по такому же принципу.
(26 слайд)
Одна из них: “ Мой Лизочек очень мал”- требует к себе особого внимания.
Написана она была ранее, в начале января 1881 года, и стала самой популярной из всех детских произведений. 15 песенок были написаны на слова Плещеева, а “Лизочек” – был от автора Аксакова Константина, сына знаменитого писателя, которого мы помним по сказке “Аленький цветочек”.
Кто такой Лизочек?
Лизочек - это маленькая девочка-дюймовочка по имени Лиза, сказочный персонаж этого стихотворения. А форма употребления мужского рода к женским уменьшительным именам - устаревшая. К девушке по имени Лиза в XIX веке можно было обратиться так : "Ты мой дорогой Лизочек!"
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что из крыльев комаришки
Сделал две себе манишки,
И в крахмал, и в крахмал!
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что из грецкого ореха
Сделал стул, чтоб слушать эхо,
И кричал, и кричал!
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что из скорлупы яичной
Фаэтон себе отличный
Заказал, заказал!
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что из скорлупы рачонка
Сшил четыре башмачонка,
И на бал, и на бал!
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал
Что из листика сирени
Сделал зонтик он от тени,
И гулял, и гулял!
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что, надувши одуванчик,
Заказал себе диванчик,
Тут и спал, тут и спал.
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что наткать себе холстины
Пауку из паутины
Заказал, заказал.
(Прослушивание «Мой Лизочек» - Присяжнюк Артём)
Вот мы и побывали в замечательном мире музыкальных сказок! Какие сказки и музыка к ним вам больше всего запомнились? Почему?
(Ответы учащихся)
На этом прощаюсь с вами, до свидания, до новых встреч!