СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий концерта "Волшебные звуки музыки", посвященный 140–летию первого издания «Детского альбома» П.И.Чайковского

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий концерта "Волшебные звуки музыки", посвященный 140–летию первого издания «Детского альбома» П. И.Чайковского.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий концерта "Волшебные звуки музыки", посвященный 140–летию первого издания «Детского альбома» П.И.Чайковского»

МКОУ «СОШ села имени Коста Хетагурова»

Концерт

"Волшебные звуки музыки",

посвященный 140–летию первого издания «Детского альбома» П. И. Чайковского



Преподаватель музыки: Федосова Елена Фоминична

Форма: внеклассное мероприятие для 2-4 классов.

Цель:

- познакомить учащихся с творчеством русского композитора П.И. Чайковского

- расширение музыкального кругозора учащихся

Задачи:

  1. Формирование собственного отношения к жизни на основе эмоционально-образного знакомства с жизнью выдающегося человека

  2. Выработка умения анализировать получаемую информацию, создавая конечный продукт

  3. Развитие навыков работы в творческом коллективе

  4. Способность взять на себя инициативу и ответственность

Оборудование: портрет П.И. Чайковского, ребусы, загадки, головоломки.



Ход мероприятия.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о музыке великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

С детских лет музыка окружала Чайковского. Его мама очень хорошо играла на фортепиано и пела, поэтому в доме постоянно звучала музыка. Маленький Петя и сам пробовал играть. Садился и наигрывал какие-то мелодии. И в результате в 5 лет он сочинил свое первое произведение. Став взрослым, он учился музыке в Петербурге. Позже переехал в Москву и занялся педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов, сочинял музыку. Давно нет Петра Ильича, но память о нём будет жить вечно. В Москве в центре города есть улица и концертный зал, которые носят его имя. В нашей стране проводится конкурс имени П.И. Чайковского, на который приезжают музыканты из разных стран мира. С нами всегда его музыка. Чайковский оставил произведения всех жанров: симфонии, концерты, оперы, балеты, романсы. Его музыка радует и волнует людей всего мира, она всегда искренна и правдива.

 Сегодня мы с Вами прикоснёмся к удивительному творению П.И. Чайковского, название которого зашифровано в ребусе. Кто же сумеет отгадать – о каком сочинении композитора пойдет речь?

Разгадывают ребус. Зашифровано название «Детский альбом».

Ведущая: Конечно же. Ведёт нас сегодня музыка по произведениям «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Аз, буки, веди, нам дают наказ, 
Аз, буки веди, слушайте рассказ 
О музыке, что приглашает нас 
В мир детских грёз отправиться сейчас.

Послушать сказки нянины о том, 
Как под “Французскую” в пляс пустился дом. 
О том, как кукла заболела и тогда 
С бедою справиться всем Мама помогла.

И как Солдатики, шагая дружно в ряд, 
В восторг приводят взрослых и ребят. 
Где “Утренняя молитва”,“Сладкая греза” так звучат, 
Что вновь и вновь их слушать каждый рад.

“Детскому альбому”. В 2018 году исполнилось 140 лет (год издания май 1878г.) с того дня как он был впервые издан в России Петром Ивановичем Юргенсоном, основателем и владельцем крупной издательской фирмы, другом и почитателем творчества П.И. Чайковского.

Что же послужило поводом для создания этого цикла из 24 пьес для ребят?

1 помощник:

Пётр Ильич, проявляя глубокий интерес к жизни детей, умел радоваться их радостям и печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни» - писал композитор. Много произведений Чайковский написал для детей, в том числе и « Детский альбом». Этот альбом он посвятил своему племяннику Володе Давыдову. В этом сборнике – вся жизнь ребёнка: его чувства, настроения, мысли, игровые сценки, страшные сказки, мечты. А так же – картины русской жизни, природы, «песенки-путешествия». Весь цикл можно разделить на несколько частей. Первый из них можно назвать «утренним». Малыш просыпается. В доме ещё тихо. Первые лучи солнца пробиваются сквозь занавеску. Он подбегает к окну и видит засыпанную снегом улицу.

Морозит. Снег хрустит. Туманы над полями.

Из хижин ранний дым разносится клубами.

Отливом пурпурным блестит снегов сребро.

Иглистым инеем, как будто пухом белым,

Унизана кора по ветвям помертвелым.

Люблю я сквозь стекла блистательный узор

Картиной новою увеселять свой взор.

Люблю в тиши смотреть, как раннею порою

Деревня весело встречается с зимою

(звучит пьеса «Зимнее утро»).

2 помощник:

Но вот постепенно дом просыпается. В комнату заходит мама. Она помогает одеться малышу. Мама говорит ласково, певучим голосом, успокаивает, объясняет что-то.

Пётр Ильич всю жизнь помнил свою маму. Помнил её чудесные глаза, глубокий грудной голос. Это она познакомила его с миром музыки.

И малыш отвечает маме своей любовью.


Мама, очень-очень

Я тебя люблю

Так люблю, что ночью

В темноте не сплю.

Вглядываюсь в темень,

Зорьку тороплю.

Я тебя всё время

Мамочка, люблю!

Вот и зорька светит

Вот уже рассвет

Никого на свете

Лучше мамы нет.

(Звучит пьеса «Мама»).

Все собираются в столовой для завтрака, но перед завтраком нужно обязательно произнести молитву:

3 помощник ( молится за столом): Господи Боже! Спаси, обогрей.

Сделай нас лучше, сделай добрей

Господи Боже! Спаси, охрани!

Силу любви своей нам подари.

(Звучит «Утренняя молитва»).

1 помощник: После завтрака все дети идут в игровую комнату. Это второй раздел «домашние игры и танцы». Мальчишки играют в солдатиков. Скачут на лошадках. Разгадывают головоломки и загадки.

Ведущая: И сейчас мы представим себя в этой самой детской игровой комнате. Я загадаю вам несколько музыкальных загадок. Посмотрим, кто же быстрее всех правильно отгадает их.

(Загадывает загадки всему залу).

2 помощник: Я на лошадку свою златоглавую

Сел и помчался по дому, по комнате.

Мимо стола, этажерки и тумбочки,

Мимо кота, на диване лежащего

Мимо сидящей с вязанием бабушки

Мимо мяча и коробки с игрушками.

(Звучит «Игра в лошадки»).

3 помощник: Льётся музыка рекой,

Вьётся нотною строкой.

Снова звуков половодье

Захлестнуло всё вокруг.

И кораблики мелодий

Выплывают из-под рук.

Их волна крутая кружит,

Но сдержать не сможет, нет.

В царство кукол, в мир игрушек

Мы плывём за ними вслед.

( Держит в руке куклу). А любимая игрушка девочек, это, конечно, кукла. С куклами девочки гуляют, возят их в колясочках, поют им песенки. Иногда куклы болеют – и это очень грустная история.

(Звучит «Болезнь куклы»).

1 помощник: Когда же, наконец, кукла выздоравливает можно устроить настоящий праздник – бал.

(Звучит «Вальс»). Дети вальсируют под музыку.

2 помощник: После танцев хочется отдохнуть. И композитор отправляет детей в путешествие по Европе. Но путешествие это будет музыкальным.

Пётр Ильич сам любил путешествовать. Очень любил бывать в Италии, Франции. И песенки, которые вы сейчас услышите – это как бы «странички из дневника путешественника». Мелодии их были записаны во время поездки за границу.

В Старинной французской песенке оживает грустный, простой напев. Она похожа на песню задушевную, задумчивую, печальную, мечтательную.

(Звучит «Старинная французская песенка»).

3 помощник: В «Неаполитанской песенке» Чайковский использовал подлинную народную мелодию.

Этот край вечнозелёный полюбил я навсегда

Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,

Не расстанусь я с тобою

Мой Неаполь, никогда.

Здесь все вокруг моё –

И дали непроглядные, и здания нарядные

И улочки недлинные и площади старинные

И лодки на песке и сам Везувий вдалеке.

Ведущая: В этой песенке композитор очень выразительно передал черты итальянской народной музыки, звучание кастаньет и перезвон гитары. Послушайте её и скажите какие настроения, чувства передаёт эта музыка, меняется ли характер музыки, из скольких частей состоит пьеса?

(Звучит «Неаполитанская песенка») - после слушания дети дети рассуждают.

В пьесе две части – запев и припев. Запев имеет простую 2-х частную форму. Если в первой части мы слышим песенку и её можно спеть, то мелодию второй части спеть труднее. Здесь властвует стихия стремительного танца. В воображении встаёт картина весёлого итальянского карнавала – его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии. Форма пьесы сложная двухчастная. Первая часть звучит бодро, задорно, гордо, даже с некоторой торжественностью.

Вторая часть очень быстрая, громкая, весёлая. Она исполняется с блеском. Пьеса напоминает национальный итальянский танец тарантеллу ( от названия города на юге Италии – Таранто) – полную энергии, разгорающуюся весельем к концу. Это быстрый живой, жизнерадостный танец с чётким ритмом, очень грациозный, изящный, заводной.

В мелодии и ритме переданы характерные обороты итальянской народной музыки – повторяющиеся ритмы и интонации, акценты после пауз, имитация звуков народных инструментов. Аккомпанемент в пьесе напоминает звучание кастаньет и перезвон гитары. В конце произведения ускоряется темп. Музыка звучит красочно, стремительно, живо, всё закружилось, замелькало в танце.

Ведущая: Путешествие закончилось. Дело идёт к вечеру. Зажигаются свечи. Дети просят няню рассказать сказку.

1 помощник: Звенят колокольцами песни – сказки,

Таинственные мелодии.

Какие созвучия, какие краски –

Совсем небывалые, вроде бы.

Травой они шуршат под ногою,

Звездой в озёрах качаются –

То вдруг обернутся Бабой-Ягою,

А то вдруг спящей красавицей.

(Звучит пьеса «Баба-Яга»).

Ведущая: Петр Ильич много раз обращался к сказочным сюжетам. В «Детском альбоме» - это «Баба Яга», а для взрослых – балеты. И у меня для вас есть небольшое задание. Давайте обратим внимание на годы жизни Чайковского, зная даты жизни и смерти, мы с вами можем узнать название двух его балетов.

Ваша задача переставить кубики так, чтобы сложить из цифр годы жизни, если вы все правильно сделаете, то из букв на кубиках получатся названия балетов


(игра «Кубики»).

Молодцы! Угадали – “Лебединое озеро” и “Щелкунчик”.

Ведущая: А за окном детской уже совсем стемнело. Луна светит в окно. Дети идут спать. И уже лёжа в постели вспоминают прошедший день. Мечтают о новых путешествиях, играх, танцах. В доме тишина.

2 помощник: Сладким сном подушки спят

На диванных валиках.

Сны над городом летят

На воздушных шариках.

Ветер стих. Спит луна –

Завернулась в тучи.

А вокруг тишина…

Сонная, дремучая.

Облаками шурша

Без предупреждения

Снег пошёл не спеша

Как стихотворение.

Тишина. Тишина.

Белое молчание

Фонаря на углу

Головой качание.

(Звучит «Сладкая грёза»).

Ведущая: - Концерт окончен. Музыка вдруг смолкла, но так ли это?

1 помощник: - Кажется, сейчас она звучит и будет долго, долго ещё звучать для каждого из нас.

2 помощник: - Такой могучей сказочною силой

Порой бывает музыка полна

3 помощник: - Что кажется, как солнце, негасимой,

Как океан безбрежною она….

Все участники: - Тот каждый день с волненьем будем ждать

Когда мы вместе дверь в страну мелодий,

Ключом скрипичным отомкнём опять.

Ведущая: Я думаю, что сегодня вы получили много разнообразных впечатлений от детской музыки П.И. Чайковского. И напоследок вам еще одно задание, чтобы проверить вашу внимательность. На ваших листах зашифрован музыкальный инструмент, для которого Петр Ильич сочинил пьесы «Детского альбома». Кто же из вас первым отгадает: какое слово зашифровано в головоломках?

Дети разгадывают головоломку и лабиринт. Зашифровано слово «фортепиано».

А пока команды решают свои задания – у меня несколько вопросов на внимание к нашим гостям в зале.

1. Сколько пьес в «Детском альбоме»?

2. Кому посвящен «Детский альбом»?

3. Кто в семье Чайковских привил любовь к музыке маленькому Пете?

МОЛОДЦЫ!!!

Итак, Чайковский взрослел, взрослели и его произведения. И я думаю, что еще не раз мы с вами встретимся в море его чудесной волшебной музыки. До новых встреч!!!























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!