16
Сценарий концерта, посвящённого Дню Победы
Подготовила педагог-организатор МБОУ «Шахтёрская СШ с. Дмитровка»
Сергиенко Елена Ивановна
(Звучит песня «От героев былых времён»)
Ведущий 1.
Получают мальчики повестки
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить.
Ведущий 2.
Матери сыночков провожают
И свои наказы им дают,
Расцелуют крепко, перекрестят
И по-бабьи жалобно всплакнут.
Ведущий 1.
И отцы махнув по рюмке «горькой»,
Зная, как тяжёл солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руку:
«Ты, сынок, писать не позабудь».
Ведущий 2.
Юноши Отчизне присягают,
Клятву перед знаменем дают.
Юноши пока ещё не знают,
Что домой они не все придут.
Ведущий 1.
Поседевших мам и пап всё меньше,
Все они уходят в мир иной…
А сынок в граните остаётся –
Остаётся вечно молодой.
(Звучит песня «Молитва»)
Ведущий2. Великий дар человека – Память. Ведь именно благодаря памяти людской человечество знает свою историю, её героические и трагические страницы, воскрешает из небытия героев прошлого и, конечно же, дает благоприятную «почву» для развития будущего.
Ведущий 1. Великая Отечественная война оставила глубокий кровавый след в памяти нашего народа.
Ведущий 2. 1941 год
СЦЕНКА 1. ВЫПУСКНИКИ
1-й юноша. Ну… Вот и всё!
2-й юноша. Как говорится, последний раз в десятый класс!
1-я девушка. Даже не верится, что мы последний раз в нашем классе…
2-я девушка. Ребята! А здорово сегодня сказал наш директор?..
1-й юноша. Да. «Дорогие друзья! Сегодня у вас замечательный день! Сегодня мы провожаем вас в последний путь…» Ой, что это я говорю?..
(Все смеются).
1-я девушка. Тихо! Тихо! Не все сразу! Давайте устроим вечер воспоминаний! 21 июня 1941 года!
2-й юноша. Да не двадцать первое уже, а двадцать второе! Уже без пятнадцати четыре!
2-я девушка. Сколько?!
2-й юноша. Без пятнадцати четыре!
2-я девушка. Ой, и влетит же мне от мамы! Никогда в жизни так поздно домой не приходила!
1-й юноша. Ты хочешь сказать – так рано!
(Все смеются).
1-я девушка. Тихо! Тихо! Итак, ночь воспоминаний, 22 июня 1941 года!
(Звучит «Довоенный вальс». Пары закружились в стремительном танце.)
Голос за сценой:
- Это был первый выпуск десятого класса Дмитровской школы. Вспомним их имена: Поддубный Николай, Макаренко Евдокия, Марченко Ольга, Кумская Мария, Чирка Любовь, Сыроваткин Николай, Шаренко Василий, Давиденко Анна, Морозов Владимир, Деренко Илья, Браганцев Иван, Бороненко Ольга, Череповский Иван, Сухореброва Алла, Шаренко Анна, Морозова Наталья, Ткаченко Клавдия, Ермоленко Анна, Поддубная Мария, Суховерхова Ольга.
(Слышны звуки приближающихся самолетов и взрывов от упавших бомб. Выпускники замирают, закрывшись от «падающих снарядов». Слова Левитана. Звучит песня «Священная война».)
Ведущий 1.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае!
(Звучит песня «До свидания, мальчики»)
(Инсценировка: мальчики одевают гимнастерки, пилотки, девочки одевают тоже гимнастерки и пилотки, белые халаты и косынки.)
Ведущий 2. 1942 год
СЦЕНКА 2. В ОКОПЕ
1. - Дамочки, привет! Крути шарманку, Люська. Вызывай начальника штаба. Комбат велел позвонить.
(Она подходит к телефону и крутит ручку)
2. - Орёл, Орёл! Я Ласточка! Орёл! Заснул он, что ли?
1. - Тоже мне ласточка! Ты моя Курочка – Ряба, а не Ласточка (Пытается обнять её, но она ударяет его по руке)
2. - А ну! А то звонить не буду. Орёл! Орёл!
1. - Бледные у тебя позывные, Люська. Тоже мне позывной «Орёл». Надоело. Вот я в седьмом полку у радиста позывные слышал! «Могила, Могила, я Гроб, я Гроб! Как слышите? Приём.»
2. - (Смеясь.) Да ну тебя! Орёл, Орёл!
(Залпы орудий)
3. - Кончим войну, приглашу вас в самый шикарный ресторан. Оркестр заставлю весь вечер играть отбой воздушной тревоги. И закажу всё меню! А рядом пусть горшок с кашей. На всякий случай.
4. - Как же хорошо жить без войны! Ночью проснёшься – нет войны. И сразу заснёшь. И утром встанешь – опять нет войны. Настанет же наконец этот долгожданный первый мирный день.
(Залпы орудий)
5. - Господи, до чего же помирать неохота! Кончится война, приеду я сюда лет через пяток и у школы, где подбил первый немецкий танк, литр водки выпью. Потом пойду на вокзал, где я сжёг второй танк …
3. - Не дойдёшь: пьяный будешь, тебя милиционер задержит.
5. - Вот и хорошо! Скажу: «Браток, доведи до вокзала, я там второй танк фрицевский спалил, вместе второй литр разопьём».
(Орудийная канонада)
СЦЕНКА 3. «ЛОЖКОМЁТ»
(В окопе)
1. - Сейчас бы какой-нибудь художественной пищи, вроде сухаря. Когда я на Юго-западном был, трофеи мы однажды немецкие взяли: эрзац – сливочное масло. Коробочка золотом отделана, ключик для раскупорки – чисто, аккуратно. Снимаешь крышку, а там… пусто! Запах один.
2. - То есть как же?
1. - Очень просто. Такой масляный дух идет, голова кружится. Садятся фрицы в кружок, макают хлеб в запах и рубают почем зря…
2. - Ну ты скажи! И надолго хватает?
1. - Пока фрицы новое село не разграбят и настоящего масла не наворуют.
3. - Брось сказки, тошно! У людей от голода судорога, а ты клоуна из себя строишь.
2. - Эх, сейчас щей бы…
1. - Ложка есть (вынул из-за голенища металлическую ложку) Во!
3. - Ложка!
1. - Это не ложка.
3. - А что же?
1. - Пулемёт- знаете, что такое?
2. - Знаем.
1. - Миномёт?
3. - Знаем.
1. - Пулемёт, миномёт, а это – «ложка – кашемёт», или, как по – научному: ЛК – 42 – «ложка-кашемёт образца 1942 года».
(Голоса):
4. - Вот чёрт!
5. - Придумает же!
1. - Как и всякое оружие, «ложка – кашемёт» состоит из трех основных частей: едало, стебель и держало. Едало представляет собой углубление яйцевидной формы, при помощи которого пища вводится в организм человека. Стебель едала (показывает на черенок) имеет ребро жесткости и два боевых уступа.
(Голоса):
4. - Мать честная!
5. - Оружие!
1. - Стебель едала служит для соединения едала с держалом. Держало имеет вид расширенной металлической пластинки и служит для прихвата средним, указательным и большим пальцами правой руки, согласно уставу.
(Бойцы смеются)
(Звучит песня «А помирать нам рановато»)
Ведущий 1. 1943 год
СЦЕНКА 4. ПИСЬМО ДОМОЙ
(В окопе)
(Пишет Виктор Иванович Чумаченко, чьё имя носит наша школа)
В. И. Чумаченко
Написал я всё, что надо,
А увижусь – доскажу.
А теперь письмо солдата
Треугольником сложу.
Угол первый – самый главный,
Этот угол я загну,
Чтоб с победою и славой
Мы окончили войну.
Я сложу края второго,
Вот и вышел уголок,
Чтоб вернуться мне здоровым
На отеческий порог.
Ну а третий, ну а третий
В честь твою сложу скорей,
Чтоб тебя, как прежде, встретить
И назвать тебя своей.
Так лети с приветом жарким
На заветное крыльцо,
Треугольное, без марки,
Фронтовое письмецо!
СЦЕНКА 5. В ОКОПЕ
1. - Октябрь, а вода какая светлая. (Помолчав, задумчиво). Солнце… Небо… Речка…Берег…
2. - Ты что, Витя, бредишь?
1. -Нет…Просто опять приучаюсь всё называть нормальными человеческими именами… как до войны называлось.
2. - Непонятно. Что значит – нормальными именами?
1. - Очень просто. Не «воздух», а небо… не «водный рубеж», а река… речка.
3. - Реченька…
1. -И если надо переплыть на ту сторону, так и будет называться- «переплыть на ту сторону», а не «форсировать водный рубеж». А лежать на берегу – это значит просто загорать, а не «удерживать плацдарм». И если вон она плывет по реке доска, так она и называется доска или дощечка…
3. - Досточка.
1. -(Кивнув) Да, а не «подручное плавсредство». (Опять задумался).
2. - Ты после войны где будешь устраиваться на жизнь?
1. - Еще не решил ни хрена…Пока домой поеду, к себе в село…А там видно будет.
2. - Ну, значит, так…Выйдешь ты под вечер за околицу, а перед тобой поле. Не «минное поле», а пшеничное, или ржаное, или там какое ещё…
1. - Значит поле…И не «проходы» в этом поле понаделаны, а идёт через него дорога или тропинка…
3. - Стежка.
2. - Стежка… И не по-пластунски ты ползешь по ней, а пойдешь во весь рост, да ещё прутиком будешь по ногам пощёлкивать.
3. - Придёшь ты к реке, а на «предмостном укреплении» мальчишки с удочками…
2. - Точно… А мальчишки, как увидят, что ты идёшь, побросают свои удочки и бегом к тебе:
«Дядя Витя, а дядя Витя, расскажи что-нибудь про войну!». Ну, ты, конечно, поломаешься для виду, а потом присядешь на бугорок, на травку, достанешь коробку «Казбека». Да-а, закуришь… И начнешь примерно так: «Служили мы, ребятки, в пехоте…»
(Взрывы снарядов. Все, кто в этой сценке, погибают)
Ведущий 2.
При форсировании реки Днепр 25 октября 1943 года, наш земляк Виктор Иванович Чумаченко, в районе Новый Кискач Запорожье смелым кидком достиг окопов врага и в рукопашной схватке собственноручно убил 20 немцев. Ворвавшись в блиндаж врага, гранатой убил ещё трёх фашистов и одного взял в плен. Когда был ранен командир взвода, командование взводом принял на себя. За проявленные героизм и мужество удостоен высшей награды – звание «Герой Советского Союза» (посмертно).
В 1977 году нашей школе было присвоено имя Героя Советского Союза Виктора Ивановича Чумаченко.
(Звучит песня «Он не вернулся из боя»
Ведущий 1.
Как разглядеть за далью след нечёткий,
Хочу приблизить к сердцу этот след.
На батарее были сплошь девчонки,
А старшей было восемнадцать лет.
СЦЕНКА 6. ДЕВУШКИ
1.Лихая челка над прищуром хитрым
2.Бравурное презрение к войне…
3. В то утро танки вышли прямо к Химкам
Те самые, с крестами на броне.
4.И старшая действительно старея
Как от кошмара заслонясь рукой
Скомандовала громко –
3. Батарея!
Ой, мамочка! Ой, родная! Огонь! (Залпы)
1.И залп! И тут они заголосили
Наперебой запричитали всласть
Как будто бы, вся бабья боль Земная
В девчонках этих здесь отозвалась…
4. Кружилось небо снежное, рябое,
Был ветер обжигающе горяч,
1.Былинный плач стоял над полем боя,
Он был страшней разрывов этот плач!
4.Ему, протяжному, земля внимала
Остановясь на страшном рубеже…
3.Ой, мамочка, ой, страшно мне, ой мама
4. И снова –
3. Батарея!
4.И уже неслышно
Посреди земного шара,
Левее безымянного бугра,
Горели неправдоподобно жарко
Четыре чёрных танковых костра.
2.Бой медленною кровью истекал
4.А девочки стреляли и смеялись,
Размазывая слёзы по щекам.
1.И падали и поднимались снова,
Впервые защищая наяву
И честь свою в буквальном смысле слова,
И Родину, и маму, всю страну…
2.Весенние пружинящие ветви
Торжественность венчального стола,
4.Неслыханное – ты моя навеки,
Несказанное – я тебя ждала…
1.И губы мужа, и его ладони
Смешное бормотание во сне.
3.И то, чтоб закричать в родильном доме
Ой, мамочка, ой, мама, страшно мне!
4.И ласточка,
И дождик над полями,
1.И ощущение полнейшей тишины
3.Придёт к ним это позже в сорок пятом,
Конечно к тем, кто сам придет с войны.
(Звучит фонограмма песни «Белая лилия»)
Ведущий 2.
Миллионы убитых в сражениях, миллионы не рождённых детей, а ведь они мечтали, любили…
А девчонки на войне и зенитчицами были,
И раненных из боя выносили,
Они водили самолёт тяжелый,
Сражаясь до последней капли крови.
(На сцене девушка – лётчица пишет письмо)
Лётчица.
Здравствуй, дорогая моя мамочка! Произошло много печальных событий, которые помешали мне написать тебе письмо. За это время мы много летали, уничтожили много самолетов противника, но и у нас были потери. Погиб наш «Батя» - командир полка, моя боевая подруга Катя Буданова и мой друг Алёша Соломатин. Он очень любил меня. Похоронили мы его в селе Павловка Ростовской области. Это село теперь назвали Соломатино – в память о Герое Советского Союза Алёше Соломатине. Хоронил его весь полк и жители села. Я очень тоскую по нём – своему любимому другу и стараюсь как можно больше летать на боевые задания.
Сегодня ночью мне приснился сон: на другом берегу реки стоит Алёша и зовет меня, говорит: «Это Батя меня к себе выхлопотал, он без меня не может, а я не могу без тебя, Лиля. Ты придёшь ко мне?» - А я ему говорю: «Если отпустят, ведь я так тебя люблю и так сильно скучаю». Тут я и проснулась. К чему этот сон?
До свидания, дорогая моя.
Привет Юрочке.
Твоя Лиля.
Ведущий 1.
А сон был вещий. Алёша Соломатин звал к себе свою любимую Лилю. Через пять дней, первого августа 1943 года, совершая свой четвёртый боевой вылет, в неравной схватке с немецкими «мессерами», освобождая наш родной Донбасс, погибла Лилия Литвяк.
Случилось самое страшное, чего так боялась Лиля. Своему механику Паспортниковой Инне она говорила:
«Больше всего боюсь пропасть без вести. Всё что угодно, только не это»
Ведущий 2.
«Пропала без вести в районе села Мариновка Донецкой области» - такая запись была сделана во всех её документах. И лишь спустя 36 лет в 1979 году, ребята из отряда РВС средней школы № 1 города Красный Луч, ведя поисковую работу, нашли место гибели отважной летчицы Лилии Владимировны Литвяк.
(Звучит песня «Белая Лилия»)
Ведущий 1. 1944год
(На сцене регулировщица регулирует движение на перекрёстке. Звуки проезжающих машин)
СЦЕНКА 7. ПРО РЕГУЛИРОВЩИЦУ ВАРЕЧКУ
Солдат: Как живете, Варечка?
Варя: Как все, так и я.
Солдат: Эх, времена пошли. Женщины на фронте. Я бы лично вас берёг, Варечка. И вас и вообще. Для чего создается женщина? Женщина создаётся для украшения жизни. Война – дело серьезное. Во время её жизнь украшать больше, чем когда-нибудь, надо, потому что сегодня она – жизнь, а завтра она – пар, ничего. Так что напоследок её, жизнь – то, даже очень приятно украсить.
Варя: Так что же, по – вашему, жизнь – ёлка, что ли, игрушки на нее вешать?
Солдат: А хотя бы и ёлка. Вполне возможно. Я не про тебя говорю, ты девушка серьезная, тебе даже со мной разговаривать скучно. Но женщина всё-таки - это радость жизни.
Ведущий 2.
Ефрейтор – Варя Поддубная ночью, днём, в дождь, в изнуряющую жару дежурит на регулировочном пункте. Здесь – фронтовая дорога. Надо сделать так, чтобы не создавались пробки, быстрее продвигались боеприпасы – их ждут бойцы на передовой. Поддубная быстро наводит порядок на дороге. Внимательно проверяет девушка документы у проезжающих и приходящих, задерживает подозрительных.
(Звучит песня «Любовь нечаянно нагрянет»)
Ведущий 1. 1945 год
Ведущие:
1.Война… От Москвы до Берлина - две тысячи шестьсот километров.
2.Так мало, правда? Это, если поездом, то менее двух суток, самолетом – три часа
1.Перебежками и по-пластунски - четыре года…
2. Четыре года…
1. Тысяча четыреста восемнадцать дней!
2. Тридцать четыре тысячи часов!
1. И двадцать семь миллионов погибших советских людей…
(Звучит красивая трогательная музыка. Из глубины сцены выходят выпускники 1941 года со свечами в руках.)
Выпускники:
- Двадцать семь миллионов погибших на две с половиной тысячи километров. Это значит: десять тысяч восемьсот убитых на километр, двадцать два человека на каждые два метра земли!
- Двадцать семь миллионов погибших за 1418 дней. Это значит: девятнадцать тысяч убитых ежедневно, восемьсот человек в час, тринадцать человек каждую минуту…
- Двадцать семь миллионов погибших в соотношении ко всему населению тех лет, это значит каждый шестой… Вдумайтесь! Каждый шестой житель нашей страны погиб во время войны.
- Двадцать семь миллионов погибших…А сколько же это не родившихся детей? А сколько осталось вдов и сирот?.. Каким счётом измерить человеческое горе?
(Звучит песня «Расскажи, отец, как плачет небо»)
Ведущий 2. 1979 год
Ведущие:
1. Эта необъявленная война началась в 1979 году.
2. …Первые крики по мертвому,
Первые сломы судьбы…
В такт караулу почетному
Первые плыли гробы…
1. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане, когда-то это называлось «выполнением интернационального долга».15 февраля 1989 года наши войска под командованием генерал-лейтенанта Бориса Громова были выведены из Афганистана. Армия выполнила свой долг с честью. Война в Афганистане останется в нашей истории, непонятной до конца, неосознанной в своей необходимости.
(Звучит песня «Необъявленная война»)
2. Как известно, войн не бывает без жертв. Древние говорили, что оценить урон войны могут только грядущие поколения.
1. Среди ребят, выполнявших интернациональный долг в Афганистане, были и наши земляки:
Сидорченко Юрий Николаевич,
Чуприна Сергей Николаевич,
Поддубный Виктор Николаевич,
Любиновский Юрий Алексеевич,
Губенко Геннадий Дмитриевич,
Соловьев Александр Николаевич и
Лукьяненко Юрий Николаевич.
Чтец.
Солдат в десантной форме.
Шли сегодня танки без привала
С грохотом осколков на броне…
Здесь учений нет, и радуг мало
В этой необъявленной войне.
Жаркая, нерусская погода
Оседает пылью на броне
Оседает вот уже два года
На афганской этой стороне…
Дороги секунды здесь, ребята,
Не учебный в поле танкодром,
За ошибки тоже есть расплата:
Цену жизни кровью познаем.
Жизнь такая наша – без возврата
Прожитых когда-то мирных дней…
Умирать нам вроде рановато,
А приказ не выполнить – страшней.
Ждут своих ребят девчонки где-то,
Фотоснимки бережно храня.
В пору нам встречать любви рассветы,
А не пули в полосе огня.
Пронесётся пыль в Афганистане,
Вихрем чьи-то жизни прихватив,
Пусть им вечным памятником станет
Этой песни простенький мотив.
(Звучит песня про Афганистан)
Ведущий 1. 2014 год
Ведущие:
1. Давно закончились те войны. Но, по-прежнему волнуются матери, провожая своих сыновей в армию.
Все новые и новые «горячие точки» вспыхивают на карте страны, и среди них, ставшая для многих просто ужасом война на Донбассе.
2. Военный 2014 год для всех нас был тяжелым и незабываемым. В результате боевых действий на территории нашего села были разбиты дома, разрушены крыши, побиты стекла. Погибли наши односельчане:
1. Борисовский Николай Михайлович
2.Трофименко Валентина Васильевна
1. Забродний Владимир Александрович
2. Любимцев Александр Николаевич
1. Золотоус Владимир Степанович
2. Судаков Владимир Александрович
1. Судакова Людмила Васильевна
2. Грезев Анатолий Иванович
1. Гоцуцова Екатерина Кузьминична
2. Пелепенко Сергей Николаевич
1. Гасимов Равшан Гусейн Оглы
2. Шакирзянов Виталий Фердинатович
1. Забродний Николай Дмитриевич
2. Данчишин Владимир Васильевич.
1. Некоторые односельчане пропали без вести.
2. Некоторые пополнили ряды народного ополчения. Не все возвратились с поля брани. Война оборвала жизни наших земляков – ополченцев:
1. Чернявского Тимофея
2. Ковалинского Сергея
1. Усачева Виктора
2. Иванова Анатолия
1. Много крови было пролито в боях за Саур-Могилу. Высоту ополченцы отстояли, но мемориальный комплекс, к сожалению, сильно пострадал.
(Звучит песня «Вставай, Донбасс!»)
Чтец.
Упал солдат! Он бой неравный принял
На склонах высоты среди степей!
Десятки лет он защищал Саур – Могилу
Ни капли жизни не щадил своей.
Упал солдат! В него опять стреляли
Прицельно и не целясь – сотни раз!
Его жестоко, беспощадно убивали,
Он не простой солдат. Он сам Донбасс!
Армада напирала все сильнее!
Стреляли пушки, танки, сыпал «Град»
Он знал, что помощь подойти успеет,
Сдержал атаку, и…упал солдат!
И взгляд прощальный в небо устремляя
Он не жалел, что принял этот бой
Ведь ничего дороже нет родного края
Родной земли, что заслонил собой!
(Звучит песня «Давай за!»)
Ведущий 2.
Объявляется минута молчания. (Минута молчания)
(Выходит девочка)
Девочка:
Господи, ты всё видишь!
Господи, ты всё видишь!
Господи… Господи…Господи!
Сделай так, чтобы людей больше не убивали на Земле.
Ну что тебе стоит, Господи!
Люди и так мало живут.
Я, простая маленькая дочь Земли, прошу тебя об этом, Господи!
Если тебе нужно – возьми мою жизнь. Только в последний раз, и чтобы потом все другие люди жили как люди и больше не убивали друг друга!
Я очень хочу жить, Господи!
Я очень хочу жить так, чтобы мне больше не было страшно в этом мире. Господи, сделай так, чтобы в мире остались только добро и любовь…
Добро и любовь!
Господи…Господи…Господи… (Закрыв лицо ладонями, склоняется к коленям.)
(Звучит песня «Солнечный круг» и её подхватывают все участники выступления и зрители.)
Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней село Дмитровка
управления образования администрации города Шахтерска
Литературно - музыкальная композиция на тему:
«ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ!»
Подготовили :
педагог – организатор Сергиенко Е.И.
зав. библиотекой Ковалинская Л.Н.
село Дмитровка
2015 – 2016 учебный год