Интеллектуально-правовая игра «Знай свои права, но не забывай обязанности»
Цель: ознакомиться с основами правовых знаний и правовой культуры; дать представление об основных документах, регламентирующих права человека и ребенка.
Задачи:
- проанализировать типичные сказочные правонарушения среди литературных героев; выяснить причины этих правонарушений и указать способы решения сказочных правовых ситуаций;
- воспитывать уважение к основному закону государства - Конституции Российской Федерации;
- формировать толерантное отношение к правам друг друга;
- формировать познавательную активность и коммуникативную компетентность;
- прививать умения и навыки учебной работы и коллективного труда.
Участники игры: учащиеся 1 - 4 классов.
Ход викторины.
I. Организационный момент:
1.Команда должна набрать большее количество фишек, та и победит.
II. Игра.
1. Вопрос – ответ.
1)Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.
2)Наша Родина — Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»?Ответ: Союз, объединение.
3)Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.
4)Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.
5)Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.
6)Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.
7)Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.
8)Человек, получивший от народа право на власть, глава государства. Ответ: Президент.
9)Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.
10)Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.
11)Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий — волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
12)Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы.
13)Установившиеся правила общественного поведения. Ответ: Обычаи.
14)Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства. Ответ: Референдум.
15)Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.
2. Игра «Да! Нет!»
Ведущий зачитывает статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да
3. Игра «Отгадай сказку».
1. В какой сказке старуха использует добрый поступок своего старика для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к богатству и славе»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
2. В какой сказке баба Яга замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого неких птиц. («Гуси - Лебеди»)
3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
4.В какой сказке нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
5.В какой сказке нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
6. В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
7.В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
8. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
9. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
10.Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
11. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
12. Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
4. Игра. С помощью сказки отгадать какое же право описывается.
1. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
2. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
3. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
4. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
5. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
6. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
Загадки:
Оно каждому дано
Оно каждому важно.
Много их на свете есть
Всех на пальцах и не счесть (право)
Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
всегда его найду. (право на образование)
У взрослых право на работу,
А у детей есть на ___?___
Есть право на игру и отдых,
Я это говорю для взрослых. (право на заботу)
Вот, к примеру, право .__?__
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
И она нам всем нужна. (право на жизнь)
Угадай героя по описанию: (командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь.)
«Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь». (Козлёночек)
«Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу» (Белоснежка, Спящая красавица)
«Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива» (Золушка)
«Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта» (Старуха)
«Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду» ( Мальчик-с-пальчик)
«Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома» (Заяц)
Права или обязанности? (Из ниже перечисленного определите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся)
ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ
Получение бесплатного общего образования
Получение дополнительных образовательных услуг
Соблюдение устава Бережное отношение к школьному имуществу
Уважение человеческого достоинства
Добросовестно учиться
Выполнение требований работников школы
Уважение чести обучающихся, сотрудников школы
Выбор формы образования
Носить школьную форму
Посещать мероприятия в школе.
Упражнение «Собери слово из букв»
Ученикам предлагается из букв, разбросанных на доске собрать слово Конституция.
Конституция – главный закон страны. Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником - Днем Конституции РФ.
Подведение итогов и награждение победителей.
Подсчитывается количество фишек у участников.
Награждение победителя грамотой.
6