СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий коррекционно-развивающего занятия "Здравствуй, театр!

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий коррекционно-развивающего занятия "Здравствуй, театр!»

Сценарий к внеурочному коррекционно-развивающему занятию «Здравствуй театр!»


ФИО педагога: Кузнецова Марина Викторовна

Направление: коррекционно-развивающее

Название мероприятия: «Здравствуй, театр!»

Класс: 6-7 (коррекционная школа)

Цель: развитие познавательного интереса к миру театра, освоение навыков совместного взаимодействия и общения в процессе коллективной работы.

Задачи:

Образовательные: формирование представлений о театре, знаний о его жанрах, профессиях и др.

Коррекционно-развивающие: развивать умение организовывать рабочее место; понимать инструкцию, отвечать на вопросы; участвовать в диалоге с педагогом и сверстниками; аргументировать свою точку зрения в ходе диалога с педагогом и одноклассниками; развивать умение выделять задачи занятия; оценивать результаты других ребят.

Воспитательные: воспитывать нравственные качества: любовь к театру; уважительное отношение к сверстникам в процессе групповой деятельности; воспитывать интерес к искусству.

Предварительная подготовка:  репетиции сценки из спектакля, разучивание песни, изготовление масок героев постановки.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, заготовленный реквизит (маски, декорации), рабочие листы.

СОТ, методики, техники, методы: ИКТ-технология, игровые технологии, беседа, самостоятельная работа, творческая работа.


Ход занятия:


У нас гости. Прошу, ребята, вас поприветствовать наших гостей

(встать, наклон головой)


- Предлагаю нам немножко поиграть, прежде чем начать занятие.

- Игра «Знакомство с именем».


У кого есть в имени буква А – машет левая рука;

У кого есть буква К – машет правая рука;

У кого есть буква И – левым глазом подморгни;

У кого есть буква С – нужно вам в поклон присесть;

У кого есть Е – скорей покажи «окей»;

У кого есть Н – волну;

У кого О – ногу подними одну;

Р – к полу нагнуться;

Л – к потолку потянуться;

М – всем улыбнуться;


На позитив настроились, можно приступать к нашему занятию.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?


Чтоб вам стало понятнее прослушайте вот такие определения…

«…спектакль, мюзик-холл, сцена, кулисы, зала, актеры, спектакль, зрители»

- Что объединяет все эти понятия, что у них общего?

- Да, ребята! Верно! Все эти понятия имеют прямое отношение к театру.

- А что такое театр, что вы знаете о театре?

Театр - это удивительное место, где показывают сказки и спектакли, читают стихи, танцуют, поют, слушают музыку. Здесь можно посмеяться и поплакать, чему-то удивиться и над чем-то задуматься.

- Наше мероприятие называется «Здравствуй театр» (слайд 1). Взгляните на экран что вы здесь видите, о чем мы будем говорить сегодня?


- Правильно, сегодня мы с вами посетим три театральных станции (презентация, слайд 2): узнаем историю развития театра, совершим виртуальную экскурсию в театр, также узнаем основные жанры театрального искусства. А еще ребята, сегодня мы с вами будем не только зрителями, но и попробуем свои силы в роли актёров.

- С чего мы начнем ребята, как вы думаете?

- Конечно с истории театра, с его рождения!

- Что стало элементом рождения театра ребята? (Знакомство с историей рождения театра, первое появление театра в России и т.д. (презентация слады 3-9)


Один из главных элементов театрального искусства – игра (слайд 3). С неё всё и началось. Началом театра стали игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие лица» (персонажи) – это были добрые и злые силы. Эти игры состояли из песен музыки и танцев.


Родиной театра считается Древняя Греция (слайд 4). Именно здесь в V веке до нашей эры были построены театры со сценой и местами для зрителей. Представления шли иной раз по нескольку дней. Зрители приходили на них, запасаясь продуктами. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях, а само действие происходило на арене, расположенной прямо на траве. Актёрами в древнегреческом театре могли быть только мужчины: они играли и мужские, и женские роли. Это была очень уважаемая профессия. И очень сложная. Женщин в театр допускали только в качестве зрителей. Слово «театр», в переводе с греческого означает «место, где собираются, чтобы посмотреть».


Маски (слайд 5). Актеры носили маски, изображавшие различных персонажей. Маски делали из дерева или из ткани, вымоченной в гипсе. Маска одевалась целиком на голову вместе с прической и бородой. Маски выражали разные эмоции: страх, скорбь, веселье, гнев.

Откуда берёт истоки русский театр? (слайд 6).

Русский театр начинался с народных игр и обрядов. В 9 веке в России появились первые бродячие актеры-комедианты – звали их скоморохи, именно они – скоморохи являемся родоначальниками русского театра. Большой популярностью пользовались представления с учёным медведем – «медвежья потеха». А любимым героем у зрителей был веселый и озорной Петрушка.


В 17 веке в России появился первый театр - театр Петрушки (слайд 7).

Петрушка это перчаточная кукла персонаж русских сказок, всегда веселый и озорной. Проще говоря - шут, над неудачами или удачами которого смеются взрослые и дети.


По-настоящему театр появился в только в 17 веке - это были придворный и школьный театры. Для школьного театра пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам (слайд 8).

Придворный театр создавался на потеху царского двора. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами, но у них еще не было своих помещений, зданий, все костюмы и другие театральные атрибуты переносились с места на место.

Чуть позже, в этом же 17 веке появилось учреждение постоянного государственного профессионального театра (слайд 9).

Развитие театра на этом не остановилось, постепенно театры появились во всех странах и городах, каким театр стал в наше время, мы сможем увидеть, перейдя к следующей станции нашего занятия.


- А теперь небольшой блиц-опрос, посмотрим, насколько вы были внимательны.


Блиц опрос (презентация слайды 10-11).

  1. Какая страна считается родиной театра?

  2. Были ли в театральных представлениях Древней Греции женские роли?

  3. Из какого материала делались маски в Древней Греции?

  4. Как называли первых бродячих актеров-комедиантов в России, с которых и начинался русский театр?

  5. Представления, с каким животным пользовались большой популярностью в России?

  6. Как звали любимого театрального героя, персонажа русских сказок, именем которого был назван первый русский театр?

  7. В каком веке появилось учреждение постоянного государственного профессионального театра?


- Молодцы ребята, с историей театра справились! Артикуляционная гимнастика: «Комар», «Хомячек» (презентация слайд 12).

«Назойливый комар». Представим, что у нас заняты руки и ноги, а на лицо постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Главное – гримасничать как можно более активно.

«Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку с закрытым ртом так, чтобы двигалось все лицо. А теперь добавим хвастовство, соседи по парте повернитесь друг к другу и похвастайтесь лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.


- А теперь ребята приглашаю всех совершить экскурсию в театр. И познакомиться с ним поближе (слайд 13).

- Кто из вас, был в настоящем театре?

- Давайте вспомним, с чего же начинается театр?

- Смотрим на экран


- Театр начинается с комнаты, очень важной для удобства посетителей, что это за комната ребята? (Гардероб, слайд 14)


- Далее ребята, нам нужно приобрести пропуск на то, чтобы пройти дальше и посмотреть представление, этот пропуск можно будет оставить себе на память. Что это за пропуск, как он называется? (Билет, слайд 15)


- Билет приобрели, идем дальше. Мы входим в помещение театра, предназначенное для пребывания зрителей в ожидании спектакля, а так же для отдыха во время антракта. Как называется это помещение? (Фойе, слайд 16)


- Из фойе мы перемещаемся в помещение, где проходит само представление. Место волшебства и чудес, великолепной игры актеров. (Зрительный зал и сцена, слайд 17)


- Смотри на следующий слайд ребята, перед нами зрительный зал, давайте посмотрим как называются места в этом зрительном зале (слайд 18):

- партер  – нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики;

- амфитеатр – это места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом;

- ложа – это обособленное, в виде небольшого внутреннего балкона, помещение в зрительном зале, предназначенное для нескольких зрителей, которое расположено, как правило по сторонам и сзади партера;

- бельэтаж – места в зрительном зале, как правило, расположенные полукругом или по кривой линии, сзади и выше партера и амфитеатра;

- балкон – это места для зрителей, расположенные выше партера, в различных ярусах зрительного зала.


- Посмотрите на этот слайд ребята, до начала спектакля сцену закрывает большая, тяжелая штора, которая скрывает от нас все происходящее на сцене в этот время. Кто знает правильное название этой шторы? Конечно, сцену закрывает красивый занавес (слайд 19).


- Но вот занавес открывается и что мы видим? Красиво, художественно оформленную сцену. Это оформление позволяет нам окунуться в нужное действие, нужное место, помогает актерам дарить зрителям, ощущение реальности происходящего на сцене. Как называется это оформление?

Правильно … это декорации (слайд 20).


- А сейчас ребята встречаем артистов - разносторонних, трагических, смешных. Встречаем их громкими аплодисментами. А ведь сейчас, ребята вы аплодировали себе. Ведь сегодня нашими артистами будете именно вы!

- Знаете ли вы, что, в наше время ученые утверждают, что хлопанье в ладоши оказывает благотворное влияние на весь организм. Так что, чаще хлопайте – это полезно и всегда поднимает настроение!

- Каждый артист должен обладать прекрасной пластикой уметь изменять ситуацию и внешность с помощью действия. Сейчас вам придется проявить свои актёрские способности в небольших сценках.

Игра называется «Сценическая пластика». (Слайд 21).

- Начнем. Идет первые ребенок выбирает билетик, изображает и т.д.


Билеты:

Изобрази походку человека который только что хорошо пообедал;

Изобрази походку человека которому жмут ботинки;

Изобрази походку человека который неудачно пнул кирпич;

Изобрази походку человека у которого начался острый приступ радикулита;

Изобрази походку человека который оказался ночью в лесу;

Изобрази походку человека идущего по краю небоскреба;

Покажите, как домохозяйка ловит муху;

Изобразите человека, к которому за пазуху залетела пчела;

Спойте песню «В траве сидел кузнечик» так, будто вы сильно замёрзли;

Изобразите с помощью мимики и пластики, как выглядит дерево при штормовом ветре.


Давайте еще раз поаплодируем друг другу!

- Чья актерская игра вам понравилась больше всего? (Дети оценивают друг друга)

- Становимся снова учениками и переходим к следующей станции.

- Ну а прежде чем перейти к следующей станции нам нужно отгадать еще одну загадку .

- Прежде чем пойти в театр, мы выбираем представление, которое мы бы хотели посмотреть, что нам поможет в этом.

- Правильно «Афиша»! (Слайд 22).

- Ребята, обратите внимание на экран, на всех афишах есть надписи…, что они обозначают?

- Это жанры театрального искусства, давайте с вами немного углубимся в деятельность театра и посмотрим, что мы с вами знаем о театральных жанрах и что можем еще узнать


- С тех пор как искусство театра стало активно развиваться, начали появляться разные жанры театрального искусства (основные театральные жанры, слайд 23).


Драма - это сценический жанр, в котором обыгрываются конфликты человека с обществом или же с самим с собой. Драма – это ещё не трагедия, но уже и не комедия, а что-то среднее между ними. Отличается от всех остальных жанров более серьёзным содержанием, здесь и характеры героев более сложные, и сюжет значительно «запутаннее», чем в комедиях (слайд 24).


Трагедия всегда связана с конфликтной ситуацией, о которой и рассказывает постановка. Этот жанр был одним из первых, появившихся в Древней Греции. Так же, как и комедия (слайд 25).


Комедия. Главное в комедии – вызвать смех у зрителя. Для высмеивания тех или иных ситуаций актеры также должны хорошо постараться. Ведь зритель должен им поверить! Комедийные роли играть так же сложно, как и драматические (слайд 26).


Мюзикл. Это всегда яркое действие с танцами, песнями, интересным сюжетом и долей юмора. Второе название этого жанра – музыкальная комедия (слайд 27).


Опера. Это музыкальная постановка, чаще всего драматического или трагического характера, представляет собой сочетание драмы и вокала. Все в опере происходит под музыку. Все диалоги и монологи в опере - исполняются вокалом (пением) (слайд 28).


Рок-опера. Это опера в жанре рок-музыки. Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях (песнях), исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с актерами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты (слайд 29).


Балет. В противоположность опере, балет обходится без вокала и без речи вообще. Выразительными средствами балета являются музыка, танец, пантомима и гротеск. Классический балет всегда имеет сюжет и драматургию, в его основе лежит классический танец. Современный театр предполагает, что балет более свободен в средствах, в нем могут использоваться (слайд 30).


Кукольный театр. Постановки, в которых все роли играют куклы, озвученные и приведенные в движение актерами. Сами актеры в момент спектакля находятся за сценой и зрителю не видны. Кукольный театр – это преимущественно театральное искусство для детей (слайд 31).


- Ну что ребята основные театральные жанры мы с вами обсудили, а теперь мы снова превращаемся в актеров, вспомним всю проделанную нами ранее работу и проиграем отрывок (сцену) из спектакля «Бременские музыканты», а также попробуем определить к какому театральному жанру он относиться (слайд 32).


- Актеры прошу вас на сцену!

- Ну и какой же театр может существовать без зрителей. Ребята у нас занимаю места партера, а гости амфитеатра! Все помнят правила поведения в театре, как себя нужно вести во время представления?

- Можно ли в театре бегать, прыгать, приносить еду в зрительный зал, пользоваться телефоном, разговаривать во время спектакля (зрители (дети) перечисляют правила поведения в театре).

Ну тогда начнем!


Сценка «Бременские музыканты»


Как вы думаете ребята, к какому театральному жанру мы можем отнести наше представление (мюзикл, отрывок из мюзикла), почему вы так решили?


Наше мероприятие подошло к завершению.


Вывод:

Театр – это большой источник информации о мире и о жизни, театр дает много знаний и воспитывает человека. Играя на сцене, у человека повышается самооценка, исчезает стеснение, развивается уверенность в себе.

Исследования показали, что школьники и студенты, увлекающиеся театром, лучше учатся в школе и в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни.


Рефлексия


Лист самооценки. Покажите стрелочкой какие впечатления вы получили от занятия. А теперь расскажите почему?


Узнал что – то новое


Научился

Расстроился

Получил радость

Удивился

Ничего не понял



Резервное задание (рефлексия)

Фотостудия «Маска настроения»

- И последнее задание ребята, перед вами лежат маски, не простые, а театральные, одна означает слезы, печаль, вторая – символ смеха и радости (презентация слайд 36).

- Выберите пожалуйста ту маску, которая соответствует вашему настроению, какие эмоции вы испытали во время нашего занятия и пройдите в нашу импровизированную фотостудию.