Учитель музыки МБОУ «Гимназия №4» г. Курска
Крень Елена Евгеньевна
СЦЕНАРИЙ
КТД «ДЕКАБРЬСКИЕ ВЕЧЕРА»,
посвященного жизни и творчеству Г. В. Свиридова.
Цель: развитие интереса к истории малой Родины, к изучению музыкальной культуры Курского края, воспитание патриотизма и гражданственности средствами музыкального искусства;
формирование патриотической и гражданской позиции обучающихся в процессе изучения и осмысления культурного наследия Курского края.
Задачи:
- вовлечение обучающихся в творческую деятельность в области музыкального искусства;
- повышение роли музыкального искусства в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников;
- формирование активной гражданской позиции школьников через музыкальное искусство;
- создание условий для творческого развития обучающихся, их самостоятельности, самореализации, изучение жизненного и творческого пути нашего земляка, великого русского композитора XX века Г.В. Свиридова;
- сохранение исторической памяти;
-развитие у детей личностно-значимой мотивации к изучению культуры родного края.
Мероприятие для учащихся 7 – 8 классов. Можно провести как в параллели, так и внутри одного класса. Так же в нем принимают участие гости – деятели искусств, почетные и уважаемые жители г. Курска, наставники, друзья образовательного учреждения. В ходе мероприятия гости комментируют содержание, итоги конкурсов, заданий, выступления учащихся, делятся своими мыслями о творческом наследии Г. В. Свиридова.
СОДЕРЖАНИЕ
Вед: Добрый день, дорогие друзья! Город Курск, один из старейших городов России. Много талантливых людей дала курская земля, их творческое наследие составляет гордость отечественной культуры. В Курске жили известные политики и ученые, изобретатели и писатели, артисты и певцы, художники и музыканты.
Вед: Назовите, пожалуйста, выдающихся курян, деятелей искусств, выпускников нашей гимназии.
Вед: Особое место в их ряду занимает Почетный гражданин Курска, народный артист СССР Георгий Васильевич Свиридов. Сегодня, по традиции, мы встретились с вами накануне дня рождения великого российского композитора.
Вед: Ежегодно в Курске проходит всероссийский музыкальный фестиваль им. Свиридова. В рамках фестиваля проводится множество мероприятий: концерты, романсовые гостиные, хоровые ассамблеи, научно-практические конференции. В разных образовательных учреждениях проходят конкурсы вокального, исполнительского мастерства. В нашей гимназии проводится ежегодный фестиваль искусств имени выпускника нашей школы, выдающегося российского композитора Г. В. Свиридова. А сегодня мы собрались на традиционные «Декабрьские вечера». И мы начинаем!
Исполнение учащимся, учителем музыки произведения Г. Свиридова, например «Песня о Москве» на сл. А. Барто.
Ведущий предлагает ребятам вспомнить главные вехи биографии композитора перед викториной.
- Внимание на экран! Участникам мероприятия представляется фотопрезентация о Г. В. Свиридове. (Такие презентации ребята готовят на уроках музыки, изо, литературы, мхк, во внеурочной деятельности).
Вед: Мы вспомнили биографию композитора и переходим к викторине под названием «Эрудит».
Викторина включает вопросы, тесты, задания по жизни и творчеству композитора, музыкальные произведения. Ребята (кто первый поднимет руку) отвечают на вопросы, тесты, выполняют задания, которые выводятся на большом экране. А также по музыкальным фрагментам узнают произведения Свиридова, определяют жанр, состав исполнителей и т. д.
По количеству правильных ответов ведущий определяет победителя викторины.
Вед: А сейчас мы переходим к домашнему заданию, которое мы назвали «Наш Свиридов». Это представление номера художественной самодеятельности, профессионального мастерства от класса (инструментальное, вокальное исполнение, чтение стихотворения или прозы русских поэтов и писателей, танец, инсценировка, агитбригада, гимнастический этюд, «ожившая картина» и т. д.). Все номера на музыку Г. В. Свиридова по мотивам произведений, жизни, творчества Свиридова и т. д.
Далее ведущие мероприятия дают задание делегировать по 3 человека от каждого класса для создания коллективного панно «Музыка как судьба». Материалы для создания панно готовятся заранее классными коллективами (ватман или другая основа, клей, ножницы, маркеры, фото, картинки портреты, тексты). Представители 3-ех команд вместе должны подготовить коллективное панно «Музыка как судьба», в котором будут отражены вехи жизни и творчества, взгляды, мысли композитора о культуре, жизни, искусстве, России. А также подготовить презентацию своего творческого проекта. Ребята выполняют это задание не на сцене, а в другой части актового зала.
В это время ведущий привлекает внимание учеников снова к большому экрану. Классам представляются рисунки, выполненные нашими гимназистами ко Дню рождения Г. В. Свиридова. Все рисунки созданы по мотивам произведений композитора. Нужно узнать к какому произведению относится рисунок или предложить свой вариант произведения Свиридова.
Здесь могут быть как индивидуальные, так и групповые ответы обучающихся. Наша задача на данном этапе – вовлечь как можно больше ребят в интеллектуальную, творческую деятельность. По итогам работы ведущий благодарит всех участников и определяет лидеров и лучшие коллективные ответы.
Для выполнения следующего задания классы (или три команды, если мероприятие для одного класса) получают листки с набором слов, словосочетаний. Задача каждой команды составить рассказ о Свиридове из предложенных слов. Результаты совместного творчества представляют капитаны команд.
Например – курянин, хоровая музыка, русские поэты, «музыкальная иллюстрация», музыка, призывает, горжусь.
Вариант рассказа.
Каждый курянин знает имя нашего земляка композитора Г. В. Свиридова. Большое место в творчестве композитора занимает хоровая музыка. Русские поэты вдохновили его на создание песен, романсов, кантат, гимнов, оратории. Свиридов создал новый жанр в музыке–
« Музыкальная иллюстрация». Музыка Свиридова уникальная, простая и ясная, духовная, русская, нравственная. Своей музыкой он призывает любить Родину, быть патриотом своей страны. Я горжусь нашим выдающимся земляком.
Вед: А сейчас настало время презентации коллективного панно «Музыка как судьба». Я приглашаю всех участников этого проекта подняться на сцену и представить вашу работу, посвященную выдающемуся композитору Г. В. Свиридову.
Презентация коллективного панно «Музыка как судьба» (на фоне музыки композитора).
Вед: Ребята, а какие ассоциации возникают у вас с именем этого композитора? Закончите предложение «Свиридов – это … « (Выдающийся композитор, душа музыки, Фатеж, Ленинград, В. Уфимцева, «Курские песни», духовная музыка, «Время вперед!», Пушкин, Есениен, вдохновение, русская поэзия, гордость нашего края, земляк, пианист, кино, храмы и т. д.).
Гости высказывают свои впечатления.
Вед: Ребята, ваше знакомство с композитором только началось. Впереди еще много удивительных встреч с миром Свиридовской музыки. Но вот я уже точно знаю, что музыка Свиридова – явление уникальное. В ней первородная сила, убежденность, ясность и высота духовная, нравственная. Это музыка души. Даже самая звучная – она тихая, всегда искренняя. Она настолько естественна, что, услышав ее однажды, трудно себе представить, что когда-то ее не было.
Научитесь слышать музыку Свиридова, и тогда, я в этом уверена, он станет и вашим любимым композитором. До новых встреч!