2.1. Обсуждение цели: - Подумайте, с учетом выделенной проблемы, какую цель мы поставим перед собой? (привлечь внимание окружающих к сохранению редких, вымирающих видов растений и животных, узнать о редких растениях и животных, учиться проявлять заботу о живом мире природы). Для того, чтобы каждому из вас понимать к какой цели, результату вы должны прийти в конце КТД, заполните документ, который лежит на столе «Карта моих достижений в ходе КТД». В карте представлены несколько колонок. Первые две мы заполним сейчас, а остальные – по окончанию КТД (Дети индивидуально заполняют в карте графы «Я хочу узнать», «Я хочу научиться», а графы «Я узнал», «Я научился» будут заполнены в конце КТД). Как вы думаете, какие личностные качества и творческие способности нам помогут при проведении этого дела? Для ответа на этот вопрос, заполните первые графы в карте достижений «В деле мне помогут мои лучшие качества», «В деле мне помогут мои творческие способности», выбрав те, личностные качества и творческие способности, которые вам помогут при проведении КТД. А вторые графы «В деле мне помогли, развивались личностные качества», «В деле мне помогли, развивались творческие способности» будут заполнены в конце КТД. - Какой продукт мы можем создать в ходе проведения дела, чтобы привлечь внимание окружающих к сохранению редких, вымирающих видов растений и животных, рассказать о способах их сохранения и защиты? (создать экологическую карту лагеря с разными маршрутами экологических троп для ознакомления окружающих с редкими видами растений и животных, способами их сохранения и защиты) Таким образом, цель нашего КТД – составить экологическую карту с маршрутами экологических троп на территории лагеря для ознакомления окружающих с редкими растениями и животными, которые находятся на территории региона, обучения проявлению заботу о живом мире природы, привлечения внимания окружающих к сохранению редких, вымирающих видов растений и животных. КТД будет способствовать воспитанию таких личностных качеств, как ответственности, бережливости, заботливости, коллективизму, надёжности и развитию таких творческих способностей, как креативность, воображение, оригинальность. 2.2. Обсуждение формы проведения - Итак, определив цель нашего дела, подумайте, как сделать наше дело интересным, необычным? Для того чтобы нам было легче, чтобы у нас было больше идей, мы продолжим работу в уже созданных микрогруппах. Каждая группа будет искать ответы на вопросы по следующим пунктам, которые представлены: 1.Форма дела. В какой форме хотите провести дело? Как будет проходить дело? 2. Примерное содержание дела. Какой замысел-сюжет? Что будет происходить? Какие конкурсы, задания можно включить в дело? Затем представители от каждой группы выскажут свои идеи и предложения. В результате коллективного обсуждения будет выбрана наиболее интересная идея. (Дети осуществляют творческий поиск лучшего варианта решения поставленной задачи, вожатые помогают, задают уточняющие вопросы, направляя в определении наиболее интересной форы) Итак, мы определили форму проведения КТД- маршрутная игра. 2.3. Выбор совете дела - Ребята, для того чтобы нам легче организовать подготовку КТД, наполнить содержанием выбранную форму, надо выбрать совет дела. Члены совета дела будут проверять, контролировать выполнение поручений, заданий, помогут подготовить и провести дело. Ваша задача, посовещаться в группах, и выбрать того, кто войдёт в Совет дела. Даем вам 1 минуту на шум для выбора каждой микрогруппой члена совета дела. (Выдвижение членов Совета дела) 2.4. Выбор творческих групп - Для помощи членам Совета дела в подготовке и проведении КТД нам понадобятся творческие группы, отвечающие за следующие направления деятельности: 1. Разработка маршрута экологических троп. 2. Оформление маршрута экологических троп, экологической карты лагеря. 3. Подготовка технического обеспечения для прохождения экологической тропы. 4. Подготовка реквизита, атрибутов, декораций для прохождения экологической тропы. Вы видите перед собой 4 направления деятельности, распределитесь по желанию, с учетом ваших способностей и интересов, имеющихся умений и навыков осуществления того или иного вида деятельности. 2.5. Описание Содержание: КТД проводится в форме маршрутной игры. В начале КТД отряд делится на микрогруппы с помощью жетонов определенного цвета, соответствующих маршруту движения. Каждой группе выдается маршрутный лист для движения по экологической тропе №1, №2, №3, №4, в который они заносят результаты выполненных заданий, подготовленных для их маршрута. Первая группа двигается по экологической тропе № 1, вторая - №2, третья - №3, четвертая - №4. В ходе движения по экологической тропе с учетом заданного маршрута, дети делают остановки возле табличек с редкими растениями и животными, выполняют задания, результаты выполненных заданий заносят в маршрутный лист. В конце прохождения экологической тропы каждая группа с помощью своего маршрутного листа формирует экологическую карту лагеря. Ориентируясь на эту карту, другие отряды могут пройти с экскурсией по выделенным маршрутам экологических троп, в ходе которой узнают о редких видах растений и животных, способах их сохранения и защиты. Маршрутные листы: Команда 1. Команда 2. Исследовательский этап опытно-практической работы: Задания маршрутного листа экологической тропы №1: Старт: «КПП» Остановка 1. (Колонна знаний) «Подснежник кавказский» - Сейчас вы прослушаете песню, и скажите из какой она сказки. (Слушают песню из сказки «Двенадцать месяцев») - Из какой сказки эта песня? - За каким растением отправилась героиня из этой сказки? - Верно, как вы думаете, о каком исчезающем растении мы будем говорить на этой остановке. (О подснежнике) (Вывешивается изображение подснежника, рассказ вожатых о подснежнике) Остановка 2. (Теплица) «Инжир» - Следующая остановка посвящена исчезающему растению – инжиру. Да на самом деле инжир занесён в красную книгу Краснодарского края. А теперь проверим много ли вы знаете об инжире. Вашему вниманию будут представлены утверждения, а ваша задача, согласившись с ними сказать: «ВЕРЮ», а опровергнув это утверждение сказав: «НЕ ВЕРЮ» 1. Инжир это на самом деле не фрукт, а съедобная часть цветка растения. ВЕРЮ 2. Кожура инжира является не съедобной. НЕ ВЕРЮ 3. Плод инжира приносили в дар богам. ВЕРЮ 4. Инжир может расти только в виде дерева. НЕ ВЕРЮ 5. Этот фрукт богат микроэлементами и витаминами, углеводами и белками. ВЕРЮ Остановка 3. (Ритуальная площадка) «Гранат» - Посмотрите на куст и его плоды. Скажите, как он называется. (Гранат) - Перед вашим приходом подул сильный ветер, и все плоды сорвало с веток, они разлетелись по территории лагеря. Используя подсказки, помогите нам собрать эти редкие плоды. А на этих плодах будут представлены интересные факты. (Учащиеся получают лист, на котором написаны подсказки для местонахождения плодов. Учащиеся ищут плоды) - Теперь, вам нужно наклеить эти плоды на куст и узнать об этих интересных фактах. Остановка 4. (Общежитие) «Правила» - Сейчас вы прослушаете ситуации, и скажите правильно ли поступили ребята в них. - Проанализировав данные ситуации, составим правила сохранения растений. И запишем их в маршрутный лист в разделе «Правила». 1. Не рви. 2. Не ломай. Задания маршрутного листа экологической тропы №2: Старт: «КПП» Остановка 1. (Беседка 1) «Паутинник голубеющий» - Следующая остановка посвящена исчезающему грибу – паутиннику голубеющему. Об этом исчезающем грибе мало что известно, а давайте проверим что об этом грибе знаете вы. Вашему вниманию будут представлены утверждения, а ваша задача, согласившись с ними сказать: «ВЕРЮ», а опровергнув это утверждение сказав: «НЕВЕРЮ» 1. Этот гриб назван паутинником потому что его любят пауки. НЕ ВЕРЮ 2. Паутинник голубеющий это съедобный гриб. ВЕРЮ 3. Этот гриб приобретает голубой оттенок после дождя. НЕ ВЕРЮ 4. Гриб растёт вблизи дубов и буков в конце лета и начале осени. ВЕРЮ Остановка 2. (Баскетбольная площадка) «Мухомор яйцевидный» - Перед вами задание. На листе представлен мухомор, ваша задача коллективно нарисовать похожий гриб по представленным в задании условиям. (Детям предлагается рисунок мухомора, они должны нарисовать новый по следующим условиям: белая шляпка, без белых чешуек, нет юбочки, цвет гриба - белый) - Посмотрим, что вы нарисовали, срав ним ваш рисунок с фотографией. Это мухомор яйцевидный. Прослушайте информацию о нём об этом исчезающем грибе. Остановка 3. (Спортивной поле) «Трюфель летний» - Прочитайте описание гриба, и подумайте о каком из представленных грибов идёт речь. (Трюфель) - По всему полю выросли трюфели, но не обычные, каждый из них содержит интересный факт о нём. Предлагаем вам найти эти грибы, и собрать их в лукошко. Всего таких грибов шесть штук. (Учащиеся получают лист, на котором написаны подсказки для местонахождения грибов. Учащиеся ищут грибы.) - Теперь, вам нужно выложить грибы из лукошка и узнать об этих интересных фактах. Остановка 4. (Лавочки) «Правила» - Сейчас вы прослушаете ситуации, и скажите правильно ли поступили ребята в них. - Проанализировав данные ситуации, составим правила сохранения грибов. И запишем их в маршрутный лист в разделе «Правила». 1. Не топчи. 2. Будь внимателен. Задания маршрутного листа экологической тропы № 3: Старт: «КПП» Остановка 1. (Закрытая беседка) «Кавказская серна» - Ребята, мы хотели рассказать вам о редком животном занесённом в красную книгу, и показать его изображение, но пазл рассыпался. Помогите нам его собрать. (Дети собирают пазл с изображением серны) - Ребята посмотрите, какое животное изображено и прочитайте его название? (Кавказская серна) - А теперь прослушайте информацию об этом исчезающим млекопитающем. Остановка 2. (Внутренний двор колледжа) «Рысь кавказская» - Просканируйте QR-код, и откройте видео, просмотрите его, и в ходе просмотра видео вам необходимо заполнить кластер. (Смотрят видео о кавказской рыси) Остановка 3. (Флагшток) «Переднеазеатский леопард» - Следующая остановка посвящена исчезающей дикой кошке, а какой угадайте по её окрасу. (Учащиеся смотрят на окрас) - Что это за кошка? (Леопард) - Верно, ребята, это пернеднеазиатский леопард, и он занесён в красную книгу Краснодарского края. Вашему вниманию будут представлены утверждения, а ваша задача, согласившись с ними сказать: «ВЕРЮ», а опровергнув это утверждение сказав: «НЕВЕРЮ» 1. Переднеазиатские леопарды любят воду, и охотно гуляют во время дождя. НЕ ВЕРЮ 2. Леопард хорошо лазит по деревьям и скалам. ВЕРЮ 3. Все котята леопарда появляются на свет голубоглазыми. ВЕРЮ 4. У леопарда хорошие слух и зрение. ВЕРЮ 5. Леопарды рождаются только с типичным жёлто черным окрасом. НЕ ВЕРЮ Остановка 4. (Детская площадка) «Правила» - Сейчас вы прослушаете ситуации, и скажите правильно ли поступили ребята в них. - Проанализировав данные ситуации, составим правила сохранения и защиты животных. И запишем их в маршрутный лист в разделе «Правила». 1. Не браконьерствуй в заповедной зоне. 2. Не трогай детёнышей. Задания маршрутного листа экологической тропы № 4: Старт: «КПП» Остановка 1. (Беседка 2) «Дрофа» - Ребята, сейчас вы прослушаете звуки, которые издают птицы, и соотнести их с соответствующим изображением. (Дети слушают звуки дрофы, орла, соловья, и соотносят их) - Ребята, одна из этих птиц занесена в красную книгу, как вы думаете, какая? (Дрофа) - Верно, это дрофа. - А теперь прослушайте информацию об этой исчезающей птице. Остановка 2. (Тренажёрный зал) «Рыба Шип» - Ребята, перед вами рыба Шип, она потеряла свои чешуйки, нам нужно их вернуть на место. Но будьте внимательны, не все чешуйки подходящие. Та чешуйка, на которой верное утверждение, вы клеите на рыбу, а та на которой не верное – откладываете. Остановка 3. (Уличный спортзал) «Сефир кубанский» - Кто изображён на фотографии? (Бабочка) - Эта занесена в красную книгу и называется она - Сефир кубанский. - На столе вы видите этапы развития бабочки. Вам нужно распределить их в правильном порядке. Если правильно выполните задание, то вы узнаете несколько и интересных фактах об этом насекомом. Остановка 4. (Общежитие подъезд №3) «Правила» - Сейчас вы прослушаете ситуации, и скажите правильно ли поступили ребята в них. - Проанализировав данные ситуации, составим правила сохранения и защиты животных. И запишем их в маршрутный лист в разделе «Правила». 1. Не рыбачь в неположенных местах. 2. На разрушай гнёзда птиц и насекомых. Продукт: экологическая карта лагеря с маршрутами экологических троп, которая располагается в наиболее проходимой части лагеря. В соответствии с этой картой организуются ознакомительные экскурсии по экологическим тропам, в ходе которых дети из лагеря знакомятся с исчезающими представителями растений и животных, занесённых в Красную книгу Краснодарского края и способах их сохранения и защиты. Необходимое оборудование и материалы: Для проведения КТД потребуются планшет, колонка, QR – код, маршрутные листы, таблички с названием остановок, фотографии с исчезающими растениями и животными, пазл, ватман, краски, карандаши, листы бумаги, клей, скотч прозрачный, скотч двусторонний, цветная бумага. Проведение КТД согласовывается с руководством ДОЛ, они оповещаются о маршруте детей. Также при разработке маршрута, у руководства ДОЛ может быть уточнена информация о возможном нахождении в лагере исчезающих растений и животных. Результат: презентация разработанных маршрутов экологических троп, в ходе которой дети демонстрируют полученные знания о редких растениях и животных, способах их защиты и сохранения. Работа со СМИ ДОЛ осуществляется посредством рекламы КТД, реклама проведения экскурсий по разработанным маршрутам экологически троп. |