СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий лингвистического вечера, посвященного русскому языку «Великий, могучий русский язык…»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий лингвистического вечера, посвященного русскому языку «Великий, могучий русский язык…»»

МБОУ «Гунийская гимназия Культуры мира» им. Нуцалова К.Г.





Сценарий лингвистического вечера, посвященного русскому языку

«Великий, могучий русский язык…»



Подготовила: Абулаева Загидат А.

Ученица 10 кл



























Гуни 2019



Цель:

1. Знакомство учащихся со значением русского языка в жизни общества.

2. Привить детям любовь к языку; повысить их общую языковую культуру; приобщить учащихся к искусству слова; развить художественное восприятие окружающего мира.



Задачи:

- углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности

русского языка;

- способствовать развитию интереса к языку;

- воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.

- развитие познавательности во внеурочное время;

- развитие интеллектуальных способностей учащихся.



Оборудование:

1) слайд с высказываниями о русском языке;

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

С русским языком можно творить чудеса!

Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. — П.Мериме











План мероприятия:

1.Вступительное слово учителя

2.Выступления учащихся – чтецов о русском языке

3. Сценка: «Умеешь ли ты пользоваться русским языком»

4. Игры - разминка.

5. Интеллектуальная игра «знаешь ли ты русский язык»

6. Конкурс “Наборщик”.

7. Подведение итогов конкурсов, награждение победителей.

8. Заключительное слово учителя



1. Вступительное слово учителя

Что для каждого из нас значит русский язык, слова, которые мы слышим, которые можем написать и прочитать? Очень многое! Без этого языка не было бы нашей нации – русского народа, не было бы нашей истории, ни одной великой даты, ни одного великого имени.

Сегодня мы поговорим с вами о нашем русском слове - великом, богатом, необъятном, могучем.

Ведя разговор о русском родном слове, нельзя не вспомнить историю появления славянской письменности, имена тех, кто её создал .

Славянскому алфавиту и славянской литературе более 1000 лет. Созданная в 1Х веке братьями Кириллом и Мефодием славянская азбука и сейчас служит многим народам: болгарам, словакам, сербам, белорусам, украинцам – всем славянским народам и нам – русским.

Так вот они - наши истоки,

Плывут в полумраке, светясь,

Торжественно-строгие строки,

Литая славянская вязь.

Так вот где, так вот где впервые

Обрёл у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твёрдость глагол.

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» - заявила Вселенной,

«Я есмь!» - заявила векам.

2. Выступления учащихся - чтецов.

1Ведущий: «Славлю тебя, русский язык!»

В Российской Федерации русский язык является родным для 130 млн. человек и служит основным средством общения людей в много этническом государстве, а также основным государственным языком, на котором осуществляются все функции государственного управления. Кроме того, он также является средством для сохранения и передачи последующим поколениям истории и культуры России.

Русский язык - важнейшая часть национального богатства России, и поэтому должен находится под особой защитой со стороны государства в качестве одного из объектов системы обеспечения национальной безопасности страны. Каждый гражданин России должен осознать, что русский язык – это не просто инструмент межнационального общения, он – воспитание души. И посему сейчас первой задачей является сохранение русского языка и русской национальной культуры.

2 Ведущий. Сегодня, говоря о великом русском родном слове, мы вспоминаем знаменитое стихотворение в прозе И.С.Тургенева:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя _ как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить. Чтобы такой язык не был дан великому народу.»

1Ведущий. Знаменитое стихотворение Тургенева написано за год до смерти, когда писатель был уже смертельно больным. В это время писатель живёт во Франции около семьи Виардо, тоскует по родине и родному языку. И.С.Тургенев внимательно следит за всем, что происходит в России. Его огорчили приостановка реформ и убийство Александра Второго в 1881 году.

И в этот сложный момент русский язык является для писателя поддержкой и опорой. Во время страшной болезни обострилось чувство душевного и духовного единения с Россией, родились проникновенные слова о русском языке.

2 Ведущий. Однако русский язык считают родным не только русские, но и люди других национальностей. В России и в других странах бывшего Советского Союза есть писатели и поэты, не русские по национальности, но пишущие только по-русски. Например, киргиз Чингиз Айтматов, татарин Рафкат Габитов (его литературный псевдоним – Михаил Львов).

(Звучит фонограмма песни «Дай мне доброй силы, Родина!». Муз. О. Иванова, сл. В. Кострова. )

2 Ведущий. Замечательная кабардино-балкарская поэтесса Т.Зудмакулова написала стихотворение «Два языка»:

Чтец. Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нём впервые я сказала «мама» ,

На нём клялась я верности упрямой,

И каждый вдох понятен мне на нём.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой.

На нём ветра в предгорьях наших свищут,

На нём впервые удалось услышать

Мне лепет птиц зелёною весной…

Но, как родной,

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг.

На нём живые трепетные чувства

Открылись мне.

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране.

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне…

Текут две речки в сердце не, мелея,

Становятся единою рекой.

Забыв родной язык –

Я онемею.

Утратив русский –

Стану я глухой.

3 Ведущий. О русском языке восторженно и вдохновенно говорит балкарский поэт Максим Геттуев в стихотворении « Русский язык»:

Чтец. Спросят меня: Что похоже на море?

-Русский язык,- не замедлю с ответом.

-Он ,словно море, согреет землю.

Свежесть подарит засушливым летом.

Воды его, разливаясь без края,

Блещут немеркнущим солнечным светом.

К людям хорошим в дальние страны

Катятся волны с горячим приветом.

Русский язык - безграничное море!..

В глуби морской я дождался улова:

Выловил ключ, открывающий радость,-

Этим ключом было русское слово…

…В сад прихожу под зелёные своды:

Как здесь отрадно, красиво и ново;

Если ж в саду и садовник отменный,

Кажется - в мире нет счастья иного!

Также и в класс мой пришёл я когда-то –

Он был подобен зелёному своду:

Русская женщина с доброй душою

Не уступала ни в чем садоводу…

Русское слово я пил неотрывно,

Как родниковую звонкую воду;

Сколько бы влаги живой не вбирал я _

Жажда сильнее была год от году.

Русский язык! В нём, как в море бездонном,

Черпаю силы для смелых решений;

Он вдохновляет на труд беззаветный

Ради грядущих прекрасных свершений.

1 Ведущий.

Какая же загадка кроется в этом «великом. могучем» русском языке? Чем же он так интересен и нам и людям других национальностей? Чем он богат? Конечно же словами.

2 Ведущий. Слово понадобилось человеку для того , чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать.

Мы начинаем узнавать мир по его именам. Язык здесь – учитель, а каждое слово – небольшой урок «всего ведения».

1 Ведущий. Только человек обладает даром речи. С помощью слова люди общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает природу, мир. Всегда ли мы умеем описать то, что видим, слышим, чувствуем? Всегда ли мы умеем пользоваться богатством нашего языка?

3. Сценка.

(Лёша сидит читает книку. В комнату входит меньший брат Вовка.)

В.:Лёш, ты что читаешь?

Л.: «Школу» Гайдара.

В.:Интересная?

Л.: Ух! Прямо во! Хочешь расскажу?

В.: Расскажи.

Л.: Только всю книгу долго, я один вот этот кусочек. Тут, понимаешь, какая штука. Они шли, а Чубук внизу, а этот. Значит, как увидит этих-то, ну, как их. А те тогда бух вниз. А потом же и эти. Значит, как сцепятся, понимаешь, с тем самым солдатом. А тот как растерялся и его за палец цап! А потом тот его прикладом раз! И связали. Здорово, а?

В.: Здорово, только я, Лёша, ничего не понял.

Л.: Бестолковый ты какой, Вовка. Ну, понимаешь. Этот самый тем!.. и вдруг справа белый. А тот ему знаки – давай, значит, хватай. И только раз – и готово. Теперь понял?

В.: А я, Лёша, опять ничего не понял.

Л.: (вскочил) Тьфу ты! (кричит) Ну, этот, как его.. Боря, понимаешь, справа… А, да что тебе объяснять! (машет рукой) Давай отсюда, раз не понимаешь. Значит, рано тебе ещё такие книги читать.

1 –ый чтец : Стихотворение «Выучи русский язык» (С. Абдулла)

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!



Он твой наставник - великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!



Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи русский язык!



Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово -

Выучи русский язык!



Мир разобщенных, безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен,

Выучи русский язык!



2-ой чтец: Стихотворение «Русский язык»( М .Гетуев)

Спросят меня: что похожее на море?

- Русский язык, - не замедлю с ответом.

Он, словно море, согреет зимою,

Свежесть подарит засушливым летом,

Воды его, разливаясь без края,

Блещут немеркнущим солнечным светом,

К людям хорошим в далёкие страны

Катятся волны с горячим приветом

Русский язык - безграничное море.

В глуби морской я дождался улова:

Выловил ключ, открывающий радость, -

Этим ключом было русское слово.

. В сад прихожу под зелёные своды,

Как здесь отрадно, красиво и ново;

Если ж саду и садовник отменный,

Кажется - в мире нет счастья иного!

Так же и в класс мой пришел я когда-то -

Он был подобен зелёному своду;

Русская женщина с доброй душою

Не уступала ни в чем садоводу.

Русское слово я пил неотрывно,

Как родниковую звонкую воду;

Сколько бы влаги живой ни вбирал я -

Жажда сильнее была год от году.

Русский язык, словно горы и воздух,

Словно огни городов и селений;

Он мне родной, как родной мне балкарский

...................

Русский язык! В нём, как в море бездонном,

Черпаю силы для сиялых решений;

Он вдохновляет на труд беззаветный

Ради грядущих прекрасных свершений!



3-ий чтец: Стихотворение «О родном языке» (Галина Пурга)

Уму и сердцу язык твой проводник,

Без него попадёшь ты в тупик.

Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,

Ты без него уже не ты.



Язык твой как родная мать,

Которую не унижать нельзя, не оскорблять.

Его ты должен, друг, благодарить

За то, что правильно умеешь говорить.



Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,

Люби его за то, что он могуч.

Язык твой – щит, твоё общенье

Не допусти к нему пренебреженья.



Не дай повесить родному языку чужой ярлык.

Наследие твоё – твоя земля и твой язык

И искажать его невеждам не давай,

Об этом ты, дружок, не забывай

2 Ведущий. Диалектные слова – часть русского национального языка. Иногда для создания особого колорита произведения писатели и поэты включают в тексты диалектизмы. Например, поэт А. Яшин в стихотворение «Родные слова» вводит много слов из северного диалекта.

Чтец. Родные, знакомые с детства слова

Уходят из обихода:

В полях поляши – тетерева,

Летятина – дичь,

Пересмешки – молва,

Залавок – подобье комода.

Не допускаются в словари

Из сельского лексикона:

Сугревушка,

Фыжики – снегири;

Дежень,

Воркуны вне закона.

Слова исчезают как пестери,

Как прясницы и веретена.

Возимкой

Неполный мешок с зерном

Вчера назвала мельничиха,

Поднёбицей – полку под потолком,

Клюкву - журавлихой.

Нас к этим словам привадила мать,

Милы они с самого детства.

И ничего не хочу уступать

Из вверенного наследства,

Но как отстоять его,

Не растерять.

И есть ли такие средства?

(Звучит фонограмма казачьей донской песни «Дон наш – батюшка!».)



3Ведущий. Диалектные слова широко использовал в своих произведениях М.А.Шолохов. Вот некоторые донские диалектизмы из романа «Тихий Дон»:



Курень – дом с постройками,

Проулок – пространство между домами,

Подвеска – верёвка, на которой вешают занавеску,

Чирик – сапог без голенища,

Привада – приманка,

Зараз – сейчас,

Жито – зерно,

Надысь – на днях, недавно,

Серники – спички.

1 Ведущий. Путешествие в страну Русского языка начинается ещё в начальной школе. Мы узнаём о звуках, буквах, о морфемах, о частях речи, о членах предложения, знакомимся с правилами орфографии и пунктуации.

2 Ведущий .Сейчас, наверное, любой школьник без труда отличит прилагательное от существительного. А давайте вспомним героя бессмертной комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не повешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак - прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.

Митрофан. И ведомо.

3 Ведущий .А теперь немножко поиграем и посмотрим, как вы знаете свой родной русский язык.

Игры - разминка

1).Измените число имён существительных.

Тропа – тропы Поля – поле

Гора – горы Холмы – холм

Трава – травы Голова – головы

Стена – стены Цена – цены

2). Образуйте форму множественного числа от слов:

Кот – коты Пень – пни Диво - …

Плот – плоты Лень - … Цыплёнок – цыплята

Грот - … Дуга – дуги Козлёнок – козлята

Беда – беды Рука – руки Бочонок - …

Река – реки Мука - …

Еда - … Слива – сливы

День – дни Грива – гривы



3).О каких знаках препинания идёт речь?

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала.

(Восклицательный знак.)



Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.

(Вопросительный знак.)



Известно миру с давних пор,

Что знак я немаловажный.

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый.

(Многоточие.)

4).Какое слово имеет корень такой же, как и в слове сказка, суффикс такой же, как ив слове извозчик, приставку туже, что и в слове расход? (Рассказчик.)

Что это за слово? Корень его находится в слове преподносить, приставка – в слове выписать, суффикс и окончание – в слове терпеливый. (Выносливый.)

Корень тот же, что и в слове целый, первый суффикс – как в слове дружина, второй – как в слове высотник. (Целинник.)

Приставка, суффикс и окончание те же, что и в слове появление, а корень - как в слове ручка. (Поручение.)

1 Ведущий. Чтобы владеть нашим русским языком, чтобы он действительно стал родным, нужно любить его и учить.

Чтец. О, русской речи ширь и краткость,

Мне близок строй ее и мил, -

Моя опора, гордость, радость,

3. Интеллектуальная игра «Знаешь ли ты русский язык»

1. Конкурс “Шарада ”.

Шарады - слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

Предлагается разгадать всем вместе шараду:

Первый слог - занятие рыбака,

слог второй спроси у мясника.

Целое спортсмена отличает,

но и нам с тобой не помешает.

(Лов-кость)

Команды занимают место за своим столом. Можно разделить детей и на три команды.

2. Конкурс “Из слова - слово, но другое”.

Анаграмма - это новое слово, составленное из одних и тех же всех букв данного слова. Может получаться из одного слова и несколько слов.

Для каждой команды на ватмане написать отдельно одинаковый вариант слов. Закрепить на стенд, один лист на одну сторону стенда для одной команды, второй лист - на другую.

Задание: найти командой анаграммы к словам. Каждый из участников подбегая к стенду, записывает рядом со словом полученный вариант анаграммы. Та команда, которая быстрее справится с заданием, и получает очко.

Найди анаграммы к словам:Бокал – (колба)

Каприз – (приказ)

Уклон – (клоун, кулон, колун)

Автор – (отвар, рвота, товар)

Апельсин – (спаниель)

Кобура – (уборка)

Ромашка – (мошкара)

Шрам – (марш)

Карета – (ракета)

Осколок – (колосок)

Ростки – (строки)

Шнурок – (коршун)

Старик – (стирка)

Пальто – (лапоть)

3. Конкурс “Лингвитические примеры”. На доске написать пример.

Задание: попробуйте из каждой пары слов путем перестановки букв составить третье слово - крупный город. Все буквы должны быть использованы.

Примеры предлагать по одному одновременно для обеих команд. Игрок, который первый правильно решит пример, приносит очко своей команде.

Раб + луна = ? (Барнаул)

Ров + сто = ? (Ростов)

Мухи + ус = ? (Сухуми)

Вьюн + лис = ? (Вильнюс)

Уха + раб = ? (Бухара)

Лог + вода = ? (Вологда)

Рог + дно = ? (Гродно)

Мази + ил = ? (Измаил)

Тоска + ром = ? (Кострома)

4. Конкурс “Магическое слово”. Задание: Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

На доске написать: ПЕ (...) ОЛ

БАЛ (...) ЕДА

(СОК)

(БЕС)

пе(сок)

бал(бес)

(сок) ол

(бес)еда

Команда, которая быстрее справится с заданием, и получает очко.

Розыгрыш специального приза среди участников и зрителей. Тот, кто разгадает задание повышенной трудности:

ДИК (…..) ЕЦ

(ОБРАЗ)

Если никто не смог справиться с заданием, измените условия игры. Предложите найти ответ на эту задачу в зале, где проходит игра. (Заранее спрячьте карточку с ответом).

5. Конкурс “Зашифровщик”.

Вариант анаграмм - восстановление слов из произвольно перемешанных букв.

Раздать каждой команде по листу с подготовленным заданием.

Задание1: Попробуйте решить анаграмму и заодно исключить лишнее слово: АЧЫС

ТЛОС

КАФШ

ВИНДА

(часы)

(стол)

(шкаф)

(диван)

Та команда, которая быстрее справится с заданием, и получает очко.

Задание2: Команды должны зашифровать аналогично свой вариант слов для команды противника. Происходит обмен зашифровок.

Та команда, которая быстрее разгадает, и получает очко.

6. Конкурс “Наборщик”.

Командам предложить составить из букв одного слова, как можно больше разных слов. Это должны быть имена существительные нарицательные в именительном падеже, в единственном числе. Та команда, которая больше составит слов, выигрывает.

Учитель: Заканчивая наш вечер, хочу, чтобы вы дома поразмышляли над тем, о чем мы сегодня говорили. И пусть помогают вам в этом слова А.А. Ахматовой, написанные в феврале 1942г. Они и сегодня звучат как клятва. Лучше, по – моему, не скажешь.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова.

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

VI. Подведение итогов конкурсов, награждение победителей.

VII. Заключительное слово учителя

.Любить русский язык – это значит любить свою Родину. Знать русский язык – это значит уважать себя, свой народ. Великий русский язык достоин этого! День русского языка – дань уважения к нему на государственном уровне и напоминание о его огромной роли в мире! Помните это и гордитесь тем, что вы пользуетесь русским языком!

(Звучит фонограмма песни «Гляжу в озёра синие». Муз.Л.Афанасьева, сл. И.Шаферана.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!