Сценарий лингвистической квест-игры
«ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Форма проведения мероприятия: квест- игра - путешествие по станциям.
Участники: ученики 4-5 классов
Продолжительность квеста: 1 час
Место проведения: учебные кабинеты, территория школы.
Оборудование: словари, справочники, энциклопедии, учебники русского языка, Интернет, оборудование для мультимедиа.
Ход мероприятия:
(в актовом зале)
Ведущий: Здравствуйте. Я рада приветствовать вас на лингвистической квест-игре «Тайны русского языка». Главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенком мы засыпаем под монотонное звучание бабушкиных сказок. А ведь сказка – это язык. Вы ходите в школу. В речи учителя, на страницах книг развертывается перед вами огромная Вселенная, отраженная в словах. Вы узнаѐте о том, что было сто и даже тысячу лет назад. И все это благодаря родному языку. На земном шаре насчитывается более 2000 языков. Есть языки, на которых говорит всего несколько человек; а есть языки, на которых говорят миллионы человек. И в этой большой семье языков русский язык занимает особое место. И чтобы любить русский язык, надо его знать. Ведь не зря говорят, что без грамматики не выучить и математики. И сегодня, ребята, вы сможете показать свою находчивость, смекалку и еще раз проверить свои знания по русскому языку.
Ведущий: Мы собрались сегодня, чтобы провести лингвистическую квест-игру «Тайны русского языка». Сейчас я вам объясню правила игры. В квест-игре 5 разных станций. На каждой остановке вы должны выполнить определѐнное задание, и только после этого получите подсказку, для того чтобы перейти на следующую станцию. Передвигаться вам поможет карта. Сбиваться с маршрута не рекомендуется. Победителем станет тот, кто быстрее пройдет все станции.
Ведущий: Для того чтобы получить карту, вам необходимо ответить на вопросы:
(Вопросы задаются командам по очереди.)
Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)
В каком слове буква я встречается семь раз? (Семь-я.)
Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)
Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)
Какие два местоимения мешают транспорту? (Я-МЫ.)
Какие три местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты.)
Кто скорее других заменит все предложение антонимами: Летнее утро наступило? (Зимний вечер закончился)
Ведущий: Итак, у нас 2 команды. Каждая сейчас доказала, что способна окунуться в тайны русского языка. (Идёт вручение карт).
Вы видите, на них указана 1-я маршрутная станция. По мере вашего движения вы будете получать всё новые подсказки, которые укажут ваш дальнейший путь. Вы должны совещаться, чтобы отвечать правильно, доверять друг другу, быть одним сплочённым коллективом. Начинаем!
1 команда (5 класс):
1. Станция «В мире слов»
2. Станция «Корректорская»
3. Станция «Волшебная шкатулка»
4. Станция «Грамматическая арифметика»
5. Станция «Фольклорная»
2 команда (4 класс):
1. Станция «Волшебная шкатулка»
2. Станция «Грамматическая арифметика»
3. Станция «В мире слов»
4. Станция «Корректорская»
5. Станция «Фольклорная»
Станция «В мире слов» (кабинет литературы)
- Здравствуйте, ребята! Вы оказались на станции «В мире слов». Сейчас мы с вами попробуем разгадать тайны, связанные с историей языка, этимологией, толкованием слов. Для этого вам нужно выполнить задания. Если вы справитесь с ними, то получите конверт, в котором находится подсказка. С помощью подсказки вы сможете найти следующую станцию.
1 задание: объясните значения устаревших слов. Соотнесите стрелочками слова с их значениями.
Тать | Вор |
Вепрь | Кабан |
Ланита | Щека |
Агнец | Ягнёнок |
Рамо | Плечо |
Десница | Правая рука |
Око | Глаз |
Зеница | Зрачок |
Стезя | Путь |
Лихо | горе |
2 задание: Владимир Иванович Даль (1801-1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова? Соотнесите стрелочками слова с их значениями.
Волнователь | Агитатор |
Глазоём | Горизонт |
Ловкосилие | Гимнастика |
Подобень | Портрет |
Сине-алый | Фиолетовый |
Дальнеразговорня | Телефон |
Путевик | маршрут |
3 задание: Из какого языка пришли в нашу речь эти слова? Назовите их буквальное значение. Соотнесите стрелочками слова с их значениями.
Тинейджер | Англ. «человек в возрасте от 10 до 19 лет» |
Тайфун | Китайск. «большой ветер» |
Фол | Английск. «нечестный, подлый» |
Карате | Японск. «голыми руками» |
Шабаш | Еврейск. «суббота» |
Подсказки:
Для 5 класса:
- в этом кабинете изучают иностранные языки.
Для 4 класса:
- в этом кабинете изучают иностранные языки.
«Станция Волшебная шкатулка» (кабинет Дубовой Т.Н.)
- Здравствуйте, ребята! Вы оказались на станции «Волшебная шкатулка». Сейчас мы с вами попробуем немного поколдовать. Для этого вам нужно выполнить задания. Если вы справитесь с ними, то получите конверт, в котором находится подсказка. С помощью подсказки вы сможете найти следующую станцию.
Задание 1
- У меня в мешочке четыре волшебных слова: АРД, УГЛ, ОЛПК, КУАШТ. Вообще-то словами их трудно назвать. Однако каждое из них при колдовстве может превратиться в одно, а то и в два настоящих слова. Достаточно просто переставит буквы. А вы умеете колдовать? Тогда вперёд, мешочек для вас открыт и буквы ждут перестановки.
Ответ: (Дар, рад; Луг, гул; Полк, клоп; Шутка)
Задание 2
- У меня приготовлена шкатулка, в которой лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет.
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)
2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)
3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)
4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)
5. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки. (Колесо)
6. Он бывает Александрийский, исполнительный, больничный и обходной. С него можно петь, играть или читать без предварительной подготовки. Иногда он пристаёт или дрожит, как у известного дерева. Что это? (Лист.)
Задание 3
- А мы с вами продолжаем колдовать. Вы должны в течение 3 минут должны написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву.
Пример: Росла рядышком роза. Розовая роза редкая.
1 команда - п; 2 команда - м
Подсказки:
Для 5 класса:
- в этом помещении учителя находятся каждую перемену. Для того чтобы узнать название кабинета, образуйте от слова учитель новое слово с помощью суффикса ск.
Для 4 класса:
- в этом помещении учителя находятся каждую перемену. Для того чтобы узнать название кабинета, образуйте от слова учитель новое слово с помощью суффикса ск.
Станция «Корректорская» (кабинет английского языка)
- Здравствуйте, ребята! Вы оказались на станции «Корректорская». У меня есть конверт, который предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (Синонимы) Наш получатель проживает в квартире №1. Зовут его Смелый. Назовите имена остальных братьев, проживающих в этой квартире (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный).
- Хозяин квартиры прочитал письмо вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам». Ребята, а давайте вместе поможем Синонимам! А они вам дадут следующую подсказку, с помощью которой вы найдете следующую станцию.
- Послушайте 1 задание: Отредактируйте текст, используя синонимы.
«После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».
- Жильцов квартиры номер два
Застать сумели мы едва.
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.
- Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой весёлый (Антонимы).
- Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от другого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождём или в речке тонуло.
Задание 2: Помогите братьям прочитать письмо.
«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…»
Подсказки:
Для 5 класса:
- в этом кабинете получают знания учащиеся начальной школы. Классный руководитель Дубова Татьяна Николаевна.
Для 4 класса:
- в этом помещении дети и кушают, и выступают.
Станция «Грамматическая арифметика» (учительская 2 этаж)
- Здравствуйте, ребята! Вы оказались на станции «Грамматическая арифметика». Сейчас мы с вами будем решать лингвистические примеры. Если вы справитесь с ними, то получите конверт, в котором находится подсказка. С помощью этой подсказки вы сможете найти следующую станцию.
Задание 1.
- Решите примеры:
Ба + деревянный сосуд = летающее насекомое (бабочка)
До + зарытые в земле ценности = (доклад)
Кабан – ан + лук = (каблук)
Автор – р + мода – да + бильярд – ярд = (автомобиль)
Задание 2:
- А знаете ли вы, что такое метаграммы? (Загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы на другую получается новое слово.) Давайте разгадаем несколько таких загадок.
1) Я символ власти, нужный королю.
Но если «н» на «в» сменить –
Я травку на лугу щиплю
И можете меня доить.
(корона – корова)
2) Когда я с т - на мне плывут.
Когда я с д - меня сорвут.
(Плот - плод.)
3) С к я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне,
С п, от вас не утаю,
Тоже в школе я стою.
(Карта – парта.)
4) Я безумно с гайкой дружен,
Нас водою не разлить.
А больным я буду нужен,
Если «в» на «б» сменить.
(винт – бинт)
5. Металл я ценный – это ясно,
Но букву первую смени,
И местом стану я опасным,
Смотри во мне не утони.
(золото – болото)
6. Вырвать можешь ты меня
Из тетрадки иль альбома.
Сменишь «л» на «а» – и я
Вью гнездо на крыше дома.
(лист – аист)
7. С буквой «Г» - лечу
И с буквой «В» - лечу.
(«Врач» - «грач»)
Подсказки:
Для 5 класса:
- в этом помещении дети и кушают, и выступают.
Для 4 класса:
- в этом кабинете дети изучают произведения Пушкина, Лермонтова, Есенина.
Станция «Фольклорная» (актовый зал)
- Здравствуйте, ребята! Вы оказались на станции «Фольклорная». Язык помогает нам сохранить народную мудрость, содержащуюся в пословицах и поговорках. Важность и красоту пословиц оценил сам народ: «Речь без пословицы – что еда без соли». Все народы едины во мнении, что пословицы передают основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Знание пословиц может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.
- Из моего рассказа, я думаю, что вы поняли, о чем пойдет речь на этой станции. Сейчас я проверю, какие вы знаете пословицы. Если вы справитесь с заданиями, то получите конверт, в котором находится подсказка. С помощью этой подсказки вы сможете найти следующую станцию.
Задание 1
- Слово имеет смысл. Перед вами пословицы-перевертыши. Вспомните, что такое антонимы? Каждое слово в пословице замените антонимом, подчеркнутые слова не меняйте.
Новый враг хуже старых двух. (Старый друг, лучше новых двух.)
Все плохо, что плохо начинается. (Всё хорошо, что хорошо кончается)
Задание 2
- К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы. Например, удмуртская пословица: «Слово не стрела, а сердце пронзает». Ей соответствует русская: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
Киргизская: «Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской – устанешь». (Тише едешь – дальше будешь».)
Таджикская: «Ещё не знал никто и никогда роз без шипов, а удачу без труда». (Без труда не вынешь и рыбку из пруда.)
Каракалпакская: «Если кривы дерева, то и тень от них крива». (Яблоко от яблони недалеко падает.)
Украинская: «И живи до старости и учись до старости». (Век живи – век учись.)
Малайская: «Кончил шить – оборвал нить». (Кончил дело – гуляй смело.)
Английская: Родился с серебряной ложкой во рту. (Родился в рубашке)
Английская: Спешащий таракан в суп попадет. (Поспешишь – людей насмешишь).
Английская: Нечего ругать кошку, когда сыр съеден (После драки кулаками не машут).
Подведение итогов (вручение грамот)
Ведущий: «Каждое произнесённое тобой СЛОВО – ЖИВОЕ, оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём, память, историю, предназначение, силу и нежность. Только люди об этом почему-то забыли,» - это мысли русских мудрецов. Мы рады, что сегодня, открывая тайны родного языка, вы смогли ощутить его силу. Мы надеемся, что вы будете любить и беречь наш русский язык!
9