МОУ «Старобешевская школа №2»
Сценарий открытого воспитательного мероприятия
Литературно-музыкальная гостиная
«Строки, опалённые войной»
Учитель русского языка и литературы
Шпатусько А.А.
2017 г.
Оформление: Музыкальные произведения: «Журавли» в исполнении М. Бернеса,
«Священная война», «Бьется в тесной печурке огонь», «Огонёк», «Его зарыли в шар земной», «День Победы», мультимедийная презентация.
Зрительный ряд: Творческие работы учащихся
Цель: воспитывать чувство патриотизма; развитие речи, творческих способностей учащихся
Ход мероприятия:
Учитель: Добрый день, друзья! Мы рады видеть вас в нашей литературной гостиной, которая проводится в рамках недели «Русского языка и литературы».
Ведущий 1: Все дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, но время бессильно ослабить память человечества о мужестве советских людей.
Ведущий 2. В годы войны не было ни одного дня, который можно было бы вычеркнуть из народной памяти. Каждый день войны был подвигом миллионов.
Ведущий 1. С первых дней боев начала складываться летопись Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война – самая жестокая, самая кровопролитная в истории человечества. О ней так много сказано, о ней так много написано… Сегодня в нашей литературной гостиной будем говорить о поэтах, с первых дней войны вставших вместе со своим народом на борьбу с фашизмом. Их оружием были и винтовка, и слово… Они мёрзли в окопах, ходили в атаку и писали о войне. Поэты-фронтовики – особая каста, особый народ, не приученный лгать, хитрить и выгадывать. Поэзия войны очень сильна, пронзительна, её невозможно читать без слёз и без комка в горле.
Ведущий 2. Сейчас, мы вспомним о некоторых из тех, чьи стихотворные строки стали летописью войны.
Ведущий 1. Истинным символом борьбы, грозного сопротивления и уверенности в победе стала гимнически-маршевая песня Лебедева-Кумача на музыку А.В.Александрова «Священная война», текст опубликован в газете «Известия» через 2 дня после начала войны, 24 июня 1941.
Звучит песня «Священная война» в исполнении ______ класса.
Выходят чтецы.
1 Чтец:
Павел Шубин. Полмига.
Нет, не до седин, не до славы
Я век свой хотел бы продлить.
Мне б только до той вон канавы
Полмига, полшага прожить.
Прижаться к земле – и в лазури
Июльского ясного дня
Увидеть оскал амбразуры
И острые вспышки огня.
Мне б только вот эту гранату,
Злорадно поставив на взвод,
Всадить её, врезать, как надо,
В четырежды проклятый дзот.
Чтоб стало в нём пусто и тихо,
Чтоб пылью осел он в траву!
...Прожить бы мне эти полмига,
А там я сто лет проживу.
1943 год
Ведущий 2. Из девятого класса московской школы ушел на фронт Булат Окуджава. Был минометчиком, связистом и взводным запевалой.
Впоследствии вспоминал: «На войну я пошел добровольцем, после 9 класса в 1942 году. Пошел не из жажды приключений, а воевать с фашизмом. Был патриотически настроенным мальчиком, но романтическим тоже. Романтизм скоро улетучился: оказалось, что война – это тяжелая кровавая работа».
Учитель: В литературную гостиную обычно приглашают поэтов, стихи которых будут читать, но время неумолимо бежит вперёд, со времени окончания ВОВ прошло уже 72 года. Всё меньше и меньше среди нас участников этого страшного события. 12 июня 1997 года ушёл из жизни и Булат Окуджава, поэт, которому посчастливилось живым вернуться домой, и совершенно замечательно, что существуют кинематограф, телевидение, которые сохранили нам живой голос поэта, чья молодость прошла в военных окопах.
Видеофильм – Б. Окуджава исполняет песню «Бери шинель, пошли домой…»
Девушки танцуют вальс (Вальс фронтовой медсестры).
Читает девушка (в форме, с медицинской сумкой) в роли Юлии Друниной:
Застенчивость. Тургеневские косы.
Влюбленность в книги, звезды, тишину.
Но отрочество поездом с откоса
Вдруг покатилось с грохотом в войну…
Меня зовут Юлия Друнина. Когда началась война, мне было семнадцать лет. Это было ужасно обидно, ведь тогда, в июне-июле 1941 года, шестнадцатилетние и семнадцатилетние боялись, что война окончится раньше, чем они успеют в ней поучаствовать… Я завидовала тем девушкам, кто был старше на год и значит – мог попасть на фронт: в санинструкторы, в стрелковые батальоны, в авиацию, в радистки. Когда закончится война, я стану известной поэтессой, а пока мы, девчонки-сандружинницы, радуемся, что попали на фронт, что нам удалось поучаствовать в великих сражениях. Но насколько тяжело это – воевать и выживать, а самое главное, спасать раненых бойцов, несмотря ни на что. Холод, сырость, длительные переходы, когда буквально падаем от усталости, а надо все равно идти, просто потому, что надо… Я обязательно напишу о том, что мы пережили, как мы завоевали победу.
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы — девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты —
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Ведущий 2. С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. Его поэма «Василий Теркин» – это энциклопедия Великой Отечественной войны. Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный ее быт, тут сама жизнь, где рядом подвиги и обыденные поступки, шутка, смех, слезы.
Инсценировка сцены из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин».
О НАГРАДЕ (На привале)
Теркин: -
Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
На медаль. И то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал
На родную сторону.
Буду ль жив еще? - Едва ли.
Тут воюй, а не гадай.
Но скажу насчет медали:
Мне ее тогда подай.
Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:
Дело самое простое -
Человек пришел с войны.
Вот пришел я с полустанка
В свой родимый сельсовет.
Я пришел, а тут гулянка.
Нет гулянки? Ладно, нет.
Я в другой колхоз и в третий -
Вся округа на виду.
Где-нибудь я в сельсовете
На гулянку попаду.
И, явившись на вечерку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я «Казбек».
И сидел бы я, ребята,
Там как раз, друзья мои,
Где мальцом под лавку прятал
Ноги босые свои.
И дымил бы папиросой,
Угощал бы всех вокруг.
И на всякие вопросы
Отвечал бы я не вдруг.
Солдаты - Как, мол, что?
Теркин::- Бывало всяко.
Солдаты - Трудно все же?
Теркин:- Как когда.
Солдаты - Много раз ходил в атаку?
Теркин - Да, случалось иногда.
И девчонки на вечерке
Позабыли б всех ребят,
Только слушали б девчонки,
Как ремни на мне скрипят.
И шутил бы я со всеми,
И была б меж них одна...
И медаль на это время
Мне, друзья, вот так нужна!
Ждет девчонка, хоть не мучай,
Слова, взгляда твоего...
Солдаты - Но, позволь, на этот случай
Орден тоже ничего?
Вот сидишь ты на вечерке,
И девчонка - самый цвет.
Теркин - Нет, - сказал Василий Текин,
И вздохнул. И снова: - Нет.
- Нет, ребята. Что там орден.
Не загадывая вдаль,
Я ж сказал, что я не гордый,
Я согласен на медаль.
_____________________________________________________________________________
Поэт:
Теркин, Теркин, добрый малый,
Что тут смех, а что печаль.
Загадал ты, друг, немало,
Загадал далеко вдаль.
Где девчонки, где вечерки?
Где родимый сельсовет?
Знаешь сам, Василий Теркин,
Что туда дороги нет.
Нет дороги, нету права
Побывать в родном селе.
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Ведущий 1: А.Т. Твардовский сказал:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там…
На фронтах ВОВ погибло 48 известных поэтов. Самому старшему из них – Самуилу Росину – было 49 лет, самым младшим – Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому – едва исполнилось 20. Эти люди были очень разными по таланту, по возрасту, по своим предфронтовым судьбам. Некоторые из них уже успели войти в литературу и издать книги, другие только начали печататься, но их роднит одно – любовь к Родине.
Ведущий 1. Константин Симонов. Всю войну проработал корреспондентом газеты «Красная звезда», знал войну изнутри.
Стихотворение К. Симонова «Родина», в исполнении _____________________________
Ведущий 2: Поэты на фронте писали о смерти и бессмертии, о судьбе народа, о ненависти к врагу, о боевом братстве и товариществе, о любви и верности. Они мечтали о победе, и их поэзия продолжает жить в наших сердцах.
Сергей Орлов писал:
А мы такую книгу прочитали...
Не нам о недочитанных жалеть.
В огне багровом потонули дали
И в памяти остались пламенеть.
Кто говорит о песнях недопетых?
Мы жизнь свою, как песню, пронесли.
Пусть нам теперь завидуют поэты:
Мы все сложили в жизни, что могли.
Учитель: Ребята, мы сегодня с вами, вспоминали о поэтах-фронтовиках, читали их стихотворения, пели песни. Мне хотелось бы, чтобы эта встреча надолго осталась в вашей памяти, в ваших сердцах.
Напоследок, мы прослушаем песню Яна Френкеля «Журавли» в исполнении Марка Бернеса. Автором стихов является поэт Расул Гамзатов, он не был участников ВОВ, но его песня звучит как гимн об ушедших и не вернувшихся с войны солдат
Поэт посвятил эту песню погибшим на войне старшим братьям.
Звучит песня в исполнении _______________________-
Ведущий 1. Помните!
Через века,
через года,—помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,—
помните!
Ведущий 2. Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте достойны!
Ведущий 1. Люди!
Покуда сердца
стучатся,—
помните!
Какою ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста,
помните!
ПРИЛОЖЕНИЕ

Юрий Ткаченко, учащийся 9 класса,
читает отрывок из поэмы
А. Твардовского «Василий Теркин»
Учащаяся 8 класса Сидяченко Александра в роли фронтовой медсестры
Юлии Друниной
Учащиеся 5 класса исполняют песню
«Священная война»

