СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Строки, опаленные войной"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассного мероприятия "Строки, опаленные войной" для учащихся 5-9 классов

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно-музыкальной композиции "Строки, опаленные войной"»

МОУ «Старобешевская школа №2»














Сценарий открытого воспитательного мероприятия

Литературно-музыкальная гостиная

«Строки, опалённые войной»









Учитель русского языка и литературы

Шпатусько А.А.

















2017 г.

Оформление: Музыкальные произведения: «Журавли» в исполнении М. Бернеса,

«Священная война», «Бьется в тесной печурке огонь», «Огонёк», «Его зарыли в шар земной», «День Победы», мультимедийная презентация.

Зрительный ряд: Творческие работы учащихся

Цель: воспитывать чувство патриотизма; развитие речи, творческих способностей учащихся


Ход мероприятия:

Учитель: Добрый день, друзья! Мы рады видеть вас в нашей литературной гостиной, которая проводится в рамках недели «Русского языка и литературы».


Ведущий 1: Все дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, но время бессильно ослабить память человечества о мужестве советских людей.

Ведущий 2. В годы войны не было ни одного дня, который можно было бы вычеркнуть из народной памяти. Каждый день войны был подвигом миллионов.

Ведущий 1. С первых дней боев начала складываться летопись Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война – самая жестокая, самая кровопролитная в истории человечества. О ней так много сказано, о ней так много написано… Сегодня в нашей литературной гостиной будем говорить о поэтах, с первых дней войны вставших вместе со своим народом на борьбу с фашизмом. Их оружием были и винтовка, и слово… Они мёрзли в окопах, ходили в атаку и писали о войне. Поэты-фронтовики – особая каста, особый народ, не приученный лгать, хитрить и выгадывать. Поэзия войны очень сильна, пронзительна, её невозможно читать без слёз и без комка в горле.

Ведущий 2. Сейчас, мы вспомним о некоторых из тех, чьи стихотворные строки стали летописью войны.

Ведущий 1. Истинным символом борьбы, грозного сопротивления и уверенности в победе стала гимнически-маршевая песня Лебедева-Кумача на музыку А.В.Александрова «Священная война», текст опубликован в газете «Известия» через 2 дня после начала войны, 24 июня 1941.

Звучит песня «Священная война» в исполнении ______ класса.


Выходят чтецы.




1 Чтец:

Павел Шубин. Полмига.

Нет, не до седин, не до славы

Я век свой хотел бы продлить.

Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить.

Прижаться к земле – и в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только вот эту гранату,

Злорадно поставив на взвод,

Всадить её, врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот.

Чтоб стало в нём пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву!

...Прожить бы мне эти полмига,

А там я сто лет проживу.

1943 год


Ведущий 2. Из девятого класса московской школы ушел на фронт Булат Окуджава. Был минометчиком, связистом и взводным запевалой.

Впоследствии вспоминал: «На войну я пошел добровольцем, после 9 класса в 1942 году. Пошел не из жажды приключений, а воевать с фашизмом. Был патриотически настроенным мальчиком, но романтическим тоже. Романтизм скоро улетучился: оказалось, что война – это тяжелая кровавая работа».


Учитель: В литературную гостиную обычно приглашают поэтов, стихи которых будут читать, но время неумолимо бежит вперёд, со времени окончания ВОВ прошло уже 72 года. Всё меньше и меньше среди нас участников этого страшного события. 12 июня 1997 года ушёл из жизни и Булат Окуджава, поэт, которому посчастливилось живым вернуться домой, и совершенно замечательно, что существуют кинематограф, телевидение, которые сохранили нам живой голос поэта, чья молодость прошла в военных окопах.


Видеофильм – Б. Окуджава исполняет песню «Бери шинель, пошли домой…»


Девушки танцуют вальс (Вальс фронтовой медсестры).

Читает девушка (в форме, с медицинской сумкой) в роли Юлии Друниной:

Застенчивость. Тургеневские косы.

Влюбленность в книги, звезды, тишину.

Но отрочество поездом с откоса

Вдруг покатилось с грохотом в войну…

Меня зовут Юлия Друнина. Когда началась война, мне было семнадцать лет. Это было ужасно обидно, ведь тогда, в июне-июле 1941 года, шестнадцатилетние и семнадцатилетние боялись, что война окончится раньше, чем они успеют в ней поучаствовать… Я завидовала тем девушкам, кто был старше на год и значит – мог попасть на фронт: в санинструкторы, в стрелковые батальоны, в авиацию, в радистки. Когда закончится война, я стану известной поэтессой, а пока мы, девчонки-сандружинницы, радуемся, что попали на фронт, что нам удалось поучаствовать в великих сражениях. Но насколько тяжело это – воевать и выживать, а самое главное, спасать раненых бойцов, несмотря ни на что. Холод, сырость, длительные переходы, когда буквально падаем от усталости, а надо все равно идти, просто потому, что надо… Я обязательно напишу о том, что мы пережили, как мы завоевали победу.

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы — девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты —

То юность моя в огне...

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.


Ведущий 2. С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. Его поэма «Василий Теркин» – это энциклопедия Великой Отечественной войны. Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный ее быт, тут сама жизнь, где рядом подвиги и обыденные поступки, шутка, смех, слезы.


Инсценировка сцены из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин».

О НАГРАДЕ (На привале)

Теркин: -

Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху.

Вот закончили б войну,

Вот бы в отпуск я приехал

На родную сторону.

Буду ль жив еще? - Едва ли.

Тут воюй, а не гадай.

Но скажу насчет медали:

Мне ее тогда подай.

Обеспечь, раз я достоин.

И понять вы все должны:

Дело самое простое -

Человек пришел с войны.

Вот пришел я с полустанка

В свой родимый сельсовет.

Я пришел, а тут гулянка.

Нет гулянки? Ладно, нет.

Я в другой колхоз и в третий -

Вся округа на виду.

Где-нибудь я в сельсовете

На гулянку попаду.

И, явившись на вечерку,

Хоть не гордый человек,

Я б не стал курить махорку,

А достал бы я «Казбек».

И сидел бы я, ребята,

Там как раз, друзья мои,

Где мальцом под лавку прятал

Ноги босые свои.

И дымил бы папиросой,

Угощал бы всех вокруг.

И на всякие вопросы

Отвечал бы я не вдруг.

Солдаты - Как, мол, что?

Теркин::- Бывало всяко.

Солдаты - Трудно все же?

Теркин:- Как когда.

Солдаты - Много раз ходил в атаку?

Теркин - Да, случалось иногда.

И девчонки на вечерке

Позабыли б всех ребят,

Только слушали б девчонки,

Как ремни на мне скрипят.

И шутил бы я со всеми,

И была б меж них одна...

И медаль на это время

Мне, друзья, вот так нужна!

Ждет девчонка, хоть не мучай,

Слова, взгляда твоего...

Солдаты - Но, позволь, на этот случай

Орден тоже ничего?

Вот сидишь ты на вечерке,

И девчонка - самый цвет.


Теркин - Нет, - сказал Василий Текин,

И вздохнул. И снова: - Нет.

- Нет, ребята. Что там орден.

Не загадывая вдаль,

Я ж сказал, что я не гордый,

Я согласен на медаль.

_____________________________________________________________________________

Поэт:

Теркин, Теркин, добрый малый,

Что тут смех, а что печаль.

Загадал ты, друг, немало,

Загадал далеко вдаль.

Где девчонки, где вечерки?

Где родимый сельсовет?

Знаешь сам, Василий Теркин,

Что туда дороги нет.

Нет дороги, нету права

Побывать в родном селе.

Страшный бой идет, кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.


Ведущий 1: А.Т. Твардовский сказал:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там…

На фронтах ВОВ погибло 48 известных поэтов. Самому старшему из них – Самуилу Росину – было 49 лет, самым младшим – Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому – едва исполнилось 20. Эти люди были очень разными по таланту, по возрасту, по своим предфронтовым судьбам. Некоторые из них уже успели войти в литературу и издать книги, другие только начали печататься, но их роднит одно – любовь к Родине.


Ведущий 1. Константин Симонов. Всю войну проработал корреспондентом газеты «Красная звезда», знал войну изнутри.

Стихотворение К. Симонова «Родина», в исполнении _____________________________


Ведущий 2: Поэты на фронте писали о смерти и бессмертии, о судьбе народа, о ненависти к врагу, о боевом братстве и товариществе, о любви и верности. Они мечтали о победе, и их поэзия продолжает жить в наших сердцах.

Сергей Орлов писал:

А мы такую книгу прочитали...

Не нам о недочитанных жалеть.

В огне багровом потонули дали

И в памяти остались пламенеть.


Кто говорит о песнях недопетых?

Мы жизнь свою, как песню, пронесли.

Пусть нам теперь завидуют поэты:

Мы все сложили в жизни, что могли.


Учитель: Ребята, мы сегодня с вами, вспоминали о поэтах-фронтовиках, читали их стихотворения, пели песни. Мне хотелось бы, чтобы эта встреча надолго осталась в вашей памяти, в ваших сердцах.

Напоследок, мы прослушаем песню Яна Френкеля «Журавли» в исполнении Марка Бернеса. Автором стихов является поэт Расул Гамзатов, он не был участников ВОВ, но его песня звучит как гимн об ушедших и не вернувшихся с войны солдат

Поэт посвятил эту песню погибшим на войне старшим братьям.

Звучит песня в исполнении _______________________-


Ведущий 1. Помните!

Через века,

через года,—помните!

О тех,

кто уже не придет

никогда,—

помните!

Ведущий 2. Не плачьте!

В горле

сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте достойны!

Ведущий 1. Люди!

Покуда сердца

стучатся,—

помните!

Какою ценой

завоевано счастье,—

пожалуйста,

помните!



























ПРИЛОЖЕНИЕ








Юрий Ткаченко, учащийся 9 класса,

читает отрывок из поэмы

А. Твардовского «Василий Теркин»










Учащаяся 8 класса Сидяченко Александра в роли фронтовой медсестры

Юлии Друниной







Учащиеся 5 класса исполняют песню

«Священная война»