Сценарий литературного вечера по повести В.А.Закруткина «Матерь человеческая»
Звучит музыка (Ирина Леонова «Лети, перышко» минус), на сцену выходят 2 ведущих
1-й: В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.
2-й: В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь.
1-й: В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.
2-й: В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.
1-й: В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.
2-й: В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.
Ведущий 1:
Вот только женщинам 40-х годов 20 века было уготовано совсем другое.
(Два ученика на фоне музыки 2 читают стихотворение Анны Сальниковой «Женщины войны»)
Ученик 1
О, эти женщины войны!
О, эти матери и жены!
Мы вашей памяти верны.
Вам наши низкие поклоны.
Сражались за клочок земли,
За сыновей безвинно павших.
Вам похоронки в дом несли,
Листки о без вести пропавших.
Медсестры, хрупкие до боли,
Откуда сил хватало вам?
Вы выносили с поля боя
Изнемогающих от ран.
И от рассвета до зари
Трудились рук не покладая.
На фабриках для фронта вы
Снаряды, пули отливали.
Ученик 2
О, эти женщины войны!
Вы горя видели немало.
Тяжелый труд вас не сломил
И выжить сил у вас хватало.
Разруху, голод, даже смерть,
Повсюду шедшую за вами,
Вы все смогли преодолеть.
Об этом не сказать словами.
И тяжесть страшной той войны
Ярмом легла на ваши плечи.
Ваш подвиг не забудем мы!
Его мы будем помнить вечно!
Ведущий 1:
Вторая мировая война - тяжелейшее испытание, которое выпало на долю нашего народа. Верность Отчизне, ненависть к врагу, вера в победу и стойкость помогали выживать в нечеловеческих условиях. Сотни писателей посвятили свои произведения, в которых неразделимо переплелись горечь поражения и радость победы, любовь и ненависть, верность и предательство, военной теме.
Ведущий 2:
Среди них и наш земляк, военный корреспондент Виталий Александрович Закруткин, прошедший дорогами войны от горных троп Кавказского хребта до Берлина. Всю войну писатель провёл на фронте вместе с народом, только ранения заставляли на время покидать передовую. Его очерки, корреспонденции с переднего края сражений рассказывали о советском человеке на войне, его мужестве и беззаветной храбрости.
(Показ презентации «Жизненный и творческий путь В.А.Закруткина»)
Ведущий 1:
Самым ярким и впечатляющим из произведений В.А.Закруткина является повесть «Матерь человеческая». В 1971 году за эту повесть ему была присуждена Государственная премия РСФСР имени Горького, а ЦК ВЛКСМ и Союз писателей СССР отметили повесть первой премией на конкурсе имени А.Фадеева.
Ведущий 2:
«Матерь человеческая» звучит как гимн женщине - символу жизни и бессмертия рода человеческого. В основе повести лежит реальный факт.
Ученик:
«Ранней осенью 1943 года,— пишет автор,— мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги...
В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора.
На хуторе не было ничего живого...
Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина... Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора... Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе... Эту женщину я не мог, не имел права забыть».
Ведущий 1:
Героиня повести – молодая женщина. В Гражданскую войну ее отца расстреляли белогвардейцы. Потом она потеряла мать. В Великую Отечественную фашисты повесили мужа и ребенка. Спрятавшись в кукурузном поле, она осталась жива. В сожженном хуторе она не находит себе места от горя. Женщина хочет умереть, но она не одна, в ней теплится другая, «отдельная жизнь» еще не родившегося ребенка.
(Показ видеоролика: ученица на фоне музыки 3 выразительно читает отрывок из повести):
Мария тихо заплакала. Облизывая на губах соленые слезы, прошептала:
— Ничего больше не будет… ни Ивана, ни сыночка Васятки… и никто уже не станет звать меня конопулей, и я лучше помру…
С детства не веря в бога, зная, что там, в глубокой синеве осеннего неба, ничто не услышит ее горячей молитвы, никто ей не ответит и ничто не поможет, она стала исступленно просить небо, чтобы ей была ниспослана смерть.
— Я не могу жить, господи, — давясь слезами, шептала Мария, — я не хочу жить. Может, ты все-таки есть, господи? Сделай так, чтоб я скорее отмучилась… Если ты есть, ты, господи, видишь мое горе! Разве можно так жить? У меня все отняли, удавили любимого моего Ваню, и сыночка Васеньку удавили, дите ни в чем не повинное… И хаты наши все спалили, одна зола от них осталась. И Саню, девчонку, как звери, убили. И людей всех угнали, никого не оставили… Не хочу я жить, господи! Пошли мне смерть! Забери меня с этой земли…
Так молилась Мария неведомо кому, так выкликала свою смерть. А жизнь властно звала ее, напомнив о том, что она не одна, что в ней теплится иная, пока еще слитая с измученным материнским телом, но уже своя, отдельная, слабая жизнь, что в чреве ее живет оно, еще незрячее, глухое, безъязыкое, малый комок, который растет днем и ночью.
Живой незрячий комок не видит, как жестоко истязают один другого люди, как безжалостно убивают они друг друга. Растущий в теплой тьме материнского чрева, глухой, он не слышит, как, уродуя землю, грозно гремят орудия смерти, не ощущает, как вздрагивает потрясенная земля, как натужно трещат вырываемые из земли живые корни деревьев. Безъязыкий, он не может сказать: «Опомнитесь, люди! Пожалейте себя, не убивайте жизнь на земле! Пожалейте тех, кто еще не пришел, но придет в мир! Пожалейте еще не рожденных, еще не зачатых! Оставьте им светлое солнце, и небо, и воды, и землю!.. Ведь это вы, мужчины и женщины мира, в прекрасной любви, в исступленных ласках, в торжествующем слиянии живой своей плоти вызываете к жизни нового человека, являющегося из небытия, чтобы наслаждаться обретенной жизнью и быть счастливым… Что вы оставите ему, которого сами воззвали к жизни? Дым пожаров, изувеченную землю, кровь, трупный смрад и черную пустыню? А он, идущий в мир, достоин иного. Он должен возделывать поля, трудиться в поте лица, чтобы добыть хлеб насущный. Так же, как вы, давшие ему жизнь, он захочет насладиться весной, песнями птиц, запахом цветов, лесной прохладой. И так же, как вы, он захочет обрести счастье в любви, в великом и таинственном слиянии человеческой плоти, в том несказанно прекрасном единстве мужчины и женщины, которое делает жизнь неистребимой и одолевает даже смерть… Оставьте ему все это, люди! Не убивайте его, идущего в мир! Он хочет жить…»)
Ведущий 2:
Жажда и голод вынуждают молодую женщину выйти из укрытия и пойти в хутор. Дорогою за ней увязалась собачка и несколько коров. От домов остались пепелища. В доме Марии уцелел только погреб. Открыв его, она обнаружила внутри немецкого солдата. Насколько сильна была ненависть к оккупантам у женщины, потерявшей сына и мужа. Мария исступленно кидается на фашиста с вилами. Но немец, совсем мальчишка, кричит: «Мама! Мама!». И сердце женщины-матери дрогнуло. Молодая женщина начинает ухаживать за раненым.
Ведущий 1:
Молодой немец все же умирает, и Мария остается совершенно одна. Она осознает долг перед угнанными в Германию односельчанами и собирает с полей урожай. Не только для себя, но и для тех, кто может вернуться домой. Чувство долга и надежда поддерживали ее одиночество. К ее жилищу приходят чудом уцелевшие лошади и овцы.
(Просмотр фрагмента фильма «Матерь человеческая»)
Ведущий 2:
В один из зимних дней Мария находит в стогу сена полузамерзших детей. Их детский дом эвакуировали, но поезд разбомбили фашисты. Семь чудом уцелевших малышей прятались от немецких солдат и шли, куда глаза глядят. Молодая женщина уводит детей к себе. Они стали для нее смыслом жизни.
(Инсценировка «Встреча Марии с детьми»)
Вдруг Марии почудилось, что она слышит глухие, невнятные человеческие голоса. Ослабив туго завязанный, сшитый из палаточного брезента платок, Мария прислушалась. Да, там, где стояла покрытая снегом копна сена, слышался детский плач, а два голоса, тоже детских, уговаривали кого-то, и Мария ясно услышала слова:
— Перестань плакать! Слышишь? Тебе говорят! Перестань, а то немцы придут, всех нас повесят…
Дружок и Дамка, навострив уши, поглядывали то на копну, то на Марию и всем своим видом показывали: в копне кто-то есть. Приученные новой хозяйкой, они не кидались очертя голову, чтобы облаять неизвестную им опасность, а ждали сигнала.
Мария предостерегающе подняла руку. Осторожно, стараясь не скрипеть снегом, пошла к копне. У самой копны остановилась, шепотом сказала собакам:
— Тихо!
Из копны послышался тот же слабый детский голос:
— Не плачь, Дашенька! Слышишь? Не плачь! Разве ты одна хочешь кушать? И Таня хочет кушать, и Наташа, и Лара, и Андрюша — все хотят кушать, а они, видишь, не плачут…
Обойдя копну, Мария увидела протоптанную в снегу тропу. Из причолка высокой копны сквозь подтаявший снег едва заметно струился призрачный парок. Сердце Марии сжалось. «Дети! — мелькнула у нее мысль. — Малые дети! Заблудились… голодные…»
Она наклонилась, разгребла сено. Увидела смуглое лицо худенькой девочки, ее широко раскрытые, полные страха карие глаза.
— Не бойтесь, деточки, — негромко сказала Мария. — Выходите! Немцев тут нет… Я одна… Тетя Мария меня зовут… Выходите, прошу вас…
Из копны вылезла черноглазая девочка лет тринадцати, такая изможденная и худая, что Мария дрогнула от жалости.
— Откуда вы, детки, и сколько вас тут? — спросила она, обняв девочку.
Девочка заплакала навзрыд, упала на снег, обхватила ноги Марии непослушными руками, невнятно залепетала:
— Нас тут много… Семеро… Мы из Ленинграда, из детского дома… Эвакуированные… Нас долго везли поездом, потом, когда немцы стали бомбить поезд, наши воспитатели были убиты и много детей сгорело… А мы, которые остались живыми, убежали… Бежали долго и заблудились… Нас было восемнадцать, осталось семеро… Одиннадцать умерло по дороге с голода — три девочки и восемь мальчиков… Не обижайте нас, тетечка… миленькая… нам всем очень холодно, и мы хотим кушать…
Опустившись на корточки, прижав к себе худое тельце едва прикрытой лохмотьями девочки, Мария забормотала, содрогаясь от рыданий:
— Голубяточки мои… Деточки родные… Выходите все… Все выходите… Я вас накормлю, напою, искупаю… Мы будем жить вместе… Я одна, совсем одна… и голоса человеческого давно не слышала…
Ведущий 1:
Трогателен финальный эпизод произведения В. Закруткина «Матерь человеческая»: советский командир опустился перед молодой женщиной на колени и прижался щекой к ее руке. Мария совершила великий подвиг – подвиг материнства, истоки которого были в милосердии, в вере и в великом материнском сердце.
Ведущий 2:
Писатель заставляет нас пережить горькую и возвышенную судьбу женщины, которая способна своей самоотверженной любовью спасти и сохранить погибающий мир. Сколько ни читаешь эту небольшую повесть, всегда переживаешь потрясение. Вечное остаётся вечным, и оно нужно нам сегодня так же, как тем, далёким, которые впервые поклонились Матери и воздали славу её терпению и любви.
(На фоне музыки «Ave Maria» ученица выразительно читает финальные строки повести)
Солнце поднялось выше. Густые кроны деревьев в старом парке, зеленая трава на полянах и цветы в клумбах после теплого ночного дождя пахли свежо и молодо. Хлопотали, охорашивались в кустах серые и черные дрозды. По усыпанной желтым песком аллее, чинно держась за руки, прошли мальчик и девочка. Красивая женщина в белом платье неторопливо катила детскую коляску. Внизу, у подножия холма, сверкали крыши древнего города.
Раскрашенная мадонна в каменной нише немыслимо синими глазами смотрела на детей, на птиц, на купола соборов, костелов и монастырей. Тени слегка колеблемых утренним ветром кленовых листьев причудливо играли на ее лице, но эта игра теней не оживляла ни румяных щек мадонны, ни мягко очерченных губ, ни кукольных глаз.
Я всматривался в ее размалеванное лицо, вспоминал историю простой русской женщины Марии и думал: «Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придет время — люди воздадут им должное…
Да, такое время придет. Исчезнут на земле войны, не будет убийств, грабежей, лжи, коварства, клеветы. Белые, черные и желтые люди станут людьми-братьями. Они не будут знать ни угнетения, ни голода, ни унижающей человека нищеты. Они обретут радость, счастье и мир.
Так будет. И, может, тогда не выдуманной художниками мадонне воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный монумент, а ей, женщине-труженице земли. Соберут белые, черные и желтые люди-братья все золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земли, и, сотворенный гением новых неведомых творцов, засияет над землей образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви…»
Ведущий 1:
Пока есть такие матери, жизнь не исчезнет. Мария действительно является матерью человеческой. Любовь страдающей души Марии неисчерпаема и постоянна. И каждый раз она в конкретных проявлениях: в любви к людям, к мужу и сыну, к обездоленным незнакомым детям, к родной земле, природе, животным.
Ведущий 2:
«Эту женщину я не мог, не имел права забыть», - пишет автор, еще раз напоминая нам, что мы тоже не должны забывать о наших матерях, о женщинах, вынесших все тяготы войны. Оказавшись в поистине трагических обстоятельствах, они сохранили духовную силу и стойкость, богатство и цельный внутренний мир и одарили всех своей материнской любовью.
Ведущий 1:
Советских женщин миллионы –
Вы героини этих лет.
И женский образ окрыленный
Войдет в историю побед.