Сценарий.
Литературная гостиная
«Я Вам пишу…»
(Любовь в письмах великих людей)
Литературная гостиная.
«Я Вам пишу…»
(Любовь в письмах великих людей)
Цель мероприятия: знакомство с любовными письмами великих людей; создание собственных любовных писем.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с текстами писем великих людей, эпистолярным жанром.
Проанализировать тексты любовных писем.
Научить учащихся писать письма о любви.
Воспитательные:
Формировать ценностно-мировоззренческие ориентиры;
Приобщать учащихся к вечным ценностям;
Возродить традиции несправедливо утраченного эпистолярного жанра;
Воспитывать искренность в отношениях.
Развивающие:
Пояснение к мероприятию:
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуро-сберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации.
Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.
Возможной формой интерпретации литературного материала является литературная гостиная.
Литературная гостиная – это синтез музыки, поэзии и других видов художественного искусства. Творческая среда литературной гостиной способствует самовыражению и самовоспитанию обучающихся, позволяет наиболее полно развивать коммуникативную и
предметную компетенции школьников с ярко выраженной литературно-творческой одаренностью. Данная форма мероприятия развивает общекультурный уровень, творческие и литературные способности, навыки поисково-исследовательской деятельности, побуждает к чтению, что совпадает с концепцией ФГОС.
Мероприятие рассчитано для учащихся 10-11 классов. Участники гостиной распределены по группам (7 групп – по количеству писем, которые будут анализироваться).
Литературная гостиная «Я Вам пишу…» имеет следующую структуру:
Стадия вызова
Стадия осмысления
Выполнение практического задания
Стадия рефлексии (на разных этапах)
Заключительная стадия
В процессе проводимого мероприятия на разных этапах занятия у учащихся формируются УУД (универсальные учебные действия): личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.
Оборудование: распечатка с текстами писем, компьютер, проектор, экран, иллюстрации, презентация по теме, музыкальное сопровождение.
Стадия вызова
На экране эпиграф:
Любовь в письмах. Это значит о любви
из первых уст.
Звучит музыка. Романс «Я встретил вас» в исполнении Дмитрия Хворостовского.
Приветствие.
- Вы прослушали романс в исполнении Дмитрия Хворостовского «Я встретил вас». О чем романс? Предположите, о чем мы будем говорить на занятии.
(о любви).
- Каких вы знаете литературных героев, чью жизнь осветила ЛЮБОВЬ?
(вспоминают героев).
- Посмотрите на доску (ИД).
(На доске в беспорядке расположены имена, фамилии литературных героев, названия произведений, авторы).
Учащимся предлагается узнать литературных героев, создать любовные пары. Назвать литературные произведения и авторов.
ИД:
Татьяна Ларина (героиня романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин») – Евгений Онегин;
Макар Девушкин (герой романа Ф.М.Достоевского «Бедные люди») – Варенька Доброселова;
Георгий Желтков (герой повести И.А.Куприна «Гранатовый браслет») - Вера Николаевна Шеина.
- Вспомните, как наши герои признавались в своих чувствах.
Татьяна Ларина – письмо.
Макар Девушкин – письмо.
Георгий Желтков – письмо, подарок (гранатовый браслет).
- А вы признавались в любви? А как вы это делали?
(смс, исполнили песню, написали слова любви на тротуаре и т.д.)
- Послушайте песню в исполнении ансамбля «Песняры».
-О чем эта песня? (о любви).
- Как герой песни признается в любви? (пишет письмо)
-Да, это любовь в письмах. Любовь – великая тайна, но многие письма великих людей становятся как бы прилюдными, известными всем. Хорошо это или плохо? Это замечательно, ибо высокое слово любви возвышает любого человека.
-Давайте будем откровенными. Наверняка, среди вас есть те, кому говорили о любви, и те, кто говорил о любви. Как это чаще всего происходит? (ответы учащихся. Несколько человек обязательно скажут, что это всего три слова «Я тебя люблю», а большая часть промолчит)
- Да, забыли мы слова о любви…
Стадия осмысления
- Есть разные люди: такие, которые при встрече ни слова не могут сказать, а есть и такие, которые несколько раз признаются в любви, но в их словах нет искренности,
нежности, они не находят отклика в душе собеседника. Как же быть? Вам могли бы помочь письма о любви, написанные сто, а то и больше лет назад, ведь это чувство вечно,
время не имеет над ним власти. Что может быть романтичнее, чем получить любовное письмо? Не отпечатанное на компьютере, где бездушный шрифт, а написанное от руки, где даже почерк способен передавать волнение автора. И в этом уникальность письма, ценность и своеобразная трогательность.
- Может быть, вы читали чьи-нибудь письма?
(Ответы детей. Некоторые говорили, что читали письма родителей о любви, письма дедушек с фронта, другие читали письма А.С.Пушкина к Н.Н.Гончаровой, Тургенева к Полине Виадро и т.д.)
- Чем они запомнились вам? Что в них особенного?
Рефлексия:
Учащиеся приходят к выводу: когда садишься писать о любви от руки, не хочется изобразить что-то вроде «прикольно», «красавчик»… Хочется писать по-русски. И вот это самое важное.
Выполнение практического задания. Работа в группах (7)
- Давайте мы с вами обратимся к письмам великих людей. Ваша задача проанализировать эти письма, выбрать отдельные строчки, обращения, эпитеты -все, что характеризует отношения между двумя людьми.
(Каждая группа получает алгоритм работы с письмом).
Письма:
1. А.С.Пушкина к Н.Н.Гончаровой;
2. А.С. Грибоедова к Н.Чавчавадзе;
3. Наполеона к Жозефине;
4. Князя Потемкина к Екатерине II
5. И.С.Тургенева к Полине Виардо;
6. В.А.Жуковского к М.А.Протасовой;
7. Л.Н.Толстого к С.А.Берс.
Выступление групп.
Прочтение и комментарий некоторых отрывков писем. Внимание обращается на чувства и переживания героев, на слова, при помощи которых переданы чувства.
Во время выступления демонстрируются слайды (портреты героев, отрывки из писем)
Рефлексия:
После проделанной работы учитель подводит итог, сравнивая отношения к любви сейчас и в прошедшие эпохи.
(Многие ученики говорят, что тема любви устарела для нашего несентиментального времени, теперь к нежным чувствам относятся по-другому).
Звучит музыка.
Выполнение практического задания. Работа в группах (7)
- Мы познакомились с письмами известных людей. Что вас поразило? (стиль, манера обращения и т.д.)
- Что есть в этих письмах, чего нет в наше сложное время, когда рушатся духовные устои и идеалы?
(Ответы разные, но многие приходят к выводу, что сейчас нет таких отношений у молодых людей, но очень бы хотелось получить подобное письмо).
Да, эти письма старомодны, но можно позавидовать тем, кто их получал. А ведь писать письма можно каждый день.
Давайте попробуем дать советы тем, кто решится на этот шаг. Придумайте советы тем, кто захочет написать письмо о любви.
Выступление групп. Выработка общих советов.
Подумайте о любимом.
Вспомните его сильные и таинственные стороны.
Что хорошего он сделал для вас.
Что вам в нем нравится больше всего.
Если вам трудно говорить, вспомните несколько строчек из стихотворений, но не переписывайте, а измените по-своему.
Не бойтесь написать «Я люблю тебя». Помните слова Поля Верлена: «Мужчины, женщины, постоянно рождающиеся для любви, в полный голос заявите о своем чувстве, кричите: «Я люблю тебя», вопреки страданиям, презрению скотов, хуле моралистов. Любовь – это единственный смысл жизни и смыслов, смысл счастья.»
Обязательно перечитайте письмо, проверьте ошибки, стыдно будет, если тот, кто будет читать, найдет их.
Заключительная стадия
Подготовленные учащиеся читают стихотворения о любви (может быть, собственного сочинения). Чтение стихотворений сопровождается музыкой.
- В заключении нашей встречи хочется вам сказать: не бойтесь проявлять свои чувства, говорите о любви, пишите письма, сохраняя любовь к русскому языку, как это делали А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов и другие.
Рефлексия:
- Давайте обратимся к эпиграфу «Любовь в письмах. Это значит о любви
из первых уст». Объясните смысл этого высказывания.
- Прислушайтесь к себе. Какие чувства возникли? О чем вы задумались? Комфортно ли вам было сегодня? Появилось ли желание признаться в любви?
Возможная подсказка:
У каждого ученика на парте листок с вопросами, на которые они отвечают и сдают учителю.
1. Как вы оцениваете наше мероприятие?
2. Был ли полезен этот материал и почему?
3. С каким настроением вы заканчиваете встречу?
Пожелание (домашнее задание)участникам гостиной:
Подобрать стихотворение о любви или попробовать написать письмо о любви
Литература:
Чеботаревская А.В. Любовь в письмах выдающихся людей XVIII и XIX.- Москва, 1990 год.
Отрывки из произведений А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, А.И. Куприна и др.
Давайте попробуем дать советы тем,
кто решится на этот шаг:
Подумайте о любимом.
Вспомните его сильные и таинственные стороны.
Что хорошего он сделал для вас.
Что вам в нём нравится больше всего.
Если вам трудно говорить, вспомните несколько строчек из стихотворений, но не переписывайте, а измените по – своему.
Не бойтесь написать «Я люблю тебя». Помните слова Поля Верлена: «Мужчины, женщины, постоянно рождающиеся для любви, в полный голос заявите о своём чувстве, кричите: «Я люблю тебя», вопреки страданиям, презрению скотов, хуле моралистов. Любовь – это единственный смысл смыслов, смысл счастья».
Обязательно перечитайте письмо, проверьте ошибки, стыдно будет, если тот, кто будет читать, найдет их.
Рефлексия.
Вопросы.
1. Как вы оцениваете наш сегодняшний урок?
2. Был ли полезен этот материал и почему?
3. С каким настроением вы заканчиваете урок?
Очень хороший.
Был полезен и очень даже полезен.
С хорошим настроением есть.
Это урок мне очень понравился. Я бы поставила ему «5» баллов по пятибалльной шкале.
Материал, который мы получили на этом уроке, был мне очень полезен, т.к. он очень полезен мне и пригодится в будущем.
Я заканчиваю урок с хорошим настроением, потому что он мне очень понравился.
Я узнала, как писать письма и с какими чувствами пишутся письма.
Да.
С чувством, что все эти слова которые были в письмах известных людей хочется писать кому-то любимому.