СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературной гостиной «Музы вели в бой»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа литературной гостиной рассчитана на старший школьный возраст (15-17 лет). Мероприятие направлено на повышение интеллектуальной активности подростков и способствует воспитанию патриотизма и гражданственности, развитию познавательного интереса к русской литературе и истории России.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературной гостиной «Музы вели в бой»»

«Музы вели в бой»


Автор: Олейник Т.В., учитель русского языка и литературы

МАОУ «Средняя школа № 3»


Участники программы:

Программа гостиной рассчитана на старший школьный возраст (15-17 лет). Мероприятие направлено на повышение интеллектуальной активности подростков и способствует воспитанию патриотизма и гражданственности, развитию познавательного интереса к русской литературе и истории России.

Цели:

  • Способствовать развитию духовно-нравственных качеств личности старшеклассников, формированию у них гражданской позиции, чувства сопричастности к героической истории Отечества;

  • Содействовать раскрытию творческого потенциала учащихся, формированию умений и навыков общения в коллективной творческой деятельности.

Форма проведения: музыкально-литературная гостиная на материале документальной хроники военных лет.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  • Мультимедийная презентация с портретами Л.Леонова, А.Твардовского, А. Александрова, Д.Шостаковича, Л. Руслановой, Л. Утесова, боевых листков и военных зарисовок, агитплакатов;

  • Фонограммы песен «Священная война», «Валенки», «Седьмой симфонии» Д.Шостаковича;

  • Кадры фильма «Радуга» М.Донского, хроника военных лет;

  • Гитара;

  • Мультимедийный проектор.









Сценарий мероприятия

Ведущий. Война и музы. Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Вспомним старинное изречение: «Когда говорят пушки, умолкают музы». Но в годы суровых испытаний, в годы священной войны музы не могли молчать, они вели в бой, они становились оружием, разящим врагов.

Сегодня, мысленно возвращаясь к той поре, отдаленной от нас уже почти семью десятилетиями, мы отчетливо видим, что деятели литературы и искусства еще раз доказали свое органичное единство с народом. И это дает основания говорить о весомом вкладе поэтов, художников, актеров, кинематографистов, музыкантов в общую Победу.

Блок 1. ПАМЯТЬ О ПЕРВОМ ДНЕ

Звучит инструментальная музыка

Чтец. «О предательском нападении гитлеровской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года мы, дикторы, узнали в Москве одними из первых.

В этот день мы прибыли в Радиокомитет необычно рано. Трудно передать все чувства, овладевшие мною тогда. Одно помню: боль и гнев переполняли сердце. И вот я получил документ, который надо прочитать по радио: «Сегодня в двенадцать часов будет передано важное правительственное заявление».

Мне довелось в течение дня несколько раз читать заявление о нападении фашистов на нашу страну. Это было необычайно трудно. Включил микрофон. «Говорит Москва…». Чувствую, что не могу продолжать. Пауза…Зажглось световое табло: «Почему молчите?..». Взял себя в руки. Читаю: «Заявление Советского правительства…». И по мере чтения росло чувство уверенности в том, что победа придет – фашисты ответят за все». (Из воспоминаний Ю. Левитана)

Инструментальная музыка, слайд с портретом Л.Леонова

Чтец. «Мы вспоминаем утро, когда так же в разгаре стояло лето и еще не успела поблекнуть неизношенная зелень лесов, и соловьиные концерты раздавались в рощах, и рука нашего труженика лежала на скобке двери, за которой находилась желанная и почти достигнутая мечта, - тогда мы все были моложе, может быть, на сотню лет… Потом настал денек, которого мы не забудем до гроба…Топор, поднятый фашизмом, с размаху опустился и на советские города. Все мы, большие и маленькие, стояли в тот час у репродукторов, повторяя про себя – мерзость будет разбита, победа будет за нами! Это была одновременно и клятва, и боевая программа. Так началась Великая Отечественная война…». (Из воспоминаний Л.Леонова)

Инструментальная музыка, слайд с портретом А. Твардовского

Чтец. «На даче у нас было радио, и дом, занятый нами, стоял на отлете от усадьбы колхоза. «Новость» принесла с улицы наша девочка, игравшая там с детьми. Было что-то тревожное и несуразное в ее по-детски сбивчивом изложении: « Было по радио…, звонили из сельсовета…». Я выбежал на улицу. Возле скотника стояли несколько пустых телег, а мужики и женщины сидели на груде прошлогодней соломы и молчали. И когда я увидел, как они сидели и молчали, я уже не мог ни о чем спрашивать. Они сидели и молчали и ответили на мое приветствие так скупо и строго, как будто тут был покойник…». (Из воспоминаний А.Твардовского)

Чтец. Мы предчувствовали полыханье

Этого трагического дня.

Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье,

Родина! Возьми их у меня! (О. Берггольц)

Трансляция слайдов военной поры, фото А.Александрова

Чтец. «…Однажды утром к Александру Александрову подошел политработник с газетой «Известия» в руках: «Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева-Кумача, может, напишите песню? Отец взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали солистов ансамбля и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее.

Утром следующего дня, едва успев родиться, «Священная война» начала выполнять свой солдатский долг.

(Тест на фоне песни А.Александрова и В.Лебедева-Кумача «Священная война»)

На Белорусском вокзале, в людской тесноте и продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний, ее голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, заслышав первые звуки, поднялись, как один, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она окончилась, на какое-то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, просьба повторить».

(Из воспоминаний Б. Александрова)

Блок 2. В ТУТЯЖЕЛУЮ ЗИМУ

Чтец. Все связано с Москвой –

Повестка военкома,

И митинг у райкома

И штык на мостовой;

Зенитка у крыльца

И танки у фонтана,

И голос Левитана,

И мужество бойца…

Все связано с Москвой –

Сраженья и парады.

И высшие награды

За подвиг боевой… (А. Александров)

Ведущий. Был период в жизни Москвы, когда фронт подошел вплотную, и единственным театром, который продолжал спектакли, был оперный театр имени К.С.Станиславского, объединившийся тогда с Музыкальным театром имени Вл. И.Немировича-Данченко. Нельзя забыть эти дни, 19 октября 1941 года.

Чтец. «Враг на столице, а в 2 часа дня открывается занавес и идет спектакль «Корневильские колокола». Зал переполнен. Военные шинели и штатские костюмы – в зрительном зале фронтовики и мастера искусств, по тем или иным причинам не выехавшие из Москвы. Овации после каждого музыкального номера, слезы радости на газах актеров… И вдруг в самый разгар спектакля объявляется воздушная тревога.

Было дано указание прекратить спектакль и всем зрителям укрыться в бомбоубежищах. Каково же было наше изумление, когда после сообщения зрительный зал стал и стал дружелюбно и единодушно требовать продолжения спектакля. Пришлось уговаривать, убеждать…». (Из воспоминаний И.Туманова)

Чтец. «По счастливой случайности песня «Бьется в тесной печурке огонь» стала чуть ли не первой лирической песней, рожденной в пламенные годы, принятой и сердцем солдата, и сердцами тех, кто ждал его с войны. Это были 16 «домашних» строк из письма жене. Так и остались бы эти стихи частью письма, если бы не появился в нашей фронтовой редакции композитор Константин Листов, и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». Тут я вспомнил о тех стихах и отдал их Листову. Через неделю композитор вновь появился у нас в редакции фронтовой газеты «Красноармейская правда», попросил гитару и спел новую песню «В землянке».

Сольное исполнение песни «В землянке»

Ведущий. Враг приближался к Москве. Все суровей становятся улицы столицы. Коллектив художников «Окон ТАСС» работает в три смены. За все время войны в мастерской ни разу не гаснет свет.

Текст на фоне демонстрации слайдов с агитплакатами

Чтец. «Именно в этот период особенно важной становится агитация за бодрость, за смелость, за героизм, за стойкость. «Встань, Москва!», «На защиту Москвы», «Ребята, не Москва ль за нами?», «Все для фронта, все для победы!» - непрестанно взывали со стен «Окна ТАСС». Нередко плакаты и рисунки сопровождались текстами:

Бьемся мы здорово, рубим отчаянно,

Внуки Суворова, дети Чапаева.

Блок 3. ОДНИМ ДЫХАНЬЕМ С ЛЕНИНГРАДОМ

Ведущий. Во время осады и голода Ленинград жил напряженно – духовной жизнью…В осажденном Ленинграде удивительно много читали. Читали классиков, читали поэтов, читали в землянках и дотах, охапками брали книги у умирающих библиотекарш и в бесчисленных промерзших квартирах, лежа, при свете коптилок, читали, читали, читали. И очень много писали стихов. Стихи вдруг приобрели необычайную важность, и писали их даже те, кому в обычное время никогда не приходило в голову предаваться такому занятию. По-видимому, таково уж свойство русского человека: он испытывает особую потребность в стихах во время бедствий – в разрухе, в осаде, в концлагере.

Учащиеся читают стихи о блокадном Ленинграде

Ведущий. «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю свою Седьмую симфонию», - надпись на титульном листе Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.

Чтец. «В первые же дни войны симфонический оркестр был эвакуирован в Новосибирск. Но в Ленинграде, в блокадном Ленинграде, оказался коллектив музыкантов, который исполнил это произведение». (Из воспоминаний Д. Шостаковича)

Запись отрывка из «Седьмой симфонии» Д.Шостаковича

Чтец. Я никогда героем не была,

не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

я не геройствовала, я жила.

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

где смерть, где тень, тащилась по пятам,

такими мы счастливыми бывали,

такой свободой бурною дышали,

что внуки позавидовали б нам. (О. Берггольц)

Блок 4. ТЫ НЕ УМРЕШЬ, СТАЛИНГРАД!

Чтец. «Я начал Великую Отечественную войну дирижером ансамбля Юго-Западного фронта. Два месяца я провел под Сталинградом. На фронте я занимался не только композиторской, но и широкой исполнительской деятельностью. С аккордеоном за плечами переползал я от землянки к землянке. В глубине земли, куда не проникал гром сражений, меня тесным кругом обступили люди-богатыри и жадно слушали песни. Особенным успехом пользовались «У нас в Сталинграде законы простые, сражаться, пока ты живешь!», песня-шутка сталинградцев «Колечко», «Вперед за Отчизну!» и другие.

(Из воспоминаний М. Фрадкина)

Чтец. «Когда я перебираю в памяти события войны, то постоянно наряду с величественными и грозными картинами встают лица моих товарищей – корреспондентов. Вот политрук П. Трояновский с медалью «За боевые заслуги», с планшетом на боку быстро взбегает по ступенькам в штаб. Вспоминается его лукавое и озабоченное лицо – он всегда раньше других корреспондентов успевал получать информацию и передавать ее в Москву. С такой простотой он в роковой момент, когда к опушке леса подошли немецкие танки, уступил мне место в машине и сказал: «Ничего, ничего, тут еще грузовичок есть. Я на нем поеду». Один из самых значительных периодов в работе фронтовых корреспондентов – время Сталинградской обороны. Меня восхищала работоспособность, быстрота и оперативность, с которой собирались и передавались содержательные корреспонденции о ходе боев. Казалось, что осуществлялся принцип, что корреспондент должен полные сутки ездить и писать». (Из воспоминаний В. Гроссмана)

Текст на фоне демонстрации слайдов – боевых листков и военных зарисовок

Чтец. «Я являюсь сотрудником журнала «Фронтовой юмор». Материал собираю в блиндажах и землянках, на полях сражений. Предназначенный для бойцов, журнал делается в формате полевой сумки. Его полюбили по-настоящему, и наряду с другими принадлежностями свежий номер журнала можно всегда найти в сумке бойца и офицера. Все рисуем на месте действия. Вначале, когда я попадал под сильный обстрел, было очень тяжело. Понемногу начал привыкать. Среди адского шума горстка бойцов сидит в воронке. И я - с ними, рисую. Это сразу привлекает внимание, люди интересуются твоей работой, бойцы помогают кисточками раскрашивать тираж.

Бытовой жанр военного времени – тоже летопись войны. Походная жизнь бойца – очень важная тема для художника». (Из воспоминаний В. Горяева)

Блок 5. МОЕ ТВОРЧЕСТВО – МОЕ ОРУЖИЕ

Чтец. «Вместе со своими товарищами по концертной бригаде почти весь этот год я провела на передовых линиях. Впервые выезжая на Западный фронт, я невольно ощущала в себе какую-то неуверенность. Мы, артисты, еще не знали, будет ли уместно наше искусство там, где, может быть, и не до песен.

Взволнованная, взошла я в первый раз на эстраду-грузовик. Мне было даже как-то неловко за мой яркий костюм, выделявшийся среди массы защитных гимнастерок.

Были теплые летние сумерки. С жадным вниманием разглядывала я бойцов, тесным кольцом окруживших грузовик. Издалека доносился безостановочный гул артиллерийской канонады – звуки, рождавшие острое и неизведанное до тех пор ощущение: я нахожусь на фронте, я выступаю на передовых позициях.

Эхо вместе с мастерским аккомпанементом баянистов и далеким грохотом выстрелов разносило песню по лесу.

… Очевидно, прошло уже много времени, и вокруг совсем стемнело. В неожиданно наступившей тишине послышались шаги. Подошел боец, ловко вскочил на грузовик: «Спасибо, тебе, русская женщина, за песни, которые зовут нас в бой. Наши песни такие же могучие и сильные, как душа русского человека. Послушали мы их, как будто дома побывали. Так переполнено сердце, что хоть гору сдвигай…»

(Из воспоминаний Л. Руслановой)

Запись песни «Валенки» в исполнении Л.Руслановой

Текст на фоне кадров фильма «Радуга» М.Донского

Чтец. «В одной из газет я прочитала короткую заметку о героической и мученической смерти колхозницы-партизанки Александры Дрейман. Я видела в колхозе Димитрове убитых младенцев. Видела деревни, где несколько недель хозяйничали фашисты. Видела, как воюют наши солдаты.

Книга существовала во мне как нечто туманное, как хаос впечатлений. О чем я должна писать? О героизме советского человека, о его непоколебимом мужестве, о том, что страна, в которой есть такие люди, должна победить. Только как все это выразить?

Однажды ночью, когда земля гудела от артиллерийской канонады, вдали полыхало зарево пожаров, деревья трещали на небывалом морозе, я увидела странное, повторяющееся уже не раз в ту суровую зиму явление: высокие, отчетливые столбы радуги на ясном, освещенном луной небе. И вдруг меня точно осенило. По народным поверьям радуга – это хорошее предзнаменование. Так и будет называться книга – «Радуга».

И сразу все как будто само собой стало приходить в порядок. Колхозница-партизанка, рассказы женщин о всем том, что им пришлось пережить, и радуга, предвещающая победу, и глубочайшая вера миллионов советских людей в то, что эта победа наступит, что она – совсем радом… Книга была готова, с заглавия до последнего слова, хотя я не написала еще ни одной строчки».

Ведущий. Я эти песни написал не сразу.

Я с ними по осенней мерзлоте,

С неначатыми, по-пластунски лазил

Сквозь черные поля на животе.

Мне эти темы подсказали ноги,

Уставшие в походах от дорог.

Я с тяжким потом добытые строки,

Как и себя, от смерти не берег… (Е. Винокуров)

Чтец. «Только летом 1942 года нашему коллективу удалось попасть на фронт. Условия для выступлений были трудные, часто приходилось выступать под дождем и ветром, по нескольку раз в день переезжать с места на место. Но никто не жаловался, никто не болел. Недаром же считается, что в наступающих армиях раны заживаю быстрее.

Среди многих фотографий, привезенных из фронтовых поездок, одну я храню с особой бережностью. На ней запечатлены советские автоматчики, только что вернувшиеся с боевой операции, и артисты нашего джаз-оркестра. В руках солдат их боевое оружие, несущее смерть в стан врага. В руках артистов – музыкальные инструменты. От них никто не умирал, но это было тоже оружие.

Запись песни в исполнении Л. Утесова

Ведущий. Не победить страну, в которой мирных нет,

Где каждый бьет врага – трудом или снарядом,

Где музыкант, артист, художник и поэт

С поэмой и штыком идут с бойцами рядом.

Спасибо за участие в нашей гостиной.



Список литературы

  1. Боброва В.В. Нам дороги эти позабыть нельзя… Сценарии акций, вечеров, классных часов. – М., 2005.

  2. Военно – патриотическое воспитание в школе. Сб. мероприятий к празднованию Дня Победы / Авт. – сост. М.В.Видякин и др. – Волгоград, 2004.

  3. Музы вели в бой / сост. С.Красильшик. – М.: АПН, 1985. – 343с.










Чтец. «…1945 год – год Великой Победы, - нам, участникам фронтовой бригады, состоявшей из артистов МХАТа, солистов балета Большого театра, певцов и музыкантов Московской консерватории, повезло: мы смогли побывать в Берлине в первые дни после его падения. По широкой разбитой лестнице мы поднялись на второй этаж рейхстага. В огромном полуразрушенном зале я увидела импровизированную эстраду, состоящую из… нескольких больших ящиков, поставленных друг на друга. Чьи-то бережные руки буквально подняли меня вверх по лестнице, и я очутилась высоко на ящиках. Я видела, как изо всех углов, с боковых перекрытий и полуразбитых лестниц сюда, в необычный зрительный зал, сходились герои штурма рейхстага.

Почти все бойцы были в повязках, многие шли, поддерживая друг друга, и ложились прямо на пол около ящиков. А я мучительно думала: «С чего же начать концерт? Что читать бойцам-героям в этих необыкновенных условиях?» И решила начать выступление с отрывка из «Войны и мира» Л.Н.Толстого, посвященного окончанию войны 1812 года.

«…Дубина народной войны со всею своею грозною и величественною силою…Поднималась, опускалась и гвоздила до тех пор, пока не погибло все нашествие…»

Я читала эти гениальные строки и чувствовала, как они падали в самое сердце каждого из присутствовавших в зале.

После концерта меня окружили бойцы, жали мне руки и благодарили. Капитан снял часы и надел их мне на руку, сказав: «Это был первый концерт, который мы услышали в день нашего торжества. Спасибо!». Эти скромные часы, с черным циферблатом, на простом кожаном ремешке, я храню как великую память об этом дне».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!