Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Космические эксперименты».
Подготовила: Митрошкина Полина Юрьевна
Цель: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельность.
Задачи:
• повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность;
• представить участникам мастер-класса одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
•сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития активнойпознавательной инициативы дошкольников.
Материалы:
Веревка, коктейльные соломинки, скотч, воздушные шары; емкость с мукой, камни разного размера; пластиковые бутылки объемом 1,5 л, изолента; карандаши грифельные.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы поговорим о развитии познавательной инициативы детей посредством изучения темы «Космос». А именно, как просто, незамысловато и понятно рассказать ребенку о сложных понятиях и процессах. Проявление этих понятий сопровождает нас в повседневности и вызывает у детей массу вопросов. Как ответить на них так, чтобы ребенок понял, запомнил и усвоил? Чтобы у него сложилась правильная картина окружающего нас мира?
Мир вокруг ребёнка разнообразен, поэтому, очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И делать всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Самой главной задачей познавательно-исследовательской деятельности с детьми является придание творческого исследовательского характера процессу изучения окружающего мира.
Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Именно это отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.
Сегодня, посредством использования простейших экспериментов, мы постараемся ответить на часто задаваемые вопросы детей о космосе и его явлениях.
Коллеги, я приглашаю вас в увлекательное путешествие. Занимайте место на нашей умной ракете. Спасибо. Приготовились. Три. Два. Один. А ракета не летит!
Вопрос. Как же можно запустить ракету?
Часто задаваемым вопросом детей является «Как ракета летает?».
Ответить на него можно с помощью опыта «Ракета из воздушного шарика».
Эксперимент № 1. «Ракета из воздушного шарика».
Один участник пары надувает шарик и, не завязывая, держит его, другой участник продевает через соломинку для коктейлей 3-4 м веревки. К соломинке с помощью скотча прикрепляем надутый воздушный шарик, держим его. Тот, кто держит шарик, удерживает другой конец веревки, открываем отверстие у шарика.
Соломинка с прикрепленным к ней шариком скользит по бечевке и перестает двигаться при упоре или при выходе всего воздуха из шарика.
Этот эксперимент прекрасно подходит для безопасного экспериментирования дома.
Летим дальше и мы приближаемся к Луне.
На поверхности Луны видны кратеры.
Вопрос. Как они образуются?
Эксперимент №2. «Лунные кратеры».
С помощью эксперимента мы узнаем, как выглядит поверхность Луны.
Представим с вами, что на нашем подносе это поверхность Луны гладкая, ровная, но из энциклопедии знаем, что она совсем не ровная, а покрыта миллионами кратеров.
Попробуем создать лунные кратеры.
Держим камни на небольшой высоте над подносом, а потом резко опускаем. Что мы видим? Получился «лунный кратер»! Бросаем камни с разной высоты.
Теперь мы можем представить, как выглядит поверхность Луны.
Одним из волнующих вопросов и детей и взрослых является вопрос о жизни на других планетах. Есть она или все же нет? У нас нет точного ответа, но большинство ученых склоняются к мысли, что нет.
На нашем пути – планета Юпитер.
Вопрос. Почему на нем нет жизни?
Атмосферный слой на планете отсутствует, и нет кислорода. На ней очень часто бывают смерчи и торнадо. Сейчас мы с вами проверим это опытным путем.
Эксперимент № 3. «Смерч в бутылке».
Опыт с бутылками демонстрирует создание спирального воронкообразного вихря в воде. Соединяем герметично изолентой горлышки бутылки с водой и пустой бутылки. Переворачиваем конструкцию бутылкой с водой вверх и раскручиваем ее по кругу. Наблюдаем, как вода водоворотом утекает в пустую нижнюю бутылку.
Объяснение опыта: Когда Вы прокручиваете бутылку круговыми движениями, Вы создаете вихрь воды, который выглядит как мини-торнадо. Вода быстро вращается вокруг центра вихря за счет центробежной силы. Вихри встречаются в природе, но там они очень страшные.
Коллеги, в космосе хорошо и много интересного, но все же дома – на Земле – лучше. Посмотрите, какая она красива. Что за прекрасное сияние наблюдаем мы?
Вопрос. Что это может быть? (Радуга). Как образуется радуга? Что такое радуга и как доступно и наглядно объяснить детям о ее образовании? Я предлагаю вам провести опыт «Радуга в стакане».
Эксперимент № 4. «Радуга в стакане».
Понадобится:
10 столовых ложек сахара,
• 5 стеклянных стаканов,
• пищевая краска разных цветов – 4 цвета,
• вода,
• шприц,
• столовая ложка.
Ход опыта: В каждый стакан добавляем разное количество сахара:
* 1 стакан – 1 ст. ложка сахара,
* 2 стакан – 2 ст. ложки сахара,
* 3 стакан – 3 ст. ложки сахара,
* 4 стакан – 4 ст. ложки сахара.
В стаканы, выставленные по порядку, наливаем по 3 столовых ложки воды и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым.
Затем в каждый стакан добавляем несколько капель одной краски и перемешиваем.
• 1ст. – красную краску
• 2ст. – зеленую краску
• 3 ст. – желтую краску
• 4 ст. – синюю краску
В чистый стакан начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го стакана и по порядку – в обратном отсчете (4-3-2-1). Добавлять краски надо аккуратно, с помощью шприца, выдавливая краски по краю стенки стакана.
В стакане образуется 4 разноцветных слоя.
В стакане образуется 4 разноцветных слоя.
3 ЧАСТЬ.
Наше путешествие по космическому пространству подошло к концу. Сегодня каждый из нас мог узнать что-то новое и интересное.
СЛАЙД 13. Практическое применение. В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. А мы с вами, уважаемые коллеги, можем их только направлять и обезопасить. Такой вид деятельности, как экспериментирование, можно и нужно применять в системе домашнего образования. Ведь очень интересно познавать новое.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал» (В.А. Сухомлинский).
Возьмите карандаши. У вас в руках обычный карандаш, грифель которого состоит из графита (углерода), и, если расщепить его на атомы, то мы получим грифен - элемент, составляющий тело нейтронных звезд. Так что у каждого из вас в руках кусочек звезды. Не переставайте мечтать и удивляться.
Спасибо за внимание!
Литература
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
4. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
5. Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А.Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
10. Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
Интернет ресурсы:
http://dohcolonoc.ru/cons/5279-opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-starshikh-doshkolnikov.html
http://www.maam.ru/detskijsad/yeksperimentalnaja-dejatelnost-po-teme-kosmos.html