Сценарий мастер-класса
«Использование приема «Живая история»
Цель мастер-класс: познакомить педагогов со способами использования приема «живая история» в образовательном процессе
Краткий обзор по использованию приема (7 мин) – презентация.
«Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их.
Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу.
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране».
Д.С. Лихачев
Под «живой историей», чаще всего, понимается метод изучения прошлого через научные исследования, реконструкцию и создание эмоциональной сопричастности с прошлым. Сделать это можно несколькими способами.
1) Реконструкции исторических событий. Наиболее известными являются реконструкции средневековых боев и быта, Бородинского сражение, сражений Великой Отечественной войны. Советуем нашим ребятам посещать доступные исторические реконструкции в Хохловке. На занятиях по истории мы можем частично применять этот способ, используя видеоматериалы реконструкций, научно-популярные фильмы. Рассказывая о повседневной жизни 19 века -начала 20 века, можно проводить частичное «погружение в историю». Обучающимся предлагается увидеть угольные утюги, самовары, чугунки, керосиновые лампы. Ко всему можно прикоснуться, почувствовать эпоху, получить эмоции. Можно провести реконструкцию урока 19-20 века.
2) Интерактивные выставки в музеях. Всегда предлагаем ребятам посетить краснокамский и пермские музеи по программе «Пушкинская карта». Устраиваем на некоторых урокахмини-выставки исторических артефактов
и предлагаем студентам по вещам определить к какой эпохи они относятся и какие события в жизни страны могли застать. В качестве артефактов используем банкноты и монеты, фотографии, медали, открытки, значки, книги, бытовые предметы. Мини-выставки, как правило посвящены событиям 20 века: Первая мировая война, Вторая мировая война, Афганская война, Культура и быт. Некоторые предметы для выставок приносят сами ребята.
3) Экскурсии и квесты. Студентами техникума совместно с преподавателями истории была разработана экскурсия «Краснокамск в годы Великой Отечественной войны», на занятии по истории, посвященной это теме, мы обязательно это используем. У проходных Камского целлюлозно-бумажного комбината и Краснокамской бумажной фабрики Гознака обучающиеся узнают
о вкладе предприятий в общую победу нашей страны. Многие впервые узнают о том, что в Краснокамске в годы войны печатались деньги, ценные бумаги, карточки и даже марки, было отчеканено большинство орденов и медалей, выпускался особый картон для авиастроения и кирзовых сапог, производилась уникальная целлюлоза, которая очищала гнойные раны и спасала солдат от заражения крови. У памятника первооткрывателя нефти говорим о вхождении города в зону «второго Баку» и использования здесь впервые в мире наклонного бурения. Проходим мимо школы №8, где располагался эвакуационный госпиталь и, конечно, посещаем Парк Победы, где ребята узнают много интересных фактов об участии жителей Краснокамска в войне.
Интересным оказался и квест, посвященный строительству города, периоду индустриализации и годам «большого террора». По отзывам студентов они узнают много и интересного о свое «малой родине» и у них появляется заинтересованность в истории и гордость за свой город.
4) Научно-исследовательская работа. Историческое наследие последнего столетия России богато самыми разнообразными событиями - трагическими катастрофами, и в то же время великими достижениями, героическими подвигами. Многие события еще живы в памяти бабушек и дедушек учеников,
а также их родителей. Реализовали проект «История страны через истории семьи» с 2015 года. Многие ребята сделали хорошие работы по родственникам – участникам Великой Отечественной воны и труженикам тыла, при этом использовали семейные архивы с фотографиями и письмами, сайт «Подвиг народа», воспоминания близких. Делились своими маленькими открытиями на занятиях истории и научно-практических конференциях.
5) Организация встреч с воинами - интернационалистами и находящимися сейчас на защите Отечества, в ходе специальной военной операции
на Украине, бывшими студентами техникума, ярко запоминаются ребятами.
В ноябре 2022г выпускник техникума 2020г, Валерий Сибирских, получивший орден мужества и 10-ти дневный отпуск, пришёл на встречу к первокурсникам и рассказал что такое настоящая война не по наслышке..
6) Прикоснуться к событиям истории помогает использование фольклора
и литературных произведений, отражающих содержание и дух исторических периодов и событий, позволяющий создать яркий образ и сделать изучение истории более эмоциональным и понятным.
Можно использовать разные методы использования этого способа:
Первый - Прочитать отрывок из произведения или частушку и попросить студентов определить о каком историческом событии идет речь.
Можно использовать произведения Л.Н. Толстого, С.А. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и т.д.).
Второй – использовать отрывки из литературных произведений,
пословицы и поговорки для показа особенности мировоззрения общества или отдельных социальных групп на разных исторических этапах. (Произведения Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, В. Дорошевича, Н.Г. Чернышевского и многих других).
«Живая история» набирает все большую популярность в нашей стране,
в том числе в образовательном процессе. Этот прием способствует формированию гражданской, культурной идентичности обучающихся, связанной с традициями, системой ценностей, языком.
Практическая часть (15 мин)
Сейчас предлагаем вам посмотреть как работает прием «живая история»
и стать активными участниками нашего мастер-класса.
1) Подходим к нашей мини-выставке и проводим атрибуцию исторических предметов (книги, фотографии, банкноты и монеты), т.е. вам надо ответить на вопросы:
- к какой эпохе они относятся и как вы это определили?
- какие события они могли застать?
Ответ: Начало 20 века, события Первой мировой войны, революции, Гражданской войны.
Вы можете вспомнить своих родственников, участвовавших в этих событиях.
2) теперь попробуем по фольклору (частушкам того времени) определить о каких событиях, которые вы уже назвали, идет речь:
Приказал нам царь Российский
Сестру Сербию спасать,
И пошли мы с австрияком,
Дальше с немцем воевать (Первая мировая война)
Генерал Краснов,
Куда топаешь?
Под Царицын придешь —
Пулю слопаешь! (Гражданская война)
3) с этими же событиями связана и наша виртуальная экскурсия по КГО. Попробуйте ответить какие памятники или здания помнят эти два события или посвящены им.
Ответ: Первая мировая война –церковь Александра Невского в Мысах, церковь Ильи Пророка в с.Усть-Сыны.
Гражданская война – памятник «Красным орлам», деревня Конец Бор, села Усть-Сыны, где велись бои.
4) вот мы подошли и к четвертому способу использования приема «живая история». Какие были события не проходили, какие бы исторические эпохи не наступали – всегда была, есть и будет система образования. Предлагаем вам окунуться в урок математики того времени.
- посмотрите на картину «Устный счет в народной школе» и решите задание.
- решите задачки из учебника по арифметике (раздаются листы с заданиями из книг «Задачник к арифметике целых чисел» Николая Бугаева и «В царстве смекалки, или Арифметика для всех. Книга для семьи и школы» Емельяна Игнатьева).
-ответьте на вопрос из учебника истории М. Острогорского.
Рефлексия. Подведение итогов (3 мин)
Вот закончился наш мастер-класс, все участники молодцы. А теперь настало время ответить на вопрос – что он вам дал и как его можно использовать на своих занятиях.
Обсуждение мастер-класса.
Можно подвести следующий итог: включение педагогического приема «живая история» может проходить не только занятиях по истории, но и на любом другом, включая общепрофессиональные дисциплины, особенно если речь идет об истории отрасли.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание 1. «Задачник к арифметике целых чисел» Николая Бугаева (1876)
«Телеграф изобретен 38 лет ранее начала железнодорожных сообщений и 17 лет ранее первого парохода. Первый воздушный шар поднялся в 1782 году, за 26 лет до появления первого парохода. Компас изобретен на 591 год раньше телеграфа. Когда изобретен компас?
Задание 2. «В царстве смекалки, или Арифметика для всех. Книга для семьи и школы» Емельяна Игнатьева (1914)
«В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Насупротив каждой кошки — по 3 кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего кошек в комнате?
Задание 3. Острогорский М. Учебникъ русской исторіи (1916)
О каком событии идет речь?