СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мероприятия "Лучшие технологии по сохранению экологии и энергосбережению на планете"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью проведения мероприятия является формирование бережного отношения к окружающей природной среде, природным ресурсам и привитие обучающимся навыков энергосбережения.

Задачи: способствовать воспитанию экологического сознания у школьников.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия "Лучшие технологии по сохранению экологии и энергосбережению на планете"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым

«Лозовская специальная школа-интернат»






Сценарий мероприятия

«Лучшие технологии по сохранению экологии и энергосбережению на планете»






Воспитатель

Тарасова З.Э.





с.Ферсманово

Сценарий мероприятия "Лучшие технологии по сохранению экологии и энергосбережению на планете"

Целью проведения мероприятия является формирование бережного отношения к окружающей природной среде, природным ресурсам и привитие обучающимся навыков энергосбережения.

Задачи: способствовать воспитанию экологического сознания у школьников.

Ребята, сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить очень важный вопрос. О чем пойдет речь, вы узнаете, разгадав загадки.

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (чайник) (Слайд 1)


Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки. (утюг) (Слайд 2)


Полюбуйся, посмотри-

Полюс Северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет. (холодильник) (Слайд3)

Воспитатель:

Так, о чем

- Что приводит в действие эти приборы? (Электричество). (Слайд 4)

- А вы знаете, ребята, как в дом поступает электричество? (Электричество вырабатывают электростанции). Чтобы все это узнать мы сейчас отправимся в заочное путешествие.

- Электростанции бывают атомные, солнечные, тепловые, приливные и гидроэлектростанции. (Слайды 5- 8)

Демонстрация фильма. (Слайд 9).

Так, о чем же мы сегодня будем говорить?


Энергия – очень важный помощник в повседневной жизни. Рост потребления электроэнергии увеличивает нагрузка на природу, истощаются природные ресурсы, к экологическим проблемам добавляется угроза «электрического голода».

При иррациональном использовании электричества расходуется уголь, газ и нефть, запасы которых не безграничны, а выбросы в атмосферу вредных веществ огромны: жители больших городов задыхаются от смога. (Слайд 10)

В результате сжигания топлива и сокращения лесов на Земле в атмосферу увеличивается концентрация «парниковых газов».

- Что же нужно сделать для того, чтобы сохранить нашу Землю красивой и чистой?

Во всех передовых странах мира существуют специальные программы экологии энергоресурсов, дающих неплохие результаты

Ребята, что же может сделать каждый житель нашей страны, чтобы внести свой вклад в экономию потребляемого электричества?

Ответы детей.

- Уходя, гасите свет!

- Утепляйте окна!

- Не помещайте в холодильник горячие продукты!

- Своевременно очищайте фильтры пылесоса!

- Своевременно отключайте от сети утюг!

- Держите окна в чистоте! (Слайды11-14)

Все советы помогают экономить деньги, а природе будет нанесен минимальный ущерб. Наш дом Земля будет чистым и прекрасным, а мы здоровыми и счастливыми.

Энергосбережение (экономия энергии) – реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. Энергосбережение – важная задача по сохранению природных ресурсов.

11 ноября по инициативе международной экологической сети «Школьный проект по использованию ресурсов и энергии» (SPARE) объявлено Днем энергосбережения (International Day of Energy Saving). Решение об учреждении этого праздника было принято в апреле 2008 года на проходившем в Казахстане международном совещании координаторов SPARE. А уже в ноябре 2008-го мир отметил первый День энергосбережения.

Этот праздник получил статус международного, поскольку принять участие в проекте пожелали около 20 стран. Слайд 15

4. Не оставляйте электроприборы в режиме ожидания

Даже в режиме ожидания бытовые приборы поглощают энергию. Если телевизор постоянно включен в розетку – вы платите 228 рублей в год.

А знаете ли вы, что…

…новые жидкокристаллические и плазменные телевизоры потребляют больше электроэнергии, чем обычный телевизор с электронно-лучевой трубкой. Для самых мощных телевизоров новейшего образца показатели таковы: 400 ватт во время работы и около 4 ватт в режиме ожидания. Телевизоры переходят в режим ожидания после того, как их выключают кнопкой на пульте дистанционного управления. Чтобы выключить телевизор полностью, нужно нажать кнопку POWER (или ВКЛ/ВЫКЛ) на передней панели.

5. Пользуйтесь бытовой техникой класса А

Бытовая техника класса А по энергозатратности – самая экономичная. Например, в энергосберегающих моделях стиральных машин автоматически определяется вес загруженной одежды и в соответствии с этим регулируется поступление воды. Благодаря этому воды расходуется меньше и соответственно на нагрев экономия электроэнергии составляет до 40%. При полной загрузке такая машина экономит 0,4 кВт в час.

6. Правильно установите холодильник

Холодильник – один из главных потребителей электроэнергии в наших домах. Он «любит» прохладные помещения. Если хотите сэкономить на электроэнергии, не ставьте его возле батареи или плиты. Холодильник будет расходовать меньше энергии, если поставить его возле наружной стены, но не вплотную к ней. Чем больше воздушный зазор между задней стенкой холодильника и стеной – тем ниже температура теплообменника и эффективнее его работа.

7. Готовьте еду на медленном огне

Для большинства кулинарных операций мощный нагрев не нужен. Обычно жидкость надо лишь довести до кипения, а затем доваривать еду на медленном огне. Используйте остаточное тепло конфорок: выключайте плиту немного раньше, чем еда будет готова.

8. Почистите чайник от накипи

Для разумного использования энергии при кипячении чайника следует наливать ровно столько воды, сколько вам необходимо именно сейчас.

Накипь в чайнике проводит тепло почти в тридцать раз хуже, чем металл, поэтому существенно увеличивает количество энергии для кипячения воды.

9. Пользуйтесь остаточным теплом бытовых приборов

Например, в утюге сохраняется остаточное тепло, которого хватит на несколько минут утюжки. Гладильная доска с теплоотражателем - также отличный способ экономии электроэнергии.

10. Покрасьте стены и потолки в белый цвет

Гладкая белая стена отражает 80% лучей.

Для сравнения: темно-зеленая поверхность отдает только 15% света, черная – 9%.

11. Не пренебрегайте естественным освещением

Использование солнечного света – это один из самых существенных резервов экономии электрической энергии.

12. Используйте солнечные батареи

Самые современные солнечные батареи эффективно работают и при пасмурной погоде.

Количество солнечной энергии, поступающей на поверхность Земли за неделю, превышает энергию всех мировых запасов нефти, газа, угля и урана.


Ученик:

«Энергия окружает нас повсюду. Но мы так свыклись с нею, что порою забываем об этом и о том, что благодаря энергии человеку удалось создать те вещи, которые нас окружают. Потребление энергии ежегодно увеличивается. Мы должны научиться энергосбережению – научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, эффективно и безопасно. Поэтому ежегодно во всем мире 11 ноября отмечается Всемирный день энергосбережения». (Слайд 15 )

Энергия? Энергосбережение? А что это такое?

Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить. (Слайд 16)

Воспитатель:

Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное, т.е. ее нельзя ни увидеть, ни потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии. Работа нашего организма, движение автомобиля, функционирование фабрики зависят от поступающей энергии. Не будь энергии, ничего не могло бы жить, двигаться или изменяться.

Человек изобрёл много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии:

- В домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию;

- Согревают дома – теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже необходима энергия;

- Освещение квартир;

- Работа электроприборов, лифтов в подъездах;

- Транспорт, перевозящий людей: троллейбусы, трамваи, электрички, метро.

А вы знаете, какая бывает энергия? (Слайд 17)


тепловая

водная



ЭНЕРГИЯ


атомная

электрическаяя





Воспитатель:


- Какие бывают источники электроэнергии? (слайд 18)

ИСТОЧНИКИ

ЭНЕРГИИ






возобновляемые


Не возобновляемые




уголь


торф


газ

нефть

ветер

вода

солнце




Ученик:

Главным источником энергии на земле является Солнце. Оно дает нам неограниченное количество энергии. Солнце излучает огромные потоки света и тепла, приводя в движение ветер и воду, дает жизнь людям, животным, растениям. Солнечные лучи достигают Земли за 8 минут 15 секунд.


Ученик:

Каменный уголь, нефть и газ содержат остатки растений, поэтому энергия, которая в них хранится, тоже энергия Солнца. Современные автомобили, работающие на нефтепродуктах, используют энергию, образовавшуюся 300 миллионов лет назад.

Воспитатель:

Солнечная, энергия речной воды, ветряная энергия – это источники энергии, которые восстанавливаются в результате природных процессов. Есть источники энергии, которые восстанавливаются миллионы лет – это уголь, нефть, газ, торф, ядерная энергия. Ученые подсчитали, что для восстановления запасов нефти, которой человечеству хватило бы на 1 год, необходимо 3 миллиона лет!

Ученик:

Основные источники энергии на сегодняшний день – ископаемое топливо (раньше это были древесина и торф, сейчас – нефть и газ) и ядерная энергия, которая вырабатывается на атомных станциях.

Ученик:

Потребление энергии ежегодно увеличивается. Ее производство и использование негативно воздействует на окружающую природу, так как при сжигании нефти и газа в атмосферу выбрасываются вредные вещества. (Слайд 19)


Воспитатель:

Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Разница между потреблением энергии человеком каменного века и нашим современным человеком огромна. Пещерный человек потреблял около 1 %того количества энергии, которую использует современный житель Земли. Значит на Земле стало больше энергии? Нет! Она просто стала доступней. Людям хочется жить с комфортом, который обеспечивает ему энергия. Представьте, что наша квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Ответы детей) .


Берегите, люди, свет!

Нам без света жизни нет.

Если б не было бы света,

Жили б мы — не знаю как.

Не было б у человека

Никаких для жизни благ.

Неизвестно, как в пещерный век

Жил без света человек?


Воспитатель:


Да, в такой ситуации современному человеку остаётся кричать: «SOS!” Нам хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьёзная проблема. Но из любой проблемы можно найти выход. И сейчас вместе с нашими любимыми героями мы с вами попробуем найти способы, как сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)

Электроэнергия — полезная вещь!

Хоть не надеть нам её и не съесть,

Хоть не услышать её, не узнать,

Хоть не увидеть её, не понять.

Все должны экономить!

Все должны понимать

То, что своё отношение

К ней нужно срочно менять



Вода всегда и всем нужна!

Мы это знаем всё, друзья.

Ну, а какая ей цена?

Кто вспоминает иногда?!


Мы тратим свет, воду и газ.

Всё хорошо сейчас у нас.

А если тратить без ума —

Платить придётся всем сполна.

А если экономишь все богатства,

Считай, живёшь ты не напрасно.


Капля капнула. Так мало!

Это, вроде, не беда.

Только с капелькой уходят

Наши деньги навсегда.


А за взрослыми на кухне,

Нужен просто глаз да глаз.

Чтоб не тратили напрасно

Дорогой природный газ.


Утепляем в доме окна

Мы, стараясь, как всегда.

И поэтому не страшны

Нам любые холода.


Свет горит и днём, и ночью

Там, где нужно и где нет.

Взрослым, ты, малыш, напомни:

«Уходя, гасите свет!»


Чтобы стало в этом мире

Завтра лучше, чем вчера, —

Сохраняй в своей квартире

Воду, газ, тепло всегда.


Ученик 7:

Энергосбережение – это бережное отношение к энергоресурсам, эффективное использование возобновляемых и наносящих минимальный вред природе источников энергии. (слайд 20-21)

Ученик 8:

Энергосбережение – это экономия денег семейного бюджета, забота о тех, кому предстоит жить на планете Земля после нас, это забота о наших потомках.

Воспитатель:

Во все времена умение экономить было одним из главных достоинств хорошего хозяина. А каждый хороший хозяин знает, что энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества. (Слайд 22)


Отгадайте загадку:

Очень строгий контролёр

Со стены глядит в упор.

Смотрит, не моргает:

Стоит только свет зажечь

Иль включить в розетку печь.

Всё на ус мотает. (Электросчетчик) (Слайд 23)


Такие же счетчики ставят на воду, газ, тепло, для то-го чтобы мы наглядно видели сколько мы потратили ресурсов.


Отгадайте еще одну загадку:

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда захочу,

Даже камень источу. (Вода)

Воспитатель:


Вода из крана течёт быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12 – 20 литров пресной воды. Как же нам сэкономить воду? (ответы детей.

Давайте сверим наши правила.

- Главное – не забывайте выключать воду! (Слайд 24 правила выводятся по щелчку как итог работы детей)


- Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.

- Мойте посуду не под текущей струёй, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.

Помня эти правила – за год можно сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. (Слайд 25)


Электрокроссворд (каждая пара детей вытягивает для себя загадку) (Слайд 26)

1. Он информирует о мировых новостях, показывает нам разные страны, мультфильмы. (Телевизор)

2. Прибор, который мама использует для взбивания чего-либо. (Миксер)

3. Частички, движение которых образует электрический ток. (Электроны)

4. Прибор, делающий мокрое сухим. (Фен)

5 . По нему бежит электричество в дома. (Провод)

6 . Кабинка, поднимающая людей на верхний этаж. (Лифт)

7 . Место, куда мы подключаем вилку электроприборов. (Розетка)

8 . Движущая лестница. (Эскалатор)

9 . Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)

10 . Городской транспорт, бегущий по рельсам при помощи электричества. (Трамвай)

11. Предмет, который нагревает воду до ста градусов. (Чайник)

12. Ночью – тьма, а днём - … (свет)

13. Прибор, который помогает людям услышать друг друга за тысячу километров. (Телефон)

Кроссворд можно заполнять с любого слова. Для появления ответа нажать на стрелку соответствующего вопроса. Слово появляется вместе с картинкой.














1



1 Т













2


3








4



5

6





7





8 Э

9 Л

Е

К

10 Т

Р

И

11Ч

Е

12С

13Т

В

О

























































































































Воспитатель:

Какое ключевое слово получилось у нас? Как вы думаете, много ли надо затратить природных ресурсов, чтобы произвести электроэнергию?

Много ли электроэнергии нужно, чтобы все электрические приборы работали? Как нужно относиться к электроэнергии?

Воспитатель: (Слайд 27)

Какие советы вы можете дать, хозяевам квартиры, где в каждой комнате горят яркие электрические лампочки и, перекрикивая друг друга, работают компьютер, магнитофон? К чему вы их призвали бы?

— Уходя из дома, гасите свет.

— Следите за тем, чтобы свет горел только в тех помещениях, где вы находитесь.

— Включайте технику только тогда, когда это нужно.

— Используйте энергосберегающие лампы: они потребляют электроэнергии на 70-80% меньше, чем лампы накаливания.

Воспитатель:

А знаете ли вы, что в Энерголэнде можно встретить удивительных жителей. Чтобы угадать, кто они такие давайте отгадаем загадку.

Дом — стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк.

Днем он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся. (Электрическая лампочка) (Слайд 28)


(Входят ученики в шапочках с изображением лампочки накаливания, энергосберегающей и светодиодной лампочек).


Наки: Я ваша старая подружка Наки, обыкновенная лампочка накаливания. Я родилась в Америке в 1897 году. Своим появлением на свет я обязана Томасу Эдисону. Вы меня часто видите и дома, и в школе. Но, к большому сожалению, я не очень экономная, поэтому сегодня меня стараются заменить на энергосберегающие лампы. (Слайд 29)

Люми: (Слайд 30) Привет, меня зовут Люми. Я энергосберегающая лампочка и потребляю меньше электроэнергии, чем обыкновенная электрическая лампочка. Меня используют для освещения жилых домов и офисов. Я обеспечиваю такое количество света, как и обычная лампочка, но потребляю энергии на 70-80% меньше, служу в 5-6 раз дольше обычной, а, значит, менее отрицательно воздействую на окружающую среду.

Дио: (Слайд 31) Привет, ребята, я - Дио! Я – самый экологически чистый источник света. В качестве источника использую светодиоды. Светодиодные лампочки не содержат ртуть, поэтому они не представляют опасности в случае выхода из строя. Применяют меня для бытового, промышленного и уличного освещения.

Воспитатель:

Ученые отмечают, что при использовании светодиодных ламп, выброс CO2 (углекислого газа) и энергопотребление до 90 % меньше по сравнению с аналогичными обычными лампами накаливания и , даже, до 30% по сравнению с энергосберегающими .

Такие превосходные экологические характеристики достигаются благодаря низкому уровню энергопотребления в процессе производства.

Люми: (слайд 32) Ребята! Надеемся, что вы поняли, какую пользу мы приносим окружающей среде и семейному бюджету, а значит расскажете о нас своим родителям.

Дио: До встречи в ваших квартирах.

Наки, Люми, Дио (хором): А теперь, до свидания, друзья.

Воспитатель:

Экономия электроэнергии важная задача каждого из нас. Наряду с этим мы должны экономить и тепло наших жилищ.


Чтоб холодная зима не прокралась к нам в дома,

Вы окошки утеплите – и в тепле себе живите!


- Бывает так, что зимой мы жалуемся на холод в наших домах. А что мы можем сделать, чтобы сохранять тепло.


Ученик 9:

Чтобы сохранить тепло в наших домах мы должны: (Слайд 33)

- Осенью утеплять все окна, балконы и двери;

- Обязательно закрывать двери в подъездах;

- Не открывать форточки надолго;

- Не ставить мебель, которая загораживает батарей и не даёт теплу свободно проходить в комнату.

На доске картинка с изображением девочки; она плотно закрывает окна.


Воспитатель:

А вот для вас небольшой тест:

- Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?

- Вы не забываете закрывать двери в подъезде?

- Вы не держите форточки постоянно открытыми?

- На ночь вы закрываете занавески, что бы удержать дополнительно тепло?

- У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?

Воспитатель:

Раз вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10%. Для тех же, кто хоть раз ответил "нет", этот тест послужит руководством к действию.

Воспитатель:

Ну что же, ребята, на прощание хочу дать один очень простой наказ. А какой, вы узнаете, если выполните их задание: (Слайд 34: первый щелчок – исчезнут лишние буквы, второй щелчок – соберется первое слово, третий щелчок – соберется второе слово.)


Лишь буквы — те, что в каждой строчке

Даны не более чем раз, —

Тебе помогут быстро, точно

Секретный выполнить приказ.

* Зачеркни буквы, которые встречаются в строке более одного раза, и прочитай наказ. (Будь бережливым)


Подведение итогов.


Воспитатель:

Вот и подошло к концу наше путешествие в Энерголэнд. Мы много сегодня говорили об экономии воды, тепла и электричества в наших домах. И, надеюсь, мы поняли главное: мы все должны экономить энергию не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Ребята, я надеюсь, вы запомнили те нехитрые правила бережливости, и расскажите своим мамам и папам, родственникам и друзьям. (Слайд 35)


Если развивать культуру энергосбережения с детства, то можно повлиять на дальнейшее развитие человека в гармонии с природой. Такое отношение к проблеме энергосбережения и экологии позволит сделать планету немного чище. Жить станет намного комфортнее приятнее. Ведь сохранение природных ресурсов, их разумное и экономное использование – одна из задач экологии, которая должна решаться всем человечеством


Ученик:


Не лейте понапрасну воду,

И зря не жгите свет и газ!

Давайте сохраним природу для тех,

Кто будет после нас!







Использованные материалы:


1. Грачева, Е. Энергосбережение для всех и каждого /Е. Грачева. — Челябинск, ОГУП «Энергосбережение», 2002.


2. Капелька и искорка учат экономить энергию. Книжка раскраска для маленьких. – СПб., МОМЭО «Дети Балтики» 2001.


3.Школа Берегоши: Методические рекомендации для педагогов по теме «Энергосбережение» в начальных классах. — Мн.: Тэхналогія, 2001.


4.Энергия вокруг нас: Учебный модуль. — Брянск: БРОО «Виола», 2003.


5.Демонстрационный комплект «Энергосберегающий чемоданчик». Энергосбережение для больших и маленьких.


6. Уроки Электроши: факультативные занятия "Азбука Берегоши" в 3-м классе / Н. П. Муха, 2009г.


7. Азбука Берегоши: методические рекомендации к проведению занятий во 2-4-х классах / С. В. Мацкевич, Е. Ф. Курилина, Е. В. Гречихо, И. В. Галузо.- Пачатковае навучанне: сям'я, дзіцячы сад, школа: навукова-метадычны часопіс / РУП "Выдавецтва "Адукацыя і выхаванне" Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2009г