Сценарий мероприятия
«Папа, мама, я –
читающая семья»
Мероприятие подготовила:
Сосновская Анастасия Андреевна
2021 год
«Мама, папа и я – читающая семья.»
К 222-летию А. С. Пушкина.
Цели игры:
Развитие интереса к чтению художественной литературы;
Развитие навыков читательской деятельности – умение работать с художественным текстом;
Развитие навыков коммуникативной деятельности учащихся: умение слушать и слышать, уважительное отношение к чужому мнению, умение отстаивать свою точку зрения, умение соглашаться и принимать чужую точку зрения;
Организация семейного досуга;
Воспитание культуры семейного отдыха;
Привлечение родителей к участию в воспитательной работе класса;
Привитие интереса к русской литературе, к творчеству А. С. Пушкина;
Развитие образного мышления, речи, памяти у учащихся.
Оборудование:
- портрет А. С. Пушкина;
- иллюстрации художников к сказкам А. С. Пушкина;
- выставка книг писателя;
- листы с кроссвордом;
- жетоны и призы командам.
- Компьютер для учителя (ведущего игры), мультимедийный проектор, экран.
- Конструкторы «Лего».
Если школа не располагает техническими возможностями, необходимыми для оборудования игры, то презентация, кроссворды, тесты могут быть заменены распечатанными бумажными вариантами, также, как и иллюстрации, картины, рисунки и т.д.
Ход конкурса.
Вступление.
Ведущий: - Дорогие дети, уважаемые участники нашего конкурса! Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по страницам книг А. С. Пушкина. У каждого из нас есть своё любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что – то новое для себя, сказки многому нас учат.
Представление команд.
Ведущий: - Итак, начинаем игру, которая называется «Папа, мама и я – читающая семья». Каждая команда представляет своё название и девиз. (получает по два жетона). Необходимо выбрать командира команды.
Разминка.
Ведущий: - Каждой команде задаётся по очереди один вопрос:
Где родился А. С. Пушкин? (В Москве)
Когда он родился? (6 июня 1799 года)
Сколько лет исполнилось бы ему в этом году? (222)
От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны)
Как Пушкин обращался к своей няне? («Друг вымыслов»)
Сколько всего сказок написал великий поэт? (6)
Назовите по очереди эти сказки. («Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о медведихе», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»)
Спутники рукописного труда.
Ведущий: - Не всякому предмету повезло так, как этим двум – перу и чернильнице. Пушкин частенько упоминает их в своих стихах. Помните, в стихотворении «Осень»:
Пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Ведущий: - В Лицее на уроках словесности профессор после окончания лекции часто говорил: «Теперь, господа, будем пробовать перья». Что это значило?
(Это значило, пришло время испытать свои литературные способности, то есть умение сочинять.)
Ведущий: - Пушкин посвятил чернильнице стихотворение «К моей чернильнице», в котором назвал её подругой:
Подруга думы праздной,
Чернильница моя;
Мой век разнообразный
Тобой украсил я.
Ведущий: - А ещё в этом стихотворении есть такие строки:
Сокровища мои
На дне твоём таятся.
Ведущий: - Как вы думаете, о каких сокровищах говорит Пушкин? (Это его стихи.)
Конкурс 1. «Лучший знаток сказок А.С. Пушкина»
Каждая команда должна ответить на пять вопросов по сказкам Пушкина. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Вопросы:
1.Каким словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?
2.Расплачиваясь с Балдой поп подставил лоб. Что же «приговаривал Балда с укоризной»?
Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
Есть ли сказках Пушкина Баба-Яга?
Есть ли в сказках Пушкина Кощей бессмертный?
Есть ли в сказках Пушкина Леший?
В кого превращала царевна Лебедь князя Гвидона?
Назовите чудеса из «Сказки о царе Салтане»?
Что отвечало зеркальце царице?
Кого подарил мудрец царю Дадону?
Что кричал петушок, сидя на спице?
В чем совершили своё первое путешествие князь Гвидон и его мать?
Сколько лет рыбачил старик?
К кому обращался Елисей во время поисков царевны?
Каким словами обращался старик к золотой рыбке?
Конкурс 2 «Отбери героев сказки»
Капитаны команд выбирают один из трёх конвертов. В каждом конверте находятся имена героев сказок:
«Сказка о царе Салтане…»
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
«Сказка о попе и работнике его Балде».
Задача команд отобрать героев только означенной сказки, убрав лишних. Конкурс оценивается в три балла.
Конверт 1 «Сказка о царе Салтане…»
мачеха
царевна Лебедь
Салтан
три девицы
дядька Черномор
шамаханская царица
семь богатырей
белка
зеркальце
сватья
бесёнок
гонец
попадья
коршун
Конверт 2 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
мачеха
царевна
Царевич Елисей
Чернавка
дядька Черномор
шамаханская царица
семь богатырей
Солнце
зеркальце
Соколко
бесёнок
Ветер
Месяц
Коршун
Конверт 3 «Сказка о попе и работнике его Балде»
мачеха
Балда
зайка
три девицы
поп
шамаханская царица
семь богатырей
конь
зеркальце
старый бес
бесёнок
гонец
попадья
коршун
Конкурс 3 «Разгадай кроссворд»
Команды должны разгадать кроссворд, составленный по текстам сказок Пушкина. Максимальный балл за кроссворд – 15 баллов.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1.Тот, кого выудил из моря Балда? (бес)
2.Сколько раз закидывал старик невод? (три)
3.Как звали работника у попа? (Балда)
4.Что качалось в пещере на чугунных столбах? (гроб)
5.Под кого бесенок залез? (под кобылу)
6.С каким предметов всегда разговаривала царица, спрашивая о своей красоте? (зеркальце)
7.Кто помог царевичу Елисею найти царевну? (ветер)
8.За что работал Балда? (щелчки)
9.Что не заплатила бесы попу? (оброк)
10.Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (мудрец)
ПО ВЕРТИКАЛИ:
11.Как звали царя, который женился на одной из трёх сестер? (Салтан)
12.Кто помогал старику выполнять все желания старухи? (рыбка)
13.Кто выходил из вод морских в чешуе, как жар горя? (33 богатыря)
14.Кто охранял старого царя Дадона от нападения врагов? (петушок)
15.Кто зашёл к царице с сыном в палату, огласить указ царя? (бояре)
16.С каким предметом осталась старуха у ветхой землянки? (корыто)
17.Кто откусил кусочек отравленного яблока? (царевна)
18.Кого убил стрелой князь Гвидон на необитаемом острове? (коршуна)
19.Что грызла белка в хрустальном дворце, напевая песенку «Во саду ли, во огороде»? (орехи в золотой скорлупе)
20.Кого не смог обогнать бесёнок? (зайца)
Конкурс 4 «Ты – мне, я – тебе»
Каждая команда заранее готовит по одному вопросу командам – соперницам. Таким образом, каждая команда в этом конкурсе отвечает на два вопроса. Правильный ответ оценивается в один балл. За оригинальность вопросов жюри может дать дополнительный балл команде. Итого: максимальный балл за конкурс – 3 балла.
Конкурс 5 «Лего-конкурс»
Используя детали конструктора Лего, за 7-10 минут команды должны сконструировать как можно больше героев из сказок Пушкина. Оценивание конкурса: 1 балл за каждого героя. Жюри может дополнительно оценить эстетичность, оригинальность представленных поделок – 1 балл.
Конкурс 6 «Конкурс капитанов»
Для участия в этом конкурсе приглашаются капитаны команд. Конкурс состоит из двух частей.
1. Узнай, чей портрет. Кто это?
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 3 балла
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает…
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки..
Высока стройна бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Белолица, черноброва
Нраву кроткого такого…
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
Вся, сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи.
2. Соотнеси героя и его имя
Капитаны выполняют задания
(Оценивание – по 1 баллу за каждое правильно, установленное соответствие. Максимальный балл – 10 баллов
Конкурс 7 «Иллюстрация к какой сказке?»
Конкурс проводится во время выполнения капитанами второй части заданий. Командам предлагаются иллюстрации к сказкам Пушкина. Участники должны отгадать, к какой сказке относится иллюстрация. Оценивание – за каждый правильный ответ 1 балл. Максимальный балл – 3 балла.
Ход конём. Задание взрослым.
Ведущий: - Что за строки здесь зашифрованы и из какого стихотворения они взяты?
Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Конкурс 8 «Камера потерянных вещей»
В ходе этого конкурса участники команд должны отгадать, кто из героев сказок А.С. Пушкина потерял представленные вещи. Оценивание – за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 4 балла.
Потерянные вещи:
Корыто | Зеркало | Невод |
Веревка | Месяц и звезда | Орехи |
Петушок | Жемчуга и золотые перстни | Лук со стрелами |
Подзорная труба | Шатёр | Яблоко |
Ведущий: - Вот и подошел к концу наше мероприятие. Замечательно, что вы пришли сегодня семьями, были все вместе, соревновались, смеялись, отгадывали, играли. Прослушаем прекрасную песню, которую подготовили ученики нашего класса. Читайте Пушкина, друзья!
Дети исполняют песню «Читайте Пушкина, друзья!».
Ведущий: - Слово жюри.
Подводятся итоги, награждаются команды. Вручаются дипломы семейным командам и сладкие призы всем ребятам 1-3 классов, принявшим активное участие в проведении конкурса.
Подведение итогов.
В конце игры жюри подводит итоги и оглашает результаты.
Конкурсы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Итог | Место |
Максимальные баллы | 5 | 3 | 15 | 3 | по 1 | 12 | 3 | 4 | 45 + по 1 за Лего |
Команда 1 | | | | | | | | | | |
Команда 2 | | | | | | | | | | |
Команда 3 | | | | | | | | | | |
Ведущий: - Пришла пора расставаться, нам хочется поблагодарить семейные команды, членов жюри и всех, кто сегодня был с нами. Уважаемые родители и дети! Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, пусть каждый ученик наших классов будет уметь, и любить читать, пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг. Сегодня мы с вами смогли попасть в удивительный мир сказок и произведений А.С. Пушкина, я уверена, что вы продолжите читать книги и узнавать новое. Итак, мы не говорим: «Прощайте!», мы скажем: «До новых встреч»!