СЦЕНАРИЙ
МЕРОПРИЯТИЯ ПО НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Брейн-ринг «С чего начинается Родина»
в старшей группе
с участием родителей
Автор:
Шишкина Любовь Николаевна музыкальный руководитель МДОУ № 8 «Колосок»
Соавтор:
Попова О.А. старший воспитатель МДОУ № 8 «Колосок»
Рецензент:
Галаган И.Н. заведующая МДОУ № 8 «Колосок»
Сценарий разработан для использования в учебно-воспитательной работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Цель игры:
- совершенствование работы по патриотическому просвещению родителей и детей в едином непрерывном пространстве « детский сад – семья - Родина»;
- обобщение и систематизация знания детей о стране, о своей малой Родине, о достопримечательностях своего поселка;
- развитие у детей интереса и желания в изучении родного поселка;
- развитие любознательности, самостоятельности, находчивости, умения работать в коллективе;
- воспитание любви и уважения к родному городу;
- укрепление связи с семьей посредством разнообразных форм работы с родителями.
Материал: проектор, музыкальный центр, столы для играющих, 2 колокольчика, 2 конверта с вырезанными из бумаги цветочками и детскими ладошками, зеленые и фиолетовые галстуки по 6 шт., 2 прямоугольных листа картона, клей-карандаш 2 шт., 2 листа ватмана, 2 подноса с вырезанными картинками, набор фото с изображением достопримечательностей поселка, фломастеры, маркеры, силуэт ребенка из бумаги, стикеры, грамоты 2 шт., медали 6 шт., детские музыкальные инструменты.
Зал празднично украшен флагом ДНР, воздушными шарами. На экране проектора заставка с названием игры «С чего начинается Родина». Два стола для играющих. Места для жюри и зрителей.
Ход мероприятия:
На экране появляется фото «Наш родной Донбасс». В центр зала под музыку Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина» выходит ведущая в сопровождении детей старшей группы.
Ведущая: Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости! Наш зал сегодня переполнен сияющими лицами, ведь наша встреча сегодня необычная, мы проведем ее в виде игры. Игра наша называется «С чего начинается Родина».
Святая родина! Святая!
Иначе как её назвать.
Ту землю милую родную,
Где мы родились и росли
И в колыбели полюбили
Родные песни старины.
1 ребенок. Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
2 ребенок. Родная земля! Холмы, перелески,
Луга и поля
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это раздолье полей —
Частица великой Отчизны моей!
3 ребенок. Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
« Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
« Лучше нет родного края!»
4 ребенок. Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое, голубые небеса.
Каждый город сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом.
Ведущая. Любовь маленького ребенка к родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Знакомя детей с родным городом, мы обращаем внимание на достопримечательности, памятники, музеи родного города, знакомим с биографиями земляков –героев, прославивших свою Малую Родину.
В нравственно-патриотическом воспитании детей огромное значение имеет пример взрослых, то есть вас, уважаемые родители. Именно родители являются первыми педагогами своих детей и, соответственно, то, что заложено в семье, является основой для дальнейшей жизни ребенка.
Шарль-Луи Монтаскье говорил: «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».
Любить свою родину, свой город, свой край – это значит, хорошо их знать самим и потом рассказать об этом своим детям. А хорошо ли вы знаете свой край, свою Родину?
Песня Г.Гладкова на слова Ю Энтина «Родина»
в исполнении детей старшей группы
Ведущая. Итак, мы с вами разделились на две команды. В каждой команде по 6 человек: по 3 ребенка и их родители. У участников одной команды повязаны фиолетовые галстуки , а другой – зеленые. Пожалуйста, команды, займите свои места за столами.
У вас на столах очень много всего интересного, но использовать все это мы будем в ходе нашей всей игры. Самое главное на столе – это колокольчик. Попробуйте в него позвонить, он звучит по-разному в обеих командах, послушайте. ( команды звенят в свой колокольчик, прислушиваясь, как звучит их колокольчик и колокольчик соперника)
Как в любой игре, у нас есть правила. Команда, у которой готов ответ на поставленный вопрос, должна быстро позвонить в колокольчик. За правильный ответ команда получает 3 балла, за дополнения и уточнения ещё 1 балл. Если нет ответов на вопрос, команда получает 0 баллов. Подсчитывать сумму баллов будет наше глубокоуважаемое жюри:
Воспитатель-методист МДОУ № 8 Попова Оксана Александровна;
Воспитатель Постникова Ирина Витальевна
1.Итак, первый конкурс «Визитка»
Ведущая. Команды должны выбрать капитанов и объявить нам свой девиз.
Выходит капитан команды с фиолетовыми галстуками.
Капитан. Наша команда называется «Родничок» от слова Родина.
Наш девиз: Родничок кристальный чистый, ты водою напои и здоровьем одари.
Выходит капитан команды с зелеными галстуками.
Капитан. Наша команда называется Росинка.
Наш девиз: В маленькой росинке сила всей земли, капелька живая, радость подари.
Ведущая. Молодцы! Вот теперь мы познакомились и увидели, какие у нас команды дружные, веселые, а также умные и находчивые.
Конкурс «Разминка» ( После правильного ответа на экране появляется фото)
Ведущая. Уважаемые соревнующиеся, слушайте внимательно задание. Я сейчас буду вам задавать вопросы, а вы на них отвечать. Не забывайте, звонить в колокольчик, если у вас готов ответ и представить того, кто будет отвечать из вашей команды. Ответы хором не принимаются. Ну, начнем!
- Край, в котором мы живем, называется…? (Донбасс)
- Столица ДНР (Донецк)
- Символ Донецка? (розы)
- Есть ли реки на Донбассе? (Северский Донец)
- Омывает ли наш край море? (Азовское)
- Каким полезным ископаемым богат наш край? ( Уголь )
- Самая распространенная профессия нашей республики? (Шахтер)
- Как называется наш поселок? (Северное)
- Как называется наш город? (Снежное)
- Какие еще вы знаете города нашей республики? ( Торез, Дебальцево, Седово, Шахтерск, Донецк, Харцызск, Новоазовск)
Конкурс капитанов .
Ведущий. А сейчас капитаны команд расскажут стихотворения о Родине. Это было их домашним заданием.
Капитан. Наша Родина и красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое, голубые небеса.
Каждый город сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято и упрочено трудом! (Г. Ладонщиков)
Капитан. Донецкий край, шахтерский край,
Любимый мой, родной,
Прекрасной розой расцветай,
Эдемской, неземной!
Такого края не найти –
Взлети хоть в облака!
Неувядающе цвети, предолгие века!!!
Услышьте, милые края,
Слова моей любви:
Донбасс, о, Родина моя,
Блаженствуя живи!
Дари обильный урожай,
Соль, уголь и металл!
Донецкий край – ВЕЛИКИЙ КРАЙ!
И кто о том не знал?
Конкурс «Кто быстрее?»
Ведущая. Сейчас я прошу подойти ко мне капитанов и выбрать конверт ( в одном конверте ладошки, в другом – цветы из бумаги). Теперь получите белый прямоугольный лист картона. Итак, команды, вам необходимо проявить свое творчество и сделать флаг ДНР, используя то, что лежит у вас в конверте.
А пока команды выполняют задание, объявляю музыкальную паузу
ТАНЕЦ «МЫ ВМЕСТЕ»
в исполнении детей старшей группы
По окончанию танца ведущая обращает внимание всех присутствующих на выполненные работы: одна команда представляет флаг ДНР из ладошек, вторая команда – из цветов.
5. Конкурс «Знаменитые люди Донбасса»
Ведущая. Сейчас на экране будут появляться фото знаменитых людей, которые прославили наш Донбасс на весь мир. Задание - назвать имя этого знаменитого человека и рассказать о нем.
Иосиф Давыдович Кобзон ( 1937 г.р.) – известный артист советской и российской эстрады;
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) – всемирно известный музыкант и композитор;
Анатолий Борисович Соловьяненко (1932-1999) – оперный певец, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии;
Александр Федорович Засядько (1910-1963) - советский хозяйственный, государственный и партийный деятель, министр угольной промышленности СССР;
Архип Иванович Куинджи (1842-1910) - гениальный живописец-пейзажист;
Виталий Владимирович Старухин (1949-2000) - легенда футбола, один из лучших форвардов донецкого «Шахтера».
Ведущая. Молодцы, порадовали нас своими знаниями. Продолжим.
Конкурс «Продолжи пословицу»
Ведущая. Я зачитываю начало пословицы, а участники команд ее заканчивают:
Одна у человека родная мать – одна у него и Родина
Родина – мать, умей за нее постоять.
Где кто родился, там и пригодился.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Родина любимая, что мать родимая,
“Если дружба велика, будет Родина крепка”,
“Жить – Родине служить”,
“Человек без Родины, что соловей без песни”,
“Нет в мире краше Родины нашей”.
Русский человек без Родины не живет
Ведущая. Какие хорошие знания наряду с детьми показали наши родители, давайте им поаплодируем.
А сейчас мы покажем свою удаль, силу и ловкость.
Дети обеих команд выполняют музыкально-ритмическое
Упражнение «Богатырская наша сила»
7. Конкурс «Экскурсоводы»
Ведущая. Представьте, что к вам в гости приехали ваши друзья, родственники из другого города. Куда бы вы их повели, какие места на своем поселке им бы показали?
(Командам по очереди показывают фото с изображением уголков (зданий) поселка- участники должны их узнать и назвать.)
8. Конкурс «Город будущего»
Ведущая. Уважаемые участники команд, хорошо подумайте и представьте себе, каким бы вы хотели видеть наш поселок через 10 лет. Наверняка, у каждого из вас есть мечта. А теперь подойдите, пожалуйста, к мольбертам и с помощью заготовленных картинок, которые вы видите на разносе, создайте поселок вашей мечты. Если картинок будет недостаточно, вы можете дорисовать все, что хотите.
А пока наши команды выполняют задание, для вас выступает наш детский оркестр.
ОРКЕСТР «БАРЫНЯ»
в исполнении
детей старшей группы
9. Конкурс «Угадай мелодию»
Ведущий. А сейчас последний конкурс для наших команд. Вам нужно внимательно послушать аудиозапись всем известных песен, определить их название или пропеть эту песню своей командой. Зрителям можно принять участие в этом конкурсе (подпевать).
(Звучит музыка, участники угадывают ):
« С чего начинается Родина» Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского;
«Смуглянка» Анатолия Новикова на слова Якова Шведова;
«Дружба крепкая не сломается» Б.Савельева на слова М.Пляцковского;
«Синий платочек» Г. Петербургского на слова Я.Галицкого;
«Идет солдат по городу» В. Шаинского на слова М.Танича;
«Дружат дети всей земли» Д.Львова-Компанейца на слова В.Викторова;
«Катюша» Матвея Блантера на слова Михаила Исаковского;
«Три танкиста» Дмитрия и Даниила Покрасс на слова Бориса Ласкина;
«Темная ночь» Н.Богословского на слова В.Агатова;
«Солнечный круг» А.Островского на слова Л.Ошанина;
«Прадедушка» А.Ермолова на слова М.Загота;
«Родина» Г.Гладкова на слова Ю Энтина .
Ведущая. Молодцы, хорошо знаете песни. Итак, наша игра подходит к концу, а пока жюри подсчитывает баллы и определит, кто же сегодня у нас победитель, я объявляю :
Задание для родителей: Дорогие родители, на стенде вы видите силуэт в виде ребенка (из бумаги) . На подносе – ручки, карандаши и самоклеющиеся стикеры. Вопрос: Какие качества личности необходимо воспитывать в ребенке, чтобы он вырос настоящим патриотом своей Родины? Напишите свой ответ на стикере и приклейте его на бумажный силуэт ребенка в виде одежды.
Жюри работает над подсчетом баллов, родители заняты заданием.
Ведущая. Вот и одет наш ребенок в красивый наряд. Узор наряда расписан пожеланиями от родителей, что нужно нам всем вместе вложить в ребенка, чтобы он любил семью и Родину. Итак, это уважение к старшему поколению, любовь к маме и папе, дружелюбие, сострадание, сила, здоровье, ум, старательность, взаимопомощь и т.д.
А теперь, наконец, объявление результатов
(жюри объявляет результаты игры)
Награждение ( команды награждаются грамотами победителей и за участие в игре, все игроки получают медали)
Вот и подошла к концу наша игра. И в заключении мне хотелось бы еще раз сказать, что в вашей семье, под вашим руководством, растет будущий гражданин. И всё, что происходит в городе стране, через вашу душу должно приходить к детям.
Мы приготовили для вас небольшие рекомендации, и я буду рада, если они помогут вам в воспитании ваших детей.( всем присутствующим родителям раздаются буклеты на тему «Наше поколение – патриоты»
Звучит Гимн Донецкой Народной Республики.
Дети и все присутствующие в зале поют, стоя.
По окончании, присутствующие поздравляют игроков команд с победой.
Использованная литература:
От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования ( сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И.; ДИППО.-Донецк: Истоки, 2015.-223с.
Донбасс – мой край родной. Воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования.-Донецк, 2015.-63с.
Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание» / Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др.; Под ред. Н.А.Ветлугиной. -2-е изд., и доп.- М.: Просвещение, 1982.- 271 с., ил.
Писарева А.Е., Уткина В.В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие.- М.: Сфера, 2007.- 128 с.
Воронова Е.А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры/ Е.А.Воронова.- Ростов на Дону: Феникс, 2008.- 282 с.- (сердце отдаю детям).
Русские советские песни (1917-1977). Сост. Н.Крюков и Я Шведов. М., «Художественная литература», 1977.