Живой межпредметный урок. Раскрываем тему «Золотое кольцо России» на уроке окружающего мира с элементами знаний по технологии, географии, краеведения, Изо, русского языка)
Задачи:
Познакомить с термином «Золотое кольцо России»
Обозначить и показать на карте города, которые входят в состав золотого кольца
Расширить знания о городах и достопримечательностях Иванова и Плеса
Познакомить на примере Плеса с именами великих художников
Углубить знания по русскому языку на тему «переносного значения слова»
Закрепить знания моделирования и конструирования на примере работы с лего конструктором и пазлом
Цель урока:
показать детям, что в России, а именно в Ивановской области много красивых и интересных мест.
Сценарий урока
-Зачем человеку каникулы-задумывался кто-нибудь?
А человеку каникулы затем, чтоб отдохнуть!
-Ребята, сегодня последний учебный день перед каникулами. Все мы их очень ждем для того, чтобы хорошо отдохнуть, набраться сил и новых впечатлений.
-Куда мы можем с вами отправиться за новыми впечатлениями?
(Выслушиваем ответы детей)
-Напишите, пожалуйста, на листочках название города, в котором вы бы хотели отдохнуть и узнать что-то для себя новое и интересное!?(Дети записывают и показывают свои карточки с названиями городов)
-Давайте, мы с вами распределим предложенные вами города на 3 группы. (Зарубежные города,
города России и города Ив.обл.)
Дети самостоятельно подходят к доске и закрепляют на ней свои карточки.
(У детей возникает вопрос :написанный город относится к Ив. обл. или нет)
Что бы проверить правильность выполненного задания, мы предлагаем вам собрать интересный пазл-карта Ивановской области (Дети по контуру выкладывают пазл из фетра, с последующей сверкой с доской)
Давайте подсчитаем количество желающих посетить города Ивановской области и другие обозначенные вами города.
Ребят, а почему у вас не возникло желание посмотреть и изучить города Ивановской обл.?
А я попробую вас в этом разубедить!
У меня в руках волшебная коробочка, а в ней спрятана тема нашего урока. А чтобы эту коробочку открыть вам придется отгадать загадку и получить волшебный ключик.( Что не имеет ни начала, ни конца?)
Дети открывают коробочку и достают золотое кольцо(наводящий вопрос: какое это кольцо?)
Итак, перед нами золотое кольцо. Как вы думаете, каким образом этот предмет связан с путешествиями ?(Кто-то из детей называет правильно тему урока)
А вы знаете какие города входят в Золотое кольцо России?
Да, действительно, все правильно вы назвали. Но вы обозначили лишь малую часть городов Золотого кольца. Давайте мы сейчас посмотрим на доску и познакомимся со всеми городами, которые составляют Золотое кольцо России.
А как вы думаете, почему эти города объединили одним термином?
( Учитель выслушивает ответы учеников, обращает внимание на переносное значение слова и дополняет ответ детей информацией).
Впервые этот термин был введен российским литератором Юрием Бычковым в 1967 году.
Золотое, потому что города, входящие в состав кольца очень красивые, они богаты достопримечательностями, уникальными музеями и интересными людьми, которые там работали, творили и создавали свои мировые шедевры.
Ребят, давайте переключим свое внимание на карту Ивановской области, которую вы сами старательно и дружно собрали и ответим на наш следующий вопрос:
Какие города Ивановской области входят в Золотое кольцо?(Иваново, Плес)
Какие достопримечательности есть в Иваново, за которые его включили в Золотое кольцо?(Выслушиваем ответы детей)
Дополняем сведениями из презентации(Щудровская палатка, Успенская церковь и ?)
А третью достопримечательность вы обозначите сами, но после выполнения следующего задания( Выдаем детям инструкцию и набор лего-конструкторов. Дети собирают 3 архитектурных объекта-корабль, птицу и подкову. Обьект точно по инструкции д.б. собран и презентован) Дети из другой группы должны угадать по обьекту, построенному из конструктора, градообразующее здание Иванова- дом-корабль, дом-подкову и 32 школу)Да , правильность ответа и четкое следование инструкции прикрепляется смайлик.
Ребята, а вы знаете как называют здания, которые похожи на какие-то предметы? (Учитель дает подсказку: вы сейчас с чем работали(конструктор). Образуйте от слова конструктор слово, которое будет обозначать направление в архитектуре Иванова.(Контруктивизм)
Все мы живем в Иванове и город этот очень любим, но мне интересно узнать, а кто из вас был в Плесе?
А чем вам запомнился этот город?
Учитель рассказывает о Левитане и Степанове. Показывает их картины, акцентируя внимание на то, что Левитан писал природу, а Степанов в основном животных.
Как называют художников, которые пишут природу, а как тех, кто пишет животных?(пейзажист, анималист)
Выдаем детям репродукции художников. Они делят их на 2 группы( Самооценка)
Ребят, вы обратили внимание на то, что только 2 города Ив. Области вошли в ЗК, но у нас есть и другие города, которые могли бы претендовать на место в Золотом кольце? Это Палех, Холуй, Кинешма(Показываем фото городов)
Ретят, а теперь поднимите руки те, кто изменил свое мнение о том, что у нас нечего смотреть. Напишите, теперь в какх городах вы после нашего урока захотели побывать?
Оценка учителя детьми: понравился ли вам наш урок. (Дети поднимают карточки со смайликами)
А в качестве ДЗ предлагаем вам продумать машрут на каникулы с семьей по городам Ивановской области или городам Золотого кольца.