Музыкально-литературный вечер
«С любовью к России» Сергей Васильевич Рахманинов
Слайд 1.
Звучит «Элегия» В исполнении автора
Сегодня нас ждёт удивительная встреча с музыкой Сергея Васильевича Рахманинова, русского композитора, пианиста, дирижёра.
Близкие, хорошо знавшие его люди вспоминали, что словами о себе и о своих переживаниях Рахманинов почти ничего не говорил, полагая, что все сказал своими произведениями. И потому, чтобы понять творчество композитора, надо слушать его музыку. Ярчайшей страницей русской музыки признавали творчество С.Рахманинова в России и на Западе.
Чтец1.“…он пел Россию от земли до неба.
Он пел Россию трепетом всех пальцев:
Ее дожди, крыльцо под белым снегом,
И осень рыжую с кочующим багрянцем…” (М.Румянцева)
Эти слова поэтессы Майи Румянцевой посвящены русскому композитору Сергею Васильевичу Рахманинову. В этом году исполняется 150лет со дня его рождения.
Чтец2. «Музыка Рахманинова – океан. Его волны начинаются так далеко и так высоко, что вы не видите их границ. Вы чувствуете только дыхание, которое не свойственно ни одному русскому композитору.» Андрей Кончаловский
Слайд 2.
Сергей появился на свет в дворянской семье в усадьбе Семёново, расположенной в Новгородской губернии, но вырос в имении Онег, принадлежавшем его отцу, дворянину Василию Аркадьевичу. Сергей Васильевич не был единственным ребёнком в семье.
Слайд 3.
У его родителей было еще пять детей: Аркадий и Владимир, Варвара, София и Елена. Рахманинов рос в музыкальной семье. Его дед, Аркадий Александрович, учился у музыканта Джона Фильда,и был пианистом-любителем и композитором. Несколько его сочинений были изданы в XVIII столетии.
Мать — Любовь Петровна — была женщиной музыкально одаренной, образованной, эрудированной. Окончила консерваторию по классу фортепиано у известного педагога Антона Рубинштейна, неплохо пела.
Отец — Василий Аркадьевич Рахманинов, был человеком исключительной музыкальной одаренности — прекрасно музицировал, владел даром импровизации.
Слайд 4.
Бабушка со стороны матери – Софья Бутакова. Она жила в Новгороде и в детстве Сергей каждый год проводил в Новгороде летние каникулы. Сережа очень любил бывать со своей бабушкой в монастырях и слушать звон колоколов.
Слайд 5
Чтец 3. «Сергей Васильевич писал о том, что одно из самых дорогих воспоминаний детства у него связано с четырьмя нотами, вызванивающимися колоколами Новгородского Софийского собора. Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты. Это ощущение трагического величия, созданное звоном новгородских благовестников, Рахманинов не раз будет использовать в своей музыке.»
С юных лет Сергей проявлял особый интерес к музыке, поэтому мама Любовь Петровна стала обучать его игре на инструменте с четырехлетнего возраста.
Слайд 6
Когда Сереже исполнилось 9 лет, семья переехала жить в Северную столицу. Мальчик поступает в младший класс Санкт-Петербургской консерватории (1882). С учебой у него не ладилось. На семейном совете Сережа объяснил родным, что ему не хватает дисциплины. Тогда было решено перевести юного музыканта в Московскую консерваторию к Н.С. Звереву.
Слайд 7
Этот педагог давно славился своей особой системой воспитания одаренных учеников. Он выбирал из класса двух-трех талантливых детей и забирал к себе домой на полный пансион. Николай Сергеевич приучал учеников к дисциплине, высочайшей организованности и систематическим занятиям, занимаясь с каждым из них индивидуально. Ученики пансиона находились под постоянным надзором, оттачивали игру на инструментах по 6 часов в сутки и в обязательном порядке ходили в Филармонию и Оперный театр.
Чтец 4. Живя в пансионе у Зверева (1885-89), он прошел суровую, но очень разумную школу трудовой дисциплины, превратившую его из отчаянного лентяя и шалуна в человека исключительно собранного и волевого. «Лучшим, что есть во мне, я обязан ему», — так говорил впоследствии о Звереве Рахманинов.
Слайд 8
В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе Зилоти.
Слайд 9
Он окончил консерваторию как пианист и композитор, получив Большую золотую медаль за дипломную работу — одноактную оперу «Алеко» (по поэме Пушкина «Цыганы»).
Слайд 10
Чайковский, который принимал экзамен у юного композитора, поставил опере оценку «пять с тремя плюсами» и рекомендовал ее к постановке в Большом театре.
Слайд 11
В 1892 году Сергей Васильевич впервые выступил перед публикой как пианист, со своей известнейшей Прелюдией до-диез минор, ставшей настоящей жемчужиной его творчества. Рахманинов был гениальным пианистом. Его мастерство оказывало почти магическое действие на слушателей. Обладал феноменальной техникой.
Звучит прелюдия до диез минор в исполнении автора
Слайд 12 (2 часть)
Слайд 13
В 1897 году состоялась долгожданная премьера Первой симфонии, над которой Рахманинов долго работал. После этого концерта, который был крайне неудачным для композитора, он не сочинял ничего в течение трех лет, так как произведение провалилось. Публика и безжалостные критики отрицательно встретили симфонию, да и сам Рахманинов был крайне разочарован. В итоге партитуру он уничтожил, запретив когда-либо исполнять ее. Оставив на время композицию, Сергей Васильевич вплотную занялся исполнительской деятельностью.
Слайд 14
В 1900 году он вновь вернулся к любимому занятию. Период жизни с 1900 по 1917 был самым плодотворным в жизни композитора. Произведением, ознаменовавшим возвращение к творчеству, стал Второй фортепианный концерт.
Чтец 5. …Он на рояле играет себя,
Без театральности вычурных поз,
О том, чего нестерпимо жаль,
Душой, пробитой тоскою насквозь.
И сердце одно у рояля с ним –
Рояль трепещет, одухотворён,
Так с колоколен извечной Руси,
Несётся долом малиновый звон…
Слайд 15
Здесь – влажной сирени майская блажь
И юного сердца помысел чист…
Такое словами не передашь,
Вот если только – на нотный лист,
А после – звуками в полный зал
Отдаться памяти – где-то там
Дымы отчизны, её зола
Необратимая… но мечта.
Слайд 16
В той старой усадьбе птенцом звенит,
Там русский дух, другим не чета…
Я вырван с корнем из этой земли,
Но вдохновенье осталось там…
…А без вдохновенья – катись колесом
По разным странам и городам…
Ах, куст сирени! Он знает всё
О той дороге, что в никуда… (Одрина Александра)
Слайд 17
Звучит фрагмент 2 концерта (Видео с Денисом Мацуевым (ф-но)и Евгением Светлановым (дирижёр)
Слайд 18
Яркая страница творчества композитора – романсы. В общей сложности у Рахманинова 65 романсов. Самые поэтичные, трепетные, нежные выходили из-под пера в 1902 г., когда композитор женился на Наталье Сатиной.
Подмолода Ю.Ф. исполняет романс «Утро» (аккомпаниатор – Смирнова В.В.)
Слайд 19
Звучит прелюдия Ре мажор
Слайд 20
Чтец 6. Однажды, знаменитый певец Ф.Шаляпин спросил у Рахманинова: “Растолкуй мне, простому рассейскому артисту, что такое замечательное в музыке твоей заключается, отчего на жизнь другими глазами смотреть начинаешь? Любить жажда одолевает, страдать, петь от радости. Описываешь ты в ней события своей жизни или жизнь человеческую вообще? И почему душевную скорбь такой щемяще сладкой делаешь?”
Послушайте, что же ответил композитор:
Чтец 6.“Так ты спрашиваешь, что такое музыка моя?
Это тихая лунная ночь;
Это шелест листьев;
Это отдаленный вечерний звон;
Это то, что родится от сердца и идет к сердцу;
Это любовь!”
Да, действительно, Рахманинов, прежде всего был великим лириком-романтиком. Многие художники того времени сравнивали музыку Рахманинова со своими картинами.
Слайд 21
Илья Репин, знаменитый художник, образно охарактеризовал прелюдию Ремажор композитора так: “Озеро в весеннем разливе. Русское половодье”.
Звучит ф-ная прелюдия Ремажор
Период жизни с 1900 по 1917 был самым плодотворным в жизни композитора.
Саша Задунайский
Слайд 22
Революцию 1917 г. Рахманинов воспринял как труднейшее испытание для Отечества и как личную драму.
Выезжая на гастроли в Швецию, он думал, что разлука с Родиной будет временной, а оказалось – на всю оставшуюся жизнь.
Получив несколько предложений для контрактов в Америке, он эмигрировал в США в ноябре 1918 года. В США ему предлагают место главного дирижёра сразу в двух лучших американских оркестрах — в Цинциннати и Бостоне. Но Рахманинов принимает решение вообще отказаться от карьеры на дирижёрском поприще и лишь изредка встает за дирижёрский пульт, когда исполняются его собственные сочинения.
Слайд 23
Так началась концертная деятельность Рахманинова-пианиста за рубежом, которая продолжалась почти 25 лет. Каждое его выступление становится событием.
Слайд 24
Его признают одним из лучших пианистов мира. Безусловно, Рахманинова природа наделила уникальным даром — руками Пианиста.
Слайд 25
Руки у него действительно были удивительные — большие, изумительно красивые. Он мог сразу охватить двенадцать белых клавиш! За роялем Рахманинов сидел своеобразно: глубоко, на всём стуле, широко расставив колени, так как его длинные ноги не помещались под роялем.
Чтец 7 Как-то в Америке Рахманинов заслонился от папарацци, не желая сниматься, а вечером в газете появилось фото композитора: лица видно не было, только руки и подпись под фото: «Руки, которые стоят миллион!»
Слайд 26
Чтец 1 Рассказывают, что однажды великий скрипач Крейслер и Рахманинов исполняли сонату Франка в «Карнеги-холл». Скрипач играл без нот и, совершенно неожиданно, память подвела его уже в первой части! Крейслер подошел ближе к пианисту и заглянул в ноты, пытаясь найти тот такт, где он мог бы «поймать» партнера.- Где мы находимся?! Где мы находимся?! — отчаянно зашептал скрипач.- В «Карнеги-холл», — не переставая играть, шепотом ответил Рахманинов. Чувство юмора у него было превосходное. Он любил пошутить и смеялся очень искренне.
За границей Рахманинов много концертирует, исполняя не только свои произведения… Концерты проходят с большим успехом. но сочиняет в то время он намного меньше, чем живя в России. Вся его музыка того времени проникнута необычайным лиризмом и тоской по Родине. Во всех произведениях слышатся напевы родного края, грусть, печаль.
Чтец 3. “Слово – поверхностно, музыка – глубинна”, – писал композитор. Рахманинов в письмах замечает, что он часто не доволен своей игрой на концертах, его постоянно тянет к русским людям.
Слайд 27
В1931 году Рахманиновы в Швейцарии, близ Люцерна, купили участок и построили дом. Свое новое имение Рахманиновы назвали «Сенар», соединив первые слоги своих имен (Сергей и Наталья) и добавив начальную букву фамилии. Это был современный дом в стиле модерн, но внутренне убранство напоминало усадьбу В Ивановке.
Слайд 28
Также швейцарская вилла напоминала старую Ивановку кустом белой сирени, некогда привезенным из России...
Слайд 29
Чтец 2 «– Ради Бога, не повредите корней! – умолял он старика садовника...
Не беспокойтесь, герр Рахманинов. Ваш прекрасный куст будет в полном порядке.
Я не сомневаюсь. Но сирень – нежное, хотя и выносливое растение. Если Вы повредите корни, все пропало...
Именно здесь пишет Рахманинов «Рапсодию на тему Паганини», Третью симфонию. Концертная деятельность также продолжалась. Пианист продолжал курсировать между Америкой и Европой, но душевный покой находил только летом в «Сенаре». Рахманиновы прожили в Швейцарии почти 10 лет. Последним произведением, написанным Рахманиновым, стали «Симфонические танцы». Оно было создано в 1940 году.
Слайд 30
Звучит каденция из 3 концерта
Нападение гитлеровской Германии на СССР, Великая отечественная война глубоко потрясли русского композитора и музыканта Сергея Васильевича Рахманинова, проживавшего в США. Его семья постоянно слушала новости, интересовалась ситуацией на фронтах и с первых дней Рахманинов размышлял, как и чем он может помочь своей стране, в которой родился, учился, которая живительными соками питает все мое творчество. Свой один из первых концертов начавшегося сезона Рахманинов посвятил своей сражающейся родине. Заключая контракты, Сергей Васильевич поставил условие, что каждое третье его выступление будет оплачиваться особо: весь сбор пойдёт в фонд помощи Советскому Союзу. 1 ноября 1941 года Рахманинов дал большой сольный концерт в нью-йоркском Карнеги-Холле. В программах было написано, что весь денежный сбор передаётся для медицинской помощи Красной Армии . «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу», — писал музыкант.
Жена композитора Наталья Александровна всячески поддерживала супруга, она вязала для солдат тёплые вещи. 27 июня 1942 года Рахманинов получил телеграмму от советских воинов:
Чтец 6 «Примите нашу благодарность за помощь нашей героической Красной армии, которая грудью стоит, защищая Родину и дело всего передового человечества от фашистских варваров».
Надо отметить, что публично помогая Советскому Союзу, сами Рахманиновы сильно рисковали, так как в захваченной фашистами Франции оставалась их младшая дочь Татьяна с маленьким сыном. А в самой Германии и оккупированных ею странах музыка Сергея Васильевича Рахманинова была запрещена, пластинки с его записями изымались и уничтожались.
Слайд 31
Все это время он продолжал выступать — и свой последний концерт дал за 6 недель до смерти. Композитора не стало в 1943 году, он всего несколько дней не дожил до 70-летнего юбилея. 28 марта 1943 года Рахманинов скончался после тяжелой болезни в кругу своих близких в Беверли Хиллз, Калифорния, США.
Слайд 32
Спасибо за внимание!
4