О ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГ (С ЮМОРОМ)))) | |
Быть психологом - одно удовольствие
В нашей стране психологов психологом может стать каждый, потому что очень многие думают, что профессия психолога выглядит так:
Каково быть психологом?
Быть психологом совсем несложно. Это может любой, вы тоже можете. Подружкам по телефону страдать помогали? Родным детям не заехать в лоб, когда они собачку приклеили к унитазу, сумели? Старушку через улицу насильно переводили? Отлично. Первым делом определите, какой вы психолог. Запомните: не бывает “просто психологов”, психолог - он обязательно какой-нибудь. Вот учитель, он либо физики, либо начальных классов, либо пасть порву, моргалы выколю. У каждого свой предмет. Есть вариант, конечно, представляться “учитель жизни”, но это может напрячь тех, кого вы попытаетесь учить. С психологами то же самое. Названия сложных психологических специализаций вам без надобности, потому что ни один нормальный пациент их все равно не различает. Запомните три разновидности психолога: “детский”, “взрослый” и “клинический”. Клинический - это не тот, который обладает крайней степенью проблематичности, а тот, который работает с целью излечить. Детский - это понятно, какой, а “взрослый” - это тот, который детей не любит, а лечить не умеет. Достаточно.
Как только вы решили стать взрослым психологом, напустите на себя таинственный вид. Как можно меньше отвечайте на глупые вопросы, типа “а где вы учились” или “а что вы умеете”. Дайте окружающим понять, что неважно, где учиться и что уметь, важно быть телепатом и знать всё про окружающих людей. Психологи, разумеется, все до единого умеют читать мысли и прекрасно знают, в чем заключаются ваши проблемы. И ваши. И ваши тоже. Психолог, заявляющий “я не умею читать мысли” - шарлатан. Психолог, читающий у вас в голове какие-то незнакомые вам мысли - гений. Он просто читает те мысли, которые вы еще не успели подумать. Ведь после того, как он вам про них сказал, вы их подумали, да? То-то.
Теперь про пациентов.
Пациентов лучше всего принимать по утрам. Чем человек хуже выспался, тем у него слабее защитные механизмы. Защитные механизмы - первый враг психолога, это вам любой психолог объяснит. Во-первых, они могут сработать раньше времени и вообще не дать человеку обратиться за квалифицированной психологической помощью. Во-вторых, они на протяжении всей психологической работы будут вам мешать. Поэтому на них следует немедленно указывать, если пациент с чем-нибудь не согласен.
Вы ему, например, говорите
- это у тебя тайные пороки!
А он вам - да нифига!
А вы ему - а это у тебя защитные механизмы!
Всё, один-ноль. ))))) Пусть идет домой и переваривает.
Методов у психологов немного. Собственно говоря, их всего три: парафраз, диагноз и совет. Есть еще молчание и кивание. Молчание - это когда пациент говорит, а вы слушаете. Это дает пациенту ощущение, что он вам важен и интересен. Молчание составляет примерно девяностно процентов от вашей работы, поэтому желательно научиться молчать с умным видом. Нехорошо, если психолог зевает, икает или читает газету. Лучше постукивать пальцами по столу или обмахиваться веером. Кивание - это когда пациент говорит, а вы киваете. Это даёт пациенту ощущение, что вы с ним согласны. Кивать следует часто, но осторожно, потому что если забыться и начать кивать слишком сильно, пациенту покажется, что у вас отваливается голова.
Парафраз - это когда вы говорите пациенту то, что он вам только что сказал. Психологи со стажем умеют повторять сказанное совершенно другими словами, так, что оно звучит абсолютно новым. Например, им говорят - “я чувствую желание дать кому-нибудь по морде”, а они отвечают “вы испытываете потребность применить физическую силу”. Или им сообщают: “мне плохо каждый раз, когда меня ругают”, а они в ответ - “вам не по нраву слышать критику в свой адрес”. Пациент узнаёт много нового и радуется. Психолог не напрягается и радуется тоже.
Но подобный высший пилотаж необязателен. Достаточно поменять интонацию фразы или просто сказать её несколько раз. Смысл парафраза заключается в том, что пациент получает возможность услышать и оценить себя со стороны.
Например.
- Я боюсь по утрам ходить на работу, - говорит вам пациент.
- Вы боитесь утром ходить на работу, - говорите вы пациенту. - Вы боитесь ходить по утрам на работу. А, понятно. Вы боитесь ходить на работу по утрам.
Все довольны.
Дополнительная функция парафраза - предоставление пациенту возможности с вами согласиться. Это приятно и создает полезное ощущение совместной деятельности.
Например.
- Мне кажется, я не люблю своего мужа, - говорит вам женщина.
- Вам кажется, что вы не любите своего мужа, - говорите вы женщине.
- Именно так! - соглашается женщина.
Консенсус.
А что делать, если женщина все-таки не согласилась? Немедленно выдавайте фразу про защитные механизмы.
- Мне кажется, что я не люблю своего мужа.
- Вам кажется, что вы не любите своего мужа.
- Нет, ну не то что бы не люблю… Я вообще-то еще не уверена…
- А это у вас защитные механизмы.
Диагноз - это когда вам уже все ясно, а этот тупица все еще чего-то не понимает. Знающий психолог, разумеется, понимает про вас абсолютно всё непосредственно в тот момент, когда вы впервые перешагнули порог его кабинета. Диагнозов немного и все они предельно просты.
Гомосексуальность - это когда у пациента проблемы с папой.
Гетеросексуальность - это когда у пациента проблемы с мамой.
Бисексуальность - это когда у пациента проблемы с обоими.
Есть еще истерики, невротики и шизоиды. Истерики - это те, кому постоянно мало. Шизоиды - это те, кому постоянно тесно. Невротики - это все остальные.
В общем и целом, это всё. Еще хорошо работает фраза “ну что же вы хотите, вас же в детстве недолюбили”. Запомните. В детстве недолюбили абсолютно всех. Если кому-то кажется, что конкретно его долюбили, это у него защитные механизмы.
Самым ценным оружием психолога является совет. Советов нужно давать как можно больше, желательно до того, как вас об этом попросят (это дает гарантию, что совет не будет дан слишком поздно). Если к вам обращается девушка двадцати восьми лет с жалобой на то, что она всё еще девственница, немедленно советуйте ей начать жить половой жизнью. Желательно добавить “обязательно”, “срочно” и “даже не думая”. “Даже не думая” - вообще хороший оборот для психолога, он стимулирует умственную деятельность пациента и нейтрализует его минимум на полчаса. Если к вам пришел человек пятидесяти лет и он неженат, пусть скорее женится. Если у женщины любого возраста нет детей, советуйте ей завести ребёнка. “Даже не думая”, да. Все проблемы женщин без детей связаны с тем, что у них нет детей. Все проблемы женщин, у которых есть дети, связаны с детьми. Других проблем у женщин нет и быть не может.
Про отношения в семье. Если к вам пришла пара со своими проблемами, немедленно советуйте ей разводиться. Любая пара хочет от вас решения своих проблем. Развод является универсальным решением всех проблем в паре. Не верите? Проверьте.
- Жена требует от меня слишком многого.
- Разводитесь. Тогда она не будет требовать от вас вообще ничего.
- Муж мне изменяет.
- Разводитесь. Тогда отношения вашего мужа с другими женщинами уже не будут изменой вам.
- Нам скучно вместе.
- Разводитесь. Будет весело.
- У нас разные интересы.
- Разводитесь. О чем тут вообще говорить.
- Мы больше не занимаемся сексом.
- Разводитесь. Если люди не занимаются сексом, им нечего делать вместе.
- Жена меня раздражает.
- Разводитесь! И уходите отсюда, пока ваша жена не начала раздражать еще и меня.
Если пара хочет оставаться вместе, отрицая предложенный вариант решения проблем, пусть идут домой, нет у них никаких проблем.
Тем, кто приходит с рассказами про то, как много у них романов, можете вообще ничего не говорить. Для минимального поддержания диалога запомните две фразы: “чем больше, тем лучше” и “ну вы даёте”. Этого должно хватить. Подобные разговоры могут занять довольно много времени, зато после них очень легко работать с теми, у кого всего один партнер. Потому что вы уже вообще не будете понимать, какие у людей могут быть проблемы, если их не трое.
В конце каждого психологического сеанса полезно напомнить пациенту о том, как вы его хорошо понимаете. Просто скажите ему: “видите, как я вас хорошо понимаю”. После того, как он согласился (а как ему не согласиться, если вы его так хорошо понимаете), отпускайте его до следующего раза.
Каждый из нас был ребенком и помнит самые яркие события детства, особенно связанные со своими родителями. Но каждый из нас наверняка помнит и детские переживания, травмы и обиды, которые сохраняют свою актуальность в течение всей жизни и, зачастую, определяют жизненный путь и выбор значимых людей.
Попадая в травмирующие ситуации, взрослый человек неосознанно переносится в тот период своего детство, когда была травмирована его детская несформировавшаяся психика. Маленький человек формирует психологические защитные механизмы, которые использует в течение всей жизни.
Если взрослый человек осознает, что с ним что-то не так и травмирующие ситуации повторяются, он обращается к психологу чтобы разобраться с проблемами, их причинами и улучшить качество жизни.
А если взрослый человек не осознает источник повторяющихся проблем, отрицает необходимость их решения и, что еще хуже, обвиняет в них других людей, его жизнь может зайти в тупик и, мы знаем немало случаев, когда сложные жизненные ситуации заканчиваются трагически.
А что, если представить, что будущему взрослому человеку вовремя помогли психолог и родители выбраться из состояния страха, отчаяния, отверженности либо его фантазий об этом?
Несомненно, вырос бы более здоровый и счастливый человек. Но так ли это просто – вырастить такого человека? Если родители, в особенности мать как первичный объект любви и привязанности, и есть причины страданий маленького человека, который только начинает формировать свое впечатление об окружающем его мире? Каким будет окружающий мир для маленького человека: страшным или прекрасным, полным опасностей или, наоборот, миром возможностей? Захочет ли ребенок с любопытством познавать новое или захочет спрятаться от всего и всех?
Ответ на эти сложные вопросы очевиден. Как будет воспринимать мир будущий взрослый, во многом зависит от его самых близких людей. В идеале, родители должны подвергнуться анализу до ребенка, тогда, вероятно, анализ потребуется меньшему количеству детей.
Легко ли быть детским психологом? По моему мнению, детский психолог – это невероятная ответственность. В первую очередь перед ребенком, у которого, в отличие от взрослого пациента, отсутствует мотивация к лечению и психолог – это пугающий объект. Маленькому пациенту сложно выносить тяжелые переживания, которые могут возникнуть в процессе лечения, к тому же, у ребенка пониженная способность выносить боль и страх. Поэтому, детский психолог должен был профессионален и терпелив. Ребенок-пациент, как правило, вызывает у психолога сильные ответные эмоциональные реакции, который необходимо понимать и использовать в аналитическом процессе, что мне, как специалисту, было бы непросто переносить и использовать.
Быть на стороне ребенка и в то же время взаимодействовать с родителями для успешной терапии, задача сложная.
Сложность также в том, что ребенок не приходит к психологу по собственному желанию, его приводят родители, которые испробовали уже какие-то способы «вылечить» своего ребенка. В процессе лечения может возникнуть усиление симптомов и от родителей требуется невероятное терпение. Но проблема в том, что сами родители имеют много предубеждений и ждут немедленного результата от работы с психологом, потому что не считают себя причиной симптомов ребенка. В то же время, если психологу удается установить доверительные рабочие отношения с ребенком, можно столкнуться с неожиданным препятствием –позитивным переносом ребенка, что может вызвать ревность матери.
Как уже сказано выше, ребенок не мотивирован на сотрудничество с психологом. Он проявляет минимум понимания и максимум сопротивления. Как быть в такой ситуации: помочь и не навредить, вопрос крайне актуален. Поэтому, в работе с ребенком - пациентом необходимо использовать игры и работы с различными материалами: карандаши, краски, глина, песок и т.д., которые выступают заменителями свободных ассоциаций. Особенность работы с детьми в том, что действие у ребенка заменяет вербализацию во взрослом психоанализе.
Задача для меня как психолога не была бы простой еще потому, что требует терпения, понимания и внимания ко всему, что сообщит ребенок в процессе игры.
Преимущество, но в то же время сложность в том, что терапия проходит в режиме реального времени, это работа с настоящим ребенка, а не с его прошлым, как с взрослым пациентом. Успех терапии, как сказано выше, зависит от родителей, поскольку ребенок продолжает находиться в центре сделавших его «больным» обстоятельств». Более того, ребенок находится в зависимом от родителей состоянии.
Ребенок - личность незрелая, находящаяся в постоянном процессе развития и он является представителем реальной триады, психоанализ ребенка затрагивает всю семью, становится особенно актуальной работа с родителями. Зачастую родители не хотят признавать себя «больными», и могу предположить, что возможны негативные реакции в адрес психолога, что мне было бы крайне неприятно и дискомфортно.
Суммируя вышесказанное, смею сделать вывод, что идеальный вариант – в первую очередь индивидуальная психотерапия с одним или каждым из родителей. Важно помочь разобраться родителям с их травмированными «внутренними» детьми, возможно, они забыли, что такое быть ребенком и какие переживания испытывает маленький человек в привычных для взрослых ситуациях.
Моделируя ситуацию «Я - детский психолог», обнаруживаю для себя достаточно много собственных страхов и предубеждений к этой профессии. Вижу сильные ограничения в лице родителей маленького пациента, которые отрицают свое сильное влияние и не готовы меняться. Могу также предвидеть возможную беспомощность, а может быть и злость в работе в качестве детского психолога.
Я имею собственный опыт как мама ребенка, обратившаяся за помощью к психологу много лет назад, это был не только непростой путь, но и начало качественно нового взаимодействия с моей дочерью. И могла ли я тогда предположить какие испытания, и кризисы ждут нас, которые в результате привели к позитивным изменениям и открытиям, как для меня, так и для моей дочери. Ради моего ребенка я пошла в терапию, не считая себя «больной», но интуитивно выбрала правильный путь.
Опираясь на собственный опыт, могу утверждать, что мое устойчивое убеждение в том, что, если не меняется мама, не исчезает проблема. И как сложно взрослому родителю признать свою ответственность за ситуацию, осознать причины и помочь ребенку справиться.
В то же самое время понимаю важность и нужность работы психолога с детьми. С восхищением и глубоким уважением отношусь к этим людям, которые изо дня в день делают невероятно важную работу – помогают семьям и их детям становиться более осознанными и счастливыми.
Для чего нужен педагог-психолог в ДОО?
Каждый человек рано или поздно начинает задавать себе вопросы: «Кем быть?» и «Каким быть?». Ответы на них не даются просто, вызывают множество переживаний, потому что жизненно важны. У меня с этим все было гораздо проще…
Когда, относительно не так давно, с неба упала звезда, на свете появилась – я. Я росла послушной девочкой – дочкой, ученицей. Мне ничего не нужно было повторять дважды, Я всегда старалась со всеми трудностями бороться и справляться, И меня очень ценили за это. Если у друзей появлялась неразрешенная ситуация, я всегда могла выслушать и помочь советом. Так медленно, но верно, Я пришла к профессии педагога-психолога. Помимо учебы я занималась творческой деятельностью, А точнее училась в художественной школе, вышивала крестиком, Занималась балетом. Студенческая жизнь пролетела незаметно. Наступило время ГОСов и диплома. Было множество попыток отвлечь меня, занять чем-то другим. Но, я держалась стойко. И вот он, долгожданный диплом! Свершилось, наступает взрослая жизнь! Когда-то я спешила на урок, на лекции - Теперь же я степенно шла на работу. Шла и думала, что теперь облегчается груз трудностей, Потому что я всё знаю и умею. Но, оказалось, быть педагогом-психологом не так-то просто. Начались трудовые будни. И вот мой первый воспитанник – Очень милая девочка, которая никак Не могла найти себе друзей в детском саду. Я проявила все свои знания и способности, Чтобы понять и успокоить девочку. И что же я вижу… Девочка нашла себе друзей, На лицах родителей благодарная улыбка. Удивительные родители, подумала я. Наверное, они никогда не видели педагога-психолога. Этим родителям так понравилось ходить и играть, Что они привели других родителей и их детей. Они, наверное решили, что в саду появилась волшебница, Которая, не оставит никого равнодушными.
Я знакомлю ребят с волшебной страной чувств и эмоций. Они лучше узнают себя, свои сильные стороны, Учатся преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях. Им настолько понравилось заниматься в тренинговых группах, Что они хотели остаться дольше. И встречаться как можно чаще. И тут я поняла: Что работа педагога-психолога – это сплошное творчество! Потому что, когда ты работаешь с ребенком, Он похож на нераспустившийся цветок. Стоит добавить немного тепла, любви, ласки, внимания, Чтобы он окреп, поверил в себя. Но чтобы он до конца расцвел - на радость всем - Необходима наша совместная работа с родителями и педагогами. «Один в поле не воин» - гласит народная мудрость. Педагог-психолог один не может охватить и решить все задачи и проблемы, нам обязательно нужны помощники и союзники – педагоги и родители. И когда это происходит… Ты понимаешь, что твои усилия не пропали даром. Значит в детском саду я на своём месте.
Будучи человеком любознательным, я выбрала эту профессию, потому что мне всегда хотелось понять, почему люди такие разные, а главное - меня завораживал удивительный процесс развития и роста маленького человека.
Стараюсь учить добру, уважению друг к другу, честности... Люблю детей, в каждом стараюсь видеть ЛИЧНОСТЬ.
Нам вверены детские души! Именно им мы помогаем найти свое место в этом огромном взрослом мире! У ребенка всё ещё только начинается! И потому моё главное психологическое кредо: не навреди!
Моя основная функция как педагога-психолога в детском саду: сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям.
Основные направления моей работы:
1. Психопрофилактика
2. Психодиагностика
3. Консультирование
4. Коррекционно-развивающая работа
5. Просветительская работа
6. Методическая работа
Практика показывает, что непонимание родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встреч с ним.
Хочется сразу разъяснить ситуацию: педагог-психолог и психиатр (с которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности.
Психиатр - врач, занимающийся отклонениям и нарушениями в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикаментозное лечение, дать направление в специализированный сад.
Я как педагог-психолог занимаюсь с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Я не ставлю диагноз, а могу сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости могу предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.
Основным методом моей работы является наблюдение за развитием ребёнка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости провожу индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.
К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с педагогом-психологом является недостаточным.
Без взаимодействия с родителями ребёнка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребёнка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребёнку преодолеть проблемные моменты является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.
Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат. Для этого я организовала тренинговую работу с родителями совместно с детьми.
Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а сделать всё, чтобы её избежать. Поэтому взаимодействие с психологом лучше начинать с самого раннего возраста.
Начиная с ясельного возраста каждый ребёнок попадает под пристальное моё внимание, сопровождаю процесс адаптации ребёнка к детскому саду. Находясь в группе, выделяю детей со сложной адаптацией, наблюдаю за особенностями его нервно-психического развития, всячески поддерживаю его, провожу развивающие и психопрофилактические занятия с группой детей, обычно в виде подвижных игр, пальчиковой гимнастики, логоритмической гимнастики.
Родителям, оформляющим ребёнка в детский сад, я рекомендую пройти индивидуальную консультацию, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребёнка, познакомить родителей с особенностями распорядка в детском саду.
Беседа, наблюдение, анкетирование – методы, которые помогают мне на консультации лучше понять и спрогнозировать варианты развития ребёнка, подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и личностных особенностей. Родителям будет полезно научиться смотреть со стороны на своего ребёнка и подобрать оптимальную стратегию его воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие.
Я хорошо понимаю термин "профессиональное выгорание". Отнюдь не призываю жить только работой! Детский сад - это не только вечная молодость, это ещё и вечное развитие, движение вперёд. Моей профессии педагога-психолога можно позавидовать. Она дает возможность развиваться творчески, духовно. Любой путь бывает не прост. На психологическом - тоже много трудностей и препятствий. Добиться успеха педагогу-психологу помогают наука, способности, оптимизм. Перелистывая страницы своего педагогической деятельности, хочу отметить, что всегда старалась учиться, и мне это очень нравилось и нравится!
Одна из новых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса - блоговедение. Сегодня педагоги-психологи не отстают от этого формата и стремятся к развитию. Работая в дошкольной образовательной организации педагогом-психологом, не представляю свою профессиональную деятельность без профессионального роста в освоении информационно-коммуникативных технологий. Когда познаёшь новые возможности, возникает естественное желание их применять в своей профессиональной деятельности. О себе я могу сказать, что у меня жажда к познанию не угасает. Отсюда и родилось желание создать авторский блог. Приглашаю и Вас ознакомиться с мои блогом "Адвокат" детской души".
Через блог реализую следующие задачи:
Профессиональные курсы и семинары, мастер-классы коллег и педагогические советы - это кирпичики фундамента моего успеха.
Я – педагог-психолог, продолжается моя педагогическая деятельность…
«Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперед,» - сказал Эмиль Золя. Эти слова французского писателя, мне кажется, характеризуют меня как психолога современности.
…Завтра будет новый день, и вот уже завтра в детском саду на меня опять будут смотреть глаза моих воспитанников.
Главным достижением в своей деятельности я считаю признание и уважение детей и их родителей, чего сегодня добиться не так уж и просто.
Каждому человеку очень важно хотя бы раз в жизни пережить чувство успешности.