Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств» Задонского муниципального района Липецкой области
Сценарий музыкальной гостиной
«Музыка души»
К 210 –летию Фридерика Шопена
подготовила
преподаватель
Комова Алла Васильевна
г. Задонск
2020 г.
Сегодня мы будем говорить о великом человеке, который родился 210 лет назад в Польше имя его Фридерик Шопен.
Шопена часто называют поэтом фортепиано, и это действительно верно, ибо в истории музыки не было композитора, который так безраздельно отдал бы свою душу этому прекрасному инструменту.
Не будь Шопена, мы не знали бы волшебных тайн рояля, его бездонных красот. Шопен не оставил нам ни опер, ни ораторий, ни симфоний. Более 200 произведений написано им, и все это произведения для фортепиано. В одну страничку музыки он мог вложить такую бездну красоты, чувства, настроения, умел так творить, как не умел никто ни до, ни после него.
На фоне «Ноктюрна Си ь минор»
Царица его музыки – Мелодия. Она проникает повсюду, властвует безраздельно, то, теряясь в хитросплетениях гармоний, то, спустя мгновение, вновь выплывая на поверхность. Сочетание неиссякаемого мелодического дара и гармонии вместе с классическим совершенством формы – вот основные элементы того драгоценного сплава, который мы называем музыкой Шопена.
О музыке порой трудно рассказать словами, как трудно рассказать некоторые сны. Вы знаете, как это бывает? Просыпаешься – и остается только грусть. Добрая, светлая грусть… Да Шопена нередко и называли певцом грусти. В его музыке есть какая-то особенная интонация, которая прикасается к чему-то незащищенному внутри нас.
Оспариваются даты его рождения. Официальные документы расходятся с письмами и семейными преданиями. До сих пор не установлено – был ли это солнечный день 1 марта 1810 года, или пасмурный день 1 марта 1809 года, а, может быть, 22 февраля 1810 года. Да неужели так важен этот факт?
В местечке Желязова Воля среди полей и вековых деревьев, провел Шопен лучшие дни детства и юности. Здесь тихая речка Утрата рассказывала ему о своих радостях и печалях. Здесь впервые услышал он песни, сочиненные польским народом, и навсегда сохранил их в своем сердце.
А сейчас мы познакомимся с жизнью Шопена.
Говорят, что когда он был маленьким, его мама часто играла на фортепиано. Все домочадцы радовались звукам, которые извлекали ее нежные руки. Но он, услышав музыку, принимался отчаянно плакать!
Просто он не мог спокойно слушать музыку. Она производила на него слишком сильное впечатление!
Первым учителем музыки был Войцех Живный. Это был необыкновенный человек. У него был большой, с лиловатым оттенком, нос, потому что он любил нюхать табак, и огромный, в красную клетку, носовой платок. А еще он всегда держал наготове большой четырехгранный карандаш. Им он исправлял ошибки в нотах, а иногда бил по пальцам невнимательных учеников. Но все равно, Фридерик с сестрой всем сердцем привязались к этому чудаку.
Пан Войцех говорил отцу маленького ученика, что он на своем веку видел немало ослов, встречались ему и способные дети, но у Фридерика поразительная техника, великолепная память и волшебный слух!
Шопену было всего 8 лет, когда состоялся его первый концерт в Благотворительном собрании. Когда он вернулся домой, то воскликнул: «Мамочка, вся Варшава собралась посмотреть на мой новый кружевной воротничок»!
Родители стали задумываться - кем будет Фрицек. Они еще точно не знали, - но было ясно, что это действительно необыкновенный мальчик!
И вот настала пора проститься со всем, что было мило сердцу. Так было решено на семейном совете – таланту Фрицека тесно в провинциальной Варшаве. Необходимо, чтобы о нем узнали в музыкальных столицах мира – Париже и Вене.
В поздний час, перед отъездом, словно из небытия возникают перед ним его близкие, все те, кого он любил: суровый и добрый пан Миколай, отец, и нежная кроткая пани Юстина, и обе его любимых сестры, и верный друг Титус Войцеховский оказался рядом с ним, а первый учитель Войцех Живный, кажется шепчет: «Это поразительно!».
Стояла поздняя осень, было пасмурно, моросил дождь, на сердце давила тоска. Ведь отныне он должен будет полагаться только на себя, будет обречен на одиночество, которое станет его судьбой. Шопен не мог сдержать слез, хотя еще не знает, что предстоят годы вечной разлуки с милой сердцу родиной.
А пока... Пока он уезжает в неизвестность. В путешествие он отправился со своим другом Титусом Войцеховским.
В паспорте Шопена значились пункты остановки – Вена, Германия, Лондон, проездом через Париж, в котором Шопен останется навсегда.
По этому поводу он будет горько шутить: «Я ведь здесь только проездом!».
«Я проклинаю час своего отъезда. Так мне тут тоскливо и одиноко! Я должен наряжаться, в гостиных притворяться спокойным, а, вернувшись домой, бушую за фортепиано!»
Так появился на свет знаменитый «Революционный этюд». В муках рождалась эта музыка.
Ф. Шопен. «Революционный этюд»
И вот перед ним Париж. Каким же его видит Шопен? Его впечатления были довольно противоречивы. Париж бурлил. Копыта лошадей неумолчно стучали по брусчатке мостовой. Бульвары заполнялись то почтенными дамами в кружевных накидках, то мужчинами в пышных галстуках, пестрых жилетах и высоких цилиндрах, то художниками с мольбертами в руках.
В повседневной жизни Шопен был большим любителем моды: весь Париж носит перчатки по-шопеновски, а его фраку завидовали даже графы. В его доме было много прекрасных вещей: серебро, фарфор, бронзовые часы, статуэтки, изящная мебель и целое море цветов. Он любит пирожные, обожает кататься на лошадях, а на балах он – лучший танцор.
Говорят, что свой самый знаменитый полонез он сочинил во сне. Ему приснилась вереница рыцарей с гордой осанкой, в блестящих доспехах, выступающих в сопровождении прекрасных дам. Здесь вся Польша: ее быт, обычаи, горделивый характер, движения и жесты, исполненные чувства собственного достоинства.
Все замерли на миг... Ударил вновь маэстро,
И звуки разрослись в гром бурного оркестра,
Литавров медный звон, грохочут дробно бубны,
И полонез плывет, как будто голос трубный. (А. Мицкевич)
«Полонез Ля мажор»
«Я доволен тем, что я здесь нашел: здесь первые в мире музыканты и первая в мире опера. Здесь величайшая роскошь и величайшее свинство. В этом муравейнике теряешься, и это удобно в том смысле, что никто не интересуется тем, как кто живет.» Париж – это все, что хочешь: можешь веселиться, скучать, смеяться, плакать, делать все, что тебе угодно.
С музыкой Шопена в душные салоны Парижа ворвался сам воздух Польши, пронизанный ритмами народных танцев и напевами песен далекой родины!
Шопен появился в европейской музыке неожиданно, у него не было предшественников. Он принес с собой целый мир, наполненный неведомыми образами. Отправимся и мы в странствие по цветущему саду музыки Шопена и попытаемся собрать букет из его прекрасных цветов. Сразу при входе привлекает внимание праздничный цветок, манящий пламенной страстностью. Ну, конечно же, это мазурка!
Я иду за музыкой Шопена,
Открываюсь радости сама!
Плещут искры Вислы белопенной,
И мазуркой взвихрена корчма.
В черно-белых клавишах рояля
Есть волынка, скрипка, контрабас,
Разом загудели, заиграли –
И кого же не подхватит пляс! (Эди Огнецвет (перевод с белорусского Ф. Ефимова)
Танцы Шопена были необычны, их можно не только танцевать, но и слушать. Он называл их нежно «образки», что означает «картинка», а содержание мазурок определял польским словом «жаль», которое непереводимо, но созвучно нашему русскому слову «жалость», - в нем печаль и нежность слиты воедино.
Ф, Шопен Мазурка Си ь мажор
А затем по сверкающему паркету Шопен шел к роялю. (Выходят исполнители). Вообще-то он не выносил шумных сборищ. Лучше всего он чувствовал себя в элегантном салоне среди красивых женщин, жаждавших слушать нежные звуки его музыки. Он начинал играть, и всем казалось, что звуки переливаются разными красками, и у присутствующих в зале возникало чувство, что их окружает прекрасная летняя ночь. Особенно любили слушать его «Ноктюрны», что в переводе означает «ночная песня», которые создавали ощущение исповеди тоскующего сердца.
«Ноктюрн Ми Ь мажор» (Стихи на фоне музыки)
Люблю луны волшебное сиянье,
И запах лип, и легкий шум ветвей,
Люблю забот людских молчанье,
Люблю безмолвие страстей.
Люблю в час вечера унылой флейты звуки,
И слушаю их нежный перелив,
Склонив главу, скрестивши руки,
В груди дыханье затаив. (Н. Теплова «Флейта»)
«У Шопена каждая нотка – чистое золото!» – говорил Антон Рубинштейн. У него нет мелодий, ничего не выражающих.
Они уносят дух – властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить!
Душа безумная томится и желает
И петь, и плакать, и любить! (В. Красов. «Звуки»)
Ф. Шопен Прелюдия №7 Ля мажор
Появление на музыкальном небосклоне Парижа нового блистательного светила по достоинству оценили все люди, разбирающиеся в искусстве. Ведь Париж того времени – это город, в котором жили и творили Гюго, Гейне, Лист, Мендельсон, Делакруа. Шуман приветствует его словами: «Шляпы долой, господа! Перед вами гений!». А впоследствии он говорил парадоксально, но верно: «Если бы сейчас был жив Моцарт, он написал бы концерты Шопена».
А Лист, этот дьявольски гордый и порывистый Лист, послушав Шопена, удалился на две недели и не показывался в свете. Не от зависти, нет! Ему нужно было осмыслить и пережить то, что он услышал. Потом они стала друзьями, и после смерти Шопена он напишет о нем прекрасную книгу – дань памяти своего друга.
Вероятно, никого в мире музыки и искусства женщины не боготворили, как Шопена. Его польская рыцарственность, дарование и красота обеспечили ему любовь прекрасных дам.
Мария Водзиньская... Она была молода, образованна, любила искусство. Прекрасное сблизило их и переросло в нежную привязанность. Она согласилась стать его женой! Он даже подготовил для любимой альбом, где есть песенка, слышанная им в детстве: ее пела одна крестьянская девочка, ее мелодия незатейлива и проста.
Альбом отправлен, а ответа все нет. Наконец-то письмо пришло, но каким холодом веет от его строк! Почему так произошло? Родители считали, что у Шопена хрупкое здоровье, что он недостаточно знатен для них. Что ж, он пережил и этот удар! Перевязал письма ленточкой и сделал надпись: «Мое горе». Вот и все, что осталось от этой любви, да еще вальс, посвященной любимой.
Ф. Шопен Вальс до # минор
«Я познакомился с большой знаменитостью, госпожой Дюдеван, известной под именем Жорж Санд; но ее лицо несимпатично и она мне совсем не понравилась. В ней есть даже что-то отталкивающее» - напишет Шопен в своем дневнике. Еще бы! Ничего удивительного!
Они являли собой две противоположности: она старше его на 6 лет, темноволосая, ходившая энергичной поступью и почти никогда не выпускавшая из пальцев сигарету. Спустя некоторое время, несмотря на свою внешнюю не привлекательность, Аврора Дюдеван покорила сердце Шопена. В ее салоне собирались многие блистательные умы того времени – Бальзак, П. Виардо, А. Мицкевич.
В те дни высоко ценили искусство беседы. Фридерик не принимал участие в важных спорах, хотя любил пошутить и посмеяться. Не нужно думать, что он только страдал и плакал. По вечерам дом Жорж Санд оглашался взрывами смеха. Зачинщиком веселья всегда был Шопен. Он сочинял забавные шарады, писал музыку к домашним спектаклям. Друзья хохотали до слез, когда Шопен садился за фортепиано и сочинял музыкальные карикатуры на окружающих. Он перевоплощался то в дряхлого старика, то чопорную английскую аристократку, то а австрийского императора.
Он больше молчал, а если говорил, то говорил языком музыки. Хотя и здесь был не прочь пошутить. Его знаменитый «Собачий вальс» известен всем любителям и даже людям, не умеющим играть на пианино. А в Этюде №5 все действие происходит только на черных клавишах – это своеобразная шутка гения!
Ф. Шопен Вальс си минор
Приближалась осень, а сырость вредна для его здоровья, и вместе с Жорж Санд Шопен отправляется в путешествие в уголок земного рая на Майорку. «Небо – как бирюза, море – как лазурь, горы – как смарагды, воздух – как в раю», - напишет он в дневнике. Он совершает длительные прогулки пешком или верхом на ослике и словно забывает о своей наследственной болезни – слабых легких. Это было счастливое время, проведенное с любимой женщиной.
Но по возвращении в Париж углубились трещины во взаимоотношениях с Жорж Санд, сказалась разница в характерах, . Одна из умнейших женщин того времени мадам де Сталь утверждала, что в любви бывают только начала, потому что после разрыва с Жорж Санд Шопен свое существование не считал жизнью. Все было отнято у него: родина, близкие, любовь.
Только музыка оставалась его единственным утешением. Появляются зловещие предвестники страшной болезни – туберкулеза. «Я кашляю и весь в уроках», а после одного из концертов от слабости он теряет сознание. Он слабеет физически, с трудом поднимается по лестнице, а когда возвращается с гастролей из Лондона – слуга вносит его в дом на руках.
Ф. Шопен Экспромт-фантазия
Начинается медленное угасание, но он борется с недугом. Ведь ему всего лишь 38 лет! По его просьбе срочно приехала сестра из Варшавы: «Людовика, Сердце мое пусть будет в Польше» - как завещание звучат его слова, произнесенные на прощание. В бреду он зовет: «Мать, моя бедная мать...» - и с этими словами обрывается его жизнь.
Звучит «Прелюдия №20 до минор»
Его похоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже, а на могилу высыпали землю из серебряного кубка, который подарили ему друзья при отъезде из Польши. По последней воле Фридерика сестра его сердце поместила в сосуд и тайком через границу перевезла в Польшу. Таким контрабандным путем вернулось на родину сердце великого польского композитора. Теперь этот драгоценный сосуд хранится в костеле Святого Креста, где вечным огнем горят слова: «Там сердце мое, где моя родина».
И какой бы печальной и горестной не была жизнь великого польского изгнанника, его музыка стала гордостью для всего человечества. Он вынес столько страданий, что они могли бы сломить чуткую душу, но дух его силен! В музыке Шопена столько силы, радости, солнечного света, которые подвластны лишь творческому духу великого польского композитора. Поэтому хочется вновь и вновь восклицать: «Виват, Маэстро!».
Ф. Шопен Полонез Ля мажор (отрывок)
Список литературы:
Брошкевич Е. Образ любви. Письма Шопена. - М.: Правда, 1989. - 544 с.
Лист Ф. Ф. Шопен. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. - 21 с.
Мильштейн Я. И. Очерки о Шопене. - М.: Музыка, 1987.
Бэлза И. Фридерик Шопен. М.: Музыка, 1991.
Соловцов А. Шопен. Жизнь и творчество. - М.: Музыка, 1960.
Кремлёв Ю. Фридерик Шопен. Очерк жизни и творчества. - М.: Музыка, 1971. - 609 с.
Музыкальные новеллы. - М.: Советская Россия, 1969. - 96 с.
Музыка и поэзия/Сост. Е. Н. Домрина. - М.: Музыка, 1986. - 64 с.