Сценарий «Музыкальной гостиной»
Тема: Поль Мориа́
французский композитор, аранжировщик и дирижёр.
Биография Поль Мориа родился в Марселе 4 марта 1925 года в семье почтового служащего. Начал заниматься музыкой в четыре года. Окончил марсельскую консерваторию по классу фортепиано. Увлекался джазом и популярной музыкой. В семнадцать лет создал свой первый оркестр.
В 1957 году Мориа переехал в Париж и приступил к работе на звукозаписывающей компании Barclay как аранжировщик и аккомпаниатор. С 1959 по 1964 год сотрудничал со звукозаписывающим лейблом Bel-Air. В разное время работал с Шарлем Азнавуром (совместно создано более 120 песен), Далидой, Морисом Шевалье, Лео Ферре, Лени Эскюдеро и многими другими эстрадными исполнителями.
В 1962 году Мориа сочинил свой первый международный хит — «Chariot», получивший позже английское название «I will follow him». Это была его совместная работа с известным французским композитором и дирижёром Франком Пурселем.
В 1964 и 1965 годах совместно с Раймоном Лефевром он сочинил музыку к кинокомедиям с участием Луи де Фюнеса «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке».
В 1965 году Мориа создал свой гранд-оркестр («Оркестр Поля Мориа»), с которым долгие годы записывал инструментальные версии популярных песен, делал обработки классической музыки.
В 1965 году началось его сотрудничество со звукозаписывающим лейблом Philips, которое продлилось 28 лет.
В 1966 году Мориа стал музыкальным директором Мирей Матьё. Совместно с поэтом Андре Паскалем он создал её главный хит «Mon credo»; за несколько лет сотрудничества записал с Мирей Матьё около пятидесяти песен. В 1967 году во время визита Мирей Матьё в СССР на борту крейсера «Аврора» в Ленинграде создал песню «Quand fera-t-il jour, camarade?», также вошедшую в репертуар певицы.
В 1968 году его оркестровая версия песни-участницы конкурса «Евровидение-1967» «L’amour est bleu» (в дальнейшем — «Love is Blue») возглавила хит-парады США, а затем многих других стран. Начиная с 1969 года оркестр Поля Мориа проводил концертные туры в США и Канаде, Японии и Южной Корее, Бразилии и других странах Латинской Америки.
Поль Мориа стал феноменом в Японии, устраивая до пятидесяти концертов ежегодно. В 1977 году Мориа дал два аншлаговых концерта подряд за один день на арене «Ниппон Будокан» в Токио.
В 1994 году он подписал контракт с японской звукозаписывающей компанией Pony Canyon, в сотрудничестве с которой были записаны его наиболее известные композиции.
Последний альбом оркестра — «Romantic» — был записан в 1997 году. В 1998 году Поль Мориа завершил свою активную концертную деятельность. Новым дирижёром оркестра стал пианист Жиль Гамбюс, проработавший в оркестре долгие годы.
В 2005 году Поль Мориа доверил свой оркестр коллеге-музыканту Жан-Жаку Жюстафре, с которым оркестр совершил гастрольный тур в Японию.
Мориа скончался 3 ноября 2006 года в Перпиньяне, на юге Франции. Похоронен на Южном кладбище Перпиньян в колумбарии.
Судьба оркестра После смерти Поля Мориа Жан-Жак Жюстафре три года упрашивал вдову Поля Мориа Ирен дать ему разрешение организовать концерты памяти композитора. В конце концов согласившись, Ирен Мориа предложила Жюстафре назвать оркестр его именем и более не спрашивать у неё разрешений. Таким образом в 2009 году появился «Гранд-оркестр под управлением Жан-Жака Жюстафре». В 2009 году на мемориальных гастролях в Японии в составе нового оркестра приняли участие музыканты, работавшие с Полем Мориа последние два десятилетия. В 2010—2012 годах оркестр Ж. Ж. Жюстафре дал большое турне в России с программой «Посвящение Полю Мориа» (англ. Tribute to Paul Mauriat), а также концерты в столицах Украины и Белоруссии, странах Балтии. Хотя репертуар, исполнительская манера и звучание гранд-оркестра Жан-Жака Жюстафре иные по сравнению с оркестром Поля Мориа, рекламные кампании устроителей гастролей проходили под маркой легендарного оркестра Поля Мориа, который перестал существовать в связи со смертью композитора в 2006 году. На этот счёт мадам Ирен Мориа неоднократно выступала с официальным заявлением для поклонников и прессы.
Поль Мориа и Россия В 1965 году Мориа записал пластинку с двенадцатью русскими мелодиями Russie de toujours (с фр. — «Вечная Россия»), переизданную во многих странах на компакт-диске под названием The Russian album (с англ. — «Русский альбом»).
В Москву Поль Мориа приезжал трижды — в 1967 году как аккомпаниатор Мирей Матьё, в 1978 и 1983 году — уже с гастролями своего оркестра. В 2002 году оркестр вновь дал концерты, но уже с новым дирижёром — Жилем Гамбюсом (Gilles Gambus).
В СССР музыка в исполнении оркестра Поля Мориа часто звучала на радио и телевидении. В телевизионной передаче «В мире животных» в исполнении оркестра звучала композиция Ариэля Рамиреса «Alouette» (с фр. — «Жаворонок»; оригинальное название — «La peregrinación», в переводе с фр. — «Паломничество»), в «Кинопанораме» — композиция Патрисии Карли (фр.)русск. «Pardonne-moi ce caprice d’enfant» (с фр. — «Прости мне этот детский каприз»), несколько композиций были использованы в прогнозе погоды, которым завершалась информационная программа «Время» («Yesterday», «Abrazame», «Toccata», «Un étranger sur la terre»). С середины 1970-х годов по лицензии миллионными тиражами были изданы четыре его виниловые пластинки.
После встречи с бардом Сергеем Никитиным в 1978 году Мориа создал инструментальную версию его (совместно с Виктором Берковским) песни «Под музыку Вивальди»
Музыкальный материал:
«Одинокая свирель»
«Полет кондора»
Taka takata
История любви
Крестный отец
Под музыку Вивальди
Romeo Et Juliette
В мире животных
Шербурские зонтики
Симфония Солнца и Моря