СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий обрядового праздник "Завалинка"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

1Вед:«Душа народа , жизнь и быт, его культура и обряды.

Его поэтика и песни, его ремесла и наряды.

В чем суть сего? Постичь придется поколеньям нашим молодым,

Все это отголоском отзовется и близким станет и родным.»

2Вед:

На завалинках , в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий обрядового праздник "Завалинка"»

СЦЕНАРИЙ « ЗАВАЛИНКА»

(Звучит мелодия песни «Завалинка»).

Цель: Знакомство со старинными обрядами и песнями, возрождение народных традиций.

Оформление помещения.
Часть зала, в котором пройдёт мероприятие, оформлена как деревенская изба XIX века.
Маленькие окошки с ситцевыми занавесками, на окнах цветы "огонёк", ге-рань. В углу иконостас с иконами, застланный расшитым полотенцем. Русская печь, у печи дрова, ухваты, горшки, полка с посудой (глиняные горшки, миски, тарелки, деревянные ложки и т.д.). У двери висит хомут, корзина из ивовых прутьев, сундук, деревянный диванчик, на нём домотканое покрывало, палати у печи тоже с расшитыми подушками, с домотканым покрывалом. На стенках вязаные и вышитые коврики, семейные (старинные) фотографии в рамках. В углу под иконами стоит стол, на столе старинный медный самовар, баранки, кусковой сахар.
Действующие лица:

Хозяйка Наталья( Магиярова)
Хозяин( Крыжевич)

Дочка: Сугакова,Сын лет 10-ти, Федя ( Лопунова Настя)

Группа девушек( Дедион, Н.Данина, Иванова)

Девочки: Лычева, Щемелева.

Мальчики: Асмоловский О, Асмоловский А.

1Вед:«Душа народа , жизнь и быт, его культура и обряды.

Его поэтика и песни, его ремесла и наряды.

В чем суть сего? Постичь придется поколеньям нашим молодым,

Все это отголоском отзовется и близким станет и родным.»

2Вед:

На завалинках , в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели и водили хоровод

1А играли как ! В горелки !Ах , горелки хороши !

Словно эти посиделки были праздником души

Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.

2Нынче все мы по сусекам, личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок ,Иль чего там говорить !

Скучно жить без посиделок .Их бы надо возродить !

1Ведущая: Много у нас чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь - таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный из них - это деревенские посиделки!
2Ведущий: В старые добрые времена собирались вместе девчата да хлопцы коротать долгие зимние вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит, кто из дерева ложки да игрушки разные вытачивает.
1Ведущая: А затем отложат на время свои дела и начинают все веселиться: песни петь да плясать, игры разные затевать, шутки да прибаутки рассказывать. Хотели бы вы на таких посиделках побывать да своими глазами  увидеть? Ну, тогда смотрите.

2Ведущий: Оказались мы с вами в деревянной избе. А вот и хозяин с хозяюшкой. Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится.
(Хозяйка хлопочет у печи, дочка вышивает).
Хозяйка: Дом вести - не головой трясти,
               Все надо припасти.
               Ганна, Ганна, что шьешь не оттуля?
Дочка: Да, я, маточка, еще пороть буду.
Хозяйка: Поспешишь - людей насмешишь.
Дочка: Знаю, знаю. Семь раз отмерь - один раз отрежь!
Хозяин: Домом жить - обо всем надо тужить. ( выстругивает, учит сына ).
1Сын: Татачка, а давай с тобой в рифмы играть.
Хозяин: А что это такое - рифмы?
Сын: А это так надо говорить, чтоб складно было. Вот скажи, как твоего отца звали?
Хозяин: Моего бацьку Кузьмой звали.
Сын: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!
Хозяин: Это зачем же ты моего бацьку за бороду брать будешь?
Сын: Ну это же шутка. Так для рифмы говорят. А как твойго деда звали?
Хозяин: Моего деда звали Иваном.
Сын: Твой дед Иван
          Посадил кошку в карман.
          Кошка плачет и рыдает -
          Деда твоего ругает.
Хозяин: Это зачем мой дед будет кошку в карман сажать? (сердито) Ты зачем такие пустяки прибираешь?
Сын: Да это же для рифмы.
Хозяин: Вот я тебе сам рифму скажу! Тебя как зовут?
Сын: Федя!
Хозяин: Если ты Федя, то поймал в лесу медведя.
              На медведя полезай, а с моей лавки слезай!
Хозяйка: Будет вам ругаться, да ссориться, лучше загадку отгадайте.

(Загадки белорусские)
Не сеяно, не пашено, не веяно, не молочено, водой смочено, камнем придавлено, на зиму припрятано. (Достает соленые огурчики.)
Дочка: И я загадку знаю.
Пришел Филипп, на нем сто лип.
Он мал и короток, обежал городок, прижался в уголок. (Веник)

( Раздается стук, шум за дверью.)
Хозяйка: Добрые гости всегда в пору!
Дочка: (выглядывает за дверь).
Ах, тара, тара-ра-ра! Идут девки со двора!
(ДевушкиИ.Д,О.Б, уч-ся 4 кл девочки) заходят, кланяются и хором:)
О.Б.Дев: Пришли мы песни петь, да плясать, да себя показать. Добро в вашу хату!!
Прихорашиваются, рассаживаются на лавке.

И.Д. дев: Хозяюшка, а что ты нам сегодня делать дашь?
Хозяйка: Девкам молодушкам дам вышивать белый ленок.
Раздает пяльцы, звучит песня.
Ведущая: Сидят девки, вышивают, себя песней забавляют, каждая мастерица - трудится, не ленится.
Недаром говорят люди добрые: "Какова пряха, такова на ней и рубаха".
Ведущий: Расступись, честной народ, не пыли дорожка,
Добры хлопцы идут - погулять немножко.
Шутят, рассаживаются.
Ман: Мороз не велик, а стоять не велит.
Авдеев: Молодо - зелено - погулять велено.
3 мальчик: Эй, девчоночки - беляночки, где вы набелилися?
О.Б.: Мы вчера коров доили, молоком умылися.
Хозяйка: Ну что ж, пришла пора - отложи дела.
Делу время - потехе час!
Н.Ман : Эх, сторонушка родная, дорогая сторона,
Здесь повсюду нас встречает, белорусская старина. ( песня )

Хозяйка: Удобно ли вам гости дорогие ?Всем ли видно ?Всем ли слышно ?

Всем ли места хватило ?

Максим: Гостям – то , известное дело , хватило места . Да не тесновато ли хозяевам ?

Хозяин: В тесноте – не в обиде !

(Две гостьи заняты делом: одна вяжет, другая вышивает.)

И.Д.: Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.

О.Б.: Сення гуляшки, завтра гуляшки – будешь ходить без рубашки.

Хозяйка: А вы, мастерицы, не ворчите. Работу отложите, в нашу пляску идите.

Сугакова: Нашей встрече быть угодно, отложите все дела,

Вас «Завалинка» сегодня на свиданье позвала!

Инструмента звук певучий, озорной, лихой мотив,

Словно вихрем вас закрутит, пляской быстрою пленив!

Крыжевич:Мы найдем для песен место, их не спрячем про запас,

Никому не будет тесно на «Завалинке» у нас!

 Выходите в круг смелее, чтобы был огромный круг,

Выходите в нашей пляске, за собой ведя подруг!( Хоровод « Карагод»).

Хозяин.

Мужики здесь - мастера, Ловко правят все дела.
Да и женщины под стать, Им не станут уступать. А вы, ребятушки, что ж призадумались? Призадумались, закручинились. Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось. Для вас у меня есть игра-забава. Эх лапти, да лапти, да лапти мои. И удобны, и красивы, и на пляску быстры. А сумеете ли вы, ребятушки, в лапти быстро обуться?

Игра- забава “Обуй лапти” на фоне бел.музыки.

Хозяйка: И для этих гостей (показывает в зал), званых да почетных, я приготовила скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд? Куфэрок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.(Гости говорят по очереди говорят скороговорки, их угощают конфетами и сушками).

Скороговорки.

  • У осы не усы, не усищи, а усики.

  • Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

  • Щетина у чушки, чешуя у щучки.

( вых.дев. и мал. И поют частушки)

Мальчик.Вы послушайте, девчата,

Нескладушку будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

Мальчик. На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги!

Девочка.Ты куда, Ванюша, едешь?

Ведь телега без колес!

А Ванюша отвечает…

Мальчик.Заготавливать овес.

Все.Ох, довольно, мы напелись,

Дайте смену новую!

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую!

Девочка.Уж я топну ногой,

Да притопну другой

Выходи ко мне, Ванюша,

Попляши-ка ты со мной!

Мальчик.Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку.

Стану полечку плясать,

А потом вприсядку!

( заходят девчата).

О.В: Добрый вечер хозяева. Добрый вечер всем гостям. Если можно и мы побудем у вас на посиделках.

Хозяйка: А будет ли интересно вам с нами, у вас нынче свои песни, танцы?

А.К: А хотите мы вам расскажем как сейчас мы отдыхаем в свободное время?

Хозяйка: Конечно. Мы с удовольствием послушаем вас.

1д:Нам начинать досталась роль.

Не путайте с нагрузками,

Мы принесли вам хлеб и соль

На посиделки белорусские.

2 Ведущий: Жива традиция, жива –

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого для нашего.

1 Ведущий: Раньше как? Играли в горелки.

Ах, горелки были хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души!

2 Ведущий: Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче мы по одиночке

По квартирам все сидим.

1-я Ведущая.Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радуют кого-то

Наших прадедов работы.

2-я Ведущая.деревня, деревня- края дорогие,

Здесь белорусы испокон века живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют. ( песня « Свет земли моей») .

О.Иванова:Не стареют песни вроде,Всюду песни узнаем!

Так давайте всем народомПро сторонушку споем!

Хозяин: Эх! Без песни скучновато! Запевайте – ка, девчата!


Песня « Вёсачка мая »

1вед:Много ездила по свету, но скажу я не тая,

Нету края милее на свете, чем сторонка родная моя!

2 вед:Я горжусь земляками своими, что живут по соседству со мной,

Для людей, что делами красивы, пой, гармонь, заливайся, гармонь! ( песня « Развитанне»)

1вед: Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.

Хозяйка: Обойди хоть всю планету,

Лучше белорусской пляски нету.

И цимбалы и гармонь

Разжигают в нас огонь!

Исполняется пляска « Полька Белорусская» ( приглашаем танцевать из зала гостей).

2-я Ведущая.Ночь пришла, темноту привела.

Замолчал петушок, затрещал сверчок.

Вышла маменька, закрыла ставеньки.

Все ребята спят-поспят,

Всему миру спать велят.

О.Я: Ну, гости дорогие, пора и честь знать, Хозяину с хозяюшкой пора отдыхать.

О.И: Спасибо, вам, хозяин с хозяюшкой.
А.К: Пироги у вас хорошие, сердца ваши приветливые.

1вед:Мы славно гуляли на празднике нашем,

Нигде не найдете вы праздника краше.

Всем спасибо за внимание ,

2Вед: Вот и шуткам, прибауткам конец. А кто здесь был, да нас слушал - молодец!

(песня « Бывайце здаровы»),




 



 


 




 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!