Цели:
Способствовать обогащению знаний в области русской культуры;
Побудить интерес к чтению;
Развивать познавательную активность учащихся;
Ход мероприятия:
Вступление
Ведущий 1:
Все мы, находящиеся в этом зале, живем в огромной прекрасной стране, которая носит гордое имя - Россия.
Россия – это не только огромные просторы, реки, моря, города, села. Россия – это еще своеобразные жизнь и быт населения, определенные отношения с другими странами, также это совместное проживание на одной территории людей разных народностей.
Ведущий 2:
А что же отличает от других народов Русский народ? Язык?! Но ведь на Русском языке говорят все народы, живущие в России. Значит, есть то особенное, что делает русских русскими, что определяет саму душу русского народа.
Ведущий 1:
Мы должны любить свою Родину, а значит знать любить свою культуру. Без любви, без этих патриотических чувств мы не можем называться русскими людьми.
Ведущий 2:
Один известный ученый писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».
Ведущий 1:
Национальная культура - это то, что создал народ, чем он может гордиться. Давайте вспомним известные нам достояния русского народа.
Ведущий 2:
Важной частью национальной культуры является устное народное творчество, которое заключило в себя мудрость русского народа, его духовную силу, красоту и богатство родного языка. Устное народное творчество многообразно по своему составу, к нему относят произведения разных видов и жанров. Ребята, давайте вспомним с произведениями каких жанров, мы знакомились на уроках чтения? (ответы учащихся)
Ведущий 1:
Продемонстрируют нам один из жанров УНТ пятиклассники. А жанр этот называется – частушка – 5 класс
Итак, частушки в исполнении учеников 5 класса.
Ведущий 2:
Ребята, вы столько перечислили жанров УНТ. Скажите, пожалуйста, как же передавались эти произведения из поколения в поколение?(ответы учащихся)
Кто автор этих произведений? (ответы учащихся)
Ведущий 1:
Всем хорошо известны русские народные сказки. Правда? А мы сейчас проверим.
Викторина по сказкам.
Ведущий 2:
Молодцы! Хорошо знаете русские сказки. Расскажите-ка сказку «Репка».
( Вызываются желающие на сцену. По предложению рассказывается сказка «Репка» )
Ведущий 1:
Отлично! А давайте ее сыграем! Только добавим немного юмора, который так любит наш народ.
Сказка - экспромт «Репка»
Ведущий 2:
Замечательная игра, ребята! Вы заслужили аплодисментов! А мы продолжаем наш фестиваль школьных талантов. На сцену приглашаются ученицы 7 класса. Девочки нам продемонстрируют, как современные русские поэты-песенники до сих пор боготворят старинные мотивы. На основе песенных традиций Руси была написана песня «Ромашки» Еленой Василёк. Именно под эту композицию они исполнят свой танец.
Танец «Ромашки» - 7 класс.
Ведущий 1:
Аплодисменты семиклассницам! А мне хотелось бы перейти еще к одному жанру УНТ – к пословицам. Напоминаю, что пословицы – это меткие выражения, придуманные русским народом. Например, Грамоте учиться всегда (вперед) пригодится.
Ведущий 2:
Предлагаю продемонстрировать свои знания пословиц. Я буду зачитывать первую половину пословицы, а вы продолжите.
«Продолжи поговорку» - игра с залом.
Ведущий 1:
Время шло. На Руси появилась письменность. Создались сборники произведений УНТ. И у нас теперь есть возможность познакомиться с любым из них. Достаточно сходить в библиотеку, или воспользоваться интернетом. Любой уважающий себя русский должен быть знаком с историей своей Родины, которая содержится произведениях УНТ.
Ведущий 2:
Времена у нашего народа бывали разными. Бывали не только периоды процветания, спокойствия, но также и времена войн. Великая Отечественная война! Страшное время, время голода, страха и лишений. Но и тогда русский народ не терял веры и надежды. Многие писатели и поэты тех времен отразили все чувства, пережитые события в своих произведениях.
Ведущий 1:
Одним из поэтов военных лет был Константин Симонов. С его творчеством мы познакомимся на уроках чтения. Симонов был поэтом – фронтовиком. В своих стихотворениях он стремился отразить страшные события, показать истинную душу русского воина. Одним из ярких примеров творчества писателя – стихотворение «Алеша, ты помнишь дороги Смоленщины…»
Прочитает стихотворение Иванов Данил – ученик 6а класса.
Ведущий 2:
Русский язык очень богат языковыми средствами. Ни один человек не может подсчитать количество слов в языке. Самый большой и авторитетный современный словарь - Большой Академический. Он состоит из 17 томов и насчитывает 131 257 слов. Но ученые лингвисты уверенны, что слов в языке в сотни раз больше, ведь словарь не учитывает просторечных и разговорных слов и выражений.
Ведущий 1:
Давайте проверим, как много слов знаете вы. Я буду называть букву, а вы слово, начинающееся на эту букву.
Игра в слова
Ведущий 2:
А теперь усложним задание. Каждой половине зрителей раздадим листы бумаги с одним словом. Ваша задача – вспомнить как можно больше слов, схожих по значению. Чтобы помочь, напомню о нашем приветствии. Как мы здороваемся с друзьями? Со взрослыми? Так вот все эти слова имеют похожее значение, но звучат совершенно по-разному.
Игра «Синонимы» (1. идти, 2. говорить)
- Кто назовет больше слов, тот выигрывает!
Ведущий 1:
Вот почему иностранцам так тяжело выучить наш язык. Только русский человек может пользоваться разными вариантами слов, в зависимости от ситуации.
Ведущий 2:
Восхищаться могуществом русского языка и нашей культурой, созданной с помощью него можно бесконечно. Жаль, время у нас ограничено.
Ведущий 1:
Отдать дань уважения русской речи и культуры хотят учащиеся 8 класса. Они приготовили….
9 класс….
Ведущий 2:
А закончить наш фестиваль хочется словами:
Слово о словах.
Когда ты хочешь молвить слово, мой друг,
Подумай- не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень лёд зимой расплавить,
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит и ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Ведущий 1:
Любите свой народ, свой язык. Развивайте речь – это легко! Достаточно больше читать хороших книг. Их так много в нашей библиотеке. Читайте! Читайте! И еще раз читайте!