СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий одноактного спектакля «Память»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГРУППУ СТАРШИХ ДЕТЕЙ НАКРЫВАЕТ ЧЁРНОЕ ПОЛОТНИЩЕ. ГАСНЕТ СВЕТ. ПОЛОТНИЩЕ РАСТЯГИВАЕТСЯ ВЕРТИКАЛЬНО В ВИДЕ ЭКРАНА. ЗА ПОЛОТНИЩЕМ ДЕТИ В ПОЗИРОВКЕ РАССТРЕЛА… ВКЛЮЧАЕТСЯ ЗА ИХ СПИНАМИ ПРОЖЕКТОР. ПОЛУЧАЕТСЯ ЭФФЕКТ ТЕАТРА ТЕНЕЙ… ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ ВЗЛЕТАЮЩИХ ПТИЦ… В КОНЦЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТРЕКА РЕЗКО ВЫКЛЮЧАЕТСЯ ПРОЖЕКТОР И ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО СЕКУНД ВКЛЮЧАЕТСЯ СВЕТ. НА СЦЕНЕ «СКУЛЬПТУРНАЯ» КОМПОЗИЦИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ, ОЛИЦЕТВОРЯЮЩАЯ ДЕТЕЙ-ГЕРОЕВ В.О.В.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий одноактного спектакля «Память»»

Дети войны — и веет холодом,
Дети войны — и пахнет голодом,
Дети войны — и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.


СЦЕНАРИЙ

ОДНОАКТНОГО СПЕКТАКЛЯ

«ПАМЯТЬ»


(в спектакле использованы отрывки (инсценировка) из литературных произведений Ярослава Стельмаха «Спроси когда-нибудь у трав» и Елены Пономаренко «Первый день настоящей войны»)


ИСПОЛНИТЕЛИ:


ЧЁРНАЯ: НАСТЯ С.,

БЕЛАЯ: ДАША,

КРАСНАЯ: СВЕТА,

МАЛЬЧИК: ОЛЕГ

СЕСТРА:НАСТЯ К.

СТАРШИЕ: ДИМКА, ВИТАЛИК, ЛЁША, АЛЁНА, ТАНЯ, ДИАНА, КСЮША, АДРИАНА;

СРЕДНИЕ: КИРИЛЛ, КРИСТИНА, НАСТЯ САВЕЛЮК, НАСТЯ КОСТЫРЯ, КАТЯ, АЛИНА, СОНЯ, МАКСИМ;

МЛАДШИЕ: РИТА, ВЛАД, МИША, СОНЯ, СОФИЙКА, НАТАША, ДАША, АНЯ, ЛИЗА, КАРИНА.


(Да простят меня авторы используемых отрывков… ИМЕНА ДЕТЕЙ-АКТЁРОВ НЕ ИЗМЕНЕНЫ, ПОПЫТКА СОЕДИНИТЬ В ВООБРАЖЕНИИ ОЛЕГА ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ)


НАШЕ ВРЕМЯ. МАЛЬЧИК. ДЕВОЧКА (СЕСТРА). МАЛЬЧИК ИГРАЕТ В КОМПЬЮТЕРНУЮ ИГРУ. РЕЧЬ ИДЁТ О ВОЙНЕ. МАЛЬЧИК ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНО ОТЗЫВАЕТСЯ О ЛЮДЯХ ПОГИБШИХ НА ВОЙНЕ. СЕСТРА НАПОМИНАЕТ БРАТУ, ЧТО ВОЙНА ЭТО НЕ ИГРА И НЕ ИГРУШКИ…


ТРЕК 1


МУЗЫКА. ШУМ ДОЖДЯ. ИНОГДА СЛЫШНЫ ДАЛЁКИЕ ЗВУКИ ГРОМА. ВЫХОДИТ МАЛЬЧИК С ПЛАНШЕТОМ В РУКАХ. МУЗЫКА НАСЛАИВАЕТСЯ ИЛИ ПЕРЕХОДИТ В МЕХАНИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ. ИГРА ВОЕННАЯ.

МАЛЬЧИК КОММЕНТИРУЕТ ИГРУ:……………………………………………………………………

ВЫХОДИТ СЕСТРА МАЛЬЧИКА:


Настя: Олег, мама попросила проверить у тебя уроки. Ты сделал уроки?

Мальчик: Настя, отстань. Сделал я уроки…

Настя: А что вам задавали?

М: По алгебре уравнения, по русскому переписать упражнение, по истории – войну проходим

Д: Что за войну?

М: Да эту, как её…Великую Отечественную…

Д: Вторую Мировую?..

М: Что? А! Ну, да…. Мировую… Настя!.. Вот игра у меня – мировая! А ты пристала со своей войной! Знаю я всё про неё: началась в сорок первом, закончилась в сорок пятом…. Погибло 20 миллионов. Всё!

Д: ВсЁ??????????? Погибло 20 миллионов людей!!!!

М: Настя!!!!!!!! Ну что ты пристала? Да у меня, сейчас, здесь погибает больше! Подумаешь!...

Д: Олег! Немедленно выключи свою дурацкую игру и открывай историю! Ты своим незнанием, просто оскорбляешь память тех людей, которые сражались и погибали на той войне…!

М: Память, память… У меня наверное проблемы с памятью… Ну как можно запомнить какие-то сухие цифры и факты… Ну неинтересно мне…

М: Еще этот дождь… Льёт и льёт….


ТРЕК 2

М: Ой! (пугается грома). Да что же это такое!.... И Настя куда-то ушла… Прийдётся читать…


ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД.

ТРИ ДЕВУШКИ:

БЕЛАЯ -С БЕЛЫМ ПОЛОТНИЩЕМ – ОБРАЗ ПАМЯТИ;

КРАСНАЯ С КРАСНЫМ ПОЛОТНИЩЕМ – ОБРАЗ БОЛИ, СТРАДАНИЙ;

ЧЁРНАЯ С ЧЁРНЫМ ПОЛОТНИЩЕМ – ОБРАЗ ГОРЯ, БЕДЫ, СМЕРТИ.

В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАРИСОВКЕ ЗАДЕЙСТВОВАН МАЛЬЧИК… ЕГО ВООБРАЖЕНИЕ ПОМОГАЕТ ЕМУ ПОПАСТЬ В ТО ВРЕМЯ И МЕСТО, О КОТОРОМ ОН ЧИТАЕТ. ДЕВУШКИ ЕМУ В ЭТОМ ПОМОГАЮТ…

ПО ОКОНЧАНИИ…

Олег:
…Знаете, говорят, что когда бог хочет наказать человека, он отнимает у него память.

Чёрная:

Это страшно.

Белая:Страшно, когда человек не может вспомнить свое прошлое.

Красная:

Но во сто крат страшнее, когда о своем прошлом забывает целый народ. В истории твоей страны было все и страшные поражения, и великие победы и предательства и подвиги. Судьба страны, как и судьба человека многолика и многогранна.

Олег:

-Как странно звучит – словно из глубины веков – Великая Отечественная война – 41 – 45 год, - середина прошлого века.
Чёрная:

Стоит ли об этом вспоминать?

Красная:

Стоит ли об этом говорить?

Красная:-Что ты знаешь о той войне? 

Олег: Июнь 41- го – фашистские самолеты бомбят Брест, Минск, Киев. Победный май 45-го - усыпанные цветами поезда идут на восток.

Чёрная:-И еще немного статистики -погибло двадцать миллионов человек!

Белая: Вдумайся в эти цифры…

Красная: Двадцать миллионов расстрелянных, удушенных в газовых камерах, погибших на суше, на море, в небе. Двадцать миллионов - какая огромная цифра!
Белая:-А, сколько среди них было детей, чье детство было перечеркнуто страшным словом

Вместе: ВОЙНА!


ПРОДОЛЖЕНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ, ГДЕ ПООЧЕРЁДНО ЗА ВСПЛЕСКОМ ПОЛОТНИЩА ВЫСТРАИВАЮТСЯ ТРИ КОМПОЗИЦИОННЫХ ГРУППЫ В ПОЗИРОВКЕ.



ТРЕК 3

Олег (обращаясь к девушке в белом, которая задумчиво и укоризненно на него смотрит):

Память…Ну почему, почему ты так безжалостна? Оставь меня! Ведь ты не моя память! Я не могу этого помнить!
Чёрная-Красная:- Без прошлого не бывает будущего.
Олег: Значит вы мое прошлое? Значит это все, было или могло быть со мной?
Чёрная:- Смотри. Вглядись в эти лица…

Красная: Обыкновенные мальчишки и девчонки, такие же, как и ты.
Белая: - Они очень хотели жить. Хотели любить. Мечтали, надеялись, верили…
Чёрная: Но война не знает жалости…

Красная:-  она живет по своим законам.

Олег: Что делали эти ребята? Почему их считают героями?
Красная: Они не считали себя героями…

Чёрная: …просто они жили…

Белая: …жили так, как подсказывало им сердце.


ГРУППЫ ОЖИВАЮТ, ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАРИСОВКА – ВОЗМОЖНО ШАГИСТИКА, КАКОЙ-НИБУДЬ КРУГОВОРОТ С УЧАСТИЕМ БЕЛОЙ-КРАСНОЙ-ЧЁРНОЙ…. И ЧЕРЕЗ ВТОРОЙ ПЛАН УХОДЯТ СО СЦЕНЫ.


Б.-К.- Ч., и Олега, желательно, со сцены не уводить (хочу оставить их на протяжении всего действия)

Б.-К.-Ч., НА ТРЕТЬЕМ ПЛАНЕ, НА АВАНСЦЕНЕ ОСТАЁТСЯ ОЛЕГ. ОТКРЫВАЕТ КНИГУ. ТРЕК 4-а ЧИТАЕТ:

«… Даже в глубоком тылу…- дети оставались – детьми войны…

Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах…

Но при этом они всё-таки были самыми настоящими детьми…»


( Появляется группа ребят среднего школьного возраста)


-Э-ГЕ-ГЕЙ! РЕБЯТА! СОБИРАЕМСЯ ВО ДВОРЕ!

- ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?

- К ТЕТКЕ ШУРЕ ЭВАКУИРОВАННЫХ ПОСЕЛИЛИ!

- КТО НА ЭТОТ РАЗ?

- МАЛЬЧИК, С ДВУМЯ МАЛЫМИ СЕСТРЁНКАМИ…

-В КОМАНДУ ПРИНИМАЕМ?

-НАДО ПОГЛЯДЕТЬ…

(выходит Мальчик с младшими сёстрами)

- ТЕБЯ КАК ЗОВУТ?

-КИРИЛЛ! А ДЕВЧОНОК – Аня и Рита…

-И ОТКУДА, ВАС, К НАМ, НА УРАЛ, ЗАНЕСЛО?..

-МАКСИМ, ЧТО ТЫ ПРИСТАЛ?.. ЧТО, ДА КАК… ВЕЧНО ПРИСТАЕШЬ СО СВОИМИ РАССПРОСАМИ…

-А ЭТО ПОТОМУ, ЧТО ОН У НАС ГЛАВНЫЙ!...

-ОН УЖЕ НА ЗАВОДЕ РАБОТАЕТ, ЗА ТОКАРНЫМ СТАНКОМ!

- ТЫ ЖЕ ЕЩЁ МАЛЕНЬКИЙ!

- А МНЕ, ДЯДЯ ВАНЯ, НАСТИЛ ИЗ ДВУХ ЯЩИКОВ СМАСТЕРИЛ, И Я, КАК БУДТО, СРАЗУ ВЫРОС!

-А НАСТЯ С ХРИСТЕЙ, В ГОСПИТАЛЕ ПОМОГАЮТ…

- А НАСТЁНА, УЖЕ 10 ПАР ТЕПЛЫХ НОСКОВ СВЯЗАЛА ДЛЯ БОЙЦОВ ФРОНТА…

- А МЫ, ДЛЯ РАНЕНЫХ, В ГОСПИТАЛЕ КОНЦЕРТ ГОТОВИМ…

-КИРИЛЛ, КИРИЛЛ! А ТЫ БЫЛ ТАМ, НА ВОЙНЕ? А ТЫ ПАПКУ МОЕГО НЕ ВИДЕЛ?!.. ОН ЗА ПОБЕДУ ВОЮЕТ!...

- НЕТ, НЕ ВИДЕЛ…

- А СТРАШНО, ТАМ… НА ВОЙНЕ..?

- СТРАШНО… ОЧЕНЬ СТРАШНО…

ТРЕК 4

(МИЗАНСЦЕНА: НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ,СЛЕВА –К.,Ч.,Б, И ОЛЕГ;

НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ, СПРАВА – ГРУППКА ДЕТЕЙ, УСЛОВНО У КОСТРА, СЛУШАЮЩИЕ РАССКАЗ И СОПЕРЕЖИВАЮЩИЕ;

ВТОРОЙ ПЛАН (УСЛОВНО ОТКРЫВАЕТ «БЕЛАЯ») – ПО РОЛЯМ. КИРИЛЛ - СЛОВА АВТОРА И МАЛЬЧИКА, ВИТАЛЯ – ДЕД ПАХОМ, ДИАНА – МАМА, АНЯ И КАТЯ-СЁСТРЫ.)

СЛОВА АВТОРА РАЗБИТЫ МЕЖДУ ОЛЕГОМ И КИРИЛЛОМ.

...Страшно стало c первого дня войны. Все куда-то бежали,..

сёстры мои плакали, мама кричала на нас, но мы не обижались. Самолёты летели так низко, я думал они к нам в сад на яблони сядут, словно большие птицы.



- А ФАШИСТОВ, ТЫ ВИДЕЛ? ОНИ КАКИЕ?..



Потом я увидел фашиста. Сначала я, тоже, думал, что фашисты – это машины, самолёты, а увидел солдата в каске и на мотоцикле.



БЕЛАЯ ВЗМАХИВАЕТ ПОЛОТНОМ, ОТКРЫВАЯ ДЕЙСТВИЕ. КИРИЛЛ ПЕРЕХОДИТ НА ВТОРОЙ ПЛАН



-Кирюха, собери всех в дом, – сказал мне дед. – Будем в погребе прятаться от этих нехристей.



Исполняя дедово приказание, вдруг увидел, как этот «нехристь» бьёт бабу Феню в соседнем дворе. Она кричала и плакала, а он бил её сапогом в живот. Сёстры мои обнаружились в малиннике. Они сидели, закрыв голову руками, так их учила мама, когда мы прятались от бомбежек.



Чего так долго? – СПРОСИЛ МЕНЯ ДЕД.



Ничего не долго!

Пока этих «куриц» нашёл! Опять ни за что из-за вас мне попало.

Девчонки! И почему им всё разрешаете, а меня только ругаете и ругаете?



Глаша, надо расчистить в погребе место. Будем прятаться, лишние банки с погреба повытаскивай!



Вдруг мы все услышали автоматную очередь и звон разбитого стекла. Стреляли по окнам соседней хаты.



Вот мерзавцы, что вытворяют? –



Глаша, уводи скорее детей. Прячьтесь, а я здесь останусь. Уходите! Детям скажи, чтобы тихо сидели в подполе. Кто знает, что у этих извергов на уме.



Они нас убьют, да? –

Тише, девочки, помолчите все, тихо, дети!



ДЕД ПАХОМ КОМУ-ТО ГОВОРИЛ:



Нет в доме никого. Я только один, а невестка моя ушла в город со всеми бабами. Испугалась она.

Врёшь, куда могла уйти это учительша, у неё детей четверо,



УСЛЫШАЛИ МЫ ЗНАКОМЫЙ ГОЛОС НАШЕГО СОСЕДА.



Да нет их, Петро! Ты ведь видел, как все уехали и Глаша с ребятами тоже! –

Смотри, старик! Худо будет, если мы их найдём.

Геру офицеру поставишь сюда кровать и немедленно! – приказал Петро.

Прямо сюда?

Приказы не обсуждать! Сказано тебе и всё! Не забудь приготовить чистую постель. К вечеру приду, проверю! Ты понял меня, старик?

Хорошо! …

Уходить надо, Глаша! Ищут они тебя. Здесь квартировать будет офицер. Да и дети всё время тихо сидеть не смогут. Девчонки маленькие, плакать начнут. От греха подальше, к вечеру уходите в город к Николаю. Я пока начну собирать вам кое-какую одежонку.

Слышал, сынок! Не можем мы здесь оставаться! Опасно! Коли дед так забеспокоился, значит, не зря...



НО УЙТИ К ДЕДУ НИКОЛАЮ МЫ НЕ УСПЕЛИ!



Вдруг мы услышали какой-то хлопок, затем кто-то споткнулся о поленицы дров и рассыпал их.

Мамочка! Отпусти меня! Отпусти! Может быть, дед упал и не может подняться? Ведь кто-то же рассыпал во дворе дрова?

Нельзя, сынок! Не ходи! Дождёмся, пока они уйдут... Потом вместе с тобой пойдём и посмотрим. Девочки, перестаньте плакать! Тише! Тише, мои родные!

-Во дворе протрещала автоматная очередь. Завыл и заскулил наш пёс- так жалобно и неистово…

Дед Пахом лежал на поленицах дров. Он был тяжело ранен в живот.

Папка, родненький! Не умирай! Не умирай! –кричала мама. – Прошу тебя, не умирай!!!

Мама! Мама! Тихо, не плачь, не надо! Девчонок напугаешь!

Потом я побежал к скулящему Рэму. Пёс лежал и ждал помощи. Ему прострелили ноги.

Вернее и преданнее Рэма у меня не было друга. Собака, скуля и ища защиты, уткнулась мне своей мордой в ладони, тяжело и прерывисто дышала.

Я его уговаривал: – Терпи! Терпи! Не умирай! Не умирай, как дед Пахом…

Мама опять заплакала и закричала:

Изверги! Звери! Кто только вас породил?– Будьте вы все прокляты!



ТРЕК 5 (ШУМ ДОЖДЯ, КРАТКИЙ ВОЗВРАТ ЗРИТЕЛЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)

Олег: Надо же как небо затянуло тучами… И дождь не перестаёт…

ПЕРЕХОД ПОЛОТНИЩ. ОЛЕГ ВНОВЬ СКЛОНЯЕТСЯ НАД КНИГОЙ.



СЛЫШНЫ ДЕТСКИЕ ГОЛОСА. ВТОРОЙ ПЛАН. ВЫБЕГАЮТ МАЛЫШИ И НАЧИНАЮТ ИГРАТЬ В ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ (МЯЧ, СКАКАЛКА-ВЕРЁВКА). НА ФОНЕ ИГР ИДЁТ ПОВЕСТВОВАНИЕ.

ОСНОВНАЯ ГРУППА (ОЛЕГ И ДЕВУШКИ) СПРАВА НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ.



Чёрная:-Кто сосчитает, сколько детей убивает война, которая убивает их дважды? Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в это мир.

Красная:-Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство?

Белая:-А их таких были тысячи в сорок первом - сорок пятом годах...

Олег:- Что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?

Белая:- Многое! Сейчас, оставшиеся в живых, с ужасом вспоминают и рассказывают, как умирали от голода и страха.

Чёрная:- Как убегали на фронт…

Красная:- Как тосковали, когда наступило первое сентября сорок первого года и не надо было идти в школу.

ТРЕК 6

Белая:- Как становились маленькими солдатами:

Мальчик: - "...Что мне делать с тобой, парень? Ты же в два раза меньше винтовки", - говорил мне командир и отправил сюда – в тыл…

Девочка: -"…Жалела об одном: что я не успела вырасти и стать летчицей"

Красная:-Как, только встав на ящики, дотягивались до станков и в десять-двенадцать лет работали по двенадцать часов в сутки.

Чёрная:-Как получали на погибших отцов похоронки.

Белая:-Как рыдали и кричали:

Девочка:-«…Я не буду, я боюсь играть в верёвку!...»,

Чёрная:- … потому, что на её глазах маму повесили немцы…

Красная:-Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что

Девочка: - "...я забыла за четыре года, что это такое - белый батон"

Белая:-Как уходила на фронт воспитательница из детдома, а они хором просили:

Дети: -"Папу найдите..."

Красная:-Как усыновляли их чужие люди…


ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАСТАВКА МАЛЫШЕЙ. ПЕРЕХОД ПОЛОТНИЩ. ОТКРЫВАЮТСЯ СТАРШИЕ.


ТРЕК 7



СТАРШАЯ ГРУППА ДЕТЕЙ ЗАСТЫЛА В ПОЗИРОВКЕ. В ДВИЖЕНИИ ОСНОВНАЯ ГРУППА, ОБЩАЯСЬ ДРУГ С ДРУГОМ…



ЧЁРНАЯ- Жизнь - это сон.  Калейдоскоп лиц, какофония звуков, мелодий…
КРАСНАЯ: Откуда мы пришли? Куда уйдем?

БЕЛАЯ: Жизнь - сон, но что нас будет ждать, когда мы проснемся? И вообще, будет ли нас там что-нибудь ждать?

ОЛЕГ: Что такое жизнь? Мгновенье или вечность? Белое или черное?

БЕЛАЯ: Все смешалось, словно обезумевший художник, выплеснул на холст -  всю палитру красок. Тона, полутона, неясные тени, …а в центре картины, расплываясь, становясь, все больше и больше кроваво-красное пятно…


ДЕВУШКИ (Ч.,Б.,К.)ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ ОЛЕГА НА КНИГУ, ПРЕДЛАГАЯ ЧИТАТЬ, А САМИ ВНИМАТЕЛЬНО НАБЛЮДАЮТ ЗА РАЗВОРАЧИВАЮЩИМСЯ ДЕЙСТВИЕМ, В СООТВЕТСТВИИ РЕАГИРУЯ.


ВСЕ-Предатель!
ЛЁША: - Да, я для вас предатель…ни имени, ни фамилии, ни привычек, ни увлечений,
Ни когда  родился, ни с кем дружил, ни кого любил…Предатель и всё да? Емкое словечко, всё в себя вместило …А, каково  мне,  никто не задумывался? Никто не попытался представить, почему…почему -  я назвал ваши фамилии?
А эта боль, эта разрывающая череп боль,…когда не остаётся ничего,
Ни плоти, ни сухожилий…Всё, каждая клеточка твоего тела соткана из боли и мучений и память, даже твоя память отказывается тебе повиноваться… и ты не в состоянии  вспомнить милые твоему сердцу лица - только лица палачей. И тогда проклинаешь ту минуту, когда ты родился, и всю эту жизнь, которая кончается так страшно! Кто? Кто из живых не испытавших этого кошмара может осуждать меня?  
ДИМА- Но ведь мы в ответе и перед мёртвыми!
ЛЁША: - Нет, они с нас не спросят им уже все ровно!..
АЛЁНА- А тебе?
ЛЁША: - …И вообще,  почему я должен быть за что-либо в ответе, держать перед кем-то ответ, бояться, что меня призовут к ответу?! Почему я не могу поступать так, как я считаю  нужным, удобным, устраивающем только меня одного…
ДИМА- А долг?
ЛЁША: - …Красивое слово, и придумал его тот, кто привык держать себя в узде - туда не пойди, на того не взгляни… Слепо повиноваться они могут…о них, потом обо всех напишут, что все, все до одного  были отличниками, если кто был из них хулиганом  так про того скажут, что он был шалуном… Всё. Всё спишут…и вообще кому теперь до этого есть дело, ведь всем безразлично…
АДРИАНА- А тебе?
ЛЁША: - Я точно знаю, что нашлись бы и среди вас желающие кое-что порассказать, только до вас как следует, не добрались.
ДИАНА- Не добрались?! Сергею Васильеву отрубили руку, Толику из девятого выкололи глаза!...
ЛЁША: - Да, правильно, давай вали всё на меня, я во всём виноват, я обо всех рассказал... Но зачем? Зачем  говорить об этом? Не все ли будем мы равны перед вечностью - хорошие, плохие, честные,…Не все ли мы равны?
АДРИАНА - Нет!
ЛЁША:- Уж ты- то ко мне могла быть и подобрее … ведь -  тебя- то, я как раз и не назвал…                  АДРИАНА - Ты назвал меня, первая же фамилия, которую ты произнёс -  была моей, потому  что я была в каждом из моих друзей, и раны каждого из них жгли меня,   и в сердце моём была их боль. Почему, почему  в тебе не было этого же чувства, почему собственные страдания затмили  для тебя страдания других?             ТРЕК 8
ЛЁША: - Нет, я помню, помню…тебя, я не назвал. Я не мог назвать тебя, потому что я тебя…
АДРИАНА- Нет! Не смей произносить этого слова. Ты не имеешь права произносить его.
ЛЁША: - Почему, почему ты отказываешь мне во всём человеческом, где же твоя доброта, милосердие…ведь это же жестоко…Жестоко… и ты…ведь тебя то я не назвал…

ТАНЯ   Ты просто трус! Трус и жалкий предатель!
ДИМА- Вот и всё, уже рассвет…знаете, я ни о чём не жалею. И это совсем не страшно, что жизнь заканчивается  вот так…
АЛЁНА- Не правда! Страшно, очень страшно. Ведь больше уже ничего не будет…

КСЮША: ...как там наши? Мама, братик? Наверно сидят сейчас за столом …
ДИАНА– Хватит, Ксюша, за каким ещё столом…все они сейчас стоят вон там за забором, надеются, что фашисты нас отпустят…  
ДИМА- Когда меня вели с допроса, я видел Сергеева из девятого «Б». Гады, что они с ним сделали, он сам даже идти не мог - ребята несли…
ТАНЯ- Старших уже увезли,…наверное,  опять в балку повезут,… где весной партизан…
ДИМА- Не надо, Таня, зачем ты об этом. Всё будет хорошо, обязательно. Потому что по-другому, просто не может быть. Осталось совсем немного потерпеть и всё будет хорошо… 

В КАМЕРУ ВБРАСЫВАЮТ ИЗРАНЕННОГО ПОДРОСТКА.

АЛЁНА-Виталик, Виталя! Что они с тобой сделали… Ну почему, почему всё так?! За что нам досталось это злое время? Почему мы не могли родиться, когда не будет этой страшной  войны! Когда на всей земле будет мир, когда не будет ни смертей, ни пыток!
ВИТАЛИК- Ну что ты, Алёнка, что ты…не плачь…Тебе это не идёт. Ты ведь в нашем классе,  была самой весёлой…
АЛЁНА- Всё-всё,  я уже не плачу,… правда, я совсем не плачу…
ВИТАЛИК - Скоро мы уйдём отсюда, возьмёмся с тобой за руки и уйдём, уйдём  туда, где нас уже никто не сможет разлучить.
АЛЁНА- Где не  будут слышны лай собак и крики немецких солдат. И тёплый летний ветерок  будет ворошить наши волосы, а мы  будем идти, и идти всё дальше и дальше…
ВИТАЛИК- Мы  будем слушать весёлый щебет  птиц, журчание ручья,…а ещё у нас будет…
АЛЁНА - Не будет…ничего этого не будет… скоро рассветёт, и нас посадят в грузовики… Хорошо, если нас с тобой посадят рядом, а потом нас отвезут  в Васильеву балку,…а потом…
ВИТАЛИК- А потом мы возьмёмся за руки и полетим. Полетим вверх, всё выше и выше, полетим над шеренгами солдат в серых шинелях, над нашим любимым городком, над всей нашей многострадальной страной! Всё выше и выше, выше и выше… Туда, где мы всегда будем вместе…
ТРЕК 9
АДРИАНА – Ребята, знаете,  мне страшно…
ТАНЯ– Как тебе не стыдно, Надя.
АДРИАНА– Нет… мне уже не страшны мучения… мое тело привыкло к боли…Я даже  смерти не боюсь… Мне страшно… страшно, что мы исчезнем. Понимаете? Навсегда исчезнем.  Сначала о нас будут помнить наши родные, и те, кто нас хоть немного знал, а потом? Что потом? Человек рожден для жизни, для продолжения рода, а что выпало нам? Война!? Кровь, боль, страдания?! 
ДИАНА – Перестань! Я уверена  о нас будут помнить!

ТРЕК 10

О нас будут помнить люди, для которых родина не просто звук.. Будут помнить, и рассказывать своим детям, внукам.
АДРИАНА– Нет. Все проходит и забывается. Вспомни историю. Кто сейчас помнит имена спартанцев? Кто помнит защитников Трои?
Я смотрю на эту карту, на политическую карту нашего родного Советского Союза и вижу лица людей, лица наших потомков. Кто они? О чем они думают? О чем мечтают? Ты думаешь, они будут помнить о нас? Нет! Человек слаб! Человек живет только сегодняшним днем! Вот мы сейчас здесь сидим в нашем старом классе, а завтра…завтра от нас останется только этот пустой класс.
КСЮША – Надя!
АДРИАНА – Не верите? Спросите у них! Спросите, что они знают о Великой Отечественной войне! Цифры, даты, имена полководцев и все да? Все?…
     
КСЮША- Все…Все…Все… Вот и все… как странно. Лес, лунная дорожка, ночь,…а завтра уже ничего этого не будет. Ничего и никого…только холодная пустота…

ДИАНА:..Нет! Так не бывает! Ведь вот же я стою, говорю, думаю,…а завтра меня не будет? Как это не будет? Ведь я же не могу просто исчезнуть.

КСЮША- …Каждое утро будет вставать солнце, будут в небе летать  птицы, но я…я это уже не увижу,…никогда не увижу. Какое страшное слово - НИКОГДА.
Хорошо, если бабушка права и на небе есть бог. Тогда и умирать не так уж было бы и страшно…

ЛЁША:Но если он там, как же он мог такое допустить?
 ДИАНА:..Почему он спокойно смотрит на наши муки и страдания? Или за тысячи лет его сердце очерствело? И людская боль его больше не тревожит? 
АЛЁНА:Господи, если ты есть, сотвори чудо! Спаси нас! Ну, что тебе стоит, господи! А я обещаю, если ты нам поможешь, то я всегда, всегда буду верить в тебя, буду ставить свечки в церкви… (ПЛАЧЕТ)
Что, не слышишь!? Конечно, тебе не до меня, у тебя есть дела и по важнее…

ЛЁША:Глупо! Как все - таки глупо заканчивается жизнь. Ведь Я же ничего не успел…совсем ничего…


ПОДРОСТКИ «УХОДЯТ В СЕБЯ», КТО-ТО ЗАСЫПАЕТ…

                ТРЕК 11  ВЫХОДИТ МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА В БЕЛОМ.

Дев - Не плачь, ну, пожалуйста, не плачь… Тебе больно да?
АЛЁНА: - Кто ты? что ты здесь делаешь? Как ты сюда попала?
дев - Я пришла к тебе. Мне разрешили.
АЛЁНА: - Кто? Кто тебе разрешил? Эти фашисты? Уходи отсюда.
Уходи скорее.
Дев - Но я пришла увидеть тебя. Скажи, а кто такие фашисты?
АЛЁНА:- Фашисты?.. Может, я уже умерла? Ответь мне, я умерла, да?
Дев - Я не знаю, что значит умереть? Я просто хотела тебя увидеть и пришла.
АЛЁНА: - Ты кто? Как тебя зовут?
Дев - Не знаю, но ты хотела назвать меня Дашей. Разве ты уже не помнишь, как ты мечтала, что окончишь школу, выйдешь замуж, а когда у тебя родится дочь… ты, очень хотела, чтобы первой была девочка,  и ты назовешь ее Дарьей. В честь твоей мамы. Ну, почему ты опять плачешь? Не надо, не плачь. Скоро, уже совсем скоро, боль пройдет и все закончится. Не будет ни боли, ни этого грязного класса. Будем только я и ты…
АЛЁНА:- Будем только я и ты… По вечерам, я буду заходить в твою маленькую комнатку… Зайду, присяду на краешек постели, поправлю твое одеяльце, и буду петь тебе колыбельные песни, те, что мне пела моя мама…

       НАПЕВАЕТ КОЛЫБЕЛЬНУЮ 

Девочка - …Я люблю тебя, мама…

       УХОДИТ, НАПЕВАЯ «КОЛЫБЕЛЬНУЮ».


ТРЕК 12 - КУЛЬМИНАЦИЯ


ГРУППУ СТАРШИХ ДЕТЕЙ НАКРЫВАЕТ ЧЁРНОЕ ПОЛОТНИЩЕ. ГАСНЕТ СВЕТ. ПОЛОТНИЩЕ РАСТЯГИВАЕТСЯ ВЕРТИКАЛЬНО В ВИДЕ ЭКРАНА. ЗА ПОЛОТНИЩЕМ ДЕТИ В ПОЗИРОВКЕ РАССТРЕЛА… ВКЛЮЧАЕТСЯ ЗА ИХ СПИНАМИ ПРОЖЕКТОР. ПОЛУЧАЕТСЯ ЭФФЕКТ ТЕАТРА ТЕНЕЙ… ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ ВЗЛЕТАЮЩИХ ПТИЦ… В КОНЦЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТРЕКА РЕЗКО ВЫКЛЮЧАЕТСЯ ПРОЖЕКТОР И ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО СЕКУНД ВКЛЮЧАЕТСЯ СВЕТ. НА СЦЕНЕ «СКУЛЬПТУРНАЯ» КОМПОЗИЦИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ, ОЛИЦЕТВОРЯЮЩАЯ ДЕТЕЙ-ГЕРОЕВ В.О.войны.

ТРЕК 13 - ФИНАЛ


ОЛЕГ ВЫХОДИТ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН.


ОЛЕГ:

ПРОСТИТЕ, ПАВШИЕ!

ПРОСТИТЕ, ЖИВУЩИЕ, ПРОШЕДШИЕ ЧЕРЕЗ БОЛЬ И СТРАДАНИЕ!…

ПРОСТИТЕ, НАМ, НЕЗНАНИЕ И НЕЧАЯННОЕ НЕВНИМАНИЕ!…

МЫ СДЕЛАЕМ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ОГРАДИТЬ МИР ОТ ТАКОГО СТРАШНОГО ЗЛА КАК ФАШИЗМ…

МЫ БУДЕМ ПОМНИТЬ ….

МЫ НЕ ЗАБУДЕМ…



ТРЕК 14 – ФИНАЛЬНЫЙ ПОКЛОН.